12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фролова Елена Николаевна85
Россия, Еврейская АО, Биробиджан
0

Обобщение опыта работы «Особенности реализации компетентностного подхода на уроках природоведения и биологии в условиях организации ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа

г. Биробиджан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта работы

 

Тема: «Особенности реализации

компетентностного подхода

на уроках природоведения и биологии

в условиях организации ФГОС образования

обучающихся с нарушениями интеллекта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы Фроловой Елены Николаевны,

учителя биологии

 

 

 

 

 

г. Биробиджан 2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данной брошюре предоставлен опыт учителя биологии Фроловой Е.Н. об особенностях реализации компетентностного подхода в образовании обучающихся с нарушением интеллекта на уроках природоведения и биологии.

Содержание

 

1. Введение………………………………………………………………..

4

2. Компетенностный подход в образовании детей с ОВЗ……………..

5

3. Формирование ключевых компетенций на уроках биологии у обучающихся с нарушением интеллекта……………………………..

 

8

4. Заключение…………………………………………………………….

9

5. Конспекты уроков……………………………………………………..

10

6. Список литературы……………………………………………………

35

 

Введение

 

Компетентность - это совокупность знаний, умений, навыков, опыта и поведения, которые приводят к эффективному выполнению деятельности индивида. Компетентность поддается измерению и может быть развита с помощью обучения. Постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.

В любой образовательной организации имеются ключевые компетенции:

1. Учебно-познавательная.

2. Информационная.

3. Коммуникативная. 

4. Общекультурная.

5. Ценностно-смысловые.

6. Социально-трудовые.

7. Личное совершенствование.

Профессиональная компетентность педагога – совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся.

ФГОС определяет следующие ключевые компетентности:

- предметная компетентность – это интегративная личностная характеристика субъекта обучения, который владеет совокупностью знаний, умений и навыков продуктивной учебной деятельности, имеет определенный опыт ее организации, осуществления, рефлексии и анализа результатов.

- социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе): брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций;

- общекультурные (коммуникативные): умение общаться устно и письменно на родном, овладевать достижениями культуры, с пониманием и уважением относиться к людям других национальностей, религий, языков, рас, культур, политических взглядов и социального положения;

- информационные: умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников;

- саморазвития и самообразования: потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни; овладевать умениями и навык мы самоанализа, самоконтроля и самооценки;

- здоровьясберегающие: готовность придерживаться здорового образа жизни в физической, социальной, психической и духовной сферах .

Компетентностный подход направлен на: овладение учащимися прочными, действенными знаниями, продуктивными умениями и навыками, и развёрнутой рефлексией; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к обучению и будущей профессиональной деятельности.

Вышеописанные виды компетенций в образовании позволяют четко сформулировать ключевые понятия процесса – это поиск, мышление, сотрудничество, деятельность, адаптация и анализ.

Компетентностный подход – это направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности.

По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.

Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. В результате школа должна готовить своих учеников к жизненным переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

 

Компетенностный подход в образовании детей с ОВЗ

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Ограничения возможностей здоровья неоднородны – это разные отклонения в физическом, умственном, эмоциональном развитии. Существует категория детей, имеющих легкую органическую патологию, но они могут испытывать значительные трудности в усвоении программы, эмоциональные перегрузки. Развитие другой категории детей происходит в неблагоприятных жизненных условиях и даже при видимом физическом здоровье и интеллекте со временем может обнаружиться отклонение в их психическом развитии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право получать образование. Основная задача в реализации их права – это создание условий для получения образования с учетом их психофизических особенностей.

Процесс обучения - это двусторонний процесс, в котором про­является деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан воору­жить детей знаниями, ученики - овладеть ими и применять на практике.

Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления:

*теория обучения;

*теория воспитания;

*система управления специальной (коррекционной) школой - школоведение.

Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида - это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы воору­жения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере произ­водства.

Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под конт­ролем учителя.

Основными источниками содержания школьного образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом.

Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включить­ся в учебно-познавательную деятельность. Причин несколько:

*качественное своеобразие структуры дефекта, его количе­ственных проявлений у разных детей;

*приятия, воли, интереса).

*гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, пе­рерабатывать полученную информацию;

*особенности воздействия социальной сферы (окружение ре­бенка - школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта.

В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с наруше­ниями интеллекта должен нести коррекционную направленность.

Процесс обучения, где в качестве воздействия на личность уча­щегося применяются специальные педагогические приемы, сти­мулирующие у них компенсаторные процессы развития познава­тельных возможностей, называется коррекционным.


 

Компетентностный подход в образовании школьников с нарушением интеллекта связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. Компетентностный подход ориентирован на развитие технологий обучения и воспитания. (ФГОС начального общего образования).

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Компетентностный подход позволяет не увеличивать объем информации, но при этом обучать способам деятельности, а значит. возрастает роль способности использовать полученные знания в социальной ситуации., что особенно важно для детей с ОВЗ. Быть компетентным, значит быть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.

Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса обучения.

При конструировании образовательной ситуации, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень интеллектуальных возможностей ребенка, состояние здоровья и уровень работоспособности и внимания.

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны быть отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса:

1. Знания о языке – речевая практика и речевое творчество.

2. Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество.

3. Естествознание – практическое взаимодействие с окружающим миром.

4. Знания о человеке – практика осмысления, происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением.

5. Знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества.

6. Обществознание – практика жизни в социуме.

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей.

На начальной ступени школьного образования в каждой области предлагается выделить основные, взаимосвязанные содержательные линии обучения, раскрывающие как академический компонент, так и жизненной компетенции (на примере естествознания):

Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром.

1. Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире,

2. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудности собственного места проживания.

3. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Урок необходимо построить так, чтобы содержательно раскрыть основные этапы образовательной ситуации, определить для каждого этапа урока направленность развития компетенций. Ключевые компетенции формируются во всех видах педагогической деятельности. Педагог выбирает разнообразные формы и методы построения образовательного процесса, развивает навыки целеполагания и рефлексии, направляет деятельность ребенка на формирование самостоятельности, инициативы, ответственности, любознательности, поддержки его увлечений.

 

Этап образовательной ситуации

Описание этапа урока

Компетенции, которые развиваются на данном этапе урока

Индивидуальный подход к обучающимся

Образовательная напряженность

Постановка задач, определение темы урока.

ценностно-смысловая и общекультурная компетенции

 

Подводящий диалог в доступной для ребенка форме .

Уточнение образовательного объекта

Введение в новую тему. Постановка учебной проблеммы

Ценностно-смысловая

Натуральные объекты (гербарий)

Конкретизация задания

Построение проекта выхода из проблемы

Учебно- познавательная

Фиксация плана на доске или в тетради

Решение ситуации

Отработка навыков практического применения, закрепление изученного

Учебно- познавательная

Коммуниккативная

Индивидуальная работа, помощь учителя

Демонстрация образовательной продукции

Защита работы, выставка готовой продукции

Учебно- познавательная

Коммуниккативная

общекультурная компетенции

Организация обсуждения

Систематизация образовательной продукции

Систематизация полученных знаний, выводы.

Учебно- познавательная

Коммуниккативная

 

Подводящий диалог для формулирования вывода

Работа с культурно-историческими аналогами

Введение культурно-исторических

(научных) аналогов

общекультурная компетенции

 

Сравнение полученных результатов с научными

Рефлексия

Итоги урока

Компетенции личностного самосовершенствования

Обозначение и оценка достигнутых результатов

 

Формирование ключевых компетенций на уроках биологии

у обучающихся с нарушением интеллекта

 

Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков биологии рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».

При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых воспитанник специальной (коррекционной) школы должен быть осведомлен, обладать определенными знаниями и некоторым опытом деятельности. Данная компетенция направлена на то, чтобы осваивать элементарные способы физического, духовного саморазвития.

На первых этапах изучения - осознание роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира. В дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии в бытовой, культурной сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Воспитанник овладевает способами деятельности в собственных интересах и на уровне собственных возможностей, что выражается в непрерывном развитии отдельных личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.

К этой компетенции относятся забота ученика с проблемами в развитии о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами его безопасной жизнедеятельности.

На уроках биологии формирование ключевых компетенций обучающихся осуществляется через экологическое образование.

Под экологическим образованием учащихся коррекционных школ следует понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и коррекционного развития школьника, направленного на формирование его экологической культуры, которая будет проявляться в эмоционально – положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм поведения, в системе ценностных ориентаций. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Овладение умственно отсталыми учениками системными экологическими знаниями невозможно в рамках одной учебной дисциплины. Необходима межпредметная координация и поэтапная интеграция экологических знаний в содержание различных школьных дисциплин.

Таким образом, основным содержанием экологического воспитания учащихся является:

1. Понимание, что человек – это часть природы, его назначение. Умение познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;

2. Понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни.

3. Понимание современных проблем экологии, принятие личного участия в решении экологических проблем.

Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Формирование ответственного отношения к природе, воспитание любви к природе- это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенными экологическими знаниями, но умение и желание активно улучшать, облагораживать природную среду.

Одним из условий успешного овладения учащимися основными компонентами содержания экологического образования является обеспечение системности и преемственности в обучении школьников на протяжении всех лет изучения ими предметов биологического цикла.

Учитель должен организовывать деятельность учащегося так, чтобы обеспечить выработку определённых компетенций = способностей в зависимости от целей, желаний и интересов самого ученика.

Социально-трудовая компетенция - формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения.

Информационно-коммуникативная компетенция - формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности

На уроках на любом этапе можно развивать способности овладения ключевыми компетенциями. Это могут быть игровой момент, проблемная ситуация, индивидуальные задания, обмен мнениями (даёт возможность расширить не только языковое пространство, но и знакомство с другими точками зрения и формирует личное отношение к новым знаниям) и т.д. На одном уроке можно использовать одну группу ключевых компетенций, а можно и несколько. Главное, чтобы детям было интересно учить СЕБЯ, развивать СЕБЯ, ПОЗНАВАТЬ мир.

Таким образом, формирование ключевых компетенций на уроках биологии происходит на всех этапах образовательного процесса.

 

Заключение

 

Компетентностный подход на уроках биологии выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникшие в конкретных ситуациях с помощью полученных знаний и приобретённых умений, и навыков. Следовательно, наивысшей оценки может заслуживать тот ученик, который не только показывает знания по предмету, но и проявляет способность и опыт эффективного применения этих знаний в предложенной или нестандартной ситуации.

Проработав различные информационные источники по вопросу формирования ключевых компетенций на уроках биологии в коррекционной школе, и на основе собственного педагогического опыта, мы пришли к выводу, что именно приобретение жизненно важных компетенций может дать ученику с нарушением интеллекта возможности ориентироваться в современном обществе, информационном пространстве, дальнейшем получении образования.

Жизненный и профессиональных успех человека зависит от его способности адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе через умение овладевать и гибко применять приобретённые знания, умения, собственный и общественный опыт. И в этом должен ему помочь компетентный педагог, реализующий на уроках компетентностный подход. Учитель становится проводником в информационном пространстве, а ученик в свою очередь, превращаясь в субъекта познавательной жизнедеятельности в течение урока, приобретает ключевые компетенций; развивает у учащихся коммутативные умения и навыки, обеспечивает воспитательную цель, приучает работать в команде, снимает нервную нагрузку. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.

 

 

 

Конспект урока по природоведению

Класс 6

Тема урока: Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча нефти. Продукты переработки нефти.

Тип урока: изучение новой темы урока.

Цель урока: формирование знаний о нефти как о ценном полезном ископаемом.

Задачи урока:

Образовательная: изучить внешний вид, свойства нефти, сформировать знания о способах добычи нефти и продуктах ее переработки; познакомить с новыми понятиями и использовать их в речи.

Развивающая: развивать наблюдательность, умения сравнивать, выделять закономерности и обобщать полученные результаты работы.

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, интерес к изучению предмета.

Оборудование: карта России, ЕАО, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания и проведения опыта по новой теме урока, образцы полезных ископаемых, ребус, лабораторное оборудование для каждого учащегося, текст учебника, видеофильм.

Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа, использование видеофильма).

Время урока: 40 минут.

Методы и приемы:

Словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

Передача информации с помощью практической деятельности.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии:

разноуровневого обучения.

проблемного обучения.

информационно-коммуникативные.

экологическое, патриотическое, нравственное воспитания.

здоровьесберегающие.

личностно-ориентированного обучения.

 

Ход урока.

Этапы работы

Конспект урока

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1

 

I. Организационный момент.

 

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

* Проверка готовности к уроку.

* Приветствие учеников.

- А теперь тихо сели, соблюдая правильную осанку.

* Психологический настрой.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

- Соберитесь, улыбнитесь, будьте уверенны в себе и все у всех получится!

-Ребята, у вас на партах находится лабораторное оборудование. Вспомните правила техники безопасности с ним.

-Молодцы! Правильно! К работе с лабораторным оборудованием можно приступать только по инструкции учителя и внимательно, слушая, его указания к работе.

Цель: создание доброжелательной, положительно эмоциональной обстановки, психологического настроя на работу для хорошей работоспособности в течение урока.

2

II. Проверка домашнего задания.

 

- В каком разделе работали на прошлом уроке?

- Что такое полезные ископаемые?

- На какие группы делятся полезные ископаемые?

- Какое домашнее задание выполняли дома?

- К какой группе относится природный газ?

- Почему?

- У некоторых учащихся на партах карточки. Они выполняют задание самостоятельно. Остальные работают со мной.

- Какие свойства имеет природный газ?

- Какие способы добычи природного газа вы знаете?

- Как люди используют природный газ?

- Молодцы, ребята! Хорошо подготовили домашнее задание! А теперь проверим работу по карточкам, а все учащиеся следят за правильностью ответа и в случае ошибки, исправляют товарища:

Карточка 1.

Выделить полезные ископаемые, которые относятся к горючим:

торф

каменный уголь

песок

4. природный газ

 

Карточка 2.

Горючие полезные ископаемые могут быть твердыми, жидкими, газообразными.

 

Подчеркнуть правильный ответ:

ДА НЕТ

 

Карточка 3.

Соединить стрелочками:

t1676981224aa.gif Газ

t1676981224ab.gif Каменный уголь

 

 

-Молодцы! С заданием справились хорошо!

Выставляются оценки с пояснением.

Вывод: вы хорошо усвоили тему прошлого урока и ваши знания будут помогать при изучении новой темы.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Цель: повторение ранее изученного материала для определения уровня усвоения материала предыдущего урока, подготовка к усвоению нового материала.

3

III. Изучение нового учебного материала.

 

1. Сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.

- Чтобы узнать тему урока, вам необходимо разгадать ребус.

Прочитайте слова:

Глина – 4

Песок – 2

Торф – 4

Гранит – 6

Уголь – 5

- К какой группе можно объединить эти слова?

- Правильно! Это полезные ископаемые.

Задание:

Необходимо из слов выбрать букву, которая по счету соответствует указанной цифре, и составить из выбранных букв слово.

- Итак, какое слово получилось? (Спросить нескольких учащихся.)

- Правильно! Тема урока: Нефть.

Словарная работа.

-Чтение слова с четким проговариванием, обращая внимание на написание слова.

- Откройте тетради и запишите число и тему урока.

- Учитывая свой опыт прошлых уроков, как вы думаете, какие задачи урока по данной теме мы будем сегодня выполнять? (Дети называют задачи:

* познакомиться с внешним видом нефти и ее свойствами;

* узнать, где и как добывают нефть;

* польза нефти в жизни человека.)

- Итак, цель урока ознакомление с внешним видом нефти и ее свойствами, условиями ее добычи и продуктами ее переработки.

-А поможет ее выполнить план работы (на доску вывешивается план работы:

1. Внешний вид полезного ископаемого.

2. Свойства полезного ископаемого.

3. Добыча полезного ископаемого.

4. Польза полезного ископаемого для человека.)

- Какие задачи вы поставите для себя, чтобы достичь общую цель урока?

- Молодцы! А теперь перед началом достижения намеченной нами цели необходимо отдохнуть.

2. Физминутка.

3. Практическая работа.

-У вас на партах лабораторное оборудование. Как вы думаете, что находится в пробирке?

-Какие правила работы с веществами вы знаете? (Дети перечисляют.)

-Молодцы, ребята. Правила вы знаете хорошо, их необходимо обязательно выполнять, чтобы не навредить своему здоровью.

-Что еще находится на разносе? (карточка)

-Помогать в практической работе будет карточка, в которую вы будете вносить свои наблюдения.

У слабых учащихся записаны варианты ответов, из которых нужно будет выбрать верный.

-Прочитайте вопросы в карточке.

Вопросы

Ответы

1. Какое тело природы?

 

2. Какой имеет цвет?

 

3. Какой имеет запах?

 

4. Тонет ли в воде?

 

5. Растворяется ли в воде?

 

6. К какой группе полезных ископаемых относится?

 

-Как будете выполнять задание?

-Какие тела природы вы знаете?

-К какому телу природы оно относится? (Твердое, жидкое, сыпучее). Почему?

-Правильно, нефть – жидкое вещество. Запишите в карточку.

-Посмотрите на вещество в пробирке.

-Какого оно цвета? Запишите в карточку.

-Как определить запах?

-Как правильно нюхать вещества?

-Какой имеет запах? Запишите в карточку.

- Какой опыт следует проделать, чтобы определить тонет ли нефть в воде?

-Итак, почему же нефть не тонет?

-Что это значит?

-Какой вывод можно сделать?

Проверим правильность ответа по учебнику стр. 112 3 абзац 1 предложение. Прочитайте.

-Итак, правильно ли мы ответили на 4 вопрос?

-Запишите свои наблюдения в карточку.

-Как проверить растворимость вещества в воде?

-Чем будете размешивать смешанные вещества?

-Проделайте опыт.

-Что вы заметили?

-Почему нефть не растворяется?

Проверим правильность ответа по учебнику стр. 112 2 абзац 1 предложение. Прочитайте.

-Итак, правильно ли мы ответили на 5 вопрос?

-Запишите наблюдения в карточку.

- Как вы думаете, к какой группе полезных ископаемых относится нефть?

-Как это можно проверить?

-Я продемонстрирую этот опыт.

-Если поджечь нефть, что вы наблюдаете?

-Запишите наблюдения в карточку.

Вывод:

-А теперь еще раз прочитайте свойства нефти (карточка на доске. Сильный учащийся читает вслух. Хоровое повторение после прочтения.):

Нефть – это черная, густая, маслянистая, горючая жидкость, которая не тонет, не растворяется в воде и имеет запах бензина.

-Откройте учебник на стр. 94 и найдите, как обозначается нефть на карте.

-Итак, каким геометрическим знаком обозначают на карте нефть?

Знак вывешивается на доску.

-Зарисуйте его в тетради.

-Найдите г. Хабаровск на карте. Посмотрите, есть ли нефть рядом с г.Хабаровском?

*Связать с добычей нефти в ЕАО.

-Прочитайте название поселка по слогам: Бирофельд.

-Какие буквы нужно запомнить, чтобы при письме не сделать ошибку?

-Составьте предложение из слов: месторождения, В, находится, поселка, ЕАО, нефти, Бирофельд, возле.

-Прочитайте составленное предложение. На какие орфограммы следует обратить внимание, чтобы при письме не сделать ошибку? (Подчеркиваются учителем названные детьми орфограммы.)

-Прочитайте еще раз предложение. Запишите его в тетрадь.

-Проверьте правильность написанного предложения.

-Молодцы, ребята! С заданием справились хорошо!

 

Прочитайте следующий пункт плана.

-Чтобы узнать, как добывают нефть, мы посмотрим видеофильм.

-Итак, на какой вопрос нужно будет ответить после просмотра фильма?

Просмотр видеофильма.

-Как добывают нефть?

Нефть добывают на большой глубине в земле или под морским дном. (Повторяют несколько учащихся.)

-Молодцы, ребята! Все были внимательны при просмотре фильма.

Прочитайте следующий пункт плана.

-Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту учебника стр. 113 абзац первый снизу.

Словарная работа

Мазут

Керосин

Смазочные материалы

Пластмассовые изделия

Вазелин

-Прочитайте отрывок из текста и ответьте на вопрос: Какие продукты получают из нефти?

Дети самостоятельно читают отрывок.

-Итак, какие продукты получают из нефти? (Учащиеся называют продукты переработки нефти.)

-Ребята, как вы думаете, почему нефть называют «черное золото»?

Нефть – очень ценное и дорогое полезное ископаемое. Страны, в которых имеются большие запасы нефти очень богаты.

-Рассмотрите рисунок на стр. 113.

-Назовите, где используют нефть?

-Молодцы, ребята! Хорошо справились с самостоятельной работой!

Методы:

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный: использование карточек-опор, иллюстрации, фильм, текст учебника.

Практические: исследование – наблюдение за веществом и выделение отличительных признаков от других полезных ископаемых. Работа с моделью предложения по результатам своего исследования.

 

Формулирование выводов (познавательные): Создание проблемной ситуации, после решения которой делаются выводы, которые озвучивают различные учащиеся и после короткого обсуждения делается дополнение.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

 

Цель (для разных видов деятельности): организация деятельности учащихся по формированию знаний по данной теме, расширение словарного запаса и использование его в речи; совершенствование в умении работать самостоятельно с лабораторным оборудованием, наблюдать, выделять основные признаки вещества и делать выводы, сравнивая их с текстом учебника; самостоятельное добывание знаний из текста учебника; развитие навыков в умении правильно строить предложения; работать с картой.

 

 

4

IV. Закрепление учебного материала.

 

Игра «Горячо-холодно».

-Я буду называть слова, а вы должны поднять сигнальную карточку, если это слово относится к нефти.

Вывод: подвести итог игры.

 

 

Методы:

Словесный (игра)

Форма: фронтальная

Цель: проверка усвоения учебного материала через игровую деятельность для мотивации работоспособности всех учащихся.

5

V. Итог урока.

 

-Как называлась тема урока?

-Какую цель ставили в начале урока?

-Достигли ли намеченной цели урока? Объясните.

-Что нового узнали на уроке?

-Продолжите предложение (карточка на доске):

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

-Как справились со своей задачей урока?

-Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке!

Выставляются отметки за урок с пояснением.

Методы:

Словесный, наглядный

Форма: фронтальная, индивидуальная

Цель: развитие у учащихся умения формулировать выводы с целью контроля и самоконтороля.

6

VI. Домашнее задание.

 

Стр. 112-114. Прочитать текст и ответить на вопрос №5.

-Прочитайте вопрос №5. (Почему так опасны аварии морских судов, которые перевозят нефть? Почему при разливе нефти в водоеме гибнут его обитатель?)

-Всем ли понятно задание?

-Молодцы ребята! Спасибо за урок!

Метод: практический

Форма: индивидуальная

Цель: активизация познавательной деятельности.

 

Конспект урока по природоведению

Класс 5

Тема урока: Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.

Цель: совершенствование знаний учащихся о вредном влиянии никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

Задачи:

Коррекционно-обучающие: совершенствовать знания и представления учащихся о вредном влиянии ядовитых веществ, содержащихся в табаке, алкоголе и наркотических средствах на организм человека, о пользе занятий физкультуры и спортом.

Коррекционно-развивающие: расширять и обогащать словарный запас, развивать связную речь учащихся; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщающие выводы;

Коррекционно-воспитательные: вызывать интерес к здоровому образу жизни.

Оборудование:

Презентация «Вред наркотиков».

Карточки:

- для проверки домашнего задания по теме «Внутренние органы человека»;

- буквы для составления слова никотин, наркотики;

- разрезанная картинка «Алкоголь»;

-определения слов : алкоголь, никотин, наркотики.

Учебник.

Тетрадь.

Ручка.

Карандаш.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Девиз урока:

Мы пришли сюда учиться!

Не лениться, а трудиться!

Только тот, кто много знает,

В жизни что-то достигает!

Все что знаем – обобщим!

На уроке не молчим!

Руку чаще поднимаем,

На вопросы отвечаем!

 

II. Работа с календарем природы.

- Какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

- Какой по счету месяц в году?

- Какой по счету весенний месяц?

- Дайте описание погоде на сегодня.

- Какие приметы мая вы знаете?

Вывод.

 

III. Актуализация знаний учащихся.

- Прежде, чем я назову тему сегодняшнего урока, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках.

1. Игра «Четвертый лишний». Вам необходимо определить лишний предмет. (Птица, насекомое, зверь, человек.)

-Почему человек является лишним предметом? Объясните.

Итак, на протяжении нескольких уроков мы работаем в разделе «Человек».

-Назовите части тела человека.

-Над какой темой работали на прошлом уроке?

 

2. Проверка домашнего задания.

-Индивидуальные карточки для 2 учащихся.

-Фронтальная работа.

-Показать органы кровообращения на муляже.

-Из каких органов состоит дыхательная система?

-Какая система отвечает за переваривание пищи? Покажите органы на муляже.

-К какой системе относятся почки, мочевой пузырь?

- Назвать органы чувств.

-Ребята, какие правила нужно выполнять, чтобы наши органы были здоровы?

 

Вывод: Укрепление и сохранение здоровья зависит не только от соблюдения режима дня, правильного питания, закаливания. В жизни нередко человек совершает действия, которые ухудшают его здоровье, приводят к заболеваниям основных органов: сердца, лёгких, печени, почек. Пристрастие к таким действиям часто называют вредными привычками.

- А вот о каких вредных привычках сегодня пойдет речь на уроке, вы узнаете, выполнив следующее задание.

 

Работа в группах:

1,2 – составить слова из букв.

3 – собрать картинку (слабые учащиеся).

-Какие слова у вас получились?

(Никотин, наркотики, алкоголь.)

 

IV. Сообщение темы урока и постановка задачи урока перед учащимися.

Итак, тема сегодняшнего урока «Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья».

Задача урока: определить, какое влияние оказывают вредные привычки на организм человека.

 

- Какую задачу для себя вы поставите на уроке?

Работать будем по плану:

1. Вред алкоголя.

2. Вред курения.

3. Вред наркотиков.

4. Сохранение здоровья.

 

- Работа в тетради.

- Записать тему урока в тетрадь.

 

V. Изучение нового учебного материала.

1. Чтение реферата учеником «Вред алкоголя на организм человека».

Вывод:

-Какой вред алкоголь приносит организму человека?

-На работу каких органов влияет?

Вывод.

Алкоголь - вещество, замедляющее все процессы в организме, он замедляет реакцию и отрицательно сказывается на глазомере и координации движений.

 

2. Работа с учебником.

-Для того, чтобы узнать, какой вред оказывает никотин, откройте учебники на стр. 133 первый абзац снизу.

-На какие органы влияет никотин?

Вывод.

 

Никотин – вещество, которое содержится в табаке и в некоторых других растениях.

 

-Какой вопрос мы еще не рассмотрели? (Вред наркотиков.)

 

3. Физминутка.

Руки в боки, руки шире –

Раз, два, три, четыре.

 

Сейчас попрыгать мы решили –

Раз, два, три, четыре.

 

Потянулись выше-выше –

Раз, два, три, четыре.

 

Приседаем ниже-ниже –

Раз, два, три, четыре.

 

Встали, присели…

Встали, присели –

И за парты тихо сели.

 

- Продолжаем работать.

 

4. Демонстрация презентации «Вред наркотиков на организм человека».

-На какие органы влияют наркотики?

Вывод.

Наркотики – вещества, которые вызывают обездвиженность, кому или нечувствительность к боли. 

 

Общий вывод: Алкоголь, никотин и наркотики приносят вред всему организму!

 

5. Сохранение здоровья.

-Какие правила нужно выполнять, чтобы сохранить здоровье?

(Выполнять режим дня, правильно питаться, заниматься физкультурой и спортом.)

Вывод: Для сохранения здоровья нужно:

1. Выполнять режим дня.

2. Правильно питаться.

3. Заниматься физкультурой и спортом.

 

VI.Закрепление.

Игра «Да, да – это так! Нет, нет – все не так!».

1. Курить – сильным будешь быть!

2. Настоящие друзья всегда предложат выпить.

3. Настоящий друг всегда остановит при опасности вредной привычки.

4. Станешь спортом заниматься – всегда здоровым будешь оставаться!

Вывод.

 

VII. Итог урока.

- Над какой темой работали на уроке?

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Справились ли с задачей урока?

- Как справились с задачами, поставленными перед собой?

- Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке!

Выставляются отметки за урок с пояснением.

 

VIII. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок «Скажи нет вредным привычкам!»

 

Вред алкоголя на организм человека.

 

Алкоголь – это вещество, замедляющее все процессы в организме, он замедляет реакцию и отрицательно сказывается на глазомере и координации движений.

Алкоголь, попадая в организм человека, всасывается в кровь уже через 5—10 минут. Он отнимает у живых клеток кислород и воду, нарушает работу головного моз­га, печени, сердца и других органов. Если принимать алкоголь часто, то клетки раз­личных органов погибают.

Алкоголизм — это очень тяжёлая болезнь, которая поддаётся лечению с большим трудом. 

 

Конспект урока по природоведению

Класс 5

Тема: Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы.

Тип урока: комбинированный.

Цель: формирование знаний учащихся о формах поверхности суши.

Задачи:

* коррекционно-обучающая: сформировать знания учащихся о формах поверхности суши, их условном обозначении; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщающие выводы;

*коррекционно-развивающая: развивать познавательную деятельность учащихся, связную речь, расширять словарный запас;

* коррекционно-воспитательная: воспитывать познавательный интерес к изучению нового.

Планируемые результаты:

* Начальная стадия формирования умения работы с контурными картами на уроках географии в 6 классе.

* Различать поверхности суши по картинкам и по условным обозначениям.

 

Оборудование: учебники, тетради, простые карандаши, ручки, линейки, рабочие тетради, интерактивная доска, презентация, «Смайлики» для рефлексии, иллюстрационные карточки для индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

 

Структура урока:

Организационный момент.

Работа с календарем природы.

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний учащихся.

Изучение нового материала.

Практическое закрепление нового материала.

Подведение итогов урока.

Оценивание.

Домашнее задание.

Рефлексия.

 

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуальный и дифференцированный подход

1. Организационный момент

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

 

Проверка готовности к уроку.

Отчет дежурного.

 

Психологический настрой на урок.

Дети стоя приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Работа с календарем природы.

 

- Какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

- Какой по счету месяц в году?

- Какой по счету зимний месяц?

- Дайте описание погоде на сегодня.

- Какие приметы декабря вы знаете?

Вывод.

-Откройте тетради, запишите число.

-Зарисуйте условным обозначением состояние погоды и запишите температуру воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают в тетрадях.

 

 

3. Проверка домашнего задания

- Что мы изучали на прошлом уроке?

 

 

-Что я вам задавала?

 

-Сейчас посмотрите на доску и проверьте выполненное задание.

 

-Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок?

-Эти ребята получают отметку «5».

-У кого одна ошибка?

-Исправьте.

-У кого две ошибки?

-Исправьте.

-Вот теперь все ребята молодцы ребята! Продолжаем работать на уроке, чтобы получить хорошие отметки.

 

-Вы видите, как я вам улыбаюсь?

-Почему я улыбаюсь?

 

- А если бы вы поработали плохо, я бы улыбалась?

Правильно, оказываться эмоциональное состояние человека можно понять без слов, посмотрев на его лицо. Обратите внимание, у меня есть «Смайлики» с двумя выражениями чувств. Я вам покажу их, а вы определите какие чувства они выражают.

t1676981224ac.gift1676981224ad.gif

 

-Сделайте весёлоё выражение лица, как у этого «Смайлика»

 

t1676981224ae.gif

 

 

 

 

 

 

 

-Сделайте грустное выражение лица, как у этого «Смайлика»

 

 

Сегодня за каждый ответ я буду вам давать по «Смайлику». За правильный ответ весёлый, а за неправильный грустный. В конце урока мы посчитаем сколько «Смайликов» будет у вас. Чем больше весёлых смайликов, тем выше будет оценка за урок

И первые «Смайлики» вы получаете за выполнение домашнего задания.

 

-Интересные вопросы ожидают смельчаков, пожелаем им удачи.

Покажите!

Кто готов?

-Мы изучали значение воздуха в жизни человека.

 

Дети показывают свои карточки.

Дети проверяют выполненное задание.

 

 

Дети поднимают руку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вам понравились наши работы, поэтому Вы улыбаетесь.

 

- Если бы мы плохо поработали дома, вы бы стали грустной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Это весёлый «Смайлик».

 

Дети имитируют показанное эмоциональное состояние

 

 

-Это грустный «Смайлик».

 

Дети имитируют показанное эмоциональное состояние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети получают за свои ответы «Смайлики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Актуализация знаний учащихся

Слайд 1.

- Какие оболочки Земли вы знаете?

 

-У земли есть воздушная, водная оболочки.

Воздушная оболочка – это воздух.

Водная оболочка – это вода: реки, моря, океаны.

 

-Ребята, а есть еще твердая оболочка.

-Как вы думаете, что это может быть?

 

Твёрдая оболочка – это суша.

 

- Земная поверхность неровная, на ней встречаются возвышенные и пониженные участки.

Где-то она выше, где-то ниже, эти неровности называют поверхностями суши.

На нашей планете много интересного. Например, равнины, холмы и овраги. Все эти слова можно объединить одним понятием - формы поверхности нашей земли. Задача нашего урока: научиться различать поверхности суши и обозначать их схематически. А тему нашего урока надо составить из букв.

-Составьте первое предложение из слов.

-Составьте второе предложение.

-Молодцы, ребята! С заданием справились хорошо.

-Итак, тема нашего урока: Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы.

-Какие орфограммы вы встретите, когда будете записывать тему в тетрадь?

 

- Для того чтобы красиво писать, сделаем пальчиковую гимнастику.

 

Руки на локоток, пальчики в кулачки, большие пальцы работают как молоточки.

 

Тук да тук, тук да тук,

Раздаётся звонкий стук,

Молоточки стучат,

Строят домик для зайчат,

Стоят дом для зайчиков,

Строят дом для белочек.

Ах, какой хороший дом,

Как мы славно заживём!

Будем песни распевать, Веселиться и плясать!

 

Пальчики готовы к работе.

 

-Запишите тему урока в тетрадь.

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети в группах составляют слова.

 

Дети фронтально составляют предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают над предупреждением ошибок под контролем учителя.

 

Вместе с педагогом проговаривают слова и выполняют пальчиковую гимнастику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль осанки детей.

 

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь детям.

 

 

Детям за правильные ответы раздаются «Смайлики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказывается индивидуальная помощь детям.

 

5. Изучение нового материала.

 

Твёрдая оболочка Земли – это земная поверхность, или, другими словами, суша.

Поверхность суши неодинаковая. Если мы соберёмся в поход, то увидим вокруг себя много интересного. На своём пути встретим ровные пространства, будем обходить овраги, подниматься на холмы.

Слайд 2.

Ровная поверхность местности называется равниной.

Запись в тетрадь. Равнина – ровная поверхность суши.

На равнине далеко видны поля, деревни, реки и озёра. Равнины бывают разными. Одни покрыты цветущими лугами, другие – лесами. На равнинах люди распахивают землю, сеют хлеб, выращивают овощи, сажают сады. На пастбищах пасут скот, на лугах заготавливают сено. На равнинах удобно строить дороги, города, посёлки. На равнинах могут встречаться небольшие возвышения – холмы.

 

Слайд 3.

 

Запись в тетрадь. Холмы – небольшие возвышения на поверхности суши.

 

Высота холмов до 200 метров. Холмы всегда имеют почву, на которой растут трава, кустарники и деревья. Раньше на холмах строились города. Микрорайон Сопка в Биробиджане построен на холме.

 

Слайд 4.

Когда на равнинах тает снег или идёт дождь, маленькие ручейки становятся сильными и бурными. Вода бежит в низкие места, размывает канавки. После каждого сильного дождя канавки углубляются и становятся длиннее. Через несколько лет на этом месте получается овраг.

 

Физминутка

По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас – зелёный луг. (Поворот)
Слева находится лес. (Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин крыльями машет. 
Ух, аж захватывает дух! (Махи руками)
Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)

 

Слайд 5.

Запись в тетрадь. Овраг – углубления на поверхности суши.

Овраги – очень опасное явление. Они разрушают поля, сады, дороги, поэтому с появлением оврагов необходимо бороться. Люди научились бороться с оврагами.

Существует несколько способов борьбы с ними (слушайте внимательно, потому что вам сегодня придётся бороться с одним оврагом.)

Первый способ. По их склонам сажают различные растения. Это делается для того, чтобы овраги не увеличивались. Растения своими корнями укрепляют склоны. Они не дают разрушаться почве.

Второй способ. Небольшие овраги засыпают камнями и землёй.

Третий способ. Склоны оврагов распахивают не вдоль, а поперек. Почему? Бороздки задерживают воду, которая не стекает вниз по склонам и не размывает почву.

 

Предложить детям, чтобы они использовали способы борьбы с оврагами, используя макет оврага, деревья, машину, камни, преграду, ветки.

Вывод: овраги – это углубления на поверхности суши. Их образуют дождевые и талые воды, которые размывают почву и уносят верхний, плодородный её слой. Длина оврагов может достигать нескольких километров, а ширина и глубина – десятков метров. Овраги образуются на склонах холмов и там, где мало растений. Для борьбы с оврагами люди сажают деревья и кустарники, правильно распахивают склоны холмов, засыпают овраги камнями.

 

Слайд 6.

Упражнение для глаз.

-На доске геометрические фигуры. Назовите их.

-Следите за указкой глазами.

-Молодцы, глазки отдохнули. Продолжаем работать.

 

Слайд 7.

Запись в тетрадь.

Горы — это участки суши, высоко поднимающиеся над равнинами. Горы редко бывают одиночными, обычно они образуют целые горные цепи — хребты. Чем выше горы, тем холоднее на их вершинах. Многие вершины высоких гор покрыты снежниками и ледниками. В горных районах выпадает гораздо больше осадков, чем на равнине.

Склоны гор таят в себе много опасностей: камнепады, снежные лавины, глубокие трещины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По очереди повторяют определение, а затем все вместе.

Работают в тетрадях.

Условные обозначения

простым карандашом.

Контроль осанки детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По очереди повторяют определение, а затем все вместе.

Работают в тетрадях.

Условные обозначения

простым карандашом.

Контроль осанки детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с педагогом проговаривают слова и выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По очереди повторяют определение, а затем все вместе.

Работают в тетрадях.

Условные обозначения

простым карандашом.

Контроль осанки детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По очереди повторяют определение, а затем все вместе.

Работают в тетрадях.

Условные обозначения

простым карандашом.

Контроль осанки детей.

 

 

 

 

Оказывается индивидуальная помощь детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказывается индивидуальная помощь детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказывается индивидуальная помощь детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказывается индивидуальная помощь детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказывается индивидуальная помощь детям.

 

 

 

 

6.Практическое закрепление нового материала.

 

Д/И «Молчанка»

-Я буду описывать поверхность суши, а вы должны будете показать карточку с условным обозначением.

*Небольшие возвышения на поверхности суши.

*Углубления на поверхности суши.

* Ровная поверхность местности.

* Участки суши, высоко поднимающиеся над равнинами.

Вывод.

 

-Так в чем же сходство и отличие друг от друга равнины, холма и оврага?

Дети отвечают на вопросы, используя карточки и записи на доске и в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделать вывод, что всё это поверхности суши, только разной формы, используя определения в рабочей тетради.

 

Оказывается индивидуальная помощь детям.

Детям за правильные ответы раздаются «Смайлики»

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Подведение итогов урока.

 

- Над какой темой работали на уроке?

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Справились ли с задачей урока?

- Как справились с задачами, поставленными перед собой?

- Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке!

 

Дети отвечают на вопросы.

 

Детям за правильные ответы раздаются «Смайлики»

 

8. Оценивание.

 

-Посчитаем наши «Смайлики».

-Сколько весёлых «Смайликов»,

-Сколько грустных?

-Если мы из количества весёлых, отнимем количество грустных, то сколько останется?

-Далее в зависимости от набранных «Смайликов» выставляются оценки в журнал, дневники.

Дети подсчитывают смайлы.

 

 

9. Домашнее задание.

 

Стр. 17-22.

Подберите иллюстрации к каждой форме поверхности.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

Оказывается индивидуальная помощь детям.

 

10. Рефлексия

Каким бы вы «Смайликом» оценили свою работу на уроке?

-Мою работу?

-Я работу класса в целом оценила бы весёлым «Смайликом».

 

-Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!

 

- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!

Дети поднимают смайлик.

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по природоведению

Класс 6

Тема: Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз.

Цель: формирование знаний учащихся о движении воздуха в природе.

Задачи:

Познакомить учащихся с понятием «ветер», циркуляция». Формировать представления учащихся о причинах возникновения ветра, движения воздуха, выявить его характерные признаки – сила, скорость, направление.

Развивать умения наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь.

Воспитывать интерес к изучению природных явлений и их познанию, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: видеофильм «Воздух в природе», презентация, учебник, для опыта: свеча, спички.

Ход урока.

 

 

Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Психологический настрой.

3. Девиз урока: Как говорят мудрые люди: «Не стыдись не знать, стыдись не узнать».

 

Актуализация знаний учащихся.

Прежде, чем я назову тему сегодняшнего урока, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках.

1). Индивидуальная работа по карточкам (2 ученика).

2). Фронтальная работа:

Что такое воздух? (Окружающая Землю смесь газов, состоящая из азота, кислорода, углекислого газа.)

Содержание какого газа в воздухе самое большое?

Какое место по содержанию в воздухе занимает углекислый газ?

На каком месте находится кислород?

Что еще содержится в воздухе помимо этих газов?

Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера. Воздух образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного ультрафиолетового облучения.)

Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?
Каким образом? (Высокая температура нашего тела поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.)

Как используют воздух животные и растения? (Все живые организмы дышат, используя кислород воздуха. Растения употребляют воздух для поглощения углекислого газа, который используют в фотосинтезе и выделяют кислород.)

Какими свойствами обладает воздух?

Какими способами можно доказать, что воздух не пустое место?

Вывод. Оценки.

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

Изучение нового материала.

Сообщение темы и постановка задач урока перед учащимися.

Для того, чтобы узнать тему уроку, вам необходимо составить слова из букв (работа в группах).

И так, тема нашего урока: «Движение воздуха в природе».

Записать в тетрадь число и тему урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со свойствами воздуха.

Как вы думаете, движется ли воздух?

Как это можно проверить?

Как по-другому можно назвать движение воздуха?

Какой воздух бывает по температуре?

Задачи урока:

Познакомиться с понятиями «ветер», «циркуляция»; со свойствами ветра.

Определить, какой воздух тяжелее теплый или холодный.

Выявить значение ветра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

Объяснение новой темы урока.

Итак, что такое ветер?

Я прочитаю отрывок из стихотворения А.С.Пушкина, а вы должны будете сказать, из какой сказки эти строки. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)

Я прочитаю стихотворение еще раз, а вы скажите, какие качества ветра он описывает.

 

Ветер, ветер! 

Ты могуч, 

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

Итак, какие качества ветра описывает А.С.Пушкин в стихотворении? (Силу, скорость, направление.)

 

Слайд 3,4

Как определить направление ветра? (Пыль, флюгеры, дым и другие.)

 

Слайд 5

Какие стороны горизонта вы знаете?

Как еще называют ветер, учитывая стороны горизонта?

 

Слайд 6

Каким бывает ветер по силе? (материал 5 класса: штиль, слабый, сильный, шторм, ураган)

 

Слайд 7

От чего зависит сила ветра? (От его скорости. Измеряют силу ветра в баллах. Предложил такое измерение ученый Бофорт. Он изобразил это в виде шкалы, на которой указал 12 отрезков. Этот прибор так и называется «шкала Бофорта)

Вывод: итак, что мы узнали о ветре? (Ветре – это движение воздуха. Направление ветра определяют с помощью флюгера, дыма и других предметов, а также по сторонам горизонта. Силу ветра определяют по его скорости, а скорость шкале Бофорта.)

 

 

Физминутка.

Какую физминутку о ветре вы знает?

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

 

Слайд 8

Продолжение объяснение нового материала.

Как вы думаете, как образуется ветер?

Для этого мы проведем эксперимент.

Скажите, где сейчас холоднее: в помещении или на улице?

Что произойдет, если открыть окно?

Куда подует ветер на улицу или в помещение?

Значит, какой воздух тяжелее?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: холодный воздух выталкивает теплый.

 

Проведем второй эксперимент.

Где прохладнее: в кабинете или в коридоре?

Как это проверить?

Зажигаем свечу и открываем дверь. Куда отклонилось пламя свечи? Почему?

Вывод: теплый воздух легче холодного.

 

 

 

 

Слайд 9,10,11,12

А как же это происходит в природе?

Просмотр видеофильма «Воздух в природе» (3.25-4.30-почему летает дельтаплан. 6.20-7.00 – дневной и ночной бриз)

Итак, как образуется ветер в природе?

Вывод:

Какой воздух легче?

Что происходит с холодным воздухом, когда теплый воздух поднимается вверх? Чтение отрывка из учебника стр. 70 первый абзац снизу.)

Когда теплый воздух поднимается, его место внизу занимает холодный воздух.

 

Слайд 13

Как называется такое явление? (Циркуляция воздуха.)

Запишите это определение в тетрадь.

 

Слайд 14

Как вы думаете, как называется перемещение слоев воздуха над поверхностью Земли? (Ветер.)

Запишите это определение в тетрадь.

 

 

 

Слайд 15

Как вы считаете, достаточно ли только температуры нагревания поверхности для образования ветра?

Какие еще факторы могут повлиять на образование ветра? (1. Шарообразность Земли. 2. Различный угол падения солнечных лучей. 3. Различная высота солнца. 4. Различное нагревание поверхности. 5. Различное атмосферное давление. 6. Различная температура воздуха.)

Вывод: итак, подведем итог уже проделанной работы: мы определили, что такое «ветер», «циркуляция воздуха», узнали о свойствах ветра и его образовании. Какую задачу урока осталось еще выполнить?

 

 

 

 

Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24

Какое значение имеет ветер в жизни человека?

Какое значение имеет ветер в природе?

Чтение отрывка из текста учебника стр. 72 1, 2 абзацы снизу.

Вывод: пользу или вред приносит ветер человеку и природе?

 

Слайд 25, 26,27

Закрепление.

Логические задачи от Льва Николаевича Толстого.

Кто такой Лев Николаевич Толстой?

Ответить на вопросы к картинкам.

 

Слайд 28

«Немая картинка»

Определить, где находится теплый воздух, а где холодный. Объяснить свой выбор.

 

 

 

 

 

Слайд 29

Итог урока.

- Над какой темой работали на уроке?

-Какие задачи ставили перед началом урока?

-Выполнили ли мы поставленные задачи?

-И в заключение урока, прошу вас продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

- Меня удивило, что...

- Я сделал вывод, что...

- Новым для меня было...

 

Домашнее задание.

Стр.68-71

Оценки за урок.

 

Список литературы

 

1. Литвинова Л.С. Нравственно – экологическое воспитание школьников.

2. Специальная педагогика. / Под редакцией Н. М. Назаровой. - М.: АСАDEM, 2000.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.   // Народное образование // -  М., 2003  №2 .С. 55-64.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. -М.: ИОСО РАО, 2002. - с. 135-157.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. // Народное образование. – 2003. - №2. – с.58-64.

6. Электронные ресурсы. http://www.ecosystema.ru / . Экологический центр «Экосистема».

7. http://www.ikprao.ru/almanah/

8. http://standart.edu.ru/

 

 

 

 

36

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.