Математика, 2 класс
(УМК «Школа России», Моро М.И.)
Урок 17
Тема: ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ
Педагогические задачи: познакомить с обратными задачами; показать связь данных и искомого чисел в таких задачах; закреплять знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20, умение решать выражения вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся к развитию внимания, памяти, логического мышления, смекалки; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: имеют представление об обратных задачах; знают, как составить задачи, обратные данной; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое отрезок; умеют: составлять задачи, обратные данной, решать задачи и выражения изученных видов, чертить отрезки заданной длины.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; прогнозируют и контролируют собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки; осознают качество и уровень усвоения; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, структурируют знания; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные понятия и термины: сравнить, отрезок, точка, сантиметр, сложить, вычесть, задача, обратная задача.
сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
В руки в ручки мы берём,
Числа мы писать начнём…
Учитель предлагает ученикам рассмотреть числа, записанные на доске:
6 7 6 7 6 7 6 7… 13 13 13 13…
– Как связаны между собой записанные вами числа?
II. Устный счёт.
Устно мы теперь считаем,
Навык счёта развиваем.
– Найдите значение суммы чисел 3 и 4.
– Значение этой суммы вычтите из числа 17.
– Найдите значение суммы чисел 6 и 4.
– Значение этой суммы вычтите из числа 30.
– Из суммы чисел 70 и 8 вычтите число 8.
– Из суммы чисел 60 и 5 вычтите число 60.
– Разность чисел 10 и 8 прибавьте к числу 20.
– Разность чисел 9 и 3 прибавьте к числу 90.
– Маше 8 лет. Мама на 20 лет старше Маши, а папа на 1 год старше мамы. Сколько лет маме? Сколько лет папе?
При выполнении заданий учащиеся пользуются сигнальными карточками.
– А теперь выполните задания на смекалку – задачи 5, 6 (с. 26, 27).
Задача 5 (с. 26). (У Юры – пудель. У Димы – овчарка. У Алёши – такса.)
Задача 6 (с. 27). (Синих карандашей – 6.)
III. Сообщение темы и целей учебной деятельности.
– А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача.)
– Что вы знаете о задаче? Какие виды задач знаете?
– Сегодня вы узнаете новое о задачах. Вам самостоятельно предстоит сделать открытие.
IV. Открытие новых знаний.
– Прочитайте задачу 1(1) (с. 26) и выберите схему, которая соответствует данной задаче. Опираясь на условие и ответ решённой задачи, составьте две другие задачи, которые соответствуют схемам.
(1-я задача. У Веры было 10 рублей. На эти деньги она купила блокнот, который стоил 6 рублей, и карандаш. Сколько стоил карандаш?
2-я задача. У Веры было 10 рублей. На эти деньги она купила карандаш, который стоил 4 рубля, и блокнот. Сколько стоил блокнот?)
– Теперь сравните решения всех задач. Установите связь между ними.
Решение: 1) 6 + 4 = 10;
2) 10 – 6 = 4;
3) 10 – 4 = 6.
– Такие задачи называются обратными.
Физкультминутка
Руки ставим все вразлёт, Руки в стороны держите,
Появился самолёт. Друг на друга посмотрите,
Мах крылом туда-сюда, Раз и два, раз и два.
Делай раз и делай два. Опустите руки вниз,
Раз и два, раз и два. И на место все садитесь!
Для закрепления нового материала учащимся предлагается составить задачу по данным числам (или по данной схеме), а затем составить задачи, обратные данной.
– Разберите задачу 2 (с. 26). Выделите условие и вопрос, назовите данные и искомое числа. Составьте краткую запись или схему. Решите задачу самостоятельно. Сформулируйте и запишите ответ.
– Составьте две задачи, обратные данной.
V. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите чертёж, данный в задании 1 (с. 27).
– Сколько отрезков изображено на чертеже? (Три.)
– Можно ли, не измеряя самый большой отрезок, узнать его длину?
– Каким образом? (Сложить длины двух других отрезков.)
– Какова длина большого отрезка? Проверьте это измерением. Вы были правы?
– Начертите отрезок длиной 10 сантиметров.
– Поставьте на нём точку так, чтобы получился отрезок длиной 4 сантиметра.
– Какова длина другого вновь полученного отрезка?
– Можно ли это узнать, не производя измерений? Как?
– Проверьте ваше предположение, измерив отрезок. Вы были правы?
VI. Решение выражений.
– Самостоятельно (по вариантам: вариант I – 1-й столбик; вариант II – 2-й столбик) решите выражения из задания 4 (с. 27). Затем устно решите 3-й столбик данного номера.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
– Что нового узнали на уроке? Всё ли вам было понятно?
– Что вызвало затруднения? Как вы думаете, почему это произошло?
– Кто доволен своей работой на уроке?