Урок технологии в 6 классе на тему «Обработка застёжки в боковом шве юбки тесьмой-молнией»
Конспект урока в 6 классе
Урок № 18-19
Тема урока: «Обработка застежки в боковом шве юбки тесьмой – молнией».
Цель урока: Создание условий для освоения учащимися правильной обработки застежки различными способами, соблюдая технологию обработки.
Задачи урока: 1) формировать понятие о застежке «тесьма-молния» как одном из видов фурнитуры; её строении, видах, применении;
2) познакомить с различными способами обработки застежки;
3) дать представление о правилах вшивания молний в юбку;
4) формировать навыки вшивания молнии в юбку;
5) формировать навыки оценивания результатов своей и чужой деятельности.
Тип урока: комбинированный
Место урока в учебном плане:
Данный урок является одним из уроков по разделу «Проектирование и изготовление швейного изделия (юбки)» в 6 классе, на котором продолжаются формироваться навыки работы по изготовлению швейного изделия – юбки, рассматриваются способы обработки застежки.
В ходе подготовки к занятию ученицам было предложено подготовить сообщения – презентации по темам: «Виды застежек в одежде», «История возникновения застежки – молнии», «Виды застежек – молний», «Молния как элемент декора».
Форма обучения: индивидуальная
Словарь: застежка – молния, потайная застежка, фибула, слайдер.
Межпредметные связи: история, география, русский язык
Виды контроля: устные вопросы, проблемные ситуации, самооценка.
Методы обучения: 1) объяснительно – иллюстративный (беседы, демонстрация, инструктаж)
2) частично – поисковый (сравнительная характеристика, практическая работа – связь теории и практики)
3) методы учета и контроля: контроль со стороны учителя:
– самоконтроль;
– взаимоконтроль;
– наблюдение со стороны
– разноуровневое домашнее задание.
Оборудование и дидактическое обеспечение: ПК, проектор, учебник, раздаточный материал – листы с печатной основой, описание практического задания, образцы с вшитыми молниями, изделие или шаблоны, две детали из хлопчатобумажной ткани размером 20х20 см, тесьма – молния длиной 14-16 см, нитки, набор ручных инструментов, линейка, мелок, швейные машины.
Виды работ: фронтальный опрос;
самостоятельная работа;
практическая работа.
Планируемый результат (объект труда): изделие юбка и застежка-молния.
Этапы урока: 1) организационный
2) актуализация знаний
3) объяснение нового материала
4) физкультминутка
5) Выполнение практической работы
6) Подведение итогов и выставление оценок
7) Постановка домашнего задания
8) уборка рабочих мест
Технологическая карта учебного занятия
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация начала занятия |
Поздороваться, отметить учащихся. Проверка готовности группы к работе (проверка рабочей одежды и готовность к занятию). |
Проверяют готовность рабочих мест к уроку. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация и мотивация (7 минут) |
– какое поясное изделие вы изготавливаете? – какие детали на юбке вы уже обработали? – чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.
Как называется построение чертежа конструкции швейного изделия? Сторона ткани, на которую при раскрое наносятся линии? Нить, направление которой необходимо учитывать при раскрое изделия? Модельер, который создает эскиз нового изделия? Изменение чертежа основы в соответствии со своей моделью? Ключевое слово – МОЛНИЯ (слайд 2). И разговор на уроке пойдет о чем? О застежке. Свое изделие вы будите обрабатывать застежкой замок – молния. Вместе с учащимися формулируем тему и цель занятия (слайд 6). |
Отвечают на вопросы. – юбку – вытачки, складки. Разгадывают кроссворд: 1. Конструирование 2. Изнаночная 3. Долевая 4. Художник 5. Моделирование Записывают тему урока в рабочей тетради. Обработка застежки в боковом шве юбки тесьмой – молнией. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изу-чение нового материала и новых способов действий |
– Для чего нужны и где встречаются застежки? Сообщение первое (см. на диске презентацию «Виды застежек в одежде»). – с тесьмой – молнией знакомы все. У каждого из нас есть хотя бы одна молния на одежде или сумке. Она проста в использовании, и без нее нельзя представить нашу жизнь. Интересно, а давно ли появились первые застежки – молнии? Сообщение второе (см. на диске презентацию «История возникновения застежки - молнии»). Сообщение третье (см. на диске презентацию «Виды застежки - молния»). – Принцип работы тесьмы – молнии довольно прост. Рассмотрим его. Просмотр видеоролика из мультфильма «Фиксики» (см. на диске ролик «Принцип работы молнии»). |
Делают запись в рабочей тетради (см. приложение 1 на диске). Задание 1. Преимущества застежки – молнии: сокращение времени на обработку изделия; красивый внешний вид, быстрота и удобство в использовании. Работа в рабочей тетради (см. приложение 1 на диске). Задание 2. Устройство застежки – молнии. Рисунок на доске застежки – молнии со всеми обозначениями. Делают запись в словарике рабочей тетради. Задание 6. Фибула – это металлическая застежка для одежды, одновременно служащая украшением. Выполнение задания 3 в рабочей тетради Виды застежек – молний: По способу и материалу изготовления: витая, металлическая, тракторная; По наличию замков: неразъемная, разъемная (с одним замком с двумя замками); По способу обработки в изделиях: юбочная, брючная, потайная (её отличительная особенность – притачивается до стачивания деталей юбки). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Здоровье сберегающий элемент урока (физкульт минутка) |
Для того, чтобы снять усталость и немного размяться, выполним физкультминутку. На слайде появляется термин. Если он относится к ручным швам – вы потягиваетесь, а если к машинным, то приседаете. |
Выполняют упражнения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Изучение нового материала и новых способов действий |
А обрабатывают застежку юбки в верхней части левого бокового шва или среднего шва заднего полотнища. При подборе застежки – молнии необходимо, чтобы её цвет совпадал с цветом ткани юбки (изделия). Закрепляют застежку – молнию отделочной строчкой по лицевой стороне изделия нитками в цвет ткани. Если застежка расположена в боковом шве юбки, то её звенья смещают под переднее полотнище. Если же расположена в среднем шве заднего полотнища, то края переднего и заднего полотнищ закрывают звенья посередине. Потайную застежку можно использовать и в боковом шве, и на заднем полотнище – она универсальна! Однако ее особенность заключается в том, что обрабатывается она до соединения деталей юбки (презентация учителя, слайд 8). Технологическая последовательность обработки застежки – молнии в боковом шве юбки: – разютюжить припуски на шов по всей длине; – раскрыть застежку – молнию, приложить её с изнаночной стороны; – приметать, начиная от верхнего среза юбки вниз до конца застежки, на расстоянии 1-2 мм от сгиба прямыми стежками длиной 5 мм; –закрыть застежку – молнию, приметать её вторую сторону на расстоянии 7- 9мм от сгиба, направляя сгиб переднего полотнища так, чтобы они совпадали; – притачать застежку - -молнию с лицевой стороны от верхнего среза переднего полотнища к нижнему углу застежки на расстоянии 1 мм от наметки; – удалить стежки временного назначения; – провести влажно – тепловую обработку. Для втачивания молнии применяется лапка с одним рожком, что позволяет прокладывать строчку рядом с зубчиками (показ). – потайную застежку – молнию надо обрабатывать следующим образом: (просмотр видеоролика (см. на диске ролик «Потайная застежка»)). Потайную застежку – молнию открыть, наложить внешней стороной на лицевую сторону изделия вдоль одного края разреза; – застежку – молнию приметать и притачать от верхнего конца до метки разреза; – закрыть застежку – молнию, вторую сторону наложить внешней стороной на лицевую сторону ткани вдоль другого края разреза; – застежку – молнию снова открыть, тесьму приметать и притачать от верхнего конца до метки разреза; – закрыть застежку – молнию, стачать срезы деталей кроя ниже метки разреза для застежки начав шов максимально близко к последним стежка швов притачивания; – выполнить ВТО. |
Слушают учителя, просматривают видеоролик. Проверяют последовательность обработки застежки – молнии в боковом шве юбки, которая приведена в задании 4 рабочей тетради (см. приложение 1 на диске). Выполняют задание 5 в рабочей тетради (см. приложение 1 на диске). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление теоретического материала. |
– Выполните задание по карточкам (см приложение на диске). |
Выполняют задание по карточкам (см приложение 1 на диске). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Краткий инструктаж по ТБ |
– Сегодня мы будем выполнять ручные и машинные работы, ВТО. Вспомним правила техники безопасности. (После каждого ответа учащегося учитель говорит: «Кто согласен – встаньте!» При этом не только выясняется уровень освоения материала, но и возрастает двигательная активность детей). (презентация учителя, слайд 11) |
Ответы учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Практическая работа |
Во время практической части урока вам нужно будет выполнить обработку застежки в юбке с помощью тесьмы – молнии. Вам помогут технологические карты в учебниках и образцы обработки застежки –молнии. Обратите внимание на специальные лапки для притачивание тесьмы – молнии. Какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы? (Самостоятельная работа с учебником сопровождается разъяснениями учителя). По ходу выполнения учащимися самостоятельной работы проводятся целевые обходы. Первый обход – проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда. Второй обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности. Третий обход – прием и оценка работ. |
Для практической работы девочки самостоятельно выбирают вид застежки – молнии и способ её обработки. Выполняют практическую работу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Подведение итогов урока |
Закрепление материала: Где может располагаться застежка – молния в юбке? Как правильно приметывают молнию в юбке? Как правильно настрачивают молнию в юбке? Как проверить качество обработки застежки – молнии? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщаю отметки за урок, рассматриваем типичные ошибки, их причины, способы устранения, отмечаем лучшие практические работы, выполненные учащимися. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Домашнее задание |
– § 11, с. 74-75 – конспект (рабочая тетрадь) – устно опишите технологию обработки застежки маме, папе или младшей сестренке. «Повторение – мать учения». – разгадайте кроссворд (задание 10 в рабочей тетради). – выполните творческую работу по изготовлению декоративного изделия «Необычное из обычного», используя сломанные застежки – молнии. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Рефлексия |
А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне. |
Учащимся выдают листки с рефлексивным заданием, на которых они дают свою оценку уроку. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Уборка рабочих мест. |
– Приводите свои рабочие места в порядок. – Всем спасибо за урок. |
Уборка рабочих мест. Сдача рабочих мест учителю. |
Литература:
Учебник «Технология» 6 класс. Симоненко В.Д., Крупская Ю.В., и др. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Технология. 6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / авт.-сост. О.В Павлова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
С.Г. Лычева, Урок в 6 классе «Ступени мастерства. Обработки застежки на юбке» // Школа и производство, 8/2012.
Электронное приложение №2 к №8/2012 Школа и производство.
Интернет-ресурсы
1. Видеофрагмент мультфильма Фиксики «Принцип работы молнии».
2. Видеоролик «Потайная застежка».
Ларькова Галина Владимировна