Реализация компетентностного подхода в обучении через использование интерактивных технологий на уроках истории и образования (обобщение педагогического опыта)
Реализация компетентностного подхода в обучении через использование интерактивных технологий на уроках истории и образования (обобщение педагогического опыта)
Российская школа продолжает переживать серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которых лежит формирование универсальных учебных действий.
Основными результатами образования согласно ФГОС нового поколения, должны стать:
формирование предметных и универсальных способов действий;
воспитание умения учиться;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития
В процессе преподавания истории и обществознания я как учитель постоянно сталкиваюсь с противоречиями такого рода:
между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках истории и обществознания и большим разнообразием современной информации по различным вопросам истории;
между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых учащимися на уроках;
между сложным уровнем содержания курса истории и обществознания и дефицитом учебного времени.
Передо мной стал выбор: найти именно те формы работы, которые бы позволили добиться активизации мыслительной деятельности школьника, при этом повысив собственную мотивацию к учению. Решение данных затруднений возможно при использовании современных методик и технологий.
Сегодня я определяю для себя в работе цель: реализация компетентностного подхода через использование интерактивных технологий, так как применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания способствует более эффективному формированию у школьников основных компетенций, позволяющих быть востребованным в современном, развивающемся обществе.
Практическая значимость такого подхода в работе видится мне в:
возможности индивидуализации процесса обучения через различные интерактивные формы;
использовании и внедрении в образовательный процесс Интернет-ресурсов;
создании презентаций и проектов;
выполнении социального заказа общества – формирование всесторонне развитого человека.
Сегодня мы говорим о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении. В основе метапредметности лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе в системе личностно ориентированного обучения, в своей педагогической деятельности я использую:
проектный метод
исследовательский метод
проблемное обучение
технологию саморазвития личности
информационно - коммуникативные технологии.
Обучение по технологии проектной деятельности может происходить в разных формах. Это во многом зависит от того, какие цели я ставлю как учитель.
Механизмом развития метадеятельности может стать система творческих проектов, выполнение научно-исследовательской работы. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы и действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности. Это большая и трудная, длительная по времени, очень индивидуальная работа с ребенком. Кроме того, что его необходимо заинтересовать темой исследования, нужно приучить к выполнению подчас рутинной, многократно повторяющейся, работе, к соблюдению обязательных требований, бывает совсем неинтересной «научности». Как правило, это конкурсные работы-исследования. Прежде, чем браться за такую работу, педагогу самому необходимо освоить методику данной деятельности.
Проектные работы могут выполняться в рамках изучения какой-либо темы. Например, в 10 классе при изучении Великой Отечественной войны каждый ученик делает проект «Война в истории моей семьи». Моя цель- мотивировать на изучение предмета, развивать навыки поисковой и исследовательской работы, но самое главное – патриотическое воспитание и взращивание чувства сопричастности себя и своей семьи к истории страны, уважения к старшему поколению через знание своей родословной.
Проектная деятельность может быть организована на конкретном уроке без предварительной подготовки учащихся. Например, при изучении в 9 классе темы «Экономическая политика АлександраIII». На таких этапах урока, как мотивация и целеполагание, изучение, нового материала.
Выполнение домашнего задания тоже может выполняться в форме проекта. Пример – при изучениитемы «Преобразования Петра I» (как итоговое обобщение в виде развернутого плана, проект проекта).
Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе проектной деятельности учащихся, актуальные для гражданского и обществоведческого образования:
умение извлекать пользу из опыта;
умение опрашивать окружающих;
умение занимать позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение;
умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
умение сотрудничать в группе;
умение принимать решение и прогнозировать его последствия;
умение нести ответственность.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
На уроках истории и обществознания осуществляется социально-личностное становление учащихся, закладывается фундамент формирования гражданина нашего общества, решается задача формирования на базе полученных знаний важнейших практических и интеллектуальных умений и навыков. Для реализации таких значимых задач необходимо создание на каждом уроке творческой атмосферы и ситуации успеха.
Технология проблемного обучения, методика создания проблемных ситуаций позволяют решать поставленные задачи.
Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.
В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Проблемный метод требует большой затраты времени. В этом его «минус» и поэтому нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. Но «плюс» проблемного метода в том, что в процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется и я могу уловить, что «запало» в данной теме и походу беседы восполнить пробел.
Очень часто практикую постановку личностно значимых проблем.
При изучении темы «Семья и брак» на уроке обществознания в старшей школе с помощью «мозгового штурма» определяем основные функции семьи, а затем выходим на решение таких проблем как «Кризис современной семьи», «Последствия роста социальной активности женщин», «Гражданский брак: за и против».
На уроках обществознания в10-11 классах обсуждаются следующие личностно значимые проблемы:
Всегда ли правы взрослые?
Зачем человек учится?
Имеет ли нация свой характер?
Зачем людям памятники?
В чем смысл труда?
«Общество нормальных людей»- что это значит?
Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:
Триумф и трагедия победителей.
«Распад» или «развал» СССР?
«Мы выиграли войну! Кто - мы?»
Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:
Работа должна проводиться систематически.
Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы над текстом.
Задания должны быть посильными.
Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.
Эффективность работы определяется тем, в какой мере ее выполнение активизирует познавательные способности учащихся.
Систематическое использование интерактивных методов и приемов работы на уроке привело к целому ряду последствий:
Повысился уровень использования наглядности на уроке,
Повысилась производительность урока.
Активнее устанавливаются межпредметные связи.
Появилось больше возможносте организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя.
Изменилось отношение к учебному труду. Учащиеся самостоятельно начали выбирать способы реализации своих способностей и возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность.
Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности.
Если мы хотим подготовить современного человека, выпускника, готового нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, способного активно и творчески участвовать в общественной жизни, хорошо адаптироваться к условиям меняющегося мира, самостоятельного, толерантного, то мы, учителя, должны строить свою работу на основе педагогики сотрудничества, личностно ориентированного обучения. Все это, в сочетании с современными инновационными технологиями, даст возможность развиваться нам самим и создавать условия для развития наших учеников.