Квест-технологии в профориентационной работе с обучающимися (из опыта работы)
Квест-технологии в профориентационной работе с обучающимися (из опыта работы)
Конюхова К.О., педагог-психолог
МБУ ДО «ЦДО № 1» г. Смоленска
В соответствии с ФГОС выпускник школы должен ориентироваться в мире профессий и своих профессиональных предпочтениях, иметь готовность к осознанному выбору дальнейшего образования и направления своей профессиональной деятельности в соответствии со своими интересами, личностными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда.
Современный уровень научно-технического, производственного и социально-психологического развития российского общества, а также те проблемы, с которыми сталкиваются выпускники при профессиональном самоопределении, вынуждают по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы, когда ее традиционные формы оказываются недостаточно эффективными и привлекательными.
Профессиональная ориентация - это не только приобщение школьников к миру профессий и специальностей, но и подготовка выпускников школ к осознанному профессиональному самоопределению и грамотному выбору будущей профессии.
В настоящее время наиболее востребованными становятся интерактивные формы образовательной деятельности, позволяющие охватить большое количество участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, работать индивидуально и в команде, воплотить соответствующие знания и навыки в практической деятельности.
Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться при планировании того или иного вида подростковой деятельности или совместного мероприятия с подростками. Особенно хорошо эти формы сочетаются в квест-технологии, которая набирает популярность, благодаря нестандартной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета (сценария). Использование квестов позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства.
Что же такое «квест»? Если обратиться к словарю, то само слово «Quest» переводится на русский язык как "поиск". Квест можно определить как увлекательную «живую» игру для коллектива из нескольких человек, которая приводит из точки А в точку Б, путем решения поставленных задач. В игре этого жанра всегда предполагается выполнение какого-нибудь конкретного задания (нескольких заданий), в котором в ограниченный отрезок времени необходимо что-то разыскать (предмет, подсказку, сообщение, человека), чтобы можно было двигаться дальше и достигнуть определенной цели. Как правило, в этом оригинальном и захватывающем приключении игрокам предстоит применить смекалку, логическое мышление, эрудицию, а также умение взаимодействовать в команде. Задачи по своему содержанию и наполнению могут быть самые разные: творческие, активные, интеллектуальные, познавательные и т.п. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и художественной деятельностей. Кроме того, квест как форма организации деятельности понятна и актуальна для школьников.
Во время проведения игры-квеста, участники становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, согласовывать различные точки зрения, брать на себя ответственность, разделять и адекватно воспринимать успехи и неудачи команды, что приводит к сплочению подростково-юношеского коллектива и развитию навыков коллективного взаимодействия. Тот факт, что общий результат и успех команды зависит от вклада каждого участника, позволяет каждому члену команды проявиться индивидуально.
В образовательном процессе квест-технологии открывают возможность изучения учебного материала в новом образовательном формате, широко используя межпредметные и надпредметные связи. Образовательные квесты обладают некоторыми особенностями: образовательная задача реализовывается через игровую деятельность и имеет поисковый характер; новые средства и формы обучения помогают самовыражению ребенка, развитию критического мышления, раскрытию творческого потенциала; эмоциональная и познавательная активность школьника мотивируется целенаправленно; рационально используется учебное и внеучебное время; обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать информацию, анализировать ее и на этой основе принимать самостоятельные решения; образовательный процесс может быть организован в форме творческой работы, поисковой и познавательной деятельности, обучающей игры.
В профориентационной работе с обучающимися квест может использоваться как форма занятия / мероприятия, позволяющая развивать коммуникативные, общекультурные, профессиональные компетенции и личностные качества, необходимые будущим профессионалам, и как вариант оценочного средства, позволяющего проверить уровень сформированности компетенций, умений использовать полученные знания и навыки в практических ситуациях.
Целями квeст-тeхнoлогии в профориентационной работе могут быть помощь в профессиональном самоопределении школьников, формирование готовности к профессиональному выбору, расширение информационного поля о мире профессий, ситуации на рынке труда и т.п.
Наш многолетний опыт работы со старшеклассниками показывает, что при выборе профессий многие из них ориентируются на свои интересы, стараются учитывать свои возможности и меньше всего заботятся о востребованности выбранной профессии. Обучающиеся школ небольших городов, к которым относится город Смоленск, больше выбирают «массовые», встречающиеся в повседневной жизни профессии и достаточно мало знают о перспективных специальностях, которые будут актуальны в ближайшем будущем.
Перед коллективом нашего Центра стояло две задачи. Во-первых, необходимость расширения информационного поля старшеклассников в области перспективных и актуальных профессий будущего, что будет способствовать ответственному и самостоятельному профессиональному выбору. Во-вторых, необходимость внедрения новых форм профориентационной работы со школьниками, отвечающих современным требованиям и условиям педагогической практики и интересам и ожиданиям сегодняшних старшеклассников.
Решение этих задач было воплощено в авторскую разработку профориентационного квеста «Профессии будущего – миссия выполнима!» с уникальным содержанием, основывающимся на профессиях будущего, предложенных российским проектом «Атлас новых профессий». «Атлас новых профессий», предлагающий описание специальностей будущего и требований к ним, является хорошей опорой для знакомства старшеклассников с перспективными профессиями и с теми надпрофессиональными умениями и навыками, которые позволят им стать конкурентоспособными на рынке труда.
Разработанный профориентационный квест универсален, поскольку содержание заданий, выбранные профессиональные сферы и специальности будущего можно варьировать в зависимости от возможностей и приоритетов проводящего квест образовательного учреждения, стоящих педагогических задач, индивидуальных особенностей и запросов участников.
Сценарий квеста переносит обучающихся в ближайшее будущее (2030 год), где им предстоит выполнить важную миссию: выяснить, какие профессии наиболее актуальны и востребованы в будущем. Двигаясь от одной локации к другой, выполняя разнообразные занимательные задания, и, решая непростые головоломки, учащиеся все больше узнают о профессиях будущего.
В итоге участники квеста собирают жизненную информацию о профессиях, которые будут востребованы в ближайшее время, какие надпрофессиональные навыки и умения буду актуальны в разных профессиональных сферах, а также, где можно получить базовое образование для изученных профессий.
Данная информация позволяет старшеклассникам еще раз взглянуть на свой профессиональный выбор с точки зрения востребованности и актуальности выбранной специальности, сделать определенные выводы.
Основные целевые установки разработанного квеста связаны с созданием позитивной мотивации старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии, с предоставлением возможности проявить индивидуальные творческие способности каждому участнику и одновременно развить навыки коллективного взаимодействия, а также с развитием профессионального самоопределения участников.
Квест подходит для обучающихся 9-11 классов и может проходить между командами одного класса, разных классов или разных образовательных учреждений.
Каждая локация - это одна профессиональная отрасль (медицина, ИТ-технологии, строительство, туризм, легкая промышленность и т.п.). Задания на локациях составляются таким образом, чтобы погрузить обучающихся в профессиональную среду и активизировать практическое применение их знаний и умений, а также, чтобы каждый обучающийся был активным участником, проявлял инициативу, умел работать в группе, так как только в совместной деятельности будет достигнут положительный результат.
Основными действующими лицами квеста являются: Ведущий, Команды спецагентов (4 команды учащихся по 6-9 человек), Связные (по количеству команд), Эксперты (по количеству локаций). На каждой локации роль Эксперта выполняют педагогические работники, специализирующиеся в тематике данной локации. Роли Связных могут выполнять педагогические работники, студенты-волонтеры или учащиеся старших классов.
Длительность квеста 2-2,5 часа:
- Начало квеста. 25 минут
1. Регистрация участников. 5 минут
2. Все участники собираются около портал (в актовом зале). 5 минут
3. Появление ведущего и введение в действие квеста. 5 минут.
4. Поиск Связного, получение от него инструктажа, карты, карточки надпрофессиональных навыков и первой подсказки. 10 минут
- Прохождение локаций. 80 минут
1. Поиск локации. 3 минуты на каждый поиск.
2. Посещение локации. 15 минут на каждую:
Первые 9 минут отводятся для заданий на профессиональные знания и умения по тематике локации. За успешное выполнение этих задания команда в сумме получает от 1 до 6 жетонов.
Вторые 6 минут отводятся для изучения новых профессий в данной отрасли. Команда получает карточку с описанием профессии из «Атласа новых профессий». После ее изучения в карточке необходимо отметить, какие надпрофессиональные навыки нужны для предлагаемой профессии. Команда получает 1 жетон за каждый правильный навык на каждой карточке.
- Завершение квеста. 20 минут
1. Возвращение к порталу. 5 минут
2. Возвращение домой. 15 минут:
На каждой локации команда получает часть пазла, где написана посещенная отрасль и изученные профессии будущего. Вернувшись к порталу, участники получают оставшиеся части пазла с перечислением учебных заведений, где можно получить базовое профессиональное образование по этим отраслям. Собранный пазл остается у команд.
Подведение итогов. 10 минут
- Отзывы участников. Оглашение итогов. Награждение победителей.
Практика разработки и проведения квеста показала, что для его эффективности важно соблюдать определенные требования к квест-технологии:
1) Цель квеста должна быть значима для его участников, отвечать их сегодняшним интересам, устремлениям, возрастным особенностям и потребностям. Итоговая игровая цель, в которой четко обозначен итоговый результат, должна быть общей для всех команд и являться важным мотиватором всего квеста.
2) Все участники должны иметь роли, позволяющие максимально включить всех в развитие истории. Роли должны четко соответствовать сюжету, быть актуальными и интересными для игроков. Должен быть ведущий, но не подсказчик.
3) Сюжет квеста должен требовать от участников кооперации действий, необходимости взаимодействия, когда успех каждого повышает успех всей команды.
4) В квесте должны быть загадки и головоломки, достаточно сложные, но посильные участникам, разнообразного характера, требующие проявления разных умений: интеллектуальных, творческих, коммуникативных, организаторских и т.п. Приветствуются неожиданные события и испытания.
5) Квест должен иметь игровые механики, в частности это могут быть следующие: погружение в историю, сюжет игры, ограничение времени, соревновательность, ограничение пространства, постоянная смена заданий, ситуации с выбором.
6) Квест должен иметь качественный сюжет и быть интерактивным. Во вступлении должна быть легенда, погружающая участников в игровой мир
Чтобы разработанный квест заинтересовал участников, при его создании необходимо четко определить целевую аудиторию и понять ее потребности, поставить конкретные цели и задачи, на этой основе выбрать тему, основную сюжетную линию и героев, определить форму квеста, количество этапов, заданий, их последовательность, проработать сценарий, установить необходимое пространство, время, ресурсы, количество участников, помощников. Обязательно назначить дату и заинтриговать участников, придумать поощрение (приз).
Анализ реализации разработанного квеста показал его успешность в достижении следующих педагогических результатов:
- развитие коммуникативных универсальных учебных действий, установление эмоциональных контактов между учащимися;
- развитие когнитивных универсальных учебных действий, обще учебных умений и навыков;
- формирование умений самостоятельно оценивать и принимать решения;
- выработка стратегии плодотворного общения и эффективного взаимодействия с коллегами по совместной деятельности, развитие умения результативно разрешать спорные ситуации;
- решение воспитательных задач: повышение личной ответственность за достижения и результаты команды, формирование культуры межличностных отношений и толерантности, стремление к самореализации и самосовершенствованию.
Участие в данном квесте предоставляет возможность школьникам узнать о профессиях ближайшего будущего, понять, какие профессиональные сферы будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты будут востребованы работодателями.
Отзывы участников продемонстрировали их заинтересованность в профориентационных мероприятиях, проводимых в подобных формах. По мнению старшеклассников, данный профориентационный квест дает новую, полезную и интересную информацию об актуальных профессиях и направлениях будущего; заставляет еще раз серьезно задуматься о выборе своей будущей профессии, способствует правильному ее выбору; укрепляет отношения внутри команды, учит эффективно взаимодействовать, повышает личную ответственность за результат; позволяет проявить себя каждому, проверить знания и умения в разных профессиональных областях, применить их в практике; позволяет быть более раскрепощенным, активным, выявить свои сильные и слабые стороны.
Таким образом, участие в профориенационном квесте «Профессии будущего – миссия выполнима» способствует развитию у участников умений организовывать и планировать собственную деятельность, распределять временной ресурс; осуществлять самоанализ проделанной работы; применять на практике знания, умения и полученный опыт; работать в команде, эффективно взаимодействовать, нести ответственность за общий результат работы. А также позволяет саморазвиваться, проявлять и реализовывать индивидуальные способности и таланты. И решает профориентационные задачи: развитие готовности к осознанному и самостоятельному выбору образовательного и профессионального пути.
Список информационных источников:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897[Электронный ресурс] . – URL: http://docs.cntd.ru/document/902254916
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года N 413 [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902350579
- Боброва Е.А., Зевакова Н.С., Сечковская Н.В., Шебловинская И.В. Методические рекомендации по организации деятельности общеобразовательных учреждений по вопросам профориентации, профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся, включая лиц с ОВЗ и инвалидов. - Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018
- Бурдукова К. Методические материалы «Квест-технологии в профориентационной работе» // [Электронный ресурс] // URL: https://docplayer.ru/52395946-Metodicheskie-materialy-kvest-tehnologii-v-proforientacionnoy-rabote-iz-istorii-kvesta.html
- Вахрушева А.Г. Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] // Инфоурок. - URL: https://infourok.ru/statya-proforientacionnaya-rabota-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya-387585.html
- Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. - URL:
- Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
- Силантьева Т.Г. Методический семинар «Использование технологии квест как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности обучающихся» // Мультиурок. - 01.02.2017. - URL: https://multiurok.ru/files/obrazovatiel-nyi-kviest.html