Образовательная программа элективного курса «Творчество и дизайн» (10 класс)
Частное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Кристалл»
Рассмотрено на заседании кафедры «Воспитания» __________________ Протокол № от «___»_______20___г. |
Рекомендовано к утверждению Зам. Директора по УВР _________________ А.И. Зимина |
Утверждаю к использованию в учебном процессе Директор ЧОУ СОШ «Кристалл» ________________ Н.В. Кирюхина |
Образовательная программа элективного курса
«Творчество и дизайн»
10 класс, 34 часа
Разработчик: Микоян А.С.
Учитель ИЗО и технологии
Высшей квалификационной категории
ЧОУ СОШ «Кристалл» г. Сызрани
2017 – 2018 учебный год
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………….. ..3
Тематический план ………………………………………………………...8
Содержание программы …………………………………………………...9
Календарно - тематический план …………………………………………10
Ожидаемые результаты…………………………………………………….22
Рекомендуемая литература………………………………………………...26
Пояснительная записка
Актуальность
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование, моделирование, художественный и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у школьников существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги, природного и бросового материалов и с применением инновационных технологий, которые облегчают нашу жизнь.
Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка полученных ранее представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.
Работая над проблемой, мы поставили перед собой задачу: изучить различные области художественного творчества, которые вызывают интерес у обучающихся. На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей – дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией школьного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду деятельности учащихся – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. Заниматься данной деятельностью в полной мере на учебных занятиях нет возможности, а у детей есть желание овладеть технологиями создания дизайнерских предметов, но отсутствуют навыки работы в данной области. И поэтому возникла идея создания программы, которая соответствовала бы специфике современной школы, запросу общества, социальному заказу родителей, индивидуальным особенностям детей, давала знания об особенностях профессии дизайнера, а так же развивала различные способности – это программа элективного курса «Творчество и дизайн».
Поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий.
Творчество в дизайне отвечает фундаментальным педагогическим задачам: оно формирует эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически и др.
Таким образом, дизайн для обучающихся – это создание для ребенка комфортной, материальной среды. Он ориентирован на выполнение задач в области художественно – эстетического образования школьника. Потребность ребенка в практической деятельности помогает учителю направить его усилия на полезные занятия дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, проектируют одежду, костюмы и декорации, обустраивают комнаты и приусадебные участки.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Работы учащихся могут быть таких типов, как: плоскостного (аппликативно-графический), объемного (предметно-декоративный), пространственного (архитекртурно-художественный).
Цель программы элективного курса – это формирование у школьников способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления дизайнерских произведений.
Задачи программы:
- расширить общий и художественный кругозор обучающихся, общую и специальную культуру, обогатить эстетические чувства и развить у школьников художественный вкус, через изображение дизайна одежды, комнаты, предметов быта, ландшафта;
- сформировать способности конструирования, моделирования на плоскости и в объеме разработанных дизайнерских идей, имеющих непосредственное практическое значение как для самого обучающегося, так и для социума.
- развить диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоить способы создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировать сенсорные способности, через организацию коллективных дизайн – проектов.
Предлагаемая программа элективного курса по художественному творчеству в дизайне разработана для школьников для старшей ступени общего образования, она основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс дизайнерского творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что дизайнерское творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных регионов, не противоречаших общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере искусства, в окружающем мире.
Трактовка принципа коллективности применительно к творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей.
Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края.
Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности.
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются художественные, социальные и экзистенциальные проекты подростков.
Принцип диалога культур в программе элективного курса для школьников-подростков
В сфере дизайнерского творчества предполагает:
- рассмотрение творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;
- рассмотрение самодеятельного коллективного творчества как диалога культур всех участников коллектива;
- рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов творчества как полилога между авторами культурных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в художественном творчестве – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности.
Основная идея программы элективного курса для подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что дизайнерская деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность строится вокруг синтетических видов художественного творчества.
Целевая аудитория и объем
Программа разработана для 10 класса по 2 часу в неделю – всего 17 недель 34 часа.
Формы организации занятий
Беседа, Виртуальное путешествие, экскурсия, викторина, круглый стол пленер, работа в компьютерном зале, выставка, игра, работа в мастерской, демонстрация, КТД, праздник, исследование, конференция, дефиле, посещение, трудовой десант.
Формы контроля
Наблюдение, анкетирование, конференции с защитой проектов
Принцип доступности и научности
Программа элективного курса базируется на применении умений и навыков полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, истории, географии, информатики.
Тематический план
№ п/п |
Название раздела |
Всего часов |
Из них |
Формы контроля |
|
аудит. |
вне аудит. |
||||
1 |
Знакомство с основами дизайна. Основы организации пространства. |
4 |
2 |
2 |
анкетирование |
2 |
Дизайн одежды. |
6 |
2 |
4 |
Защита проекта |
3 |
Дизайн интерьеров и архитектурное проектирование |
6 |
2 |
4 |
Защита проекта |
4 |
Основы ландшафтного дизайна. Стиль в ландшафтном дизайне. |
6 |
2 |
4 |
Защита проекта |
5 |
Особенности web - дизайна |
4 |
1 |
3 |
Защита проекта |
6 |
Рекламный дизайн |
4 |
2 |
2 |
Научная конференция |
7 |
Основы фотодизайна |
4 |
2 |
2 |
Защита проекта |
|
ИТОГО |
34 |
13 |
21 |
|
Содержание программы
Знакомство с основами дизайна. Основы организации пространства. Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование.
Разработка и осуществление дизайн – проекта «Комната моей мечты». Презентация выставки дизайн – проектов интерьеров. Украшение предметов быта. Философия праздника. Разработка дизайнерских проектов организации пространства праздника. Конкурс дизайн – проектов организации пространства праздника и реализация проекта – победителя. Презентация оформления.
Дизайн одежды. История одежды. Разработка и реализация исследовательского проекта «Моя коллекция одежды». Защита проектов с демонстрацией коллекции.
Дизайн интерьеров и архитектурное проектирование. Разработка и осуществление дизайнерского проекта интерьера для заказчика (одноклассника, друга, учителя, родителей) «Авторский дизайн». Презентация авторских дизайнерских проектов интерьеров.
Основы ландшафтного дизайна. Стиль в ландшафтном дизайне. Декоративная дендрология. Разработка и осуществление дизайн – проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн). Презентация дизайн – проектов «Школьная клумба».
Средства гармонизации композиции. Разработка проекта «Сквер родного города». Защита проектов «Сквер родного города».
Особенности web – дизайна. Разработка, реализация исследовательских проектов «Лучший современный сайт». Научная конференция «Современные тенденции web - дизайна».
Рекламный дизайн. Художественный дизайн в рекламе с позиции эстетического и социокультурного феномена. Разработка и создание дизайна рекламного проспекта «Впереди планеты всей».
Основы фотодизайна. Индивидуальность в дизайне. Разработка и осуществление проектов фотодизайна (фотоальбом) «Жизнь в моей школе». Презентация выставки проектов фотодизайна (фотоальбом) «Жизнь в моей школе».
Календарно-тематический план
№ п/п |
Темы занятий |
всего часов |
Из них |
УУД |
Формы организации работы |
Формы контроля |
Дата |
||||||||
аудит. |
вне аудит. |
||||||||||||||
Раздел. Знакомство с основами дизайна Основы организации пространства (4 часа) |
|
||||||||||||||
1.-2. |
Знакомство с основами дизайна. Дизайн, основные причины композиции. Дизайнерские объекты. Декупаж. Украшение предметов быта декупажем. |
2 |
1 |
1 |
Личностные широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; выраженной познавательной мотивации; адекватное понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности; Регулятивные вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; планировать свои действия; принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
Познавательные осуществлять синтез (целое из частей); осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; Коммуникативные использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; договариваться, приходить к общему решению;
|
Круглый стол викторина |
анкетирование |
1 неделя |
|||||||
3. |
Философия праздника. Разработка дизайн – проектов организации пространства школьного праздника. Выбор тематики |
1 |
1 |
|
игра |
анкетирование |
2 неделя |
||||||||
4. |
Создание Арт -объектов для украшения школьного праздника |
1 |
|
1 |
Работа в мастерской |
наблюдение |
2 неделя |
||||||||
Раздел. Дизайн одежды (6 часов) |
|
||||||||||||||
5. |
История одежды. |
1 |
1 |
|
Личностные адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; Регулятивные планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; Познавательные анализировать объекты, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи; Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; Коммуникативные задавать вопросы по существу; формулировать собственное мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; |
Виртуальное путешествие |
Анкетирование |
3 неделя |
|||||||
6. |
Профессия модельер |
1 |
1 |
|
Игра |
Наблюдение |
3 неделя |
||||||||
7-8 |
Разработка проекта «Моя коллекция одежды». Выбор темы коллекции. |
2 |
|
2 |
Работа в мастерской |
наблюдение |
4 неделя |
||||||||
9-10 |
Разработка и презентация проекта «Моя коллекция одежды». |
2 |
|
2 |
Конференция дифиле |
Защита проекта |
5 неделя |
||||||||
Раздел. Дизайн интерьеров и архитектурное проектирование (6 часов) |
|
||||||||||||||
11 |
Дизайн интерьеров и архитектурное проектирование. |
1 |
1 |
|
Личностные широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; Регулятивные самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; принимать и сохранять учебно-творческую задачу; Познавательные осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; анализировать объекты, выделять главное; устанавливать аналогии; Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Коммуникативные допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
|
Беседа, Виртуальное путешествие |
анкетирование |
6 неделя |
|||||||
12 |
Основы организации пространства. Дизайн – проект интерьера комнаты. Стили и цвет в интерьере. Дизайнерские дома. Планировка в интерьере. |
1 |
|
1 |
экскурсия викторина |
наблюдение |
6 неделя |
||||||||
13. |
Встреча с заказчиком |
1 |
|
1 |
игра |
наблюдение |
7 неделя |
||||||||
14. |
Разработка дизайнерского проекта интерьера «Авторский дизайн» |
1 |
1 |
|
Работа в мастерской |
наблюдение |
7 неделя |
||||||||
15. |
Разработка дизайнерского проекта интерьера «Авторский дизайн» |
1 |
|
1 |
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
8 неделя |
||||||||
16. |
Презентация авторских дизайнерских проектов интерьеров.
|
1 |
|
1 |
Круглый стол |
Защита проекта |
неделя |
||||||||
Раздел. Основы ландшафтного дизайна . Стиль в ландшафтном дизайне (6 часов) |
|
||||||||||||||
17. |
Основы ландшафтного дизайна. Стиль в ландшафтном дизайне |
1 |
1 |
|
Личностные широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; выраженной познавательной мотивации; адекватное понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности; Регулятивные вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; планировать свои действия; принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
Познавательные осуществлять синтез (целое из частей); осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; Коммуникативные использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; договариваться, приходить к общему решению;
|
Видео путешествие беседа |
анкетирование |
9 неделя |
|||||||
18. |
Средства гармонизации композиции в ландшафтном дизайне. Цветы и деревья. Декоративные элементы для дизайна участка.
|
1 |
|
1 |
Игра |
наблюдение |
9 неделя |
||||||||
19-20. |
Разработка и оформление дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн) |
2 |
|
2 |
Работа в компьютерном зале Трудовой десант |
наблюдение |
10 неделя |
||||||||
21. |
Мой город и я. Разработка проекта «Сквер родного города». |
1 |
1 |
|
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
11 неделя |
||||||||
22. |
Защита проектов в школе «Сквер родного города». |
1 |
|
1 |
Работа в компьютерном зале конференция |
наблюдение Защита проекта |
11 неделя |
||||||||
Раздел. Особенности web – дизайна ( 4 часа) |
|
||||||||||||||
23-24. |
Web – дизайн. Разработка исследовательских проектов «Лучший современный сайт». |
2 |
1 |
1 |
Личностные устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; интерес к новым сферам деятельности, к новым способам самовыражения; Регулятивные планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; Познавательные анализировать объекты, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи; Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; Коммуникативные задавать вопросы по существу; формулировать собственное мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
|
Виртуальное путешествие. Исследование Работа в компьютерном зале |
Анкетирование |
12 неделя |
|||||||
25-26. |
Научная конференция «Современные тенденции web - дизайна». |
2 |
|
2 |
конференция |
Наблюдение |
13 неделя |
||||||||
Раздел. Рекламный дизайн (4 часа) |
|
||||||||||||||
27. |
Художественный дизайн в рекламе Работа рекламного агентства. |
1 |
|
1 |
Личностные адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; Регулятивные проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Коммуникативные учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
|
Экскурсия |
анкетирование |
14 неделя |
|||||||
28. |
Разработка идей «Прибыльное дело». |
1 |
1 |
|
игра |
наблюдение |
14 неделя |
||||||||
29. |
Дизайна рекламного проспекта «Впереди планеты всей». |
1 |
1 |
|
исследование |
наблюдение |
15 неделя |
||||||||
30. |
Создание и презентация рекламного проспекта |
1 |
|
1 |
демонстрация |
конкурс |
15 неделя |
||||||||
Раздел. Основы фотодизайна (4 часа) |
|
||||||||||||||
31. |
Индивидуальность в дизайне. Жанры и виды фотографий. |
1 |
1 |
|
Личностные внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Регулятивные проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Познавательные осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Коммуникативные учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; владеть монологической и диалогической формой речи. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
|
Исследование викторина |
анкетирование |
16 неделя |
|||||||
32. |
Разработка проектов фотодизайна (фотоальбом) «Жизнь в моей школе». Разработка дизайна. Создание инсталляций Выбор фотографий и распределение рубрик |
1 |
|
1 |
Работа в компьютерном зале игра |
наблюдение |
16 неделя |
||||||||
33-34. |
Презентация выставки проектов фотодизайна (фотоальбом) «Жизнь в моей школе». |
2 |
1 |
1 |
Презентация проектов |
конкурс |
17 неделя |
||||||||
|
ИТОГО |
34 |
13 |
21 |
|
|
|
|
Ожидаемые результаты
Воспитательные результаты в сфере дизайнерского творчества распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра. Для достижения данного уровня обучающиеся разработают дизайнерский проект совей комнаты, одежды.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют проведение новогоднего праздника для подростков и для учеников младших классов (разработка дизайн – проекта оформление зала для праздника), попытка осознать параметры заказа со стороны подростков и малышей, разработка художественного замысла под основные параметры заказа. Здесь важную роль может сыграть дизайнерский проект «Школьный двор», призванный порадовать представителей школьного сообщества.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного действия – включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере художественного творчества. Для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия. Здесь осваивается умение представить собственные разработки заказчикам, зрителям, экспертам.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Например, разработка дизайнерского проекта «Сквер родного города».
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте; oб обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища, города;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Рекомендуемая литература
Бердник. Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. – Ростов на Дону: изд-во « Феникс», 2011.
Горина З. И. Основы композиции. – Самара, 2017 .
Доронина Н.В. Ландшафтный дизайн: Выбор стиля. Планировка и подбор растений. Дизайнерские решения. – М.: ЗАО «Фитон +», 2010.
Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М.: 2010.
Кобурнеева Л.А., Г.С. Федорова. Уют вашего дома. – Самара: Кн. Изд-во, 2002.
Курт Клонингер. Свежие стили Web – дизайна. Как сделать из вашего сайта «конфетку». – М.: «ДМК», 2012.
Курушин В.Д. Дизайн и реклама. –М.: ДМК Пресс, 2017.
Макавеева Н.С. Основы художественного проектирования костюма. Практикум. – М.: AKADEMA, 2011.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Дом и сад. Дизайнерские идеи и практические хитрости. – М.: Эксмо, 2016.
Павлова М.Б., Питт Дж.., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. М.: Вентана-Графф,2003.
Петер Нойфред, Людвиг Нефф. Проектирование и строительство. Дом. Квартира. Сад. Иллюстрированный справочник для заказчика и проектировщика. – М.: Архитектура-С, 2006.
Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной композиции. Учебное пособие. – М.: 2004.