Статья «Обобщение опыта применения игровых технологий в процессе развития познавательного интереса у младших школьников»

3
0
Материал опубликован 31 October 2019

Обобщение опыта применения игровых технологий в процессе развития познавательного интереса у младших школьников

Устинова Дарья Андреевна, студентка 3 курса, специальность «Преподавание в начальных классах», ГБПОУ СО НТПК №1, г.Нижний Тагил

Аннотация: В данной статье мы анализируем опыт учителей начальной школы, по применению игровых приёмов и дидактических игр в образовательном процессе. Использование данных приёмов и методов рассматривается нами с точки зрения их направленности на развитие познавательного интереса у младших школьников.

Ключевые слова: дидактическая игра, игровые приёмы.

Дидактическая игра способствует воспитанию самостоятельности и инициативности младших школьников, также способствует формированию знаний и умений, активизируя и стимулируя этот процесс [2]. Игра является ведущим видом деятельности дошкольного возраста, но и в младшем школьном возрасте игра способствует решению определённых учебных задач образовательного процесса. Каждая игра имеет свою структуру: наличие правил, структуру организации игровой деятельности и систему оценивания.

Проблеме развития познавательного интереса посвящены исследования и идеи многих учёных, педагогов, психологов, но в то же время до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, главный из которых - как наиболее эффективно проводить работу по развитию познавательного интереса у младших школьников.

В процессе дидактической игры мир детства соединяется с миром науки. В игре знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроках кажется трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Интерес, удовольствие, желание победить – важные психологические мотивы для участия в дидактической игре.

С нашей точки зрения, наиболее успешно задача развития познавательного интереса решается с помощью интеллектуальной дидактической игры «Что? Где? Когда?».

Правила игры. Все учащиеся делятся на четыре команды. Члены жюри – бывшие ученики, ныне семиклассники, родители. Команды рассаживаются за составленные вместе столы.

Задания раздаются командам в конвертах или оформляются в виде презентации на слайдах и в течение ограниченного времени (15 с) им нужно выполнить их. Учащимся нужно поработать в командах и правильно ответить на задание. Команда выбирает своего капитана для ответа на каждый вопрос. Задания выполняются устно, но предусмотрена такая возможность, что на каждый стол выдадут листы с ручками для записи верного решения.

Играем один-два раза в триместр в классе и два раза в год всей параллелью. Придумывается игра в двух форматах. Игра может быть тематической («Новогодний праздник», «А, ну-ка, девочки! А, ну-ка, мальчики!», «Космос» и т.д.) или предметной (задания по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру). В конце игры жюри обязательно подводят итоги. Приведём примеры вариантов заданий из нескольких проведённых игр:

«Что? Где? Когда?» 3 класс.

Математика. 1 задание.

Вставь пропущенные знаки действий и скобки, чтобы получилось истинное равенство:

1 2 3 4 5 = 100

Литературное чтение. 1 задание.

Как звали корову кота Матроскина?

_______________________________________________

Таблица 1

Ответы на примерные вопросы игры

задания

Математика

Литературное чтение

1

1*2+3*4*5=100

Мурка

2




Система оценивания. Каждое правильное выполненное задание оценивается одним баллом или одним жетоном. Максимальное количество баллов за всю игру -11. Если в задании допускается ошибка, то балл или жетон участникам не выдаётся. За получение максимального количества баллов команде выдаётся почётная грамота за 1 место, за 8-6 баллов выдаётся грамота за 2 место, 5-3 балла – 3 место, ниже 3 баллов – 4 место.

Дидактическая игра «Что? Где? Когда?» положительно влияет на познавательный интерес младших школьников.

Далее рассмотрим эксперимент педагога - организатора, А. И. Деминой (г. Санкт – Петербург), она описывает опыт учителей начальных классов, которые организовали игру - путешествие «Тайны древнего ларца» [1].

Эту игру отличает то, что на протяжении всей игры ребёнок может быть активным участником, попробовать себя в разных ролях и видах деятельности: петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все это способствуют разностороннему развитию личности ребёнка.

Помимо этого, задачи игры - путешествия: создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника; развивать любознательность и познавательный интерес обучающихся; воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к прошлому своей страны, к истории и культуре своего народа.

Правила игры. Игра - путешествие рассчитана на четыре года. Играя, дети знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и своё место в нём. Каждый класс имеет свой сюжет путешествия на год. Каждой команде предлагаются задания различного типа. Ключевые дела, карта путешествия, волшебные вещи, встречи с героями сказок, народный календарь – такие составные части игры позволяют поддерживать интерес к ней участников.

Примерами заданий могут послужить следующие виды:

1-я страница. «Начало истории человечества или Первобытный мир». Выберете верный ответ.

1. Первые орудия труда первобытного человека были из:

о) камня; п) металла; р) дерева

3 станция «Что оставило нам Новое время?». Соедините с помощью стрелок слова из каждого столбика так, чтобы они были связаны между собой.

Сикстинская мадонна мореплаватель Робинзон Крузо

Магеллан писатель форма шара

Рафаэль Санти художник Д. Дефо

Таблица 2

Ответы на задания

задания

1 станция

3 станция

1

О

Д. Дефо – писатель – Робинзон Крузо. Магеллан – мореплаватель – форма шара. Рафаэль Санти – художник – Сикстинская мадонна.


Система оценивания. Каждая команда выполняет задание на листах, выданных заранее перед игрой. За правильно выполненное задание команде присуждается 2 балла. После подводятся итоги учителем и проговариваются места. За 1 место выдаётся приз на усмотрение учителя.

Занятия, уроки пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательного интереса младших школьников. Во время игры ученик - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их.

Изучив педагогический опыт учителей, было выявлено, что дидактические игры, игровые приёмы применяются для формирования познавательного интереса, активизации познавательной деятельности, создания положительной мотивации, для развития психических процессов.

Список используемых источников.

Демина А. И. // Тайны древнего ларца. [Электронный ресурс]. URL: http://школа437.рф (дата обращения: 10.04.2019).

Колоскова, О. П. Возможности дидактической игры в процессе интеллектуально - познавательной внеурочной деятельности [Текст] / О. П. Колоскова // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 84-87








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации