Урок «Обратные задачи» (Математика, 2 класс)

4
0
Материал опубликован 27 March 2017 в группе

 Математика, 2 класс

(УМК «Школа России», Моро М.И.)

Урок 17
Тема: ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ

Педагогические задачи: познакомить с обратными задачами; показать связь данных и искомого чисел в таких задачах; закреплять знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20, умение решать выражения вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся к развитию внимания, памяти, логического мышления, смекалки; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: имеют представление об обратных задачах; знают, как составить задачи, обратные данной; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое отрезок; умеют: составлять задачи, обратные данной, решать задачи и выражения изученных видов, чертить отрезки заданной длины.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; прогнозируют и контролируют собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки; осознают качество и уровень усвоения; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, структурируют знания; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия и термины: сравнить, отрезок, точка, сантиметр, сложить, вычесть, задача, обратная задача.

сценарий урока

I. Каллиграфическая минутка.

В руки в ручки мы берём,

Числа мы писать начнём…

Учитель предлагает ученикам рассмотреть числа, записанные на доске:

6 7 6 7 6 7 6 7 13 13 13 13

Как связаны между собой записанные вами числа?

II. Устный счёт.

Устно мы теперь считаем,

Навык счёта развиваем.

Найдите значение суммы чисел 3 и 4.

Значение этой суммы вычтите из числа 17.

Найдите значение суммы чисел 6 и 4.

Значение этой суммы вычтите из числа 30.

Из суммы чисел 70 и 8 вычтите число 8.

Из суммы чисел 60 и 5 вычтите число 60.

Разность чисел 10 и 8 прибавьте к числу 20.

Разность чисел 9 и 3 прибавьте к числу 90.

Маше 8 лет. Мама на 20 лет старше Маши, а папа на 1 год старше мамы. Сколько лет маме? Сколько лет папе?

При выполнении заданий учащиеся пользуются сигнальными карточками.

А теперь выполните задания на смекалку – задачи 5, 6 (с. 26, 27).

Задача 5 (с. 26). (У Юры – пудель. У Димы – овчарка. У Алёши – такса.)

Задача 6 (с. 27). (Синих карандашей – 6.)

III. Сообщение темы и целей учебной деятельности.

А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача.)

Что вы знаете о задаче? Какие виды задач знаете?

Сегодня вы узнаете новое о задачах. Вам самостоятельно предстоит сделать открытие.

IV. Открытие новых знаний.

Прочитайте задачу 1(1) (с. 26) и выберите схему, которая соответствует данной задаче. Опираясь на условие и ответ решённой задачи, составьте две другие задачи, которые соответствуют схемам.

(1-я задача. У Веры было 10 рублей. На эти деньги она купила блокнот, который стоил 6 рублей, и карандаш. Сколько стоил карандаш?

2-я задача. У Веры было 10 рублей. На эти деньги она купила карандаш, который стоил 4 рубля, и блокнот. Сколько стоил блокнот?)

Теперь сравните решения всех задач. Установите связь между ними.

Решение: 1) 6 + 4 = 10;

2) 10 – 6 = 4;

3) 10 – 4 = 6.

Такие задачи называются обратными.

Физкультминутка

Руки ставим все вразлёт, Руки в стороны держите,

Появился самолёт. Друг на друга посмотрите,

Мах крылом туда-сюда, Раз и два, раз и два.

Делай раз и делай два. Опустите руки вниз,

Раз и два, раз и два. И на место все садитесь!

Для закрепления нового материала учащимся предлагается составить задачу по данным числам (или по данной схеме), а затем составить задачи, обратные данной.

– Разберите задачу 2 (с. 26). Выделите условие и вопрос, назовите данные и искомое числа. Составьте краткую запись или схему. Решите задачу самостоятельно. Сформулируйте и запишите ответ.

– Составьте две задачи, обратные данной.

V. Работа с геометрическим материалом.

– Рассмотрите чертёж, данный в задании 1 (с. 27).

Сколько отрезков изображено на чертеже? (Три.)

Можно ли, не измеряя самый большой отрезок, узнать его длину?

Каким образом? (Сложить длины двух других отрезков.)

Какова длина большого отрезка? Проверьте это измерением. Вы были правы?

Начертите отрезок длиной 10 сантиметров.

Поставьте на нём точку так, чтобы получился отрезок длиной 4 сантиметра.

Какова длина другого вновь полученного отрезка?

Можно ли это узнать, не производя измерений? Как?

Проверьте ваше предположение, измерив отрезок. Вы были правы?

VI. Решение выражений.

Самостоятельно (по вариантам: вариант I – 1-й столбик; вариант II – 2-й столбик) решите выражения из задания 4 (с. 27). Затем устно решите 3-й столбик данного номера.

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового узнали на уроке? Всё ли вам было понятно?

Что вызвало затруднения? Как вы думаете, почему это произошло?

Кто доволен своей работой на уроке?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.