Образовательная программа элективного курса «Мифология древней мордвы» (5–7 классы)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ «КОЧКУРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КОЧКУРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Образовательная программа элективного курса
«Мифология древней мордвы»
Автор-составитель: Герасимова В.Ф.,
учитель русского языка и литературы
2013г.
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается значительный рост интереса народа России, в том числе мордвы, к своим историческим корням, этнической истории, родному языку и культуре, к познанию традиционных верований и самобытной мифологии, ко всему, что составляло традиционный образ их жизнедеятельности.
Мордва пережила длительную и сложную историю, частично сохранив самобытные религиозно-мифологические традиции. В них сочетаются отголоски древних форм верований и черты архаичных религиозных систем (культа женских божеств-покровительниц, культа семейно-родовых предков), и влияние мировых религий на христианство.
Типовые программы не обеспечивают учащихся знаниями об историческом пошлом своего (мордовского) народа, о его корнях, верованиях, быте, национальной одежде, мифологии в объеме, необходимом для удовлетворения потребностей ученика.
Элективный курс является одним из способов решения данной проблемы.
Программа элективного курса призвана помочь учащимся постичь не только оригинальную религиозно-мифологическую картину мироздания как своеобразную систему, создававшуюся нашими предками на протяжении многих веков, но и многое из того, что дошло до нас из далекого прошлого, но еще отчасти живой, в виде отголосков, пережитков, фрагментов.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется тем, что полученные знания по элективному курсу "Мифология древней мордвы" дают аналитический обзор основных понятий, составляющих мордовскую традиционную религиозно-мифологическую картину мира как систем, происхождение мордовского народа. Данная программа повествует о религиозных верованиях и обрядах, пантеоне языческих божеств, других мифологических персонажах, межэтнических связях, отразившихся важной сфере духовной жизни народа.
Знакомство с мифологией мордвы позволяет приобщиться не только к истокам народных знаний и поверий, к отдаленному историческому прошлому, но и способствует лучшему осмыслению ценностей современной мордовской культуры.
Значимость данной программы в углублении знаний об историческом пошлом мордовского народа; в овладении культурой устной и письменной речи, искусством речевого общения; в формировании умений применять полученные знания в жизни; в обеспечении сознательного усвоения материала.
Цели данной программы:
- знакомство с мифологией мордвы как фундаментальным пластом самобытной мордвы.
- развивать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
- способствовать интеллектуальному развитию ученика.
Цели и задачи элективного курса:
теоретические:
- освоение знаний о мифологии древней мордвы;
- овладение умением логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
- совершенствование коммуникативных умений;
развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к историческому прошлому своего народа;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний в различных областях жизни;
- воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по элективному курсу
6 класса
В результате обучения ученик должен
знать:
- историческое происхождение, культуру и быт мордовского народа;
- факторы, повлиявшие на самобытность мордовского народа.
уметь:
- передавать содержание прочитанного, близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл материала, с выражением собственных суждений о прочитанном, в устной и письменной форме;
- применять учебные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- составлять сообщения по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме сообщения, защищать развиваемые в нем положения; участвовать в диспуте, в дискуссии.
Содержание дисциплины
1.Боги и сказания мордвы -17 часов Люди и боги. Песня-миф «Земля родилась – обряд родился». Вирязорава, Ведязорава, Вармазорава, Модазорава, Кудазорава, Толазорава и Вирязоратя, Ведязоратя, Вармазоратя, Модазоратя, Кудазоратя, Толазоратя. Жертвенные животные (жеребята, овцы, быки, петухи), жертвоприношения. Моляны (озкст), на которых совершались жертвоприношения. Место проведения озксов. Дары богам - еда, ткани, полотенца. Жертвенная еда богов. Бабань каша (бабья каша). Заклание животных и птиц. Человеческие жертвоприношения. Верования и обряды, связанные с животными, с растениями. Роль штатола в обряде. Участники обрядов. Танцы. Деревья – место обитания и рождения божеств. Богиня леса, Вирява - четвертая дочь богини Анге патяй. Обязанности Вирявы. Держательница земли Мастор-ава. Покровительница поля. По мифологии внешний вид Масторавы. Внешний вид. Ритуально-магические обряды в честь Масторавы. Верования и обряды, связанные с водой. Вода – источник жизни, магического очищения. Ритуальные омовения, очистительные обереги. Очистительная роль воды в заговорах.Целительные свойства воды. Виновница пожаров – Тол-ава. Внешний вид. Миф о Ведяве и Толаве. Обращение в заговорах от ожогов к божеству. Хранители жилища – Юрт-атя, Юрт-ава. Место обитания Юртавы. Обрядовые праздники в ее честь. Ночной молян-вень озкс. Божество домашнего очага – Каштом-ава, Баня-ава, покровительница бани, здоровья, родов. Добро и зло Баня-авы. Чи-паз- Вере-паз., Ков-ава – богиня, покровительница луны. Моляны с просьбой о здоровье в честь богини Ков- авы. Пурьгине-паз. Моляны с просьбой о дожде в честь бога грома. Карающая сила Пурьгинепаза и Ендолпаза. Верховой бог – Нишке-паз. Внешний вид. Преврашения нишкепаза в голубя, в лебедя, орла, медведя. Общественные озксы, посвященные Нишкепазу. Ливтема-совавтома озкс –весенне-летний цикл молений. Миф "Как все начиналось". История сотворения мира. Предки на свадьбе. Обряды на свадьбах. Тюштя. Мифы о Тюште. Контрольная работа 2.Как изучают древнюю мордву - 17часов Первые письменные сообщения о мордве. Упоминания о мордве в летописях, в записках фламандского путешественника Рубрука (1253г.), венецианец Иосафат Барбаро (15в.). Места расселения мордвы. Происхождение мордовского народа. Финно-угорские народы: венгры, финны, мордва. Этногенез мордвы. Места расселения в 1-м тысяч. до нашей эры. Древний мордовский край. Волго-Омское междуречье. Предки мордвы, места обитания древней мордвы – долины Оки, Волги, Цны, Мокши и Суры. Занятия предков. Земледелие, хлебопашество, охота, рыбная ловля. Исключительная особенность мордовских женщин. Внешность: прямой стан, ровная походка, румяное лицо, черные глаза, белокурые и темно-русые волосы, заплетенные в длинную косу, толстые ноги. Трудолюбивость, чистоплотность. Покорность мужу. Древнее мордовское общество. Древне-мордовские племена и их разделение. Общеязыковое мордовское единство. Хозяйство мордвы. Орудия труда, утварь. Занятие мордвы: вышивание, низание и шитье бисером у женщин. Декоративная резьба по дереву у мужчин. Древние кладбища. Места захоронения. Похоронный обычай. Ритуалы. Обряды, связанные с похоронами. Покровительница умерших Калмава. Костюм древней мордвы. Многосоставная одежда с обилием украшений. Головной убор (панго, сорока, шлыган). Нагрудные украшения - «сюлгам»-нагрудная брошка-заколка, нагрудник из бисера. Серебряные и бронзовые височные кольца, подвески. Гривны. Ожерелья. Украшения рук. Браслеты, перстни. Кольца из меди, серебра, золота. Поясные наборы. Шерстяной пояс-каркс. Надбедренное украшение-пулай. Обувь. Обувь-лыковые лапти. Кожаные сапожки, обшитые красным сафьяном. Оружие. Войско. Снаряжение коней. Глиняные сосуды. Предметы домашней утвари мордвы: ступа, маслобойка, ложкарница, корзина, гребень и т.д. Древняя мордва и степные кочевники (монголо-татары). Мордва-каратаи. Мордва и финно-угры. Родственные связи с финно-угорскими народами. Мордва и древняя Русь. Воссоединение мордвы с русским народом. Итоговая контрольная работа. |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Контр. работа |
Виды деятельности |
1 |
Боги и сказания мордвы |
17 |
||
1.1 |
Люди и боги |
1 |
Рассказ, беседа |
|
1.2 |
Жертвенные животные. Дары богам |
1 |
Рассказ, беседа |
|
1.3 |
Верования и обряды, связанные с животными, с растениями
|
1 |
Рассказ, беседа |
|
1.4 |
Деревья – место обитания и рождения божеств. Богиня леса |
1 |
Рассказ, беседа |
|
1.5 |
Держательница земли Мастор-ава. Покровительница поля |
1 |
Рассказ, беседа |
|
1.6 |
Верования и обряды, связанные с водой |
1 |
Рассказ, беседа |
|
1.7 |
Виновница пожаров – Тол-ава |
1 |
Рассказ, беседа |
|
1.8 |
Хранители жилища – Юрт-атя, Юрт-ава. |
1 |
Рассказ, беседа |
|
1.9-10 |
Божество домашнего очага – Каштом-ава, Баня-ава, Чи-паз, Ков-ава, Пурьгине-паз |
2 |
1 |
Рассказ, беседа Контроль знаний |
1.11 |
Верховой бог – Нишке-паз |
1 |
Рассказ, беседа |
|
1.12-13 |
Миф "Как все начиналось" |
2 |
Рассказ, беседа |
|
1.14 |
Предки на свадьбе. |
1 |
Рассказ, беседа |
|
1.15 |
Тюштя. Мифы о Тюште. |
1 |
Рассказ, беседа |
|
1.16- 17 |
Контрольная работа |
2 |
2 |
Контроль знаний |
2 |
Как изучают древнюю мордву |
17 |
||
2.1 |
Первые письменные сообщения о мордве |
1 |
Рассказ, беседа |
|
2.2 |
Происхождение мордовского народа, древний мордовский край |
1 |
Рассказ, беседа |
|
2.3-4 |
Предки мордвы, места обитания древней мордвы. Занятия предков |
2 |
Рассказ, беседа |
|
2.5 |
Исключительная особенность мордовских женщин |
1 |
Рассказ, беседа |
|
2.6 |
Древне мордовское общество |
1 |
Рассказ, беседа |
|
2.7 |
Хозяйство мордвы |
1 |
Рассказ, беседа |
|
2.8 |
Древние кладбища. Похоронный обычай |
1 |
Рассказ, беседа |
|
2.9 |
Костюм древней мордвы. Головной убор |
1 |
Рассказ, беседа |
|
2.10 |
Нагрудные украшения. Гривны |
1 |
Рассказ, беседа |
|
2.11 |
Ожерелья. Украшения рук |
1 |
Рассказ, беседа |
|
2.12 |
Поясные наборы. Обувь |
1 |
Рассказ, беседа |
|
2. 13-14 |
Оружие. Войско. Снаряжение коней. Глиняные сосуды |
2 |
Рассказ, беседа Тесты. |
|
2.15 |
Древняя мордва и степные кочевники |
1 |
Рассказ, беседа |
|
2.16 |
Мордва и финно-угры, мордва и древняя Русь |
1 |
Рассказ, беседа |
|
2.17 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
1 |
Контроль знаний |
Итого |
34 |
4 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Дата проведения |
|
План. |
Факт. |
||
Боги и сказания мордвы |
|||
1 |
Люди и боги |
||
2 |
Жертвенные животные. Дары богам |
||
3 |
Верования и обряды, связанные с животными, с растениями |
||
4 |
Деревья – место обитания и рождения божеств. Богиня леса. |
||
5 |
Держательница земли Мастор-ава. Покровительница поля |
||
6 |
Верования и обряды, связанные с водой |
||
7 |
Виновница пожаров – Тол-ава |
||
8 |
Хранители жилища – Юрт-атя, Юрт-ава. |
||
9-10 |
Божество домашнего очага – Каштом-ава, Баня-ава, Чи-паз, Ков-ава, Пурьгине-паз. Тестовые задания |
||
11 |
Верховой бог – Нишке-паз |
||
12-13 |
Миф "Как все начиналось" |
||
14 |
Предки на свадьбе. |
||
15 |
Тюштя. Мифы о Тюште. |
||
16-17 |
Контрольная работа |
||
Как изучают древнюю мордву |
|||
1 |
Первые письменные сообщения о мордве |
||
2 |
Происхождение мордовского народа, древний мордовский край |
||
3-4 |
Предки мордвы, места обитания древней мордвы. Занятия предков |
||
5 |
Исключительная особенность мордовских женщин |
||
6 |
Древне мордовское общество |
||
7 |
Хозяйство мордвы |
||
8 |
Древние кладбища. Похоронный обычай |
||
9 |
Костюм древней мордвы. Головной убор |
||
10 |
Нагрудные украшения. Гривны |
||
11 |
Ожерелья. Украшения рук. |
||
12 |
Поясные наборы. Обувь |
||
13-14 |
Оружие. Войско. Снаряжение коней. Глиняные сосуды |
||
15 |
Древняя мордва и степные кочевники |
||
16 |
Мордва и финно-угры, мордва и древняя Русь |
||
17 |
Итоговая контрольная работа |
||
Итого |
34 |
Литература
1.Белицер, В.Н. Народная одежда мордвы. – М.,1973.
2.Виктор Вихляев. Древняя мордва, или что нашли археологи: рассказы о древней мордве. – Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева, 2007.
3.Евсевьев, М.Е. Мордовская свадьба. Саранск, 1959.
4.Жиганов, М.Ф. К истории мордовских племен в конце I тысячелетия н.э.// Советская этнография, 1961, № 4.
5.Жиганов, М.Ф.Хозяйство мордвы в XIII – XVI вв.// Исследования по материальной культуре мордовского народа. М., 1963.
6.Зеленин, Д.К. Дореволюционный быт мордвы // Советская этнография. Т.I М.; Л.,1938.
7.Корнишина, Г.А. Обряды и поверья мордвы, связанные с растительностью// Возрождение мордовского народа, - Саранск, 1995.
8.Корнишина, Г.А.Традиционные обычаи и обряды мордвы. Саранск,1968.
9.Мартьянов, В.Н. Памятники прикладного искусства мордвы. Саранск,1971.
10.Мокшин, Н.Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае. – Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева, 2007.
11.Мокшин, Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968; 2-е изд.: Саранск, 1998.