Образовательная деятельность с детьми ОНР по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизации и дифференциации звуков [Ж] - [Ш]. Тема: «История глупого мышонка».
Образовательная деятельность с детьми ОНР по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизации и дифференциации звуков [Ж] - [Ш].
Тема: «История глупого мышонка».
Шарышева Жанна Вячеславовна
Учитель - логопед МБДОУ «Детский сад №301» г.о. Самара
Цель: Закреплять умение правильно произносить звуки и дифференцировать согласные «Ж - Ш» в слогах, словах по артикуляционным признакам и на слух.
Задачи:
Коррекционное – развивающие:
Развивать навык верного звукопроизношения шипящих звуков.
Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух в слогах, словах.
Уточнять характеристику звуков.
Развивать умение соотносить звуки «Ш» и «Ж» с буквами Ж и Ш.
Обогащать словарный запас.
Формировать навык фонематического анализа слов.
Коррекционно-образовательные:
Закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.
Коррекционно-воспитательные:
Создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы.
Развивать умение планировать и контролировать свои действия.
Ход занятия:
1 Орг. момент.
Логопед. Сегодня мы с вами вспомним сказку о глупом мышонке. (Показ слайда № 1, либо пальчиковую сказку)
О чём эта сказка? Кого мама - мышка звала в няньки мышонку? Почему сказка так называется?
Логопед. Чтобы мышонок был умнее, нужно его научить слышать и различать звуки.
А помогут нам в этом кошка «Шура» и жук «Жора» (показ слайда №2, игрушки кошки и жука)
Кошка любит «шипеть». Её любимый звук: Ш-ш-ш-ш-ш.
Как шипит она? (прослушивание фрагмента аудиозаписи звука «шипящей кошки». А «Жора» любит звук «Ж». Как жук жужжит: Ж-ж-ж-ж-ж. Повтори, не ошибись! Включается аудиозапись жужжание жука.
«Шура» и «Жора» довольны и предлагают проверить, хорошо ли вы знаете звуки. Для этого нужно выполнить задания.
«Уточнение артикуляции и характеристики звуков «Ш», «Ж».
Анализ артикуляции.
Логопед: А какие это звуки?
Ребенок: Согласные.
Л: Чем отличаются эти звуки?
Р: Звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой.
Л: Давай это проверим. Приложи ладонь к горлу и произнеси звук – ж-ж-ж.
Что ты чувствуешь, когда произносишь этот звук?
Р: Горлышко дрожит.
Л: А теперь звук – ш-ш-ш.
Что ты чувствуешь, когда произносишь этот звук?
Р: Горлышко молчит.
Л: Чем похожи эти звуки?
Р: Оба звука – всегда твёрдые, согласные.
Игра «Повтори, не ошибись»
Логопед: Вспомните ещё раз как шипит кошка и как жужжит жук? Шура и Жора предлагают попеть песенки и научить мышонка верно произносить звуки. Песенки будут сложные. Прослушай слоги и повтори их в той же последовательности, быстро и чётко.
Дети с опорой на зрительные символы повторяют звуковые дорожки. (показ слайдов 3,4,5,6)
ша – жа
ша – жа – ша
жа – ша
ша – ша - жа
жу – шу
жи – жи – ши
шу – жу
жу – шу – шу
Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»
Мягко, кошка, посмотри, разжимает коготки и легонько их сжимает, мышку так она пугает. Кошка тихо, тихо ходит с мышки глаз она не сводит. Ну, а мышка не зевает. Вмиг от кошки убегает. (Спрятали ручки). Не поймала наша кошка мышку. Мышка оказалась шустрой.
Игра «Шаг вперёд»
Л. «Мышонок шустрый, а вы ребята можете быть внимательными и шустрыми?»
Логопед называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок должен сделать шаг вперед, услышав заданное слово. Например, нужно сделать шаг вперед, услышав слово «ШАР», взрослый называет слова: жар, пар, дар, вар, кар, шар. Слово «ЖИР» выделить среди слов: пир, тир, сыр, мир, жар, жир. Дети получают жетоны.
Игра - соревнование «Кто быстрее?»
Следующая игра от кошки и жука.
Логопед. Проверим как мышонок научился произносить звуки. Пазлы с буквами «Ша» и «Же», из которых можно сложить две дорожки на разные буквы. «Прошагай по дорожке, называя букву и придумай (повтори) чистоговорку на заданный слог. Повтори предложения со звуком «Ш» тихо, а со звуком «Ж» громко. Какая команда добежит до обруча первой, та выигрывает».
Работа с фетрокнижкой «Ж или Ш?»
Логопед. Кошка «Шура» и жук «Жора» предлагают мышонку научиться различать звуки. А поможет им в этом книга, непростая, а фетровая. Определи какой звук в слове «Ш» или «Ж». Помести картинку под соответствующую букву. Определи место заданного звука в слове.
Игра «В кого летит снежок?»
Логопед. Чтобы проверить как мышонок научился различать звуки, поиграем с ним в игру. Назови картинку и определи звук Ш или Ж в слове. Отправляй снежки к Шуре или Жоре, различая звуки Ш или Ж.
Итог.
Логопед. Какие вы молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились и мышонка научили. Теперь он будет внимательным и не будет идти на уловки кошки.