Реализация компетентностного подхода в обучении через использование интерактивных технологий на уроках истории и образования (обобщение педагогического опыта)

1
0
Материал опубликован 8 April 2023


Реализация компетентностного подхода в обучении через использование интерактивных технологий на уроках истории и образования (обобщение педагогического опыта)


Российская школа продолжает переживать серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которых лежит формирование универсальных учебных действий.

Основными результатами образования согласно ФГОС нового поколения, должны стать:

формирование предметных и универсальных способов действий;

воспитание умения учиться;

индивидуальный прогресс  в основных сферах личностного развития

В процессе преподавания истории и обществознания я как учитель постоянно сталкиваюсь с противоречиями такого рода:

между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках истории и обществознания и большим разнообразием современной информации по различным вопросам истории;

между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых учащимися на уроках;

между сложным уровнем содержания курса истории и обществознания и дефицитом учебного времени.

Передо мной стал выбор: найти именно те формы работы, которые бы позволили добиться активизации мыслительной деятельности школьника, при этом повысив собственную мотивацию к учению. Решение данных затруднений возможно при использовании современных методик и технологий.

Сегодня я определяю для себя в работе цель: реализация компетентностного подхода через использование интерактивных технологий, так как применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания способствует более эффективному формированию у школьников основных компетенций, позволяющих быть востребованным в современном, развивающемся обществе.

Практическая значимость такого подхода в работе видится мне в:

возможности индивидуализации процесса обучения через различные интерактивные формы;

использовании и внедрении в образовательный процесс Интернет-ресурсов;

создании презентаций и проектов;

выполнении социального заказа общества – формирование всесторонне развитого человека.

Сегодня мы говорим о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении. В основе метапредметности лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая.


Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе в системе личностно ориентированного обучения, в своей педагогической деятельности я использую:

проектный метод

исследовательский метод

проблемное обучение

технологию саморазвития личности

информационно - коммуникативные технологии.


Обучение по технологии проектной деятельности может происходить в разных формах. Это во многом зависит от того, какие цели я ставлю как учитель.

Механизмом развития метадеятельности может стать система творческих проектов, выполнение научно-исследовательской работы. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы и действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности. Это большая и трудная, длительная по времени, очень индивидуальная работа с ребенком. Кроме того, что его необходимо заинтересовать темой исследования, нужно приучить к выполнению подчас рутинной, многократно повторяющейся, работе, к соблюдению обязательных требований, бывает совсем неинтересной «научности». Как правило, это конкурсные работы-исследования. Прежде, чем браться за такую работу, педагогу самому необходимо освоить методику данной деятельности.

Проектные работы могут выполняться в рамках изучения какой-либо темы. Например, в 10 классе при изучении Великой Отечественной войны каждый ученик делает проект «Война в истории моей семьи». Моя цель- мотивировать на изучение предмета, развивать навыки поисковой и исследовательской работы, но самое главное – патриотическое воспитание и взращивание чувства сопричастности себя и своей семьи к истории страны, уважения к старшему поколению через знание своей родословной.

Проектная деятельность может быть организована на конкретном уроке без предварительной подготовки учащихся. Например, при изучении в 9 классе темы «Экономическая политика АлександраIII». На таких этапах урока, как мотивация и целеполагание, изучение, нового материала.

Выполнение домашнего задания тоже может выполняться в форме проекта. Пример – при изучениитемы «Преобразования Петра I» (как итоговое обобщение в виде развернутого плана, проект проекта).

Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе проектной деятельности учащихся, актуальные для гражданского и обществоведческого образования:

умение извлекать пользу из опыта;

умение опрашивать окружающих;

умение занимать позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение;

умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

умение сотрудничать в группе;

умение принимать решение и прогнозировать его последствия;

умение нести ответственность.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

На уроках истории и обществознания осуществляется социально-личностное становление учащихся, закладывается фундамент формирования гражданина нашего общества, решается задача формирования на базе полученных знаний важнейших практических и интеллектуальных умений и навыков. Для реализации таких значимых задач необходимо создание на каждом уроке творческой атмосферы и ситуации успеха.

Технология проблемного обучения, методика создания проблемных ситуаций позволяют решать поставленные задачи.

Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.

В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Проблемный метод требует большой затраты времени. В этом его «минус» и поэтому нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. Но «плюс» проблемного метода в том, что в процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется и я могу уловить, что «запало» в данной теме и походу беседы восполнить пробел.

Очень часто практикую постановку личностно значимых проблем.

При изучении темы «Семья и брак» на уроке обществознания в старшей школе с помощью «мозгового штурма» определяем основные функции семьи, а затем выходим на решение таких проблем как «Кризис современной семьи», «Последствия роста социальной активности женщин», «Гражданский брак: за и против».

На уроках обществознания в10-11 классах обсуждаются следующие личностно значимые проблемы:

Всегда ли правы взрослые?

Зачем человек учится?

Имеет ли нация свой характер?

Зачем людям памятники?

В чем смысл труда?

«Общество нормальных людей»- что это значит?

Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:

Триумф и трагедия победителей.

«Распад» или «развал» СССР?

«Мы выиграли войну! Кто - мы?»

Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:

Работа должна проводиться систематически.

Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы над текстом.

Задания должны быть посильными.

Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.

Эффективность работы определяется тем, в какой мере ее выполнение активизирует познавательные способности учащихся.

Систематическое использование интерактивных методов и приемов работы на уроке привело к целому ряду последствий:

Повысился уровень использования наглядности на уроке,

Повысилась производительность урока.

Активнее устанавливаются межпредметные связи.

Появилось больше возможносте организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя.

Изменилось отношение к учебному труду. Учащиеся самостоятельно начали выбирать способы реализации своих способностей и  возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность.

Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности.

Если мы хотим подготовить современного человека, выпускника, готового нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, способного активно и творчески участвовать в общественной жизни, хорошо адаптироваться к условиям меняющегося мира, самостоятельного, толерантного, то мы, учителя, должны строить свою работу на основе педагогики сотрудничества, личностно ориентированного обучения. Все это, в сочетании с современными инновационными технологиями, даст возможность развиваться нам самим и создавать условия для развития наших учеников.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.