12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пономаренко Анжелика Евгеньевна71
1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами»


Вид урока: урок-обобщение.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, экспериментальный.

Технологии: элементы системно-деятельностного подхода, Икт технология.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.


Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

Задачи:

предметные: обеспечить усвоение основных понятий, входящих в содержание темы, а именно: типы химических реакций, основные классы неорганических соединений; продолжить формирование умений обращаться с оборудованием в ходе выполнения лабораторных опытов.

Метапредметные: формировать умение оперативно анализировать и структурировать полученную информацию. Создать условия для совершенствования умений школьников составлять химические уравнения, выполнять лабораторные опыты; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Личностные: способствовать укреплению коммуникативной культуры, стимулировать развитие познавательного интереса, через совместную обучающую деятельность. Воспитывать эстетические взгляды на окружающую среду, через яркие позитивные образы, развивать самостоятельность, умение работать в парах, проводить самопроверку и взаимопроверку; в целях решения задачи профилактики утомляемости ввести элементы игры и занимательности.

Оборудование и реактивы:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, оценочные листы, П.Сшкольная мини лаборатория, штатив с пробирками, химический стакан, фарфоровая чашка, бихромат аммония спички, р-р гидроксида натрия, полоски универсальной индикаторной бумаги, р-р хлорида бария, р-р сульфата натрия, кусочек мрамора (мела), р-р соляной кислоты, схема-конспект урока. Таблица комфортности.

Структура урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Актуализация знаний

ІV. Сообщение темы, Домашнее задание, постановка цели урока, стимулирование мотивации учащихся.

V. Психологическая установка на работу.

VІ. Основные этапы урока:

Химическая разминка.

Этап "Знаний".

Этап «Химическая лаборатория».

Этап "Умений"

VІІ. Подведение итогов урока и выставление оценок. Рефлексия.

VІІІ.Заключительное слово учителя.

Организационный момент (1-2 мин).

Здравствуйте ребята. Садитесь.

ІІ. Проверка домашнего задания. ( 5-7 мин )

Работа у доски: слайд 2 -4

Ученик А,б,в.

Ученик Г,д,е

Ученик №2

ІІІ. Актуализация знаний: 5 мин

Вопросы учащимся (фронтально):

Что называют?

химическими реакциями (взаимодействиями).

Исходными веществами и продуктами реакций? Слайд 5

По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции различают типы реакций: слайд 6

По другим способам классификации слайд 7

Уравнения реакций? слайд 8

Признаки реакций слайд 9

Условия протекания слайд 10

Закон сохранения массы веществ слайд 11

Реакции соединения слайд 12

Реакции разложения слайд 13

Реакции замещения слайд 14

Реакции обмена слайд 15

Определение вопросов по теме, вызывающих затруднения у учащихся.Слайд 16

Какие вопросы вызвали затруднения?

Какие предполагаете, вызовут затруднения?

(Фиксировать на ватмане маркерами.)

Ну что ж, постараемся в течение урока ответить на основные, интересующие вас вопросы.

ІV. Сообщение темы, Домашнее задание, постановка цели урока, стимулирование мотивации учащихся. (3 мин)

Сегодня у нас с вами не обычный урок, хотя такие уроки вам знакомы.

Посмотрите, пожалуйста, на демонстрационный стол.

Что вы видите?

Да, это вещество оранжевого цвета. Давайте посмотрим, что с ним произойдёт, если мы его подожжём.

Правильно, вещество изменило свою окраску. Значит…? произошла химическая реакция, изменение цвета – признак реакции.

Что такое химическая реакция? При химической реакции происходит изменение с веществами.

Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? Правильно мы продолжим говорить об "Изменениях, происходящих с веществами" но сточки зрения уже известных вам сведений по этой теме.

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами» Слайд 17

Тема определена, давайте попробуем поставить цель к уроку.

( формулировка цели)

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Изменения, происходящие с веществами».Слайд 18

Отлично.

Вам предстоит обобщить имеющиеся знания по теме: «Изменения, происходящие с веществами», а так же оценить свои знания по данной теме.

Как вы думаете, какой будет результат урока, зачем мы сегодня будем работать?

( версии ребят) Верно, мы систематизируем знания по теме, закрепляем умения их применять. А что покажет результат урока?

Готовы вы к контрольной работе или необходимо еще поработать над определенными вопросами темы, и определить эти вопросы.

На уроке мы будем наблюдать, какие же изменения могут происходить с веществами, а также повторим классы соединений и типы химических реакций. Закрепим умения писать и объяснять химические реакции. Продолжим формировать умения обращаться с лабораторным оборудованием.

Домашнее задание: запишите пожалуйста домашнее задание

Д/з § 25-§ 33 подготовка к контрольной работе

И прежде чем мы перейдём к работе, давайте психологически настроимся на нашу работу.

ІІІ. Психологическая установка на работу(2 мин)

У нас все получится. Мы выполним работу успешно.

Я сосредоточился( лась). Я активно участвую в уроке.

Инструктаж:

Работать будете и парно, и индивидуально. У каждого на столе лежит схема-конспект нашего урока, в нем задания для вас задания. Правильный ответ для проверки выполнения задания, будет выводится на слайд, но не рассчитывайте что вы успеете списать, это заблуждение приведет вас к неудовлетворительному результату. Поэтому ваполняем задания в отведенное для этого время.

Ещё на каждом этапе урока, вы будете себя оценивать, для этого у вас на столах лежат оценочные листы с критериями оценок, в них вы будете фиксировать свои достижения, подпишите их.

Оценочный лист ученика:

Ф.И. -______________________________________________________

Класса____________________



В 5 бальной

системе

Этапы

Критерии оценок


Самооценка

Химическая разминка

(диктант)

Всё правильно – 5 баллов,

1-2 ошибки – 4 балла,

3 ошибки – 3 балла,

4 ошибки – 2 балл,


«Знаний»

Всё правильно – 5 баллов

Не правильно-1балл



3. «Химическая лаборатория»

Выполнение опыта

правильно – 2,5 балла,

с ошибками «-1 балл»

Запись правильно

УР – 2,5 балла

с ошибками «-1 балл»



4. «Умений»


Всё правильно на «5» -5 баллов

с 1-2 ошибками - 4балла,

с 3-4 ошибками - 3 балла.

Всё правильно на «4» - 4 балла

с 1-2 ошибками - 3балла,

с 3-4 ошибками - 2 балла.

Всё правильно на «3» - 3 балла

с 1-2 ошибками - 3балла,

с 3-4 ошибками - 2 балла.



Итого: вычислить среднее арифметическое своих оценок (Сложите

все ваши оценки все и разделите на 4) округлите оценку до целой.

например 5+4-1+3=11 11/4= 2,75, значит оценка 3




Итак, откройте ваши схемы-конспекты, мы начинаем прохождение этапов , проверка работы – сверяем со слайдом.

ІV. Химическая разминка: проведём Химический диктант «Классификация химических веществ» (2-3 мин),

1.Распределите вещества по классам:

1 вариант - оксиды и соли

2 вариант - кислоты и основания

Вещества: Cl2, Cl2 O7 , HCl, FeCl3 , H2CO3 , Na, NaOH, NaCl, Ca(OH)2, Na2O.

Ответы: Слайд 19

1 вариант: оксиды: Cl2 O7, Na2O.

Соли: FeCl3, NaCl


2 вариант: кислоты: HCl, H2CO3.

Основания: NaOH, Ca(OH)2


2. Найдите ошибки в распределении по классам и зачеркните их.

1 вариант

кислоты H2O H2SO4 H3PO4

соли Cu2O Cu(NO3)2 K2S

2 вариант

оксиды H2O P2O5 KOH

основания Ba (OH)2 BaO Fe(OH)3

ответы: Слайд 20

1 вариант H2O, Cu2O

2 вариант KOH, BaO

Проведём взаимопроверку. Обменяйтесь конспектами.

Молодцы, вы отлично справились с диктантом, не забудьте поставить себе в оценочный лист отметку, соответствующую критериям оценивания и мы отправляемся дальше .

V. Этап "Знаний"(6-7 мин).

Проверяем знание теоретического материала. Вам предлагается выполнить задание. Я попрошу двух учащихся выйти к доске. ( Баранов С. и Касаткину О.)

На работу отводтися 3 минуты.

Карточки для учащихся.

Карточка №1

Составь формулы веществ различных классов, в состав которых входит

металл Na. Например: соли- Na2SO4

Оксиды

Основания

Соли

Карточка №2

Составь формулы веществ различных классов, в состав которых входит

неметалл S. Например: соли- CuS

Оксиды

Кислоты

Соли

Пока ребята выполняют работу у доски, каждая группа будет выполнять свое задание.

Найдите задание №1. Постарайтесь за 3 мин. просмотреть его и расшифровать, если каждый ряд правильно выполнит задание, то мы расшифруем слова. Для этого расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, подсчитайте сумму коэффициентов в уравнениях.

Например: 4P + 5O2 → 2P2O5 сумма коэффициэнтов : 4+5+2=11

Помните, если перед формулой вещества нет коэффициэнта, мы считаем что он равен 1.Слайд 21 Шифровка № 1.


C + O2 → CO2


2CH4 → C2H2 + 3H2


Ca + 2HCl → CaCl2 + H2


2K + S → K2S


(Ответ: 3,6,5,4)

Шифровка № 2.


2HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O


4Fe + 3O22Fe2O3


BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O


2Fe + 3Cl2 2FeCl3


(Ответ: 5,9,4,7)

Шифровка № 3.


2HNO3 + BaO → Ba(NO3)2 + H2O


4P + 3O22P2O3


CaO + H2SO4 → CaSO4 + H2O


2Al + 3Cl2 2AlCl3


(Ответ: 5,9,4,7 -)

Время пошло. Слайд 22 , 23-26

Время закончилось, проверяем шифровку, ребята сами проверяют себя и оценивают в оценочных листах.

Затем проверяем вместе ребят, которые работали у доски. Отметки ученикам, работавшим у доски, выставляют одноклассники.

Итак, этап «Знаний» пройден, а следующий этап: «Химическая лаборатория» (10 мин).

Предлагаю обратить ваше внимание на химическую мини лабораторию, где мы, проводя опыты, пронаблюдаем и опишем изменения, происходящие с веществами на практике.

Вы что-нибудь слышали об алхимиках?

Это ученые средних веков пытавшиеся создать философский камень и с его помощью получать золото из разных металлов. Успехов они не достигли, т.к. не знали теорию превращений. Другое дело мы с вами. Эту теорию изучили и можем объяснять опыты. Так давайте это докажем. Но вначале вспомним правила ТБ Слайд 27-28

Инструкция по технике безопасности:

Соблюдать аккуратность при проведении опыта.

Выполняет опыт только один человек ( в одних руках реактивы и пробирки).

Берем только указанные реактивы. Ставим реактивы на свои места.

Наливать реактивы надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху, т.е. в ладони.

Работаем с малым количеством вещества.

Начинаем работать только с разрешения учителя.

По окончании опыта приведите рабочее место в порядок( все поставьте на свои места)

Все вспомнили, можем приступать. Сначала опыт проведем совместно: (демонстрационный эксперимент) сдайд 29-30

В штативе передо мной стоят три пробирки с номерами. В этих пробирках разные прозрачные жидкости. Я знаю только, что в одной из них вода, в другой соляная кислота, в третьей щелочь- гидроксид натрия . Как будем определять, где что находится? (с помощью индикаторов). Я предлагаю использовать полоски универсальной индикаторной бумаги

Теперь вам предстоит выполнить задание №2.

Самостоятельно выполнить и записать уравнения реакций в схемах-конспектах. Затем проверка. Ребята, проверьте правильность выполнения задания, сверяясь с записями на доске. Оцените. Данную отметку выставьте в свой оценочный лист.

Инструктивная карточка

Карточка№2: капните на планшет сульфат натрия Na2SO4 и добавьте «+» к нему каплю хлорид бария BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Определите её тип. Слайд 31

Карточка№3: Положите в небольшой стакан кусочки мрамора (мела) CaCO3. Прилейте в стакан столько соляной кислоты HCL, чтобы ею покрылись кусочки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. Определите её тип. Слайд 32

Ребята, вы не устали? Давайте немножко отдохнём и постреляем глазками.

«Стрельба глазами» (секунды ).

В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. (F)

Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует металл, содержащийся в градусниках. (Hg)

Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl)

Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета. (Au)

Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. (F)

- Мы немного отдохнули, впереди нас ждет

4. этап "Умений"(4 мин), где вы покажете свои умения в составлении уравнений реакций. У вас в схемах-конспектах найдите задание. Это разно-уровневые задания, каждый сам решает, на какую отметку он может выполнить задание. Посмотрите внимательно и если все понятно приступайте к выполнению, на выполнение даётся 5 мин.

Задание № 3

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, допишите схемы реакций, укажите типы химических реакций:

оценка «3»

А1. Li + N2Li3N

оценка «4»

Б 1. HNO3 + Cu(OH)2

оценка «5»

С 1. Соляная кислота + гидроксид калия = хлорид калия + вода;

После того, как ребята приготовились, проверяем и каждый опять себя оценивает. Слайд 33

-Итак, на этом этапе вы показали, что умеете составлять уравнения химических реакций. Молодцы.


[Если остается время:

А теперь мы выполним ещё одно задание. Посмотрите на слайд 37

Задание: Угадай слово (2 мин).

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соединение

разложение

замещение

обмена

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

Б

В

П

З

2Fe(OH)3 = Fe 2O3 + 3H2O

Г

И

К

Д

2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3

С

Ж

Е

Ф

Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 + 3H2O

Н

Т

У

Ь

2HgO = 2Hg + O2

А

М

Р

Ф

Br2 + 2KI = 2KBr +I2

Ш

С

О

Т

Определите типы химических реакций, уравнения которых приведены в задании №4, Найдите букву, соответствующую правильному ответу, из букв сложите слово.

У нас получилось слово «ПИСЬМО». Слайд 38

Посмотрим, кто же его нам прислал и что в нём написано? (беру сверток и читаю):

"Ребята, вы прошли все испытания, это говорит о том, что науку химию вы начали постигать успешно, вы каждый для себя, выяснили что знаете, или вам стоит повторить: основные классы неорганических соединений, умеете или необходимо потренироваться составлять и записывать уравнения химических реакций, умеете наблюдать за реакциями, определять типы химических реакций. Я вами очень довольна. Но не стоит на этом останавливаться, ведь химия увлекательная наука. Дерзайте дальше".

Наука – ХИМИЯ!]


VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок (1-2 мин).

Вот и закончилось наше путешествие по этапам урока. Спасибо вам, за активную и плодотворную работу. Подсчитайте, пожалуйста, сколько баллов вы набрали в ходе путешествия. Эти балы позволят вам оценить ваши знания и подготовленность к контрольной работе. Сделайте выводы, что вызывает затруднения и над чем надо поработать. На следующем уроке мы встретимся на контрольной работе по данной теме. Кому необходимы консультации, вы знаете, что надо для этого сделать.

Рефлексия: Слайд 34 Давайте вернемся к поставленной цели к уроку и к возникшим вопросам, как вы считаете, мы с вами добились поставленной цели?

Все ли вопросы мы смогли разобрать.

Полезен ли был для вас урок?


VІІІ. Заключительное слово учителя (секунды), слайд 35

Учитель. Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет, обратите внимание на таблицу. Вы видите химические знаки разного цвета. Каждый цвет символизирует ваше настроение. Я предлагаю вам составить свою таблицу – таблицу настроения урока. Для этого подойдите к таблице на двери, взять один из цветных листочков , согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и прикрепить в карман таблицы. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие меня вопросы- зеленый

На уроке я достиг цели наполовину -желтый
Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал нового -красный

Слайд 36


При подготовке урока использована литература:

Сидельникова И.М. Урок – обобщение «В гостях у «Химии»» по теме:

«Изменения, происходящие с веществами»,8 класс. Учитель химии Екатерининский филиал МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»/ интернет ресурс: https://sidelnikowablog.files.wordpress.com/.../d183d180d0bed0ba-d0b8 ..








































Схема- конспект

Этап Химическая разминка: проведём Химический диктант «Классификация химических веществ» (2-3 мин),

Распределите вещества по классам:

1 вариант - оксиды и соли

2 вариант - кислоты и основания

Вещества: Cl2, Cl2 O7 , HCl, FeCl3 , H2CO3 , Na, NaOH, NaCl, Ca(OH)2, Na2O.

2. Найдите ошибки в распределении по классам и зачеркните их.

1 вариант

кислоты H2O H2SO4 H3PO4

соли Cu2O Cu(NO3)2 K2S

2 вариант

оксиды H2O P2O5 KOH

основания Ba (OH)2 BaO Fe(OH)3


Этап "Знаний"(6-7 мин).

задание №1. Постарайтесь за 3 мин. просмотреть его и расшифровать, если каждый ряд правильно выполнит задание, то мы расшифруем слова.

Для этого расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, подсчитайте сумму коэффициентов в уравнениях.

Например: 4P + 5O2 → 2P2O5 сумма коэффициентов : 4+5+2=11

Помните, если перед формулой вещества нет коэффициента, мы считаем, что он равен 1.

1 ряд Шифровка № 1.

C + O2 → CO2

?CH4 → C2H2 + ?H2

Ca + ?HCl → CaCl2 + H2

2K + S → K2S




2 ряд Шифровка № 2.


2HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O

?Fe + ?O22Fe2O3

BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O

?Fe + 3Cl2 ?FeCl3




3 Ряд Шифровка № 3.


2HNO3 + BaO → Ba(NO3)2 + H2O

?P + 3O2?P2O3

CaO + H2SO4 → CaSO4 + H2O

?Al + 3Cl2 2AlCl3






Этап «Химическая лаборатория» 10 мин.

Инструкция по технике безопасности: 2 мин

Соблюдать аккуратность при проведении опыта.

Выполняет опыт только один человек ( в одних руках реактивы и пробирки).

Берем только указанные реактивы. Ставим реактивы на свои места.

Наливать реактивы надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху, т.е. в ладони.

Работаем с малым количеством вещества.

Начинаем работать только с разрешения учителя.

По окончании опыта приведите рабочее место в порядок( все поставьте на свои места)


Демонстрационный эксперимент (проводит учитель) 2 мин

В штативе передо мной стоят три пробирки с номерами. В этих пробирках разные прозрачные жидкости. Я знаю только, что в одной из них вода, в другой соляная кислота, в третьей щелочь - гидроксид натрия .

Вопрос: Как будем определять, где что находится?

Ответ оформить как на слайде.



Работаем по Инструктивной карточке 6 мин

Карточка№2: капните на планшет сульфат натрия Na2SO4 и добавьте «+» к нему каплю хлорид бария BaCl2.

Что наблюдаете?

Запишите уравнение реакции. Na2SO4 + BaCl2 Ba SO4 ↓ +…

Определите её тип.

Карточка№3: Положите в небольшой стакан кусочки мрамора (мела) CaCO3. Прилейте «+»

в стакан столько соляной кислоты HCL, чтобы ею покрылись кусочки.

Что наблюдаете?

Запишите уравнение реакции. CaCO3 + 2HCL→ … + Н2О+ СО2

Определите её тип.

этап "Умений" (4 мин),

Задание № 1

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, допишите схемы реакций, укажите типы химических реакций:

оценка «3» Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций.

А1. Li + N2Li3N


оценка «4» допишите схемы реакций, составив формулы соединений, учтите степени окисления. Расставьте коэффициенты в уравнении химических реакции.



Б 1. HNO3 + Cu(OH)2→ … +…


оценка «5» вместо слов составьте формулы веществ, учтите степени окисления. Расставьте коэффициенты в уравнении химических реакции.


С 1. Соляная кислота + гидроксид калия = хлорид калия + вода;



Карточки для учащихся.

Карточка №1

Составь формулы веществ различных классов, в состав которых входит

металл Na учтите степени окисления. Например: соли- Na2SO4

Оксиды

Основания

Соли

Карточка №2

Составь формулы веществ различных классов, в состав которых входит

неметалл S, учтите степени окисления. Например: соли- CuS

Оксиды

Кислоты

Соли





Оценочный лист ученика:

Ф.И. -______________________________________________________

Класса____________________



В 5 бальной

системе

Этапы

Критерии оценок


Самооценка

Химическая разминка

(диктант)

Всё правильно – 5 баллов,

1-2 ошибки – 4 балла,

3 ошибки – 3 балла,

4 ошибки – 2 балл,


«Знаний»

Всё правильно – 5 баллов

Не правильно-1балл



3. «Химическая лаборатория»

Выполнение опыта

правильно – 2,5 балла,

с ошибками «-1 балл»

Запись правильно

УР – 2,5 балла

с ошибками «-1 балл»



4. «Умений»


Всё правильно на «5» -5 баллов

с 1-2 ошибками - 4балла,

с 3-4 ошибками - 3 балла.

Всё правильно на «4» - 4 балла

с 1-2 ошибками - 3балла,

с 3-4 ошибками - 2 балла.

Всё правильно на «3» - 3 балла

с 1-2 ошибками - 3балла,

с 3-4 ошибками - 2 балла.



Итого: вычислить среднее арифметическое своих оценок (Сложите

все ваши оценки все и разделите на 4) округлите оценку до целой.

например 5+4-1+3=11 11/4= 2,75, значит оценка 3





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.