Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» (Русский язык, 5 класс)
Предмет: русский язык
Класс: _____5____
Тема урока: Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
УМК: учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012)
Цель деятельности учителя | Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ними связанных, подготовиться к контрольному диктанту; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Уметь подбирать прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки; образовывать краткую форму прилагательных и грамотно писать прилагательные с основой на шипящий; развивать внимание, память, мышление, устную речь учащихся и их творческие способности, повышать интерес к предмету; воспитывать уважение к русскому языку, чувство доброжелательности, целеустремлённости, сплочённости, взаимовыручки и взаимоподдержки. Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, учитывать позицию других людей. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, (Познавательные УУД) Личностные: уметь проводить самооценку, мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к русскому языку. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; индивидуальная; групповая, парная, фронтальная. |
Оборудование; наглядно-демонстративный материал | Экран, компьютер, мультимедийный проектор; презентация по теме урока |
Основные понятия | Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль имени прилагательного |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотивация II. Определение темы и задач урока. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | -Здравствуйте, ребята ! … Нет, давайте начнём по-другому! Здравствуйте, мои умные, красивые, весёлые , любознательные ребята! Улыбнитесь мне, гостям, и садитесь по местам. -Скажите, какое приветствие вам понравилось больше? -Почему? ( Во втором приветствии Вы употребили имена прилагательные) - Скажите, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? ( О прилагательном) -Весь материал по теме «Имя прилагательное» в этом году мы прошли. Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» -Чтобы продолжить урок, нам надо поставить перед собой задачи. (повторить морфологические признаки прилагательного, подбирать прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки, краткую форму прилагательных грамотно писать прилагательные с основой на шипящий) -Сегодня вы будете работать не в тетрадях , а в оценочных листах. Каждый свой шаг, каждое выполненное задание вы будете оценивать сами. Если задание выполнено без ошибок, ставите +,если с ошибками – и+,если не справились -. В конце урока мы посмотрим, кто каких результатов достиг. Оценивайте себя справедливо. | Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: Понимают задачу. Регулятивные: планируют (с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают вместе (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра) | |
III.Актуализация опорных знаний. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | -Послушайте загадку. Отгадка и будет ответом на вопрос: Куда мы сегодня отправляемся путешествовать? - Конечно же, это радуга! Одно из самых удивительных явлений природы! Приглашаю вас попутешествовать по радуге! Путешествуя по радуге, мы будем повторять материал, изученный по теме «Имя прилагательное как часть речи». Радуга у нас должна появиться и на доске. Появляться она будет постепенно с каждым выполненным заданием. Выполняем задание – прикрепляем дугу! Путешествие начинаем с красной дуги. А на этой дуге вам надо поработать в группах, предлагаю вам упражнение «Ты – мне, я – тебе!». Оно поможет вам вспомнить и обменяться теоретической информацией по теме «Имя прилагательное». На листочках написаны вопросы, каждая группа выбирает по очереди вопрос и задает его любому учащемуся из другой группы. 1.Что такое имя прилагательное? Что обозначает? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета) 2.На какие вопросы отвечает? (отвечает на вопросы какой? Каков? чей?) 3.Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам) 4.Какова роль в предложении имени прилагательного? (В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.) 5.Какие бывают имена прилагательные по форме? (Имена прилагательные бывают полные и краткие.) 6. Подберите прилагательные к словам: повидло, кофе, мозоль. (ср.р,муж.р, ж.р) 7.В предложении Апрельский день хорош найдите прилагательное, определите его синтаксическую роль 8. В чем особенность написания кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий? (У кратких прилагательных с основой на шипящий мягкий знак на конце не пишется) 9. От чего зависит выбор букв о – е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных? ( в окончаниях имён прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется буква О, без ударения буква Е) 10. Какой раздел науки о языке изучает прилагательное? (морфология) -Оранжевая дуга приготовила следующее задание в написании падежных окончаний прилагательных. Ваша задача – согласовать прилагательные с существительными и записать только окончания имен прилагательных. С (хороший) товарищем, о (ловкий) спортсмене, за (меткий) стрелком, о (младшая) сестре, об (опасный) наводнении, (хвойный) дерево, (длинный) веревка, со (строгий) учителем, (теплый) молоко, (морозный) ночью. -Проверим по эталону. -им, -ом, -им, -ей, -ом, -ое,-ая,-им,-ое,-ой. | Отвечают на вопросы. Строят высказывания. Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве делают выводы. Знакомят с результатами работы группы. | Групповая, индивидуальная Индивидуальная работа | Познавательные: Решают учебные задачи анализируя, синтезируя, сравнивая, классифицируя, устанавливая причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. | |
IV . Физкульт минутка | | -Какое настроение у вас было перед уроком? (весёлое, радостное, бодрое, хорошее, замечательное) -Каков сегодня день? (хорош, пригож) - Отличаются ли прилагательные, которые были ответами на первый вопрос, от прилагательных, которые отвечали на второй? (полные/краткие) -Жёлтая дуга просит нас провести физкультминутку, но она у нас будет рабочая. Я называю прилагательное, если оно в полной форме, вы потягиваетесь, а если в краткой – сжимаетесь в комочек. Свеж, прозрачен, порывистый, горяч, чудесные, чист, тихое, ярок, ослепительный ,веселы, меч, черная, бодры, не страшен, горячий, высок, жгучий, неуклюж. | | | | |
V. Повторение изученного материала. | Беседа, обсуждение предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | -На зеленой дуге вам предстоит на месте пропусков, написать Ь в тех словах, где он должен стоять. Объяснить, почему поставили ь знак в слове и почему он там не нужен. Камыш…, скуч…ный, хорош…, горяч…, ноч…, дремуч…, могуч…, скрипуч…, (много) туч…, глуш…, пахуч…, строиш…, свеж… . -Осуществим взаимопроверку данного упражнения, обменявшись оценочными листами в парах. | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве делают выводы. Знакомят с результатами работы группы. | Парная работа | Личностные: стремятся к преодолению трудностей, проявляют способность к самооценке. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. | Устные ответы, письменная работа |
| Раскрытие сущности новых понятий. Беседа обсуждение новых результатов наблюдения | -На голубой дуге повторим правило «О и Е после шипящих в окончании прилагательных».
-Вставьте пропущенные буквы, обозначьте окончания прилагательных, определите падеж и выполните морфологический разбор одного прилагательного. -В чуж…м доме, в сыпуч…м песке, на больш…м стадионе, на свеж…м сене, о хорош…м подарке, по скрипуч…й лестнице, о могуч…м дубе, на жгуч…м морозе, пригожему дню. -Взаимопроверка -Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «ПРИГОЖИЙ» (ПРИГО́ЖИЙ, -ая, -ее; -ож (устар. и обл.). Красивый, миловидный, а так же вообще хороший. Пригожая девица. И хорош и пригож. П. денёк.) | Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индивиду альная, групповая, парная | Личностные: осознают свои возможности в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в групп | Задают уточняющие вопросы, письменная работа |
| Практическая деятельность | -На синей дуге поработаем в группах. Ваша задача: дополнить текст прилагательными к существительным по смыслу, учитывая их грамматические признаки. Посмотрим, чей вариант будет ближе к авторскому. Барсучонок Из травы показалась мордочка с ________носиком, _______________ глазками и ______________ ушками. Это был барсучонок. Мордочка у зверька была очень ___________. От носа к ушам тянулись __________ ___________полосы. Как будто зверек надел __________ маску. Барсучонок выбрался из травы . Какой же он был __________! По Г. Скребицкому. Авторский текст: Барсучонок Из травы показалась мордочка с черным носиком, любопытными глазками и маленькими ушками. Это был барсучонок. Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам тянулись длинные черные полосы. Как будто зверек надел черную маску. Барсучонок выбрался из травы. Какой же он был занятный! По Г. Скребицкому. - Сравните ваш текст с авторским. Поднимите руку, чей текст оказался ближе к авторскому. Зачитайте ваш текст. -Почему именно эта работа признана лучшей? (С помощью прилагательных писатель рисует барсучонка, которого легко себе представить. С помощью прилагательных выражается и отношение к увиденному – состояние восторга (забавная, занятный). Из обилия прилагательных автор выбрал именно эти слова для достижения цели – воздействия на читателя.) -Выполняя это задание, мы закрепили умение реализовывать авторский замысел через подбор прилагательных. На фиолетовой дуге внимательно послушайте песню «Моя Россия» и выпишите прилагательные, которые встретятся в песне. -Какие имена прилагательные вы выписали? -Все задания выполнены ,у нас получилась красивая радуга. | Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Вместе делаем выводы | Групповая Групповая | Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: самостоятельно извлекают нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, осуществляют контроль. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах, задают вопросы. | Устные ответы, письменная работа |
6.Подведение итогов
7.Рефлексия | Эвристическая беседа, подбор своих примеров, составление связных рассказов об изучаемом явлении | А теперь подведём итог, попробуйте составить синквейн на сегодняшнюю тему 1.Прилагательные Полные, краткие Дополняют, украшают, уточняют Помогают выразить наши мысли. Часть речи 2.Имя прилагательное Выразительное, точное Описывает, изменяется, обогащает Прилагательные украшают нашу речь. Эпитеты -Так для чего нужны прилагательные? -Вывод: (для яркости, образности нашей речи, чтобы описать предмет) Чтение стихотворения « Имя прилагательное» Сильно любознательное Имя прилагательное. В чём предметов-то секрет? На вопросы дай ответ: Он какой? Она какая? Сильный, добрая, родная. А оно? Оно смешное, Тёплое и озорное. Эти признаки важны, Речь обогатить должны. (Елена Мельникова-Кравченко) -Давайте посмотрим, как вы оценили свою работу на уроке. Зелёный круг - работал активно на всех этапах урока, без ошибок. Жёлтый – работал активно, но допускал ошибки. Красный – с некоторыми заданиями не мог справиться, надо повторить изученный материал. -Сдайте оценочные листы | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Выполняют упражнения | Индивидуальная, групповая. | Познавательные: Решают учебные задачи Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения | Задают уточняющие вопросы, письменная работа |
8.Домашнее задание | | 1 уровень: Творческая работа «Даём объявление» У каждого из вас, ваших родственников или друзей есть домашний любимец. Это собака, кошка или попугай. Представьте себе, что ваш друг пропал. Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся. Просклоняйте любое словосочетание из вашего объявления. 2 уровень - Синтаксический разбор предложения + род, число, падеж у прилагательных. На колючей шишке кактуса распускается цветок редкой красоты. 3 уровень - в словосочетаниях «прилаг+ сущ», определить род, число, падеж. Удивленное лицо, ясный день, дружные ребята, свежий воздух, серая мышь. | | Дифференцированная работа | | |