Обобщающий урок географии по теме «Природа России»

0
0
Материал опубликован 7 January 2016

Автор: учитель географии Петрова Оксана Валерьевна

Цели урока:

Образовательные:

  • проверить степень усвоения основных понятий  раздела"Природа России»;
  • закрепить полученные знания при изучении природы России.

Развивающие:

  • продолжить формирование у школьников умение анализировать и обобщать изученный материал;
  • систематизировать полученные знания;
  • применять на практике теоретические знания.

Воспитательные:

  • воспитание  стремления к получению новых знаний;
  • воспитание любви к природе и бережного отношения к ней;
  • развитие эстетической культуры у школьников.

Оборудование: физическая карта России, раздаточный материал,

компьютерная презентация: «Природа России. Своя игра».

Форма работы: работа в группах.

Ход урока.

I. Мотивация. Целеполагание.

Урок мне бы хотелось начать со слов Белинского «Любить Россию, значит знать ее». Как вы понимаете эти слова?

На протяжении длительного времени мы изучали природу России, сегодняшний урок заключительный в этой теме. Что вы ждете от этого урока, какие задачи ставите?

На сегодняшнем уроке мы будем работать в небольших группах по три человека. Вспомните правила работы в группах.

Эмблемы урока: карта и знак вопроса. Почему?

В ходе урока вам предстоит оценивать свою деятельность, а в конце урока оценить работу группы и каждого члена группы.

Группы получают оценочные листы. (Приложение 1).

II. Основная часть урока. Повторение и обобщение.

1. Я предлагаю вам навести порядок в хаосе слов, т. е. разделить их на группы.

Карточки со словами даны на каждую группу, а также на доске. В ходе работы учащиеся должны разделить слова по темам:

Климат: умеренный, континентальный, сухой, влажный, морской

Воды: полноводная, глубокое, соленое, подземные, пресные

Рельеф: расчлененный, высочайшая, плоский, складчатый

Растительный и животный мир: широколиственные, хвойные, мозаичная, видовой, разнообразный.

2. Повторение по теме «Рельеф и геологическое строение

1) Задание группам: ответить на вопросы теста «Рельеф и геологическое строение»

1. В рельефе России преобладают:

Горы

Равнины

2. Общий уклон территории России:

К югу

К центру

К северу

к востоку

3. На древних участках земной коры – платформах, как правило, располагаются:

горы

равнины

4. Горы расположены:

на платформах

в складчатых областях

на плитах

5. На какой из территорий наиболее вероятны сильные землетрясения?

остров Сахалин

п-ов Таймыр

Кольский полуостров

о-ва Новая Земля

6. Какие из перечисленных форм рельефа созданы деятельностью текучих вод?

барханы

«бараньи лбы»

карьеры

овраги

7. Какие опасные явления связаны с деятельностью экзогенных факторов?

землетрясения

вулканы, сели

сели, осыпи

дюны, барханы

Самопроверка по эталону (1-2;2-3;3-2;4-2;5-1;6-4;7-1)

2) Конкурс на лучший «толстый вопрос» (домашнее задание)

Вопрос от учителя: Почему географы называют рельеф «каркасом природы»?

3) Своя игра

Алтай — Белуха, Кавказ — Эльбрус, Урал … (Народная)

Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов? (Саяны)

Горы, протянувшиеся вдоль Побережья Японского моря. Их еще называли «Дальневосточным Уралом» (Сихоте-Алинь)

Горы, разделяющие 2 крупные равнины, раньше назывались «камень». (Уральские)

Где в России сошлись «вода и пламень»? (Камчатка)

4) Знатоки карты: показ географических объектов (гор, равнин, вулканов и т.д.)

3. Повторение по теме «Климат»

1) Вставить в текст пропущенные слова

1. Климат России формируется под влиянием многих факторов: …, …, …, …, … . 2. Солнечная радиация – это излучение … . 3. Над Россией перемещаются … типа воздушных масс (ВМ): …, …, … . 4. В умеренных широтах господствует … перенос ВМ. 5. Большое влияние на климат оказывает … океан. 6. При столкновении разных по своим свойствам ВМ образуются … … . 7. С атмосферными фронтами связано развитие … и … . 8. Температуры января в России изменяются в … направлении , а температуры июля изменяются в … направлении. 9. Распределение осадков … и зависит от циркуляции атмосферы, … , …, температуры воздуха. 10. Россия располагается в трех климатических поясах: …, …, … .

Самопроверка по эталону

1. Климат России формируется под влиянием многих факторов: географической широты, циркуляции ВМ, подстилающей поверхности, рельефа. 2. Солнечная радиация – это излучение тепла и света. 3. Над Россией перемещаются 3 типа воздушных масс (ВМ): АВМ, УВМ, ТВМ. 4. В умеренных широтах господствует западный перенос ВМ. 5. Большое влияние на климат оказывает Атлантический океан. 6. При столкновении разных по своим свойствам ВМ образуются атмосферные фронты. 7. С атмосферными фронтами связано развитие циклонов и антициклонов. 8. Температуры января в России изменяются в меридиональном направлении , а температуры июля изменяются в широтном направлении. 9. Распределение осадков неравномерно и зависит от циркуляции атмосферы, рельефа, близости океанов, температуры воздуха. 10. Россия располагается в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном.

2) Конкурс на лучший «толстый вопрос».

Почему при движении к востоку зима становится холоднее ?

Как изменился бы климат в средней полосе Русский равнины, если б вдоль северных морей располагались горы? (отсутствие заморозков)

3) Своя игра

1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре (антициклон).

2. Ветры, господствующие на Дальнем Востоке (муссоны).

3. Длительная сухая погода при повышенной температуре воздуха (засуха).

4. Отношение количества осадков к испарению (коэффициент испарения).

5. Изменение свойств ВМ при перемещении (трансформация).

4) Знатоки карты: показать территорию России, где распространен умеренно-континентальный тип климата, субтропический тип климата, континентальный, резко-континентальный, муссонный. Показать Оймякон, Верхоянск, Прикаспийскую низменность.

4. Повторение по теме «Внутренние воды»

1) Выбери верные утверждения

Главная река со всеми ее притоками – бассейн реки.

Превышение истока над устьем – это уклон реки.

Реки России относятся к бассейнам двух океанов.

Большинство рек России имеют дождевое питание.

В нашей стране преобладают реки с летним половодьем.

Озера бывают сточные и бессточные, пресные и соленые.

Наиболее сильная заболоченность характерна для Западно-Сибирской равнины.

Причиной образования болот является расчлененный характер.

2) Конкурс на лучший «толстый вопрос».

Почему Волга разливается весной, а Амур летом?

3) Своя игра

1.Скопление льда в горах (ледник)

2. Закономерный ежегодный подъем уровня воды в реке. (наводнение)

3. Наиболее низкий уровень воды в реке (межень)

4. Озера, старые русла рек, имеющие очертания подковы (старица)

5. Воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря (эстуарий)

4) Знатоки карты: показ географических объектов(рек, озер, водохранилищ).

5. Повторение по теме «Растительный и животный мир»

Каждая группа получает один вопрос.

Что дает человеку растительный и животный мир? (древесина для строительства, бумага, топливо, ткани, пища, одежда, обувь)

Как человек влияет на животный и растительный мир? (Использует богатства. (обедняет видовой состав, , выпас скота, затопление земель)

Как человек может спасти растения и животных? (Создание заповедников)

Что влияет на разнообразие флоры и фауны? (климат, почвы, рельеф, геологическая история)

2) Конкурс на лучший «толстый вопрос».

Почему в Восточной Сибири тайгу образует только лиственница?

III. Подведение итогов. Рефлексия.

      1. Оценить работу группы и каждого.

        Подведите итого урока, используя слова: «Я», «Мы», «сегодня»

3. Д/З: составить синквейн, нарисовать герб (эмблему), отражающую природу России (на выбор).

4. Заключительное слово учителя.

Откуда начинается Россия?

С Курил? Камчатки или Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя!

Я желаю вам хорошо знать Россию и только тогда вы будете настоящими патриотами своей страны.

Приложение 1.

Этап/тема

Максимальное количество баллов

Количество заработанных баллов

Оценка

Рельеф и геологическое строение (тест)

7

   

Своя игра

15

   

Климат (текст с пропущенными словами)

10 (по количеству предложений)

   

Своя игра

15

   

Внутренние воды (выбрать верные утверждения)

8

   

Своя игра

15

   

Растительный и животный мир

3

   

Всего

73

   

ФИО члена группы

Оценка группы

Самооценка

1.

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.