Урок математики во 2 классе на тему «Обратные операции»
Урок математики во 2 классе
Тема: Обратные операции
Цель: Формирование представлений об обратных операциях
Задачи:
Предметные: Познакомить учеников с понятием «взаимообратных операций»; рассматривать действия «сложение» и «вычитание» как взаимообратные друг другу операции; учить находить обратными действиями исходное число.
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы и контролировать действия партнёра
Ход урока:
1.Мотивация.
На слайде рисунок орех и фразеологизм «крепкий орешек».
- Ребята. Что обозначает этот фразеологизм? ( что-то сложное, трудновыполнимое)
Появляется выражение» орешек знаний»
- Слышали ли вы такое выражение? Как вы считаете, может ли орешек знаний быть крепким? Какие качества нам нужны для того, чтобы расколоть орешек знаний? ( настойчивость. Трудолюбие) Они пригодятся нам на уроке? (Да, берем их с собой)
2.Актуализация опорных знаний
Устный счет. Игра «Какой ряд быстрее?»
Сидящему на первой парте ученику выдается листок с заданием. По сигналу он решает пример и передает лист сидящему сзади. Какой ряд сделает быстрее и правильнее- победил.
В листах примеры по вариантам.
67+3=70
70 -12=58
58+32=90
90- 55=35
35-16=19
19+10=29
29-9=20
20+9=29
29-10=19
19+16=35
35+55=90
90-32=58
58+12=70
70-3=67
(Слайд 2) Когда я была маленькая, то был такой киножурнал : «Хочу все знать» , который начинался со стихотворения. Я немного переделала это стихотворение и прочту его вам:
Орешек знаний тверд
Но все же
Мы не привыкли отступать
И , повторив все основное.
Мы сможем к теме приступать.
Игра «Слова»
На доску вывешиваются по очереди слова . Дети должны объяснить значение этих слов:
Сложение( объединение совокупностей)
Вычитание
Гипотеза
Операции( повторяются понятия объект и результат)(слайд 4)
Обратные
Объясните лексическое значение слова «обратно» ( назад) Я соединю 2 слова и сделаю словосочетание обратные операции.
Вы теперь можете прочитать тему урока.
3.Определение темы урока, целей .
Давайте поставим себе цели на этот урок.( слайд 4)
Мы узнаем… ( что такое обратные операции)
Мы научимся…( совершать их)
Мы будем решать…( задачи, уравнения)
4.Работа по теме
Постановка проблемы.
Объект- результат.
Мы вспомнили, что такое гипотеза – это предположение. Давайте подумаем, что получится, если совершить обратную операцию? ( То, что было вначале)
Как мы можем это подтвердить или опровергнуть? ( Сделать операция, а потом обратную)
Выполнение операций
Прошу налить воды . Затем сделать обратную операцию.
Написать на доске. Стереть с доски.
Завязать ленту- развязать ленту.
Положить 3 треугольника. Убрать из них 1. Положить обратно.
Вывод.
Если выполнить операцию, а затем обратную, то придем к исходному объекту. (Слайд 3)
А всегда ли возможно выполнить обратную операцию?
( №3 с. 4)
Возвращаемся к операции с 3 треугольниками. Мы убрали один из них. Какую операцию сделали? ( вычитание) А когда положили обратно?
Посмотрите на примеры, которые вы решали. ( слайд 5) Что вы замечаете? ( 2 вариант делал обратную операции.)
Самостоятельная работа с проговариванием. № 4, 5.
Вывод: операции сложения и вычитания обратны друг другу.
Где мы можем это использовать? ( при решении уравнений , проверка и пр.)
Решим примеры : 39+12 372+ 99( Примеры решаются методом округления. напр.39+1+12-1)
Решение уравнений № 9 ( по рядам, один ученик , выбранный учителем, проверяет у своего ряда)
5.Включение в систему знаний на повторение.
Решение задачи № 7 самостоятельно.
Фронтально составление обратных задач.
6.Рефлексия
Возвращаемся к словам, которые были на доске.
сложение, вычитание, уравнение, задача, гипотеза, операции, обратные
Все ли эти слова были нам нужны? Назовите, когда мы ими воспользовались.
Обратные операции
Гипотеза
Сложение и вычитание
Уравнение
Задача.
Слайд 8 : Не по зубам, Щелкать орешки
Я приготовила вам еще 2 фразеологизма. Что они означают?
Кому из вас эта тема , этот орешек был не по зубам?
А кто может сказать, что он все решал, как орешки щелкал?