Конспект обобщающего урока-игры по окружающему миру «Эта удивительная природа» (3 класс)
Конспект обобщающего урока-игры «Эта удивительная природа».
Составитель: Сизова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ «Унъюганская СОШ №1».
Тема урока: «Обобщающее занятие по разделу «Эта удивительная природа».
Вид урока: повторение, закрепление и обобщение знаний.
Тип урока: интерактивный, с мультимедийным сопровождением.
Цель: формирование представления об окружающем мире, обобщение и повторение знаний по разделу «Эта удивительная природа».
Задачи:
1. Воспитательные:
-Способствовать воспитанию любви к природе;
-Формировать уважительное, ответственное и бережное отношение к окружающему миру;
-Способствовать воспитанию стремления помогать природе;
-Пробуждать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу;
2. Обучающие:
-Формировать целостный взгляд на мир;
-Расширять представление об окружающем мире;
-Представить понятие природы как важнейшей ценности;
-Обобщить и расширить знания по разделу «Эта удивительная природа»;
3. Развивающие:
-Способствовать развитию речи, мышления, внимания и памяти;
-Способствовать развитию таких приемов умственной деятельности как сравнение, классификация, рассуждение, анализ и синтез;
-Развивать позитивное отношение к жизни, окружающему миру, животным и растениям.
Виды деятельности: беседа, игра, видео-ознакомление.
Ожидаемые результаты:
-Сформированность представлений о природе, окружающем мире;
-Понимание необходимости ценностного отношения к природе, окружающей среде, животным и растениям;
-Умение различать и применять изученные термины раздела «Эта удивительная природа»;
-Умение применять изученную информацию в жизни, работать в группах, аргументированно высказывать свою точку зрения.
Ход урока.
1. Организационный момент:
Здравствуйте ребята!
Я рада видеть вас!
Мы очень интересный
Начнём урок сейчас!
2. Актуализация знаний:
А начнем мы с сей загадки –
Точно отгадаете!
Ведь все эти явления
Вы каждый день встречаете!
Вы ребята оглянитесь,
Что находится вокруг!
Небо светло-голубое,
Солнце светит, зелен луг,
Ветер листьями играет,
Речка, воздух и гора,
Тучка в небе проплывает,
Птицы, звери и леса.
Всё вы вместе соберите,
Не забудьте время года,
Человечество включите –
Это всё вокруг… (Природа).
Молодцы, правильно отгадали!
3. Тема урока, постановка задач:
Какой раздел мы с вами изучали? (Дети отвечают: Эта удивительная природа)
Слайд 1.
Вспомните, а что же мы рассматривали с вами в данном разделе? (Дети отвечают: Воздух и вода, Почва, Растения, Животные и т.д. – учебник стр. 33)
Правильно! Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что узнали о природе в данном разделе. И сделаем мы это сыграв в очень интересную игру.
4. Работа по теме урока:
4.1. Введение в игру:
Сейчас я расскажу вам правила нашей интеллектуальной игры.
Но для начала, нам необходимо поделиться на 4 команды. Как вы уже успели заметить, парты сегодня стоят необычно – это и будут ваши сегодняшние командные пункты, где вы будете размышлять над вопросами.
(Дети делятся на команды по 4 человека)
Отлично! Занимайте свои командные пункты. Теперь вам нужно придумать названия для своих команд. Даю вам минуту, чтобы вы придумали название и выбрали командира, который представит команду и будет выбирать вопросы.
(Дети придумывают названия и выбирают командира)
Итак, минута вышла. Командиры встаньте пожалуйста и представьте свою команду.
(Командиры представляют свои команды)
Замечательно! Интересные названия вы себе выбрали! А теперь я объясню вам правила игры.
Слайд 2.
Игра включает в себя 4 раздела: Воздух и вода, Почва, Растения, Животные. Каждый из разделов содержит 5 вопросов разной степени сложности. Правильный ответ приносит отгадавшей команде определённое количество баллов в зависимости от сложности вопроса в виде баллов-листиков.
Игру начинает команда, которую мы с вами позже выберем. Командир посовещавшись со своей командой выбирает раздел и сложность вопроса. Я озвучиваю вопрос и даю вам время на раздумья. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к команде, в которой капитан успел поднять руку (тем самым обозначив свою готовность) первым.
Когда вопросы закончатся мы подсчитаем ваши баллы-листики и вычислим победителей игры, которые будут награждены дипломом «Знатоки окружающего мира».
4.2. Выбор стартовой команды:
С правилами мы познакомились. Теперь выберем команду, которая начнет нашу игру. А выбирать мы будем по скорости ответов и количеству набранных очков.
Я буду задавать вопросы, вам нужно поднимать руки. Правильный ответ приносит команде 1 зеленый листочек. Та команда, которая наберет при разминке больше всего баллов, будет считаться самой быстрой и получит право начать игру.
Начинаем нашу разминку:
Какая наука изучает живую природу? (Биология)
Что такое тело? (Любой предмет, любое живое существо)
Что такое вещество? (Составляющее тел)
Что такое частица? (Составляющее веществ)
Сколько состояний бывает у веществ? (Три)
Что это за состояния? (Твердые, жидкие, газообразные)
Какая наука изучает связь между живыми существами и окружающей их средой? (Экология)
Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни? (Производители, потребители, разрушители)
Подсчитаем количество заработанных листиков.
Итак, у нас есть стартовая команда! Это ... (название команды)!
4.3. Своя игра:
И мы начинаем!
(Начинается игра со слайда 2, где дети выбирают категорию и степень сложности вопроса. Порядок выбора вопроса не важен. Вопрос дважды не выбирается. Учитель следит за руками команд-конкурентов и временем на раздумья. Если команда совещается больше 30 секунд – право ответа переходит команде, чей командир поднял руку первым.
Игра перемещается по презентации при помощи гиперссылок. Дополнительных движений не требуется)
Вот и закончились наши вопросы!
4.4. Подведение итогов игры:
Давайте подведем итоги нашей интеллектуальной игры! Командиры – принесите мне собранные баллы-листики. А пока я буду вести подсчет и определять победителя мы посмотрим одно интересное видео.
Слайд 3.
(Идет подсчет набранных баллов-листиков, вычисляется победитель. Учитель подписывает грамоту. Дети смотрят видео)
Что ж, невероятно красивой может быть природа!
А мы уже сосчитали баллы и готовы подвести итог. Больше всех баллов заработала команда (название команды)! Молодцы ребята! Вы настоящие знатоки окружающего мира!
(Награждение команды дипломом)
5. Закрепление знаний:
Сегодня на уроке мы с вами повторили все, что изучили в разделе «Эта удивительная природа». А теперь давайте закрепим наши знания в очень весёлой игре «Да или Нет». Я буду вас спрашивать, а вы будете мне отвечать:
Как прекрасна ведь планета
Все со мной согласны, дети? (Да)
Много света и тепла
Потому что солнце, да? (Да)
Ветерок нам лишь заметен,
Воздух легок и бесцветен? (Да)
Тучи серыми стают
Потому что краски льют? (Нет)
Тучи хмуры и серы
Потому лишь что плотны? (Да)
А вода бывает
Льдом, жидкостью и газом? (Да)
Чтоб воде в лёд превратиться
Нужно просто испариться? (Нет)
Что получится у нас
Вода испарится в газ? (Да)
Чтоб воде и в лед застыть
Нужно воду охладить? (Да)
Сильно нужно охлаждать
Или хватит секунд 5? (Нет)
Поговорим о веществах
Состоят они из трав? (Нет)
Или всё же из частиц
И атомов оно состоит? (Да)
Промежутки меж частиц
В веществах побольше жидких? (Нет)
Можем мы исправить сразу –
Больше всех в газообразных? (Да)
Воздух – это водород,
Медь да цинк, фтор да йод? (Нет)
Воздух – это кислород,
Углекислый газ, азот? (Да)
Плодородие с тобой
Если в почве перегной? (Да)
Чтоб растение создало
Сахар и чуть-чуть крахмала
Нужен углекислый газ
Да и свет с водой как раз? (Да)
Цепь питания такова:
Рожь – мышь – орёл – змея? (Нет)
А ошибку кто нашёл? –
Последним должен быть орёл? (Да)
Я вижу вы все молодцы, хорошо знаете изученный материал!
6. Рефлексия:
На доске нарисовано дерево. Чего ему не хватает? (Дети отвечают: Листьев.)
Давайте вместе оживим его, наполним листочками:
Если вам было очень интересно на уроке – прикрепите зелёный листочек;
Если хорошо, не скучно – желтый;
А если не понравился урок – красный.
Посмотрите какое красивое дерево у нас получилось!
Слайд 4.
7. Завершение урока:
Спасибо за урок ребята!
Вы – отличные команды!
Завершили мы раздел –
Будет новый на неделе!
Интересное нас ждёт –
Будем двигаться вперёд!
Я урок сей завершаю
И успехов вам желаю!