Образовательная деятельность с детьми ОНР по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизации и дифференциации звуков [Ж] - [Ш]. Тема: «История глупого мышонка».

1
0
Материал опубликован 4 June

Образовательная деятельность с детьми ОНР по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизации и дифференциации звуков [Ж] - [Ш].

Тема: «История глупого мышонка».

Шарышева Жанна Вячеславовна

Учитель - логопед МБДОУ «Детский сад №301» г.о. Самара



Цель: Закреплять умение правильно произносить звуки и дифференцировать согласные «Ж - Ш» в слогах, словах по артикуляционным признакам и на слух.

Задачи:

Коррекционное – развивающие: 

Развивать навык верного звукопроизношения шипящих звуков.

Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух в слогах, словах.

Уточнять характеристику звуков.

Развивать умение соотносить звуки «Ш» и «Ж» с буквами Ж и Ш.

Обогащать словарный запас.

Формировать навык фонематического анализа слов.

Коррекционно-образовательные: 

Закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.

Коррекционно-воспитательные: 

Создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы.

Развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Ход занятия:

1 Орг. момент.

Логопед. Сегодня мы с вами вспомним сказку о глупом мышонке. (Показ слайда № 1, либо пальчиковую сказку)

О чём эта сказка? Кого мама - мышка звала в няньки мышонку? Почему сказка так называется?

Логопед. Чтобы мышонок был умнее, нужно его научить слышать и различать звуки.

А помогут нам в этом кошка «Шура» и жук «Жора» (показ слайда №2, игрушки кошки и жука)

Кошка любит «шипеть». Её любимый звук: Ш-ш-ш-ш-ш.

Как шипит она? (прослушивание фрагмента аудиозаписи звука «шипящей кошки». А «Жора» любит звук «Ж». Как жук жужжит: Ж-ж-ж-ж-ж. Повтори, не ошибись! Включается аудиозапись жужжание жука.

«Шура» и «Жора» довольны и предлагают проверить, хорошо ли вы знаете звуки. Для этого нужно выполнить задания.

«Уточнение артикуляции и характеристики звуков «Ш», «Ж».

Анализ артикуляции.

Логопед: А какие это звуки?

Ребенок: Согласные.

Л: Чем отличаются эти звуки?

Р: Звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой.

Л: Давай это проверим. Приложи ладонь к горлу и произнеси звук – ж-ж-ж.

Что ты чувствуешь, когда произносишь этот звук?

Р: Горлышко дрожит.

Л: А теперь звук – ш-ш-ш.

Что ты чувствуешь, когда произносишь этот звук?

Р: Горлышко молчит.

Л: Чем похожи эти звуки?

Р: Оба звука – всегда твёрдые, согласные.

Игра «Повтори, не ошибись»

Логопед: Вспомните ещё раз как шипит кошка и как жужжит жук? Шура и Жора предлагают попеть песенки и научить мышонка верно произносить звуки. Песенки будут сложные. Прослушай слоги и повтори их в той же последовательности, быстро и чётко.

Дети с опорой на зрительные символы повторяют звуковые дорожки. (показ слайдов 3,4,5,6)

ша – жа

ша – жа – ша

жа – ша

ша – ша - жа

жу – шу

жи – жи – ши

шу – жу

жу – шу – шу

Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»

Мягко, кошка, посмотри, разжимает коготки и легонько их сжимает, мышку так она пугает. Кошка тихо, тихо ходит с мышки глаз она не сводит. Ну, а мышка не зевает. Вмиг от кошки убегает. (Спрятали ручки). Не поймала наша кошка мышку. Мышка оказалась шустрой.

Игра «Шаг вперёд»

Л. «Мышонок шустрый, а вы ребята можете быть внимательными и шустрыми?»

Логопед называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок должен сделать шаг вперед, услышав заданное слово. Например, нужно сделать шаг вперед, услышав слово «ШАР», взрослый называет слова: жар, пар, дар, вар, кар, шар. Слово «ЖИР» выделить среди слов: пир, тир, сыр, мир, жар, жир. Дети получают жетоны.

Игра - соревнование «Кто быстрее?»

Следующая игра от кошки и жука.

Логопед. Проверим как мышонок научился произносить звуки. Пазлы с буквами «Ша» и «Же», из которых можно сложить две дорожки на разные буквы. «Прошагай по дорожке, называя букву и придумай (повтори) чистоговорку на заданный слог. Повтори предложения со звуком «Ш» тихо, а со звуком «Ж» громко. Какая команда добежит до обруча первой, та выигрывает».


Работа с фетрокнижкой «Ж или Ш?»

Логопед. Кошка «Шура» и жук «Жора» предлагают мышонку научиться различать звуки. А поможет им в этом книга, непростая, а фетровая. Определи какой звук в слове «Ш» или «Ж». Помести картинку под соответствующую букву. Определи место заданного звука в слове.


Игра «В кого летит снежок?»

Логопед. Чтобы проверить как мышонок научился различать звуки, поиграем с ним в игру. Назови картинку и определи звук Ш или Ж в слове. Отправляй снежки к Шуре или Жоре, различая звуки Ш или Ж.

Итог.

Логопед. Какие вы молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились и мышонка научили. Теперь он будет внимательным и не будет идти на уловки кошки.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации