Статья «Несколько слов о работе с трудными детьми»
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАБОТЕ
С «ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ»
Составила педагог-психолог
Высшей квалификационной категории Бадыкова А.Г.
Сосновка 2015
ВВЕДЕНИЕ
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли...
Нет! Не рождаются «трудными» дети!
Просто им вовремя не помогли.
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала очень актуальной. Если раньше "трудными детьми" становились преимущественно подростки, то теперь дети попадают в данную категорию уже в возрасте 6-11 лет. Сейчас даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок".
Что же стоит за этим всем известным и давно привычным термином?..
1. Содержание понятия «трудные дети»
В отечественных психолого-педагогических науках в 20- 30-х гг. 20 в. данным термином обозначали практически всех детей, чьё обучение и воспитание представляло значительные трудности. К трудным детям фактически относились все аномальные дети, ныне выделяемые в особую категорию. К «трудным» относили также беспризорников, малолетних преступников [4] .
Сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности использования термина «трудные дети», поэтому выражение «трудные дети» стараются использовать как можно реже, заменяя его терминами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» и т.д..
В современной литературе «трудными» обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Традиционные формы педагогического воздействия в работе с такими детьми желаемого результата не дают. «Трудные дети» нуждаются в индивидуальном и комплексном подходе к решению их проблем [1, 2].
Для того, чтобы разобраться с содержанием понятия «трудные дети», рассмотрим причины трудновоспитуемости и особенности личности школьников с отклонениями в поведении.
Традиционно причины отклоняющегося поведения подразделяются на две группы: причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами, и причины социального характера.
1 группа. Причины, связанные с психическими расстройствами.
1.1. Психические заболевания и пограничные состояния.
1.2. Врождённые или приобретённые психофизиологические отклонения, не относящиеся к психическим заболеваниям (алкогольный синдром или ММД).
2 группа. Причины социального и психологического характера.
К внешним - социальным причинам относятся:
1) неблагоприятные условия семейного воспитания;
2) недостатки в учебно-воспитательной работе школы;
3) отрицательное влияние стихийно-группового общения [9].
Перейдем к описанию направленности личности трудных детей.
Многие исследователи утверждают, что наиболее характерной особенностью направленности личности «трудных» школьников является эгоизм.
Школьники с эгоистической направленностью личности характеризуются следующими особенностями:
- они некритично относятся к своему поведению;
- они оценивают других людей в зависимости от их отношения к ним;
- они оправдывают любые свои действия, обвиняют в своих поступках кого угодно, только не себя;
- у них не развито чувство долга, они нечестны и безответственны, не имеют нравственного идеала;
- для них быть вежливым означает унижаться, грубость они считают проявлением независимости, а требовательность расценивают как придирчивость [6].
Теперь поговорим об особенностях интеллектуального и эмоционально-волевого развития девиантных детей.
Исследования показывают, что большинство трудных школьников отличаются в интеллектуальном развитии от своих сверстников. Это различие выражается в следующем:
- неумении логически мыслить и предвидеть последствия собственных поступков;
- низкой познавательной активности и отсутствии интереса к научным и общественно-политическим проблемам, к вопросам истории, духовной культуры.
Сразу отметим, что это отставание не связано с врожденной умственной неполноценностью. Оно обусловлено недостаточным развитием познавательных способностей из-за того, что они не подвергались своевременному развитию [5].
«Дефекты» воли у девиантных детей характеризуются избирательным действием. В достижении желаемой цели они могут проявить большую выдержку и настойчивость. А вот на преодоление даже незначительных трудностей, связанных с необходимостью, с исполнением обязанностей (выучить урок, соблюдать режим, исполнить обещание), воли у них не хватает.
Отставание в эмоциональной сфере связано с со слабостью волевого контроля, неумением контролировать свои эмоции и чувства, преобладанием отрицательных эмоций и чувств над положительными [3].
2. Индивидуальный подход: особенности работы с «трудными детьми»
«Трудные дети» в силу своих личностных и поведенческих особенностей более других детей нуждаются в особом подходе при работе с ними [6].
Остановимся на наиболее важных аспектах индивидуального подхода к работе с «трудными детьми».
1. Учет психологических особенностей личности.
Психологические характеристики личности связаны с ее биологической природой. Это половые и возрастные особенности сознания и поведения, темперамент и физическое развитие. Их необходимо знать и учитывать в работе [7].
2. Учет жизненной ситуации и степени педагогической запущенности школьников.
Доказано, что положительные психические состояния (чувство радости, благодарности, уверенности и т.д.) усиливают эффективность педагогического воздействия на ребенка, а отрицательные наоборот снижают [8].
3. Установление психологического контакта с ребенком.
Отношения педагогов с воспитанниками должны основываться на принципах взаимного равенства, уважения к личности и доверия. Иначе возникает барьер отчуждения и неприязни между педагогом и ребенком.
Основными условиями осуществления индивидуального подхода к «трудным детям» являются любовь к детям, вера в возможность их исправления и соблюдение принципов педагогической этики [10].
Теперь перейдем собственно к содержанию работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что коррекционно-развивающая работа с «трудными детьми» предполагает реализацию двух взаимосвязанных направлений:
1) работа, рассчитанная на всех «трудных» учеников школы;
2) индивидуальная работа с каждым из таких школьников.
Общее направление работы предполагает выявление «трудных», а также нервнобольных и умственно отсталых детей, формирование сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся, организацию взаимодействия педагогов с учреждениями культуры и спортивными организациями и т.д. [8].
Структура индивидуальной работы с «трудными детьми» должна включать в себя 3 компонента:
1) диагностическую деятельность;
2) коррекционно-развивающую работу;
3) деятельность по оценке эффективности педагогических воздействий на ребенка.
Разберем подробнее каждый из компонентов работы.
1. Диагностическая деятельность в работе с девиантными детьми предполагает:
- выявление «трудных детей»;
- анализ психологических особенностей его личности и поведения, особенностей отношений ребенка с группой сверстников, с семьей, школой;
- определение причин трудновоспитуемости;
- выявление положительных интересов и увлечений у ребенка [1] .
После выявления «трудных детей» необходимо понять причины отклонений в поведении и личностном развитии.
Важно с самого начала определить тех ребят, чьи трудности обусловлены болезненным состоянием нервной системы или психики.
У здоровых учащихся надо определить, какие именно факторы влияют на нравственное становление личности конкретного школьника отрицательно, а какие положительно. Для этого следует использовать беседы, наблюдения, анкетирование, изучение школьной документации и др.
На основе анализа диагностических данных уже строится план корреционно-развивающей работы.
2. Коррекционно-развивающая работа.
Это направление предполагает изложение конкретных мер по устранению или нейтрализации выявленных отрицательных факторов семейного и школьного воспитания, а также стихийно-группового общения.
Рассмотрим особенности работы с трудными детьми на разных возрастных этапах.
Младший школьный возраст. Трудновоспитуемость в этом возрасте, как правило, является следствием неправильного семейного и детсадовского воспитания. Проявляется это в агрессивности, демонстративном поведении, нежелании учиться и брать на себя ответственность за свои поступки, аффективных вспышках, неумении контролировать свои эмоции, нарушении школьных норм и правил.
Очень важно на данном этапе обратить внимание на сложность усвоения детьми нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий. Для «трудных детей» необходимо создавать ситуацию успеха в интересующей их деятельности. Их нужно научить преодолевать трудности, правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать окружающих.
Средний школьный возраст. В подростковом возрасте недостатки семейного и школьного воспитания подкрепляется недостаточным жизненным опытом и слепым копированием взрослого поведения. Результат - грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
При работе с детьми в этом возрасте необходимо подчеркивать их взрослость, ответственность за себя и свою деятельность, формировать адекватную самооценку. Очень важно помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и создать ситуацию успеха.
Старший школьный возраст. Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта и многих практических умений у них еще нет. Это приводит к конфликту между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания.
В этом возрасте воспитателям и педагогам необходимо делать акцент на стимулировании самопознания, самовоспитания и самоопределения «трудных детей». Главное условие работы с такими детьми - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы ребенка [6].
3. Деятельность по оценке эффективности педагогических воздействий.
Это направление работы предполагает подбор критериев, по которым можно бы отследить динамику изменений происходящих с ребенком за время коррекционно-развивающей работы с ним. В качестве таких критериев могут выступать как количественные, так и качественные показатели развития личностной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Для количественных измерений могут использоваться разнообразные тестовые задания, направленные на определение уровня тревожности, агрессивности, толерантности, эмпатии, характера отношений с окружающими людьми и т.п. Для качественных измерений обычно используются наблюдение, беседы с ребенком, экспертные оценки педагогов и воспитателей и т.д. [3, 7].
Хотелось бы отметить, коррекционно-развивающая работа с девиантными детьми носит длительный и систематический характер, отслеживание результатов этой работы зачастую представляет большие сложности. Дело в том, что эффект занятий с такими детьми практически всегда носит отсроченный характер и происходящие с детьми изменения внешне могут быть мало заметны.
Подведем итог.
1. «Трудные дети» - это дети, демонстрирующие явные отклонения в личностном развитии (нравственной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах), которые проявляются в отклоняющемся от социальных норм поведении.
2. Причины отклоняющегося поведения можно условно разделить на две большие группы:
- причины, связанные с психическими расстройствами;
- социально обусловленные причины (недостатки семейного и школьного воспитания, отрицательное влияние уличного общения).
Первая группа причин устраняется или сглаживается медикаментозно, вторая - требует тщательного анализа и индивидуального коррекционно-развивающего воздействия.
3. «Трудные дети» не поддаются традиционным формам педагогического воздействия и нуждаются в индивидуальной и комплексной помощи со стороны разных специалистов.
4. Работа с «трудными детьми» должна строиться на основе индивидуального личностно-ориентированного подхода. Ее цели, задачи и направления работы должны определяться спецификой проблем ребенка. Содержание работы должно учитывать возрастные, половые и личностные особенности «трудного ребенка».
3. Рекомендации учителям и воспитателям по работе с «трудными детьми» младшего школьного возраста
Уважаемые воспитатели и учителя, представляем вашему вниманию рекомендации по работе с «трудными детьми» младшего школьного возраста. В этих рекомендациях мы попытались отразить основные направления, содержание и конкретные приемы работы с детьми с отклоняющимся поведением.Очень надеемся, что этот материал облегчит вашу работу, и будет использоваться на благо детей, имеющих разного рода трудности.
ОБЩИЕ МОМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
1. «Трудные дети» - это дети, демонстрирующие явные отклонения в личностном развитии (эмоционально-волевой, интеллектуальной сферах, сфере самосознания и общения со взрослыми и сверстниками), проявляющиеся в отклоняющемся от социальных норм поведении.
2. «Трудные дети» не поддаются традиционным формам педагогического воздействия. Работа с ними должна строиться на основе индивидуального личностно-ориентированного подхода и использования разнообразных методов педагогического воздействия (см. табл. 1, 2, 3).
3. Цели, задачи и направления работы с детьми с отклоняющимся поведением должны определяться спецификой проблем ребенка. Содержание работы должно учитывать возрастные, половые и личностные особенности «трудного ребенка».
4. Работа с «трудными детьми» должна носить комплексный характер, к ней должны привлекаться разные специалисты, начиная с воспитателей и заканчивая психологом и социальным работником. Только совместными усилиями можно добиться положительных результатов.
5. Обязательным условием успеха в перевоспитании является вовлечение «трудного» школьника в активную работу по самоисправлению и самовоспитанию.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ»
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Младший школьный возраст – это время глубокой перестройки основных физиологических и психических функций организма.
Проблемы, которые могут возникнуть у детей в этом возрасте можно условно разделить на три группы:
- проблемы в интеллектуальной сфере, связанные с низким уровнем развития познавательных процессов, речи и познавательного интереса: трудности в обучении, в освоении учебного материала, школьная дезадаптация и др.;
- проблемы в эмоционально-волевой сфере, связанные с особенностями нервной системы, низким уровнем развития функций самоконтроля, личностными особенностями: агрессивность, частые смены настроения, вспыльчивость, раздражительность, тревожность, гиперактивность и др.
- поведенческие проблемы, связанные с недостаточной регуляцией произвольной деятельности и поведения, личностными особенностями (неадекватно завышенная или заниженная самооценка) и несформированностью представлений о нравственных и этических нормах поведения: непослушание, невыполнение требований взрослых, драки, конфликты с детьми, ябедничество, воровство, обман, нежелание брать на себя ответственность за совершенные поступки.
2. Структура работы с «трудными детьми» младшего школьного возраста включает в себя:
1) диагностический блок;
2) коррекционно-развивающий блок;
3) блок оценки эффективности проведенной работы.
Диагностический блок должен содержать методы и методики, позволяющие вывить «трудных детей», определить причины отклоняющегося поведения и оценить особенности личностного развития этих детей.
Коррекционно-развивающий блок должен содержать, как минимум, следующие направления работы:
- индивидуальную работу со слабоуспевающими "трудными детьми»;
- развитие навыков самоконтроля, конструктивного решения проблем и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- организацию свободного времени «трудных детей», развитие их интересов, способностей и склонностей (вовлечение "трудных" в КТД, классное самоуправление и т. д.);
- профилактику здорового образа жизни и борьбу с вредными привычками.
Блок оценки эффективности должен содержать:
- описание проделанной работы;
- оценку динамики изменений, произошедших с ребенком;
- рекомендации и дальнейшие направления работы с ребенком.
3. Содержание работы с «трудными детьми» в младшем школьном возрасте включает в себя:
– формирование мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
– развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы;
– раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
– развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
– становление адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
– усвоение нравственных и этических норм поведения и общения;
– развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
В заключении хотелось бы сказать, уважаемые педагоги, если вы взялись за «трудного ребенка», вам необходимо засучить рукава и запастись терпением, потому что положительные сдвиги в сознании и в поведении школьника в процессе перевоспитания происходят очень медленно.
Желаем успеха в работе!
Таблица 1
Особенности применения личностного подхода к «трудным детям»
№ |
К благополучным детям |
К трудным детям |
1. |
Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее |
Говорить с ребенком, как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, а влиять на них постепенно |
Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда |
||
Взять в основу работы оптимистическую гипотезу, верить в исправление |
||
2. |
Создавать обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал внимание к себе |
Предоставлять ребенку возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон |
3. |
Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка |
Предъявляя требования к ребенку, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить |
Быть искренним, не лицемерить, не морализировать, не унижать ребенка |
||
4. |
Создавать атмосферу "успеха", помогать детям обрести уверенность в своих силах и способностях |
Опираться на положительное в ребенке |
Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков |
||
5. |
Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу |
Всячески поддерживать усилия ребенка по самовоспитанию |
Вовлекать и включать ребенка в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям |
||
6. |
Завоевывать уважение и доверие учеников |
Влиять на ребенка, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу и людям |
Таблица 2
Созидательные приемы педагогического воздействия на «трудных» школьников
№ |
Приемы |
Описание приемов |
1. |
Приемы, способствующие упражнению в нравственных поступках и накоплению социально ценного, положительного жизненного опыта |
|
1.1. |
Организация успехов в учении |
- организация помощи ученику, пока он не достигнет уровня сверстников и не начнет хорошо учиться |
1.2 |
Организация успеха в общественно полезной трудовой деятельности |
- помощь ученику при овладении им трудовыми умениями и навыками |
1.3 |
Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы |
- поднятие авторитета школьника среди сверстников, а также веры в себя, благодаря выполнению поручений, соответствующих его интересам и способностям |
1.4. |
Убеждение |
- разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенной линии поведения |
1.5. |
Доверие |
- поручение ученику ответственного задания |
1.6. |
Нравственное упражнение |
- организация условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить |
1.7. |
Ожидание лучших результатов |
- объявление того, что учитель ждет лучших успехов от ученика, что способствует формированию у него положительных мотивов учения |
1.8. |
Пробуждение гуманных чувств |
- организация таких условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание |
2. |
Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником |
|
2.1. |
Проявление доброты, внимания, заботы |
- пробуждение у школьника радости, благодарности, желания порадовать учителя |
2.2. |
Просьба |
- повышение авторитета ученика в коллективе через поручение ему ответственного задания |
2.3. |
Поощрение |
- одобрение, похвала, награда |
2.4 |
Авансирование личности |
- высказывание положительного мнения о школьнике или представление ему определенного блага, несмотря на то, что он этого еще не заслуживает (вызывает у школьника моральную обязанность вести себя соответствующим образом) |
2.5. |
Обходное движение |
- отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, смягчение обвинений (вызывает у него чувство признательности к педагогу) |
2.6. |
Проявление огорчения |
- создание ситуации, которая пробуждает у школьника чувство огорчения и стыда |
2.7. |
Прощение |
- неприменение наказания, снисхождение |
2.8. |
Поручительство |
- взятие виновного ученика на поруки, обещание за него достойно вести себя в дальнейшем |
2.9. |
Проявление умений и превосходства учителя в какой-то области |
- создание ситуаций, в которых учитель мог бы проявить свои скрытые способности |
3. |
Приемы, строящиеся на понимании динамики интересов и чувств учащихся |
|
3.1. |
Опосредствование |
- достижение желаемых изменений не прямым указанием, а через предъявление ребенку ему определенного условия |
3.2. |
Фланговый подход |
- воздействие на те чувства ученика, которые побуждают его к поступкам, помогающим преодолеть отклонения в поведении |
3.3. |
Активизация сокровенных чувств ребенка |
- тактичное проникновение в сокровенные мысли и чувства школьника и перестройка на этой основе его поведения |
Таблица 3
Директивные приемы воздействия на «трудных» школьников
№ |
Приемы |
Описание приемов |
1. |
Приемы, в которых открыто проявляется власть педагога |
|
1.1. |
Констатация проступка (прямая и косвенная) |
- педагог, не выражая своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно |
1.2 |
Осуждение |
- проявление отрицательного отношения к поступку |
1.3 |
Наказание |
- наложение определенного взыскания |
1.4. |
Приказание |
- требование педагога, предъявленное в категорической форме, в расчете на беспрекословное повиновение ученика |
1.5. |
Предупреждение |
- раскрытие ученику неприятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения |
1.6. |
Пробуждение тревоги о возможности наказания |
- объяснение последствий того или поведения, проступка |
1.7. |
Проявление возмущения |
- выражение негодования в объяснении ученику недостойности его действий |
2. |
Приемы со скрытым действием педагога |
|
2.1. |
Параллельное педагогическое действие |
- наказание всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося |
2.2. |
Намек |
- завуалированное объяснение ученику неприятных для него перспектив, без осуждения или наказания |
2.3. |
Ласковый упрек |
беседа в благожелательном тоне и, как бы невзначай, высказывание в мягкой форме порицания |
2.4. |
Мнимое безразличие |
- создание такой педагогической обстановки, когда на проделки ученика, как бы никто не обращает внимания (неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования) |
2.5. |
Ирония |
заключается в показе провинившегося ученика в смешном виде, разумеется без оскорбления его личности |
2.6. |
Мнимое недоверие |
выражение недоверия, сомнения в том, что ученик может преодолеть самостоятельно свои недостатки |
2.7. |
Организация естественных последствий |
- создание условий, в которых за проступком ученика следует для него неприятность, вытекающая из ситуации, которую он же и создал |
3. |
Вспомогательные приемы |
|
3.1. |
Организация внешней опоры правильного поведения |
- создание условий, когда школьник вынужден правильно поступать в результате помощи, осуществления соответствующего распорядка, действия определенных правил, контроля за ним |
3.2. |
Отказ от фиксирования отдельных проступков |
- снисходительное отношение к некоторым проступкам, за которыми не кроется ничего серьезного |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст]: / С.А. Бадмаев. – М.: Академический проект, 1997. – 128 с.
2. Большой психологический словарь [Текст]: / под ред.Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2004. - 672 с.
3. Гордеева, А. В. Прикладная реабилитационная педагогика [Текст]: учебно–методическое пособие / А. В. Гордеева, В. В. Морозов. – М.: Академический проект, 2004. – 176 с.
4. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения [Текст]: / под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 1996. – 246 с.
5. Кащенко В.П. Асоциальное поведение школьника [Текст]: / В.П. Кащенко // Вопросы психологии.- 2003.-№5. С. 43-45.
6. Клейберг Ю. А. Психология девинтного поведения [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
7. Осипова А. А. Общая психокоррекция [Текст]: учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: СФЕРА, 2002 г. - 510 с.
8. Стишенок И. «Трудный» ребенок [Текст]: практическое пособие для психологов и родителей/ И. Стишенок. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», сери «Школьный психолог». Вып. 32).
9. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» [Текст]: / сост. В.М. Астапов. – М.: Просвещение, 1996. – 367 с.
10. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]: / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Акадамия», 2001. – 208 с.
Стригачева Татьяна Николаевна