Урок информатики и ИКТ «Обработка информации. Преобразование информации» (5 класс)
Конспект урока информатики
Класс: 5
УМК: Босова Л.Л.
Тема: Обработка информации. Преобразование информации.
Тип урока: комбинированный.
Цель: знакомство учащихся с преобразованием информации, использование видов преобразования информации для решения задач.
Задачи: обеспечить усвоение знаний о преобразовании информации по заданным правилам и путем логических рассуждений; формировать практические умения решать задачи путем рассуждений, производить вычисления с помощью программы Калькулятор; развивать логическое мышление, математические и интеллектуальные способности; воспитывать самостоятельность, ответственность.
Формируемые УУД:
- предметные – научиться преобразовывать информацию по заданным правилам и путем логических рассуждений
- метапредметные – коммуникативные – осуществлять деятельность в группах, организовывать совместную деятельность
- регулятивные – соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, определять способ действий в рамках предложенных условий
- познавательные – выделять существенную информацию из текстов разных видов
- личностные – формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности, навыков использования информационных ресурсов
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, настрой на урок.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, с каким информационным процессом мы работаем? (обработка информации)
- Что такое обработка информации? (это решение некоторой информационной задачи)
- С каким способом обработки мы познакомились на прошлом уроке? (изменение формы представления информации, кодирование)
III. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, а как вы думаете, мы все способы обработки информации изучили? (нет)
- А хотите познакомиться с еще одним способом обработки информации? (да)
IV. Формулирование темы и целей урока.
- Нам поможет кодирование информации.(на слайде таблица, с помощью которой дети определяют тему урока)
Формулируем вместе с ними цель.
V. Изучение нового материала.
(работа по презентации и учебнику с. 87 – 90, опорный конспект в тетради)
Задачу у доски решает ученик, проверка идет по следующему слайду.
- Работа с блок-схемой на с. 88.
- Какой вид преобразования информации мы разобрали? (преобразование по заданным правилам)
- А сейчас познакомимся с преобразованием информации путем… (логических рассуждений)
Разбираем задачу 2 на с. 89, параллельно идет разбор на слайдах презентации.
Разбор вместе с учениками задачи 3 на с.90.
- Итак, мы с вами научились…(преобразовывать информацию)
- Каким образом? (с помощью вычислений по заданным правилам и путем логических рассуждений)
VI. Применение полученных знаний на практике.
- А сейчас мы поработаем в группах (организуется 4 группы по 4 – 5 человек, группы сменного состава). (Двигательная активность при формировании групп – вместо физминутки).
Задания для групп:
1 группа – решение логической задачи
2 группа – найти правило преобразования входных данных в выходные (известны)
3 группа – решение логической задачи
4 группа – преобразование по заданным правилам
Группы работают 5 – 7 минут. По истечении времени - отчет групп. Производится взаимооценка.
VII. Подведение итога урока. Домашнее задание.
- Давайте, подытожим. Сегодня мы познакомились с еще одним способом обработки информации…(преобразование информации)
- Какие виды преобразования информации мы изучали? (преобразование по заданным правилам и путем логических рассуждений)
- Поднимите руки, кто не научился решать задачи по этой теме. (---)
- Давайте запишем домашнее задание, с. 87 – 90.
VIII. Компьютерный практикум.
- Ну, а теперь применим ваши знания при работе за компьютером. Открываем с. 174, Работа 16 № 7 – 11. (выполнение вычислений по заданным правилам)
IX. Рефлексия
- Ребята, если вам было все понятно и интересно на уроке, поднимите зеленый смайлик, если осталось что-то непонятным – желтый смайлик, если все было непонятно, неинтересно – красный смайлик.
- Всем спасибо за урок.