Рабочая программа элективного курса «Ваши права» (Обществознание, 5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 269 Закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания МО
№
от «__» «________» 2017_
Рук. МО
/________________
Приказ: №
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ООШ №269
/______________/
« » 2017___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
По духовно-нравственной деятельности направлению внеурочной деятельности
Форма организации внеурочной деятельности
«Элективного курса «Ваши права"
Программа рассчитана для учащихся 5- классы
Срок реализации программы – 2017 учебный год_
Составитель программы: Каремко Елена Александровна,
учитель истории и обществознания, 1 категория
г.Снежногорск
2017
Рабочая программа
элективного курса
«Ваши права»
Курс внеурочной деятельности «Ваши права» (направление – духовно-нравственной) реализуется в рамках основной образовательной программы основного общего образования и является продолжением учебного предмета « Обществознание».
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения.
Программа элективного курса разработана на основе нормативных Федеральных документов,:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом' России 04 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
3. Министерство образования и науки РФ «Изменения ФГОС 2016».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года, № 233 (ред. от 10 марта 2009 года) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 (ред. от 10 марта 2009 года) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003года, № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»
7. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
8. Требований к оснащённости (письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 24.11.2011 №МД -1552/03)
9.СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993).
10.Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол от 08.04.15 г. № 1/15);
11.Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
12.Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.
13. Устав МБОУ ООШ №269.
14. Годовой План работы ОУ на 2016-2017 учебный год.
15. Программа развития школы.
16. Программа духовно-нравственного развития школьников МБОУ ООШ № 269
Актуальность: В современном обществе выдвигаются новые требования не только к обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и к уровню образования. Решение проблем правового реформирования российского общества невозможны без создания современной системы обучения правам человека в школе. Профессионально выстроенная
программа формирования правовой компетентности современной молодежи позволит решать не только проблемы профилактики преступности в обществе. Она призвана способствовать формированию правосознания и повышению правовой культуры подрастающего поколения, от которого зависит будущее России. Обучение правам человека позволяет сохранить и передать из
поколения в поколение уважение людей к друг другу, правила разрешения конфликтов и противоречий, позволяя обеспечивать стабильность и организованность в обществе. На протяжении многовековой истории человечество отстаивало незыблемые принципы дружбы, сотрудничества, равенства, справедливости, ставшие основой современных концепций прав человека. Прошли века, но многие проблемы, волновавшие людей в прошлом, оказались актуальными и в современности. Не случайно обучение правам человека сегодня становится одним из самых приоритетных, социально значимых тенденций в системе модернизации отечественного образования. Обучение правам человека является составляющей граждан
ского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо повысить уровень обучения правам человека, правам ребенка.
Цель курса: Формирование правовой культуры у младших школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми способами.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся.
Задачи курса:
1.Знакомство учащихся с основными документами по защите прав людей, прав ребенка.
2.Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.
3.Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
4.Воспитание вдумчивого отношения и уважения к своим правам и правам других людей.
5.Развивать способность ценить свободу в тесной связи с ответственностью перед обществом.
6.Признавать и воспринимать различия культур, которые существуют между народами.
7.Формировать уважение культурного наследия, языка и самобытности страны, в которой ребенок проживает, и уважать цивилизации, отличные от его собственной.
8.Развивать сотрудничество, согласованность между индивидуальными и коллективными ценностями.
9.Формировать умения ненасильственного урегулирования конфликтов;
10. воспитывать личную и гражданскую ответственность, солидарность и справедливость на национальном и международном уровне;
11.Формировать умения защищать окружающую природу (Рекомендации ЮНЕСКО).
Срок реализации:_1год.
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: исследовательское, информационно-репродуктивное, продуктивное обучение.
При изучении тем элективного курса используются: памятки, тесты, тексты документов («Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ, Устав школы), мини-спектакли по темам программы, карточки с правовыми ситуациями, таблицы, кроссворды.
Формы и методы обучения:
Беседа |
Практикум (работа с текстом документов, работа с раздаточным материалом) |
Занятие - тренинг |
Мини – сочинение |
Устный журнал |
Ролевые игры |
Лекции с элементами беседы |
Опережающие задания |
Разработка проекта |
Работа с книгой |
Написание эссе |
По уровню усвоения – ознакомительный.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач.
Элективный курс предназначен для учащихся пятого класса и соответствует возрастными особенностям детей 11 – 12 лет (познавательная активность, любознательность, чрезмерная чувствительность).
Умение и навыки, отрабатываемые на занятиях:
отстаивать свою точку зрения,
взаимодействовать в группе,
применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Содержание курса.
1. Раздел 1. Я - ребенок, Я – человек. (21 час)
1.1. Большая забота о маленьких детях
Знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка. Декларация прав человека. Женевская декларация прав ребенка. Всеобщая декларация прав человека ООН. Конвенция о правах ребенка. Понятие - права. Понятие - право. ( ЦОР- презентация)
1.2.Право на жизнь. Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.
Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Государство. Гражданство. Символы России. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления? Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.
1.3. 7хЯ = семья
Роль семьи в обществе. Обязанности членов семьи. Элементарные представления о механизме защиты прав ребенка. Формирование уважительного отношения к семье, правам членов семьи и окружающих людей.
1.4 Государство на страже закона
Государство на страже закона (правоохранительные органы) Кто может нарушить закон? Нарушение прав ребенка. Правонарушения и их возможные последствия. Право на неприкосновенность личности. Право на защиту от физического и психологического насилия.
1.5. Казнить нельзя, помиловать?
Конституционные обязанности гражданина. Ответственность и ее виды. Административная ответственность несовершеннолетних.
1.6. Школа моей мечты. Устав школы – основной закон ее жизни. Мой класс и мои друзья.
Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Правила поведения в школе и классе. Разработка правил поведения в классе.
1.7. В гостях у Айболита
Право на охрану здоровья. Право на медицинское обслуживание. Здоровье и его составляющие. Правила питания. Правила гигиены.
1.11. Труд детей
Права несовершеннолетних по трудовому кодексу. Трудовой договор. Понятия «непосильный труд», «самообслуживание», « эксплуатация детского труда».
2 Раздел 2. Защита прав. (8 часов)
2.1. Страна справедливости. Защита прав ребенка в школе.
Документы, защищающие права ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить? Учить детей замечать нарушения прав человека.
2.2. Маленький, да удаленький.
Учить детей цивилизованно защищать свои права. Модель «Как защитить свое право»
2.3.Твое мнение.
Что означает слово «мнение». Учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей. Модель «Общественное мнение»
2.4.Правила честного спора.
Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами.
Проект «Правила спора»
2.5.Мои права – моя свобода
Развивать у учащихся осознанное понимание понятия «свобода» в реальной жизни.
3. Раздел 3. Мои обязанности. (3 часа)
3.1. Можно ли быть свободным без ответственности?
Формировать понятие «ответственность», показать значимость понятий
«свобода» и «ответственность» в жизни человека.
3.2. Обязанности школьника.
Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика.
4. Раздел 4. Повторение (3 часа)
4.1. Счастье твое закон бережет
Актуализировать основные понятия курса о правах человека. Подготовка к итоговому проекту.
4.2. Мои права.
Обобщить знания, полученные на занятиях. Защита итоговых проектов.
Раздел 1 |
||
Права ребенка, права человека |
||
|
Большая забота о маленьких детях |
Продолжить знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами |
|
Право на жизнь |
Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни |
|
Вся семья вместе – и душа на месте |
Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о механизме защиты прав ребенка |
|
Казнить нельзя, помиловать? |
Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия |
|
Все мы разные |
Помочь учащимся проявить свою индивидуальность; учить проявлять заботу о ближнем |
|
Школа моей мечты |
Расширить знания школьников о праве на образование |
|
Клятва Гиппократа. Что она означает? |
Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание |
|
Труд детей |
Уточнить представления школьников о понятиях «непосильный труд», «самообслуживание», «эксплуатация детского труда». Формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ |
Раздел 2 |
||
Защита прав |
||
|
Страна справедливости |
Учить детей замечать нарушения прав человека |
|
Расскажи мне обо мне |
Расширить знания учащихся о том, что означает слово «мнение», учить высказывать свое мнение, уважать мнение других людей |
|
Маленький, да удаленький |
Учить детей цивилизованно защищать и отстаивать свои права |
|
Чтобы достойно жить |
Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике |
|
Мои права – моя свобода |
Развивать у учащихся осознанное понимание понятия «свобода» в реальной человеческой жизни |
Раздел 3 |
||
Единство прав и обязанностей |
||
|
За что я в ответе |
Можно ли быть свободным без ответственности? Формировать понятие «ответственность», показать значимость понятий «свобода» и «ответственность» в жизни человека. |
|
Устав школы |
Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика |
|
Мои обязанности |
Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям. Показать школьникам единство прав и обязанностей |
Раздел 4 |
||
Повторение |
||
|
Счастье твоё закон бережёт |
Актуализировать основные понятия курса о правах человека |
|
Подведение итогов |
Обобщить знания, полученные на занятиях |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)
1. Формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия.
У ученика будут сформированы:
знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению
- готовности к самообразованию и самовоспитанию
- адекватной и позитивной самооценки
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Регулятивные универсальные учебные действия.
У ученика будут сформированы:
научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи
- построению жизненных планов во временной перспективе
- при планировании достижения цели самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности
Коммуникативные универсальные учебные действия.
У ученика будут сформированы:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
- продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов
- брать на себя инициативу в организации совместного действия
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру информацию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей
Познавательные универсальные учебные действия.
У ученика будут сформированы:
научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определения понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Ученик получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, явлений, процессов
- организовывать исследование с целью проверки гипотез
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации
Формы представления результатов внеурочной деятельности
1.Составление кроссвордов,
2. Составление ребусов, книжек-малышек о правах ребенка,
4. Индивидуальные и групповые проекты,
5 Написание эссе,
2. Выставка работ, рисунков учащихся
3. Карта достижений учащихся в форме портфолио.
4. Творческий отчет.
Система оценки результатов внеурочной деятельности - диагностирующая и корректирующая
Формы контроля и методы оценки знаний
Объектом оценки результатов учащихся при изучении данного курса должны стать следующие компоненты:
1. Знания о правах и осуществление прав ребенка, о его обязанностях, о морали и нравственных ценностях;
2. Конкретные умения и навыки действий.
В процессе обучения используются текущий, тематический и итоговый контроль.
Формы контроля:
1 устный опрос,
2 тестирование,
3 викторины,
4 выполнение заданий на выявление операционных умений,
5 моделирование жизненных ситуаций,
6 составление кроссвордов, ребусов;
7 защита проектов.
Нормы оценки предметные результатов
Отметка «Зачтено» выставляется в следующих случаях:
-полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой ;
-изложил материал грамотным языком, точно используя правовую терминологию;
-показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации про выполнение практического задания;
-продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-возможна одна две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя
-в изложении допущены небольшие пробелы;
-допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя
-неполно раскрыто содержание материала, содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
-имелись затруднения или допущены ошибки в определении терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнение практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
Отметка «Незачет»
-не раскрыто основное содержание учебного материала;
-обнаружено не знание учеником большей или наиболее важной част учебного материала;
-допущены ошибки в определение понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Или ученик обнаружил полное не знание и непонимание изученного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу
Темы проектных и творческих работ:
№ 1 Модель « Право в нашей жизни»
№ 2 Проект «Моя крепость»
№ 3 Проект «Что делать если…»
№ 4 Проект «Моя семья»
№ 5 Проект «Школа будущего»
№ 6 Проект «Народная мудрость»
№ 7 Модель «Как защитить свое право»
№ 8 Модель «Общественное мнение»
№ 9 Проект «Правила спора»
№ 10 Модель «Права человека»
№ 11 Модель «Права и обязанности»
Итоговый проект.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Входной контроль |
1 |
0 |
1 |
2 |
Раздел 1. Права ребенка, права человека |
10 |
10 |
20 |
3 |
Раздел 2. Защита прав |
4 |
4 |
8 |
4 |
Раздел 3. Единство прав и обязанностей. |
1 |
2 |
3 |
5 |
Раздел 4. Повторение |
0 |
2 |
2 |
ИТОГО |
16 |
18 |
34 |
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Дата |
Всего часов |
Содержание деятельности |
||||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности |
Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
|||||||
1 |
Введение |
1 |
Знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка |
Игра «Зачем нужны права» |
||||
Раздел 1 Права ребенка, права человека |
20 |
|||||||
2-3 |
Большая забота о маленьких детях |
2 |
Декларация прав человека. Женевская декларация прав ребенка. Всеобщая декларация прав человека ООН. Конвенция о правах ребенка. Понятие - права |
Работа с источниками. Создание проекта № 1 « Право в нашей жизни». |
||||
4-5 |
Право на жизнь |
2 |
Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Государство. Гражданство. Символы России. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления? Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. |
Создание проекта № 2 «Что делать если…» |
||||
6-7 |
Вся семья вместе – и душа на месте |
2 |
Роль семьи в обществе. Обязанности членов семьи. Элементарные представления о механизме защиты прав ребенка. Формирование уважительного отношения к семье, правам членов семьи и окружающих людей |
Создание проекта № 3 «Моя семья» |
||||
8-9 |
Государство на страже закона. |
2 |
Государство на страже закона (правоохранительные органы) Кто может нарушить закон? Нарушение прав ребенка. Правонарушения и их возможные последствия. Право на неприкосновенность личности. Право на защиту от физического и психологического насилия. |
Решение ситуативных задач |
||||
10-11 |
Казнить нельзя, помиловать? |
2 |
Конституционные обязанности гражданина. Ответственность и ее виды. Административная ответственность несовершеннолетних. |
Работа с источниками. |
||||
12-13 |
Все мы разные |
2 |
Ответственность учащихся. Правила поведения в школе и классе. |
Разработка правил поведения в классе. |
||||
14-15 |
Школа моей мечты |
2 |
Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. |
Проект «Школа будущего» |
||||
16-17 |
Клятва Гиппократа. Что она означает? |
2 |
Право на охрану здоровья. Право на медицинское обслуживание. Здоровье и его составляющие. Правила питания. Правила гигиены. |
Проект «Народная мудрость» |
||||
18-19 |
Труд детей |
2 |
Права несовершеннолетних по трудовому кодексу. Трудовой договор. Понятия «непосильный труд», «самообслуживание», « эксплуатация детского труда». |
Решение ситуативных задач |
||||
20-21 |
Я – ребенок, я – человек. |
2 |
Обобщение, систематизация и закрепление знаний о правах ребенка. |
Защита проектов |
||||
Раздел 2 Защита прав |
8 |
|||||||
22-23 |
Страна справедливости. |
2 |
Документы, защищающие права ребенка. Защита прав ребенка в школе. |
Составление памятки «Кто может меня защитить? Учить детей замечать нарушения прав человека. |
||||
24-25 |
Расскажи мне обо мне. |
2 |
Что означает слово «мнение». Учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей. |
Создать модель «Общественное мнение» |
||||
26 |
Маленький, да удаленький. |
1 |
Учить детей цивилизованно защищать свои права |
Создать модель «Как защитить свое право». |
||||
27=28 |
Чтобы достойно жить. |
2 |
Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами. |
Проект «Правила спора» |
||||
29 |
Мои права – моя свобода |
1 |
Развивать у учащихся осознанное понимание понятия «свобода» в реальной жизни. |
Создать модель «Общественное мнение». |
||||
Раздел 3 Единство прав и обязанностей |
3 |
|||||||
30 |
За что я в ответе. |
1 |
Формировать понятие «ответственность», показать значимость понятий «свобода» и «ответственность» в жизни человека. |
Создание модели «Права и обязанности», фотовыставки. |
||||
31 |
Устав школы. |
1 |
Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика. |
Работа с источником |
||||
32 |
Мои обязанности. |
1 |
Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика и гражданина; |
Решение ситуативных задач |
||||
Раздел 4 Повторение |
2 |
|||||||
33-34 |
Счастье твоё закон бережёт. Подведение итогов. |
2 |
Актуализировать основные понятия курса о правах человека |
Защита проектов |
Ожидаемые результаты
В процессе изучения факультатива «Ваши права» учащиеся 5-ого класса
1. Получат представление об:
основных правах, и в первую очередь о правах ребенка;
соблюдении хороших манер при общении с незнакомыми людьми при различных обстоятельствах;
основных нравственно-правовых нормах, ценностях и понятиях (жизнь, равноправие, честь и достоинство, милосердие, правонарушения, преступления и т.д.);
2. Смогут научиться:
защищать и отстаивать свои права;
осуществлять выбор поведения на основе нравственно-правовых ценностей;
налаживать добрые взаимоотношения с окружающими людьми;
находить конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации;
предвидеть последствия совершения необдуманных поступков;
разъяснять правила поведения другим детям;
оперировать терминами и формулировками;
отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.
Список литературы
Нормативные документы:
1.Всеобщая Декларация прав человека.
2.Декларация прав ребенка.
3Конвенция о правах ребенка.
4.Конституция РФ.
5. Устав школы.
Литература для учителя:
|
Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8 - 11 классы. Классные часы, общешкольные мероприятия. / А.Т. Корнева. – М.: Глобус, 2008. |
|
ДереклееваН.И.Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5 – 9 классы. - М.: ВАКО 2007 |
|
История. Обществознание. 5 – 11 классы: внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Л. Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2009 |
|
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 6 класса М.: «Русское слово» 2007 |
|
Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 – 11 классы. / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая. - М: ВАКО, 2006. |
|
Конвенция о правах ребенка. |
|
Конституция РФ. |
|
Формирование здорового образа жизни. 5 – 11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007. Рекомендуемая литература для учащихся |
|
Введение в обществознание. Граждановедение: учеб.для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2006 |
|
Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. / Я.В. Соколов. – 5-е изд. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999. |
|
Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. / Я.В. Соколов. – 5-е изд. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999 |
Литература для учащихся:
1. С.А.Лаврова, Е.М. Кропанцева, И.Е.Романова . Увлекательные истории о правах. Екатеринбург, 2004.
2. С.А.Лаврова, Е.М. Кропанцева, И.Е.Романова . Правдивые истории о правах и правилах. Екатеринбург, 2005.
3.С.А.Лаврова, Е.М. Кропанцева, И.Е.Романова . Истории о правах. Екатеринбург, 2006.
3.Интернет-ресурсы:
-http://www.pravadetey.ru/
-www.pilot1272.narod.ru/3_2.htm
-zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=prava_v_semje
-nsportal.ru/shkola/.../grazhdanskie-prava-i-obyazannosti-shkolnikov
-www.ukon.su › Статьи
Специальное сопровождение (оборудование):
- набор приспособлений для крепления таблиц;
- таблицы;
- магнитная доска;
-компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.