Образовательная программа дополнительного образования детей студии детской анимации «Сюрприз»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТУДИИ ДЕТСКОЙ АНИМАЦИИ «СЮРПРИЗ» возраст детей: 7- 15лет срок реализации: 5 лет Автор: Белоусова Светлана Владимировна Педагог дополнительного образования Донецк – 2022 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа отвечает основным принципам художественно-эстетического и научно-технического направлений дополнительного образования детей. По форме организации занятий относится к кружковой, по структуре организации процесса обучения является комплексной, модульной. Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов общеобразовательных учреждений, преподавателей и студентов педагогических ВУЗов. Предоставляет возможности профессионального самоопределения каждого обучающегося и ориентирована как на детей имеющих, так и не имеющих специальной художественной подготовки. Разработка программы велась в соответствии с нормативными документами: – Конституция Донецкой Народной Республики; – Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015 года с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС); – Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310; – Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832; – Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94; – Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815; – Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»; – Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей»; – Устав УДО «ДонРДДЮТ», утвержденным 26.07.2016 г. Для наполнения содержания теоретических и практических занятий программы автором использовались результаты личного опыта работы в системе дополнительного образования детей по направлению «студия детской анимации», а также методические рекомендации и основные положения отечественной и зарубежной педагогики по различным аспектам построения образовательного и воспитательного процесса обучения детей. Актуальность образовательной программы. Определяется всё возрастающей популярностью данного жанра у детей и подростков. Причиной чему является тот факт, что анимационное кино не требует обязательного озвучивания и перевода на другие языки, имея возможность образной передачи основной мысли. Являясь по своему содержанию комплексным видом творчества, анимация (мультипликация) даёт возможность развития разносторонней гармоничной личности на базе студии. В рамках освоения программы существует возможность профессионального самоопределения детей. Мультипликационная деятельность в сфере дополнительного образования детей является инновационным направлением, которое может стать также вспомогательным инструментом преподавания и освоения общеобразовательных дисциплин. Новизна образовательной программы: - Дополнительная образовательная программа анимационной студии построена на внедрении комплексного подхода. Содержание занятий базируется на интегрированном взаимодействии различных видов искусства, таких как: живопись, декоративно-прикладное искусство, литературное творчество, актёрское мастерство, история культуры и искусств, искусство фотографии, ИКТ, музыка, основы киноискусства. Все они объединены создания конечного продукта - мультипликационного фильма. - Внедрение формы диагностики усвоения знаний обучающихся в виде промежуточных и итоговых тестирований; защиты творческих проектов. Педагогическая целесообразность программы: Состоит в возможности объединения воспитательного и образовательного процессов. Мультипликация, как направление дополнительного образования, способствует развитию индивидуально направленных творческих способностей детей, сочетая теоретические и практические задания, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда. У обучающихся развиваются сенсоромоторные качества, связанные с действиями рук, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 7 до 15 лет. Количество детей в группах: - начальный этап (1-й год обучения) –12-20 чел.; - средний этап подготовки (2-4 год обучения) –12 чел.; - этап совершенствования знаний и навыков (5 год обучения) –10 чел. Данной дополнительной образовательной программой предусмотрена индивидуальная работа с одарёнными и способными обучающимися по утверждённой дополнительно индивидуальной программе. Оптимальное количество детей в группе при проведении индивидуальных занятий – от 1 до 5 чел. Отличительные особенности программы: Во время реализации программы, сочетаются принципы коллективного обучения с индивидуальным подходом. Группы учащихся, работающие над проектами, формируются неоднородными как по возрасту, так и по уровню развития, что несёт в себе возможность воспитания социально направленной личности, формирует устойчивые навыки взаимопомощи, уважения к окружающим, коллективной деятельности, умение решать возникающие конфликтные ситуации, находить оптимальные пути распределения обязанностей в небольшом по численности коллективе. В системе дополнительного образования дифференциация обучения - естественная, стихийная. Дети разные по своим личностным особенностям, имеют разный темперамент, уровень психоэмоционального развития, различные типы мышления, склонности, отношения к окружающим людям, интересы и пр. С целью приближения обучения к индивидуальным особенностям и потребностям детей, в анимационной студии должно проводится изучение коллектива учащихся через: собеседование при приёме в студию; сбор статистических данных; проведение среза знаний, умений и навыков (входной контроль) с выполнением практических заданий творческой направленности (рисунок, рассказ и пр.), что помогает раскрыть способности ребёнка. На основе собранной информации, корректируются тематические планы на учебный год, учебный процесс индивидуализируется (составляются индивидуальные образовательные маршруты учащихся), выделяются подгруппы. Постигая азы анимации и мультипликации, дети знакомятся с ведущими профессиями (художника, режиссера, сценариста, оператора, художника-мультипликатора и др.) и имеют возможность проживать различные роли, реализуясь и самовыражаясь на каждом учебном занятии в процессе разработки проектов. Цель программы: развитие творческой личности, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую составляющую анимационной и мультипликационной деятельности; развитие навыков коллективного взаимодействия и взаимопомощи. Задачи программы: Обучающие задачи образовательной программы: Ознакомление с основными видами мультипликации технологиями создания мультфильмов; планированием организации работы при создании коллективного и авторского проектов. Обучение правилам фото и видеосъёмки освещения. Обучение озвучиванию и сведению видео и звукорядов. Изучение компьютерных технологий как основе научно-технического прогресса в мультипликации. Воспитательные задачи образовательной программы: Посредством создания индивидуальных и коллективных проектов анимационного формата содействовать становлению и развитию таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, последовательность и упорство в достижении цели, взаимопомощь, честность в оценке результатов своего или коллективного труда. Содействие профессиональному самоопределению. Развивающие задачи образовательной программы: Привитие интереса обучающимся как к самостоятельному, так и к коллективному видам творчества. Способствование развитию художественно-эстетического вкуса, воображения, неординарного и пространственного мышления Срок реализации программы – 5 лет. Первый год обучения является начальным этапом, ориентированным на занятия с учащимися изобразительным и декоративно-прикладным творчеством, направленным на постепенный переход в анимационную студию. Занятия в первый год обучения проводятся по 4 часа в неделю (всего 144 часа в год). Второй, третий и четвёртый год обучения является средним этапом обучения. Поставленные цель и задачи реализуются через творческую деятельность с учащимися по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, анимационный тайминг, оформительская деятельность, лепка, дизайн, компьютерные эффекты, компьютерная графика, анимация, фотосъёмка. Занятия во второй год обучения проводятся по 4 часа в неделю (всего 144 часа в год); в третий и четвёртый год -по 6 часов в неделю (всего 216 часов в год). Пятый год обучения- этап совершенствования знаний и навыков. Предполагает в основном работу над творческими проектами индивидуальной и коллективной формы, участие в конкурсах, фестивалях различного уровня и направлений. Занятия ведутся по 6 часов в неделю (216 часов в год). Начиная со второго года обучения вводятся индивидуальные часы занятий для углублённой подготовки детей, а также подготовке работ к участию в конкурсах и фестивалях (в соответствии с дополнительной индивидуальной программой). Формы и режимы организации занятий по программе: Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программа представлена двумя разделами: - теоретический (образовательный); - практический (творческий, исследовательский). Теоретическая часть даётся в форме бесед, дискуссий, мультимедийных занятий с просмотром дидактического иллюстративного материала и мультипликационных фильмов. Основная форма работы в студии – практические занятия. Практическая часть состоит из следующих разделов: 1. Тематическое рисование (рисунок по заданной теме) и рисование с натуры. Ученики выбирают наиболее выразительные сюжеты тематической композиции, проводят подготовительную работу (эскизы, наблюдения, наброски и зарисовки). Рисование воспитывает организованность и внимание; развивает пространственное мышление и воображение; позволяет глубже понять конструкцию предмета и закономерности его строения. 2. Декоративно-прикладное творчество. Учащиеся знакомятся со спецификой различных материалов (пластилин, бумага, крупа, глина, проволока и т.д.) и учатся работе с ними. 3. Анимационный тайминг. Раскадровка сюжета, анимационное действие и т.д. 4. Художественное оформление мультипликационного фильма. Учащиеся учатся снимать, соединять отдельные части сюжетов, анимировать их с помощью компьютера, монтировать, делать запись закадрового текста - озвучивание. Педагогические принципы в работе: а) поощрение творчества, которое приводит к достижению качества, самостоятельного поиска художественного решения и т.п. б) доверия и уважения личности- как залог успешного раскрытия и воспитания личности обучающихся; в) дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и возрастных особенностей, положения ребенка в семье, г) целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единого учебного процесса; д) строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых); е) предоставление условий для творческой деятельности; ж) практическая ориентированность, обеспечивающая решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом немаловажным является понимание того факта, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его; и) принцип развивающего обучения и индивидуализации, направленный на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у обучающихся обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Способы определения результативности
Прогнозируемые результаты обучения К окончанию начального этапа обучения учащиеся будут владеть следующими практическими навыками и теоретическими знаниями: разнообразие, отличительные особенности и свойства изобразительных материалов; умение выделять посредством цвета основные моменты композиции, характер, эмоциональную составляющую объекта, персонажи или явления; цветовая палитра, основные и составные цвета; понятие симметрии, контраста, ритма; уверенное использование геометрических фигур для основы работы в изобразительном творчестве; азы лепки и бумагопластики; правила работы с природными материалами; навыки работы в коллективе и индивидуально; навыки самостоятельной организации творческого процесса, терпеливости и трудолюбия. К окончанию среднего этапа подготовки учащиеся будут владеть следующими практическими навыками и теоретическими знаниями: история возникновения и развития мультимедийного искусства; основные моменты подготовительного этапа работы над мультипликационным проектом; свободно владеть информацией об основных терминах и понятиях анимационной деятельности; развивать навыки образного мышления и фантазии; основы литературного творчества; выполнять живописные работы с помощью различных изобразительных материалов; приёмы и методы работы над сценическим образом, сценической речью; уметь аргументировать своё мнение; навыки самостоятельной организации творческого процесса, терпеливости и трудолюбия. владеть знаниями о спектре профессий в разрезе анимационной деятельности. В завершении обучения на этапе совершенствования знаний и навыков, учащиеся должны уметь: уметь спланировать и организовать съёмочный процесс, уметь работать в коллективе; освоить азы сценической пластики и сценической речи, участвовать в театральных постановках; получить знания о развитии мировой культуры, памятниках искусства, современных достижениях культуры; разбираться в видах и жанрах музыки, уверенно заниматься поиском звуковых файлов для музыкального оформления мультипликационного фильма; самостоятельно разрабатывать мультипликационный проект в выбранной ими технике исполнения от подготовительного этапа до показа конечного результата; владеть знаниями компьютерных технологий в сфере мультипликационного искусства; владеть навыками критического анализа; обладать развитым образным мышлением и умением отобразить фантазийные сюжеты на бумаге и в анимации.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ Первый год обучения. Начальный этап. Изобразительное и декоративное творчество в мультипликации.
Содержание программы первого года обучения 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж по правилам поведения в студии, технике безопасности. Права и обязанности обучающихся. Цвет в пространстве. Что художник должен знать о поведении цвета в живописи. 2. Рисунок. Графические материалы. Теория: Точка, линия и пятно- основные компоненты графического языка изобразительного искусства. Формы, виды, способы получения точки, пятна и линии. Блик, растушевка (виды), штриховка. Понятие композиционного решения рисунка. Изучение особенности формы, поверхности, контура через выраженность таких характеристик как: четкость, плавность, законченность элементов. Возможность передачи характера персонажа с помощью основных элементов рисунка. Принципы, виды и особенности рисунка в мультипликации. Понятие терминов: симметрия, стилизация, ритм, гармония, композиция. Разновидность графических материалов: тушь, пастель, уголь, цветные карандаши, восковые и масляные мелки, фломастеры, маркеры. Методы и особенности работы с различными графическими материалами. Изучение методов и основ стилизации, как упрощения природных форм. Использование приёмов стилизации в мультипликации. Пуантилизм, как стилистическое направление, история возникновения. Творчество современных художников, работающих в технике пуантилизма. Граттаж (воскография) – графическая техника рисования. Материалы, последовательность, эффекты создания рисунка в технике граттаж. Декоративные узоры в народном творчестве: история, символизм и традиции. Строение и пропорции тела человека, особенности передачи движения, характерность поз. Пропорции и строение головы человека, возможности передачи характера персонажа. Иллюстрация- поясняющий рисунок в тексте. История появления иллюстрации, книгопечатания. Обсуждение работ художников-иллюстраторов. Стиль и характер иллюстраций. Практика: Упражнения на отыскание масштаба изображения. Передача объёма предмета с помощью выразительной растушевки. Упрощение природных форм растительного и животного мира. Рисунок статичных природных объектов в технике пуантилизма. Рисунок в технике граттаж на тему: «Представители животного мира». Графический рисунок по теме «Характер погоды». Декоративный орнамент- тренировочные упражнения. Выполнение рисунка с натуры: объекты живой и неживой природы. Выполнение учебных заданий по изображению персонажей к русским народным сказкам, с использованием метода преувеличения для передачи настроения, черт характера, внешних особенностей. Толстые и тонкие линии, текстурные отпечатки, пятна – основные элементы рисунка тушью. Практическое задание: листья, птицы и пр. Творческая работа как метод глубокого анализа и восприятия художественного образа: злой, добрый, испуганный, жадный персонаж и пр.; иллюстрация к литературным произведениям. 3. Живопись. Свойства красок. Теория: Живопись как вид изобразительного искусства- образы действительности в красочном исполнении. Жанры живописи: тематическая картина; портрет; пейзаж; интерьер; натюрморт. Передача характера персонажа при помощи живописных приёмов. Виды красок, цвета и оттенки, возможности сплавления цветов. Особенности работы с акварельными красками, гуашью, акриловыми красками, маслом. Характер зачернённого колорита при работе с пейзажем. Основы цветоведения. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Способы получения новых цветов путём смешивания основных цветов красок. Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Сказка – любимый жанр художников. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразие передачи характера сказочных героев, переданное в живописной технике: В.М. Васнецов «Алёнушка», «Три богатыря»; иллюстрации Ивана Билибина к русским народным сказкам и др. Передача эмоциональной составляющей восприятия окружающей среды в картинах известных художников: Я. Рейсдаль «Морской берег», И.И. Левитан «Берег Средиземного моря», И.К. Айвазовский «Девятый вал»; Г. Курбе «Волна»; Т. Руссо «Перед грозой» и пр. Практика: Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес», «Ковры из цветов» с помощью разнообразия линий, выполненных кистями с различным нажимом. Изображение с натуры отдельных предметов. Рисунок гуашью в технике монотипия- вспомогательный инструмент для развития образного мышления. Постановочные натюрморты. Акварельная живопись в процессе создания иллюстраций, виды акварельной живописи. Акварельная живопись по мокрому листу, как иллюстрация к любимым стихотворениям. Интерьер комнаты- метод развития пространственного мышления. Живописное изображение различных по текстуре объектов: кора дерева, камень, земля, облака, вода и пр. Выход на пленер: работа по написанию пейзажа. Творческое задание: создание мультипликационного персонажа в живописной технике. 4. Работа с бумагой. Теория: Принципы и правила работы с бумагой. Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Коллаж. Объёмные поделки из мятой бумаги. Декупаж как искусство создания образа с помощью наслоения тонкой бумаги (салфетки). Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.). Конструирование из бумаги в смешанной технике. Моделирование из бумаги: техника, дома, интерьер и пр. Аппликация из бумаги как вид декоративно-прикладного творчества. Возможности аппликации и её виды. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики. Оригами как вид бумагопластики. История. Основные линии сгибов. Плоские и объёмные персонажи в технике оригами. Практика: Работа по созданию космических фонов из журнальных страниц в технике коллаж. Объёмные поделки из мятой бумаги с использование нескольких цветов. Работа с бумагой в технике «скручивание» на тему «Любимое животное». Сюжетная композиция по основам русских сказок в смешанной технике. Композиция по темам: автотранспорт, лица и пр. Выполнение заданий: «Путешествия в другие миры», «подводная фантазия» и пр. в технике аппликации. Выполнение масок в технике папье-маше. Работа над плоскими и объёмными персонажами в технике оригами с привязкой к литературному. Сувенирные открытки. 5. Лепка из различных материалов. Теория: Материалы для лепки, правила работы. Виды пластилина. Техники работы с пластилином. Понятие термина «марионетка». Плоские и объёмные марионетки. Пластилин как живописный материал. Сплавление цветов в пластилине. Картины из пластилина- оригинальный декор. Основы тестопластики: история, рецепты, объёмные и рельефные изделия. Методы работы с солёным тестом. История лепки из холодного фарфора. Правила лепки объёмных плоских фигур. Практика: Пластилиновый сюжет из сказки (картинка). Разработка пластилиновой марионетки- персонажа сказки. Декоративное панно из солёного теста. Цветы из холодного фарфора. 6. Работа с природными материалами. Теория: Разнообразие, обработка, хранение. Возможности работы с природным материалом. Практика:Стилизованная аппликация. 7. Итоговое занятие. Теория: Открытое занятие. Подведение итогов: выставка детских работ, мастер-классы для родителей от учащихся студии. Второй год обучения. Средний этап. Мультипликация
Содержание программы второго года обучения. Модуль № 1. Традиционная плоскостная рисованная мультипликация. 1. Вводное занятие. Теория: История появления мультфильмов, запечатлённые рисунки движения. Анимация – оживление. Мультипликация- множение. Волшебный фонарь. Таумотроп. Зоотроп. Барон фон Ухациус –создатель стробоскопа. Эмиль Рейно и его «Оптический театр». Братья Люмьер- первый киноаппарат. Уиндзор Мак-Кей и его дрессированный динозаврик Джерти. 2. Обзор деятельности мировых анимационных студий. Теория: Зарождение советской мультипликации. Мастера советской мультипликации 20-30 годов ХХ века: художники Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, Зинаида Брумберг; художник-карикатурист Александр Иванов. Студия «Союзмультфильм». Мультфильмы «Джябжа», «Новый Гулливер», созданные в мультипликационном цехе студии «Ленфильм». Роман Качанов и тема космического будущего «Тайна третьей планеты». Студии мультипликации союзных республик: становление, фильмография. Студии Парамаунт, Hanna-Barbera, Metro-Goldwin-Mayer, Pixar, Walt Disney, Dream Works. Загребская школа рисованного фильма. Дрезденская студия «Трикфильм». Кубинская мультипликация. Вьетнамская мультипликация. 3. Основы производства мультипликационных фильмов. Теория: Литературный сценарий. Режиссёрский сценарий. Основные отличия. Профессия режиссёр- постановщик. Драматургия сценария. Понятие условности в анимации. Гротеск в анимации. Пантомима. Комикс. Тайминг в анимации. Поиск образа главного героя. Различие: плоская марионетка, шарнирная марионетка, объёмная кукла. Общие закономерности при разработке персонажа. Профессия художник- постановщик. Раскадровка как важный элемент планирования съёмки. Иллюстрация идеи. Понятие планов и фаз. Создание схем расстановки камер. Формат кадра. Компоновка кадров. Графическая разработка сценария. Эскизы персонажей и декораций. Монтажные планы. Практика: Написание сценариев по литературным произведениям. Раскадровка по готовому режиссёрскому сценарию. Разработка характера и внешнего облика персонажа литературного произведения. Изготовление плоских рисованных марионеток. Съёмка коротких контурных рисованных этюдов. Съёмка этюдов в технике рисованной перекладки. 4. Киноведение. Демонстрация фильмов. Обсуждение отсмотренного материала в группе. Основные приёмы передачи эмоциональных состояний героев. Применение эффектов в анимации. Переходы между основными сценами, как метод органичной склейки видеоряда. Практика: Изложение собственного мнения по видеоматериалу каждого учащегося в письменном виде. 5. Литературное творчество. Прослушивание аудиофайлов сказок. Обсуждение сильных и слабых сторон. Развитие образности мышления при прослушивании литературного произведения. Законы стихосложения и драматургии. Рифма, сюжет, фабула, эпизод, ситуация, экспозиция, завязка, конфликт, коллизия, развязка, пролог, эпилог. Практика: Сочинение коротких стихотворений, рассказов, литературных сценариев. Предполагает самостоятельную работу каждого обучающегося. 6. Основы актёрского мастерства. Теория: Сценическая речь. Постановка дикции. Артикуляция и мимика. Выразительное чтение. Зависимость звучания речи героя при его движении. Диалоги. Мимика, жесты, позы, движение на сцене. Умение работать в коллективе. Практика: Разработка и постановка коротких сценических этюдов по литературным произведениям. Участие в театральных постановках. Выполнение тренировочных упражнений: 7. Живопись и рисунок. Теория: Цвет, свет, свойства цвета, спектральные и неспектральные цвета. Цвет как выражение эмоций. Понятие живописного полотна, живописное фоновое решение мультфильма. Фон, панорама – графическое изображение действия мультфильма. Знакомство с профессией художник- декоратор. Практика: Выполнение тренировочного упражнения: раскрашивание двух одинаковых контурных фигур с передачей цветом эмоционального состояния героя мультфильма и дополнение цветовыми пятнами для усиления передачи характеров. Фоновая работа акварелью, гуашью. Монотипия. Эскиз, этюд, набросок, зарисовка. Графические упражнения. 8. Мультипликационная съёмка. Теория: Фотоаппарат, видеокамера, объектив, линейная перспектива. Виды, возможности, преимущества фотокамер. Включение и выключение фотокамеры. Штатив. Правила работы с фотокамерой и штативом. Режимы съёмки. Особенности планов, композиционного выстраивания кадра. Движение в кадре. Профессия режиссёр- оператор. Ракурс. Динамика съёмки. Перекладка как технология съёмки мультфильмов. Понятие скорости съёмки и частоты смены кадров. Эффекты. Стационарное крепление камеры – основа съёмки рисованной мультипликации. Крепление на съёмочном столе. Практика: Упражнение по фотосъёмке статичных объектов. Фотосъемка сцены или эпизода мультипликационного фильма. 9. Работа над творческим проектом. Теория: Закрепление знаний о процессе создания мультипликационного фильма. Самостоятельная и коллективная работа обучающихся в малых группах. Практика: Разработка сценария, персонажей, графическая проработка, изготовление фонов и декораций, фотосъёмка, монтаж, подготовка работ к участию в итоговом мероприятии и конкурсах различного уровня. 10. Итоговое занятие. Теория: Выявление уровня знаний обучающихся посредством тестирования и демонстрации готовых работ на открытом итоговом мероприятии. Подведение творческих итогов учебного года. Модуль № 2. Традиционная объёмная мультипликация. 1. Вводное занятие. Теория: История появления мультфильмов, запечатлённые рисунки движения. Анимация – оживление. Мультипликация- множение. Волшебный фонарь. Таумотроп. Зоотроп. Барон фон Ухациус –создатель стробоскопа. Эмиль Рейно и его «Оптический театр». Братья Люмьер, первый киноаппарат. Уиндзор Мак-Кей и его дрессированный динозаврик Джерти. 2. Обзор деятельности мировых анимационных студий. Теория: Зарождение советской мультипликации. Мастера советской мультипликации 20-30 годов ХХ века: художники Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, Зинаида Брумберг; художник-карикатурист Александр Иванов. Студия «Союзмультфильм». Мультфильмы «Джябжа», «Новый Гулливер», созданные в мультипликационном цехе студии «Ленфильм». Роман Качанов и тема космического будущего «Тайна третьей планеты». Студии мультипликации союзных республик: становление, фильмография. Студии Парамаунт, Hanna-Barbera, Metro-Goldwin-Mayer, Pixar, Walt Disney, Dream Works. Загребская школа рисованного фильма. Дрезденская студия «Трикфильм». Кубинская мультипликация. Вьетнамская мультипликация. 3. Основы производства мультипликационных фильмов. Теория: Литературный сценарий. Режиссёрский сценарий. Основные отличия. Профессия режиссёр- постановщик. Драматургия сценария. Понятие условности в анимации. Гротеск в анимации. Пантомима. Комикс. Тайминг в анимации. Поиск образа главного героя. Различие: плоская марионетка, шарнирная марионетка, объёмная кукла. Общие закономерности при разработке персонажа. Профессия художник- постановщик. Раскадровка как важный элемент планирования съёмки. Иллюстрация идеи. Понятие планов и фаз. Создание схем расстановки камер. Формат кадра. Компоновка кадров. Графическая разработка сценария. Эскизы персонажей и декораций. Монтажные планы. Практика: Написание сценариев по литературным произведениям. Раскадровка по готовому режиссёрскому сценарию. Разработка характера и внешнего облика персонажа литературного произведения. Изготовление плоских рисованных марионеток. Съёмка коротких контурных рисованных этюдов. Съёмка этюдов в технике рисованной перекладки. 4. Киноведение. Демонстрация фильмов. Обсуждение отсмотренного материала в группе. Основные приёмы передачи эмоциональных состояний героев. Применение эффектов в анимации. Переходы между основными сценами, как метод органичной склейки видеоряда. Практика: Изложение собственного мнения по видеоматериалу каждого учащегося в письменном виде. 5. Литературное творчество. Прослушивание аудиофайлов сказок. Обсуждение сильных и слабых сторон. Развитие образности мышления при прослушивании литературного произведения. Законы стихосложения и драматургии. Рифма, сюжет, фабула, эпизод, ситуация, экспозиция, завязка, конфликт, коллизия, развязка, пролог, эпилог. Практика: направлена на сочинение коротких стихотворений, рассказов, литературных сценариев. Предполагает самостоятельную работу каждого обучающегося. 6. Основы актёрского мастерства. Теория: Сценическая речь. Постановка дикции. Артикуляция и мимика. Выразительное чтение. Зависимость звучания речи героя при его движении. Диалоги. Мимика, жесты, позы, движение на сцене. Умение работать в коллективе. Практика: Разработка и постановка коротких сценических этюдов по литературным произведениям. Участие в театральных постановках. Выполнение тренировочных упражнений: 7. Пластилиновая мультипликация. Теория: Цвет, свет, свойства цвета, спектральные и неспектральные цвета. Цвет как выражение эмоций. Фон, панорама – графическое изображение действия мультфильма. Пластилиновая плоская и объёмная марионетка. Особенности движения и крепления персонажей во время съёмок. Коллективный принцип работы по созданию мультипликационного фильма. Знакомство с профессией художник- декоратор. Практика: Выполнение тренировочного упражнения: лепка персонажей сказок, передача с помощью мелких деталей состояния героя мультфильма, использование принципа преувеличения для усиления передачи характеров. Фоновая работа. Пластилиновая живопись. 8. Мультипликационная съёмка. Теория: Фотоаппарат, видеокамера, объектив, линейная перспектива. Виды, возможности, преимущества фотокамер. Включение и выключение фотокамеры. Штатив. Правила работы с фотокамерой и штативом. Режимы съёмки. Особенности планов, композиционного выстраивания кадра. Движение в кадре. Профессия режиссёр- оператор. Ракурс. Динамика съёмки. Перекладка как технология съёмки мультфильмов. Понятие скорости съёмки и частоты смены кадров. Эффекты. Стационарное крепление камеры – основа съёмки рисованной мультипликации. Крепление на съёмочном столе. Практика: Упражнение по фотосъёмке статичных объектов. Фотосъемка сцены или эпизода мультипликационного фильма. 9. Работа над творческим проектом. Теория: Закрепление знаний о процессе создания мультипликационного фильма. Самостоятельная и коллективная работа обучающихся в малых группах. Практика: Разработка сценария, персонажей, графическая проработка, изготовление фонов и декораций, фотосъёмка, монтаж, подготовка работ к участию в итоговом мероприятии и конкурсах различного уровня. 10. Итоговое занятие. Теория: Выявление уровня знаний обучающихся посредством тестирования и демонстрации готовых работ на открытом итоговом мероприятии. Подведение творческих итогов учебного года. Обсуждение работ. Третий год обучения. Средний этап. Мультипликация.
Содержание программы третьего года обучения. Модуль № 1. Традиционная плоскостная мультипликация. 1. Вводное занятие. Теория: Беседа по технике безопасности. Определение приоритетов работы студии в новом учебном году. Входной контроль знаний (тестирование). 2. Основы режиссуры анимации. Теория: Повторение раннее изученного материала. Оформление съёмки и освещения в экспликации (раскадровки). Действенная сторона драматургии. Принципы драматургии сценария мультипликационного фильма. Драматургия сказки, новостей, документальных фильмов. Формы повествования. Качество драматургии Режиссура фонограммы. Звукорежиссёр – участник творческой разработки сценария. Практика: Работа с графической экспликацией сценария. Раскадровка будущего мультфильма по басням. Написание режиссёрского сценария. 3. Литературное творчество: Теория: Ознакомление учащихся с творчеством поэтов и писателей прошлого и современности. Аналитическая работа: определение основной и второстепенной сюжетной линии, раскрытие образа героев, описание природы. Произведение подбирается в соответствии с возрастной категорией учащихся. Стихи и проза. Основа речевого ряда: стихотворные размеры, ритм. Практика: Сочинение на заданную тему. Анализ написанного, коллективные чтения. Создание буктрейлеров по любимым книгам. Основы актёрского мастерства. Теория: Отработка навыков распределения дыхания во время монолога и диалога на сцене. Диалоговая импровизация. Понятие полярности и неполярности образов и их подачи. Мимика и её влияние на звук. Практика: Постановка сценических этюдов. Выполнение упражнений на перевоплощение образов, импровизацию. Диалоговая импровизация. Разработка сценария, репетиции спектакля, выступление на открытом занятии или участие в массовом мероприятии. История культуры. Теория: Мировое культурное наследие. Определение понятия «культура», как совокупности культур. Социальная и историческая составляющая в формировании культурного наследия разных народностей мира. Ознакомление с шедеврами мировой живописи. Знакомство с классическими и современными техниками живописи ведёт к формированию эстетического вкуса. Практика: Работа в программе создания презентаций: презентация о любом из 33 полотнах, отнесенных к шедеврам мировой живописи. Поиск материалов, работа в библиотеках и сети Интернет. Аналитическая работа. Выступление на занятии с представлением презентации перед аудиторией. Посещение выставок, театров и музеев. Анализ увиденного, пополнение копилки художественных знаний. Звуковое решение фильма Теория: Знакомство с природой звука. Виды и происхождение звуков. Составление плоскостных звуковых рядов посредством их визуализации (соответствие звука кадру мультфильма). Виды и жанры музыки. Звуковой ряд в кинематографии: голоса людей и животных, звуки города, леса и т.д. Шумовые эффекты в мультипликации - подражание и составление звука подобного природному (натуральному). Понятие звукогеничности. Практика: Начальная музыкальная грамота: общее знакомство с жанрами посредством прослушивания фрагментов различных музыкальных этюдов. Подражание и составление звука подобного природному (натуральному), звукозапись. Живопись и рисунок. Теория: Составные цвета. Составление цветовых композиций. Комиксы. История возникновения и развития направления. Правила и нюансы рисования комиксов. Изучение творчества художников, занимающихся комиксами. Практика: Приобретение навыков работы с цветовыми пятнами (отпечатками). Практические упражнения с натуры: этюды, пейзаж, натюрморт. Рисуем комиксы. Работа над фоновыми листами: небо, вода, лес и пр. Текстурирование формы. Мультфильм-перекладка (бумажные марионетки). Теория: Основные понятия и принципы технологии перекладки. Требования к планам во время съёмки. Подготовительный этап работы на съёмочной площадке. Преимущества техники перекладки. Просмотр мультфильмов в технике перекладки (в том числе бумажной перекладки). Практика: Разработка рисованного макета персонажа к заданному произведению. Плоская марионетка из бумаги: оригами, смешанная техника бумагопластики. Съёмка коротких этюдов с внедрением креативных идей прочтения классических произведений - чтение на современный лад. Отработка навыков работы в малых группах с распределением обязанностей в группе. Работа над творческим проектом Теория: Повторение и закрепление знаний. Составление плана работы над мультипликационным проектом. Основные профессии мультипликаторов. Стиль работы мультипликаторов отечественных и зарубежных студий. Практика: К концу учебного года каждый обучающийся представляет свой практический опыт работы в мультипликации. Для чего выполняются следующие этапы работы: выбор темы, планирование процесса работы над короткометражным мультфильмом, выбор техники создания мультипликационного фильма, этюда. Работа в малых группах до 4 человек с четким распределением обязанностей, что учит ответственности, взаимопомощи и позволяет глубже изучить профессиональный спектр анимации. Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов учебного года. Тестирование по приобретённым знаниям и навыкам по итогам года. Просмотр готового материала, обсуждение. Модуль № 2. Традиционная объёмная мультипликация. 1. Вводное занятие. Теория: Беседа по технике безопасности. Определение приоритетов работы студии в новом учебном году. Входной контроль знаний (тестирование). Планирование работы на учебный год. 2. Основы режиссуры анимации. Теория: Повторение раннее изученного материала. Оформление съёмки и освещения в экспликации (раскадровки). Действенная сторона драматургии. Принципы драматургии сценария мультипликационного фильма. Драматургия сказки, новостей, документальных фильмов. Формы повествования. Качество драматургии Режиссура фонограммы. Звукорежиссёр – участник творческой разработки сценария. Практика: Работа с графической экспликацией сценария. Раскадровка будущего мультфильма по басням. Написание режиссёрского сценария, разработка планов съёмки с учетом особенностей объёмной мультипликации. 3. Литературное творчество: Теория: Ознакомление учащихся с творчеством поэтов и писателей прошлого и современности. Аналитическая работа: определение основной и второстепенной сюжетной линии, раскрытие образа героев, описание природы. Произведение подбирается в соответствии с возрастной категорией учащихся. Стихи и проза. Основа речевого ряда: стихотворные размеры, ритм. Практика: Сочинение на заданную тему. Анализ написанного, коллективные чтения. Создание буктрейлеров по любимым книгам в любой выбранной обучающимся технике. Основы актёрского мастерства. Теория: Отработка навыков распределения дыхания во время монолога и диалога на сцене. Диалоговая импровизация. Понятие полярности и неполярности образов, их подачи. Мимика и её влияние на звук. Практика: Постановка сценических этюдов. Выполнение упражнений на перевоплощение образов, импровизацию. Диалоговая импровизация. Разработка сценария, репетиции спектакля, выступление на открытом занятии или участие в массовом мероприятии. История культуры. Теория: Мировое культурное наследие. Определение понятия «культура», как совокупности культур. Социальная и историческая составляющая в формировании культурного наследия разных народностей мира. Ознакомление с шедеврами мировой живописи. Знакомство с классическими и современными техниками живописи ведёт к формированию эстетического вкуса. Просмотр мультипликационных фильмов, вошедших в копилку отечественного кинематографа в технике кукольной анимации. Практика: Работа в программе создания презентаций: презентация о полотнах, отнесенных к шедеврам мировой живописи и скульптуры. Поиск материалов, работа в библиотеках и сети Интернет. Аналитическая работа. Выступление на занятии с представлением презентации перед аудиторией. Посещение выставок, театров и музеев. Анализ увиденного, пополнение копилки художественных знаний. Звуковое решение фильма Теория: Знакомство с природой звука. Виды и происхождение звуков. Составление плоскостных звуковых рядов посредством их визуализации (соответствие звука кадру мультфильма). Виды и жанры музыки. Звуковой ряд в кинематографии: голоса людей и животных, звуки города, леса и т.д. Шумовые эффекты в мультипликации- подражание и составление звука подобного природному (натуральному). Понятие звукогеничности. Практика: Начальная музыкальная грамота: общее знакомство с жанрами посредством прослушивания фрагментов различных музыкальных этюдов. Подражание и составление звука подобного природному (натуральному), звукозапись. Кукольная анимация. Теория: История кукольной анимации в Росси и за рубежом. Александр Ширяев- первый мультипликатор-кукольник, снявший движение танцующих фигурок. Творчество В.А. Старевича –основоположника российской кукольной анимации. Его шокирующие реалистичностью насекомые. 60-е годы ХХ столетия: Аида Зябликова («Домовёнок Кузя»), Иосиф Доукша и Майя Бузинова (м/ф «Дядюшка Ау»). Просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов. Подготовительный этап кукольной мультипликации. Профессия кукловод. Разработка фаз движения куклы в кадре. Условность некоторых фаз. Кукла как актёр мультфильма. Характер куклы, передаваемый за счет движения и мимики в кадре. Практика: Драматургия сценария, возможности разбивки на сцены. Продумывание и зарисовки будущих кукол и декораций. Требования к движению куклы в кадре в соответствии с сюжетной линией. Разработка макета куклы. Определение материала исполнения. Каркас- основа устойчивости куклы во время съёмки. Практические занятия по изготовлению кукол из пластилина и природных материалов. Плоские и объёмные фигуры. Мультипликационная съёмка. Теория: Организация съёмочного процесса с учётом графической экспликации, правила съёмки в технике кукольной мультипликации, оборудование, правила выставления освещения. Практика: Отработка практических навыков путём съёмки коротких этюдов на заданные темы и импровизация в кадре. Работа над творческим проектом Теория: Повторение и закрепление знаний. Составление плана работы над мультипликационным проектом. Основные профессии мультипликаторов. Стиль работы мультипликаторов отечественных и зарубежных студий. Практика: К концу учебного года каждый обучающийся представляет свой практический опыт работы в мультипликации. Для чего выполняются следующие этапы работы: выбор темы, планирование процесса работы над короткометражным мультфильмом, выбор техники создания мультипликационного фильма, этюда. Работа в малых группах до 4 человек с четким распределением обязанностей, что учит ответственности, взаимопомощи и позволяет глубже изучить профессиональный спектр анимации. Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов учебного года. Тестирование по приобретённым знаниям и навыкам по итогам года. Просмотр готового материала, обсуждение. Четвёртый год обучения. Средний этап. Мультипликация.
Содержание программы четвертого года обучения. Модуль № 1. Экзотическая плоскостная мультипликация. 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в студии. Определение плана работы на новый учебный год. Просмотр мультипликационных фильмов: обсуждение техники создания, сильных и слабых сторон передачи характеров героев и событийности сюжета, определение достаточности разноплановости, выявление новых тенденций мультипликации. 2. Литературное творчество. Теория: Ознакомление обучающихся с творчеством поэтов и писателей прошлого и современности. Аналитическая работа: определение основной и второстепенной сюжетной линии, раскрытие образа героев, описание природы. Практика: Практические занятия, во время которых учащиеся имеют возможность самовыражения посредством написания эссе, рассказов, стихотворений, сказок, заметок. 3. Основы актёрского мастерства. Теория: Принципы разработки «одушевления персонажа». Психологическая гимнастика: понятия, упражнения. Изучение отечественного и зарубежного опыта. Аналитическая работа. Сценическая пластика и сценическая речь. Просмотр сценических этюдов. Выразительное прочтение темы в пластике и мимике актёров. Практика: Постановка сценических этюдов. Упражнения на выработку правильной дикции. Упражнения по психологической гимнастики: разные лица и эмоции, скупой и щедрый, зеркало и пр. Грамотная речь в импровизации. Разработка сценария и постановка небольших спектаклей. Оттачивание навыков работы в группах, парах и индивидуально на сцене. Участие в массовых мероприятиях в роли актёров. 4. История культуры. Теория: Памятники архитектуры, живописные полотна, свидетельства возникновения и развития письменности. Декорации в стиле барокко. Классицизм в живописи. Практика: Практические упражнения по основам шрифтов. Начертания и композиционное расположение букв и текстов в кадре. Стили шрифта в копилку знаний (графические упражнения). Рисунок на бумаге в стиле барокко (копирование работ и импровизация) на выбор обучающихся: элементы декораций, интерьер, персонаж, архитектура. 5. Звуковое решение фильма. Теория: Функция музыки в кино и телефильме. Эмоциональное значение музыки. Музыкальная характеристика характеров героев, места и времени действия. Внутрикадровая и закадровая музыка. Слияние изображения и звука. Практика: Упражнения по подбору музыкального сопровождения этюдам различного направления. Подбор музыкальной характеристики рисованному персонажу. Подбор музыки для характеристики настроения человека и природы. 6. Театр теней. Силуэтная мультипликация. Теория: История появления театра теней. Театр теней- преображение, смена, игра силуэтов и форм. Фестивали индийского направления театра теней толпава-кутху . Мультфильмы в индонезийской технике ваянг- кулит и индийской – толу-боммалата (танец кожаных кукол): «Мечта газели», «Рамаяны». Ознакомление с творчеством грузинского театра теней «Будруган Гагра». Другие мировые театры теней и их творчество. Разработка сценария сказки для постановки в театре теней. Театр теней посредством отбрасывания тени актёром. Создание плоской картонной марионетки и декораций, одушевление персонажей. Силуэт. Работа с силуэтами актёров и плоскими марионетками. Практика: Исследовательская деятельность обучающихся, направленная на выявление новых технологий создания мультфильмов. Короткие этюды в технике силуэтной мультипликации. Постановки сказок в театре теней. Опыт коллективной работы, вживания в образ персонажа. Закрепление знаний и навыков. Отработка сюжетных линий, съёмка и монтаж этюдов. 7. Живопись по стеклу. Теория: История возникновения. Методы работы. Витраж. Многослойная техника. Материалы. Возможность применения данного опыта в мультипликационном фильме. Практика: Витражи. Рисунок гуашью под камерой. 8. Работа над творческим проектом. Теория: Отработка навыков планирования и организации съёмочного процесса. Следование режиссёрскому сценарию. Выставление освещения, работа с аппаратурой. Повторение знаний о принципах мультипликации. Практика: Разработка сценария этюда, прорисовка персонажей, фонов, декораций, съёмка. Работа индивидуально и в малых группах. Просмотр отснятых материалов. Анализ и критические замечания. 9. Итоговое занятие. Теория: Демонстрация работ. Анализ и самоанализ. Защита презентаций. Выставка работ изобразительного творчества. Подведение итогов учебного года. Модуль № 2. Традиционная рельефная мультипликация. 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в студии. Определение плана работы на новый учебный год. Просмотр мультипликационных фильмов: обсуждение техники создания, сильных и слабых сторон передачи характеров героев и событийности сюжета, определение достаточности разноплановости, выявление новых тенденций мультипликации. 2. Литературное творчество. Теория: Ознакомление обучающихся с творчеством поэтов и писателей прошлого и современности. Аналитическая работа: определение основной и второстепенной сюжетной линии, раскрытие образа героев, описание природы. Практика: Практические занятия, во время которых учащиеся имеют возможность самовыражения посредством написания эссе, рассказов, стихотворений, сказок, заметок. 3. Основы актёрского мастерства. Теория: Принципы разработки «одушевления персонажа». Психологическая гимнастика: понятия, упражнения. Изучение отечественного и зарубежного опыта. Аналитическая работа. Сценическая пластика и сценическая речь. Просмотр сценических этюдов. Выразительное прочтение темы в пластике и мимике актёров. Практика: Постановка сценических этюдов. Упражнения на выработку правильной дикции. Упражнения по психологической гимнастики: разные лица и эмоции, скупой и щедрый, зеркало и пр. Грамотная речь в импровизации. Разработка сценария и постановка небольших спектаклей. Оттачивание навыков работы в группах, парах и индивидуально на сцене. Участие в массовых мероприятиях в роли актёров. 4. История культуры. Теория: Памятники архитектуры, живописные полотна, свидетельства возникновения и развития письменности. Декорации в стиле барокко. Классицизм в живописи. Практика: Практические упражнения по основам шрифтов. Начертания и композиционное расположение букв и текстов в кадре. Стили шрифта в копилку знаний (графические упражнения). Рисунок на бумаге в стиле барокко (копирование работ и импровизация) на выбор обучающихся: элементы декораций, интерьер, персонаж, архитектура. 5. Звуковое решение фильма. Теория: Функция музыки в кино и телефильме. Эмоциональное значение музыки. Музыкальная характеристика характеров героев, места и времени действия. Внутрикадровая и закадровая музыка. Слияние изображения и звука. Практика: Упражнения по подбору музыкального сопровождения этюдам различного направления. Подбор музыкальной характеристики рисованному персонажу. Подбор музыки для характеристики настроения человека и природы. 6. Мультфильм-перелепка. Теория: Закрепление навыков работы с пластилином. Расплавление пластилина на плоскости как способ передачи сюжета и характеров. Перелепка – метод быстрой подмены. Освещение, оборудование для съёмки мультфильма в технике перелепки. Просмотр мультфильмов в технике перелепки, анализ просмотренного материала. Эффект фокуса. Практика: Исследовательская деятельность обучающихся, направленная на выявление новых технологий создания мультфильмов. Короткие этюды в технике пластилиновой перелепки. Отработка сюжетных линий, съёмка и монтаж этюдов. 7. Съёмка сыпучих материалов. Теория: История возникновения. Методы работы. Оборудование. Нюансы установки освещения для усиления передачи эмоциональной составляющей мультфильма. Движение песочных персонажей: трудности и методы работы. Материалы. Возможность применения данного опыта в мультипликационном фильме. Практика: Тренировочные упражнения в рисунке песком, солью, чаем и крупами. Разнообразие возможности передачи сюжета при использовании разных материалов. Съёмка этюдов, объединенных общей темой в песочной технике под камерой каждым обучающимся. Объединение этюдов в один коллективный мультфильм. Аналитическая работа коллектива. 8. Работа над творческим проектом. Теория: Отработка навыков планирования и организации съёмочного процесса. Следование режиссёрскому сценарию. Выставление освещения, работа с аппаратурой. Повторение знаний о принципах мультипликации. Практика: Разработка сценария этюда, прорисовка персонажей, фонов, декораций, съёмка. Работа индивидуально и в малых группах. Просмотр отснятых материалов. Анализ и критические замечания. 9. Итоговое занятие. Теория: Демонстрация работ. Анализ и самоанализ. Защита презентаций. Выставка работ изобразительного творчества. Подведение итогов учебного года. Пятый год обучения. Этап совершенствования знаний и навыков. Мультипликация
Содержание программы пятого года обучения. Модуль № 1. Плоскостная и рельефная мультипликация. 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в студии. Определение плана работы на новый учебный год. Просмотр мультипликационных фильмов: обсуждение техники создания, сильных и слабых сторон передачи характеров героев и событийности сюжета, выявление новых тенденций мультипликации. 2. История культуры. Теория: Русская живопись и музыка: бытовые темы, портреты, библейская живопись, исторические картины русских художников. Классицизм. Модерн. Современное искусство на примере творчества художников и архитекторов 19-20 века. Пуантилизм, кубизм, импрессионизм, объёмные инсталляции. книжные скульптуры и пр. Практика: Поиск, создание и защита презентаций о современных видах искусства. 3. Компьютерная анимация. Теория: Основы работы в программах Adobe Flash. Anime Studio. Разработка персонажей. Движение по заданной траектории. Перекладка. Преобразование формы. Возможности создания спецэффектов и анимационных переходов в программе Sony Vegas Pro. Графические планшеты. Виды, специфика, возможности. Работа в графических редакторах. Практика: Практические упражнения на перетекание формы, движение по траектории, графический рисунок на свободную тему. 4. Театр теней. Силуэтная мультипликация Теория: Закрепление теоретических знаний, полученных ранее. Демонстрация видеороликов представлений театра теней в различных странах. Особенности подачи сюжета. Аналитическая работа в группах. Практика: Разработка, съёмка коротких этюдов по заданным сюжетным линиям одной басни, монтаж мультфильма. 5. Рисованная мультипликация. Теория: Закрепление полученных знаний. Выбор сюжета для коротких этюдов. Формирование групп для работы над этюдами. Распределение обязанностей в каждой группе- закрепление знаний о профессиях. Практика: Работа над этюдом на заданную тему (фрагмент литературного произведения). 6. Живопись по стеклу. Практика: Витражные работы, съёмка под камерой, оживающий фон. 7. Живопись и рисунок Практика: Постановочные натюрморты. Пейзаж. Индивидуальная работа на творческую тему с самостоятельным выбором техники исполнения обучающегося. 8. Работа над творческим проектом. Теория: Отработка навыков планирования и организации съёмочного процесса. Следование режиссёрскому сценарию. Выставление освещения, работа с аппаратурой. Повторение знаний об основных принципах мультипликации. Практика: Разработка сценария этюда, прорисовка персонажей, фонов, декораций, съёмка. Работа индивидуально и в малых группах. Просмотр отснятых материалов. Анализ и критические замечания. 9. Итоговое занятие. Теория: Демонстрация работ. Анализ и самоанализ. Защита творческих работ. Выставка работ изобразительного творчества. Выходной контроль знаний. Подведение итогов. Модуль № 2. Объёмная мультипликация. 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в студии. Определение плана работы на новый учебный год. Просмотр мультипликационных фильмов: обсуждение техники создания, сильных и слабых сторон передачи характеров героев и событийности сюжета, выявление новых тенденций мультипликации. 2. История культуры. Теория: Русская живопись и музыка: бытовые темы, портреты, библейская живопись, исторические картины русских художников. Классицизм. Модерн. Современное искусство на примере творчества художников и архитекторов 19-20 века. Пуантилизм, кубизм, импрессионизм, объёмные инсталляции. живые статуи, книжные скульптуры и пр. Практика: Поиск, создание и защита презентаций о современных видах искусства. 3. Компьютерная анимация. Теория: Основы работы в программах Adobe Flash. Anime Studio. Разработка персонажей. Движение по заданной траектории. Перекладка. Преобразование формы. Возможности создания спецэффектов и анимационных переходов в программе Sony Vegas Pro. Графические планшеты. Виды, специфика, возможности. Работа в графических редакторах. Практика: Практические упражнения на перетекание формы, движение по траектории, графический рисунок на свободную тему. 4. Мультфильм- перелепка Практика: Разработка, съёмка коротких этюдов по заданным сюжетным линиям одной басни, монтаж мультфильма. 5. Съёмка сыпучих материалов Практика: Работа над этюдом под камерой, оживающий фон. 6. Кукольная мультипликация Практика: Закрепление навыков работы в кукольной мультипликации. Разработка сценария этюда, персонажей, съёмка, монтаж. 7. Работа над творческим проектом. Теория: Отработка навыков планирования и организации съёмочного процесса. Следование режиссёрскому сценарию. Выставление освещения, работа с аппаратурой. Правила работа с программой Sony Vegas Pro, монтаж. Практика: Разработка сценария этюда, прорисовка персонажей, фонов, декораций, съёмка. Работа индивидуально и в малых группах. Просмотр отснятых материалов. Анализ и критические замечания. 9. Итоговое занятие. Теория: Демонстрация работ. Защита творческих работ. Выставка работ изобразительного творчества. Выходной контроль знаний. 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Основой реализации данной дополнительной образовательной программы являются методы и приёмы, способствующие развитию эстетического вкуса учащихся, навыков межличностного общения, реализации творческого потенциала. Образовательный процесс включает следующие методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); - эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения). Содержание, методы и формы работы Содержание программы предполагает выполнение заданий, как с помощью компьютера, так и непосредственно с художественными материалами. Методы и формы, прежде всего, должны способствовать сохранению атмосферы творчества, художественного познания, осознанию ценности и неповторимости национальной культуры и развитию художественных навыков при работе. Для получения максимального результата работы, важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с демонстрацией дидактических и видеоматериалов, практические задания с беседой, использовать игровые пятиминутки на занятии, чётко ставить цели и задачи перед учащимися, нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно. Продуктивным будет проводить в конце каждого занятия анализ выполненных работ; участвовать в конкурсах, выставках и фестивалях. Для развития познавательного аспекта в интеллектуальной сфере учащимся предлагаются выполнять задания по специально составленным тренажерам и тестам; решать тематические кроссворды и ребусы; проводить викторины. Учитывая комплексный подход в образовании по данной программе и включение в неё занятий по актёрскому мастерству, обязательно участие в театрализованных постановках, спектаклях и массовых мероприятиях различного уровня. Требования к техническому оснащению программы Грамотная реализация учебного плана, представленного в программе предполагает следующее материально-техническое обеспечение рабочего пространства студии: - компьютер; - принтер; - вебкамера; - цифровые фотоаппараты; - видеокамера; - станок для перекладной анимации; - станок для пластилиновой анимации; - штативы; - звуковые колонки; - проектор; - проекционный экран; - стеллажи; - магнитная доска; - ширма; - мольберты; - микрофон и стойка; - поп-фильтр. Программные средства: - Операционная система MS Windows XP. - Программа-архиватор WinRaR. - MS Office 2010-2013. - Sony Vegas 13 Pro, - Picture manager, - Paint Net, - Adobe Flash. Adobe Illustrator, - Adobe Photoshop. - Мультимедиа проигрыватель Windows Media. - Браузер MS Explorer, Opera. Дидактические материалы программы: - Сборники упражнений по рисованной анимации; - Живой блокнот мультипликатора; - CD диски с презентацией студии и готовыми работами студии; - Таблицы-схемы фаз движения животных, людей и героев мультфильмов; - Таблицы-схемы основных этапов создания мультипликации; - Раздаточный тренировочный материал; - Образцы плоских и объемных простых фигур. 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагогов: Асенин С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации/ С. Асенин.-М.:Искусство, 1974. -228с. Асенин С., Иржи Т.- Тайна кинокуклы/ С. Асенин.-М.:ВБПК, 1982.-78с. Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. М.: Искусство, 1964. Вано И. Рисованный фильм/ И.Вано.- М.:Госкиноиздат, 1950.-87с. И.П. Иванов-Вано. Мультипликация вчера и сегодня. М.: Искусство, 1974. Кулешов Л. Основы кинорежиссуры.- М.:Госкиноиздат, 1941.- 464с. Я.И.Беляев. Специальные виды мультипликационных съёмок. М.:Искусство, 1967. Для родителей: Дети и кино по обе стороны экрана. Научно-популярное издание: Искусство в школе. Тематический выпуск, 2007г. Если вы любите мультипликацию. Е. Сивоконь. К.: Мистецтво, 1985. Способности ваших детей. (Пособие для родителей и воспитателей). Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. М.,Просвещение,1969. Для детей: Иткин В. Карманная книга мульт-жюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006 год. Милборн А. Я рисую мультики. – М.:Росмэн, 2003- 60с Приложение 1 Основные этапы работы над мультфильмом в детской студии мультипликации Приложение 2 Рисуем комиксы - графический мультфильм |
Приложение 3
Пример плана-конспекта занятия в студии детской анимации
ЗАНЯТИЕ 53
Группа: Старшая группа. 3 год обучения
Тема занятия: Шрифт и титры.
Подтема: История зарожденияВиды титров и шрифтов.
Характеристика группы: возраст обучающихся от 10 до 13 лет.
Продолжительность занятий: 3 часа
Цели и задачи
Образовательные: Обучить основам создания мультипликационного мультфильма.
Развивающие: Развивать творческие способности и познавательные интересы учащихся.
Воспитательные: Прививать эстетичность вкуса, расширять кругозор, вырабатывать терпение и усидчивость.
Форма проведения занятия: Групповая.
Материалы: Примеры шрифтов. Тушь, перья, прописи.
Ход занятия:
Организационный этап:
Подготовка рабочих мест для занятий: блокноты для зарисовок, карандаши, тетради должны быть у каждого учащегося.
На данном этапе занятия мы преследуем цель достижения максимальных собранности и внимания для усвоения теоретических знаний на занятии.
Основной этап:
По итогам занятия должно сформироваться понимание термина «титры». Учащиеся должны получить начальные знания о шрифтах, истории шрифтов.
Цель основного этапа занятия состоит в расширении кругозора учащихся и приобретения профессиональных навыков.
Тиры в мультфильмах не имеют строгих требований к оформлению. Но забавные, озорные титры, особенно в названиях, да и в перечне авторов, всегда интересны и задают сразу тон. У титров может быть свой ритм, свой характер. Буквы могут подталкивать друг друга, выталкивать, перегонять, занимать места друг друга. Ведут себя как озорные дети. Конечно в задании титров нужна мера. Титры не должны перекрывать собой суть мультфильма и по величине должны быть недлинными, пропорциональными длине мультфильма. Вот представьте себе куклу, которая стоит с кистью у мольберта. Кукла взмахивает кистью, проводит ею по холсту и на нём проступает портрет мальчика, а в следующем кадре к портрету на мольберт забираются весёлые буквы.
Буквы для титров можно купить готовые (как вариант,использовать даже детские наборы для изучения азбуки); написать их на картоне и вырезать; слепить из пластилина; вырезать из газеты, сложить из разных предметов (еда, канцелярские принадлежности, спички, палочки и пр.). Можно «оживить» название м/ф прямо во время съёмки (работая «под камерой»). Рисунок- снимок- рисунок- снимок. Тот же принцип, что мы используем при съёмках оживающих фонов. Но намного интереснее самим придумывать шрифт букв, которые ложатся в титры мультфильма. К примеру, снимая м/ф о Древней Греции, неуместно будет написать затейливые и ажурные буквы, но использовать греческую фонетику –гармоничное решение. То есть, каждое исполнение титров так же индивидуально, как и сам сценарий мультфильма. При современных технологиях и создании компьютерной анимации, даётся также много вариантов графического составления и проявления на экране титров.
В 1960-х в моде были начальные титры в виде мультфильмов, но никто в этом не зашел так далеко, как создатели комедии о похищении крупнейшего в мире бриллианта, известного как «Розовая пантера». Студия United Artists заказала заставку картины известному аниматору Фрицу Фрилингу, ранее работавшему над мультфильмами студии Warner (Багс Банни и другие), и Фрилинг нарисовал столь обаятельную розовую пантеру (не бриллиант, а мультяшную героиню), что она зажила собственной жизнью. Одних только короткометражных мультфильмов о ней было нарисовано более сотни! А началось все с забавных трехминутных приключений на фоне титров самой первой «Розовой пантеры».
Итак, титры – краткое представление названия, авторов и исполнителей , дату и место создания данного мультфильма.
Теперь поговорим и рассмотрим наглядную информацию о том, что же такое шрифт, как он развивался и как вообще возникла письменность.
Шрифт
Этапы развития и изменения формы.
Изображение раннеисторического периода. Около 3000 года до н.э.
Письменность раннеисторического периода состояла из конкретных изображений. В результате убыстрения письма эти изображения упрощались и постепенно превратились в абстрактные знаки. Вначале возникли знаки, соответствующие отдельным словам, затем слогам и, наконец, отдельным звукам.
Клинопись. Около 2900 года до н.э.
Клинопись, предположительно возникшая у шумеров, служила вавилонянам. Персы, ассирийцы и хетты переняли этот шрифт, сохранив, однако, свой язык. До нас дошли надписи на камне, вырезанные из камня печати, оттиски крупных печатей на строительных кирпичах и множество глиняных дощечек с клинописными текстами.
Иероглифы. Около 2900 года до н.э.
Иероглифы, ранний изобразительный шрифт египтян, включал до 500 знаков, соответствующих слогам и отдельным звукам. Иероглифы вырезали на камне, изображали на стенах и различных предметах или на папирусе. Так как иероглифы писали тростниковыми палочками или трубчатыми перьями и чернилами, они постепенно превратились в курсив. Строки писались сверху вниз, справа налево и наоборот.
Иератическое письмо. Около 2600 года до н.э.
Иератический шрифт образовался на основе иероглифов. В результате быстрого написания изображения были очень упрощены и изменены.
Демотическое письмо. Около 700 года до н.э.
Демотический шрифт - последующая ступень обобщения. Первоначальные иероглифические знаки совершенно видоизменились. Ныне мы можем расшифровать и прочитать почти все виды египетского письма.
Финикийское письмо. Около 1500 года до н.э.
Финикийский шрифт состоит из 22 знаков, соответствующих согласным звукам. Гласные звуки произносились, но не писались. Направление письма справа налево. Возникновение этого вида письма не выяснено. Знаки финикийского письма целиком были переняты греками.
Греческое письмо в ионическом стиле. IV век до н.э.
Греческий алфавит, как и финикийский, состоит из заглавных букв. Знаки, обозначающие финикийские согласные, чуждые греческой фонетике, греки использовали для обозначения гласных звуков. В IV веке до н.э. возник ионический шрифт - самая совершенная система знаков с геометрическими элементами.
Германское письмо (руническое). Около 100 года до н.э.
Германское руническое письмо на развитие буквенного алфавита влияния не оказало.
Римский капитальный (прописной). VII век до н.э.
Латинский алфавит основан на греческом с добавлением знаков для отсутствовавших в греческом языке звуков. Законченность формы знаков демонстрирует высеченная на камне надпись прямым капитальным шрифтом - прописными знаками антиквы, а также оттиски с печатей - гротесковая форма знаков (без засечек). Знаки были только прописные. Еще не было междусловных пробелов, писали слева направо. С этого времени (IV век до н.э.) латинский шрифт распространяется по всему миру. Дальнейшее развитие антиквы - изменение ее формы в духе времени.
Капитальный квадратный. V-VI века до н.э.
Прямой прописной квадратный шрифт - книжный шрифт, написанный пером, которое держали в горизонтальном положении.
Капитальный. Рустика.
Шрифт Рустика ("крестьянский") писался пером в наклонном положении. Буквы писались быстрее, теснее, и поэтому шрифт отличался тонкими вертикальными прямыми штрихами и жирными засечками-серифами (прописной шрифт).
Ранний римский курсив. Поздний римский курсив.
Самый старый римский курсив (около 600 года до н.э.) при более быстром написании превратился в рукописный шрифт античности.
В позднем римском курсиве (IV век н.э.) уже много верхних и нижних выносных элементов, а также формы строчных букв более поздних минускульных (строчных) шрифтов. Эти новые формы дали толчок к созданию будущих книжных шрифтов.
Унциал. Полуунциал.
Шрифт унциал имел округлые широкие формы, а также верхние и нижние выносные элементы (унция=дюйм).
В полуунциальном штифте (500 год н.э.) появились уже формы строчных букв, но он принадлежал еще к прописным шрифтам.
Каролингский минускул. Около 800 года н.э.
В каролингском минускуле знаки полуунциала преобразованы в строчные буквы, а прописные взяты из древней антиквы. Этот шрифт дошел почти неизменным до наших дней и явился прообразом классической антиквы Ренессанса.
В этот период (около 1200 года) формируются шрифты разных стран. В готических шрифтах округлые очертания латинского исчезают. Угловатая форма типична для всех готических шрифтов.
Около 1440 года появляются первые печатные шрифты в виде отлитых свинцовых (гартовых) литер.
Текстура - угловатый шрифт периода поздней готики.
Ротунда - округлая готика - шрифт с закруглениями по углам. Возник в Италии.
Швабахский шрифт (выше). Фрактура (ниже).
В основе швабахского шрифта - шрифт богослужебных книг. Постепенно он превратился в обиходную скоропись.
Фрактура - придворный шрифт времен императора Максимилиана. Для этого шрифта характерны хоботообразные завитки элементов прописных букв и спиральные росчерки в духе рукописных шрифтов.
Около 1500 года появляются учебники с образцами шрифтов.
Ранняя классическая антиква (эпоха Возрождения).
Ранняя антиква (1470 г.) - классическая, возникла на основе антиквы Х века. Это завершение каролингского шрифта. В печатных начертаниях сохранила рукописную форму с косым наклоном пера, размашистыми засечками и косыми верхними элементами строчных букв. Полужирные и жирные начертания антиквы появились уже в наше время.
Ранний курсив антиквы (1495 г.) - наклонный ее вариант.
Антиква переходного стиля (барокко).
Антиква переходного периода сохраняет форму рукописного шрифта, но с прямым положением пера, с крупными засечками и прямыми верхними элементами у строчных букв. Курсив антиквы переходного периода отличается косыми основными штрихами.
Поздняя антиква (ампир).
Поздняя антиква (1787 г.) получила свою форму от жирной и светлой антиквы, гравированной на меди. В ней сохранились жирные и тонкие линии рукописного начертания, но засечки выполнены в виде горизонтальных волосяных штрихов. Курсив поздней антиквы характеризуется округлыми формами.
Английский рукописный шрифт.
Английский рукописный шрифт (XVIII в.) явился образцом для народов, пишущих латинским шрифтом.
Немецкий рукописный шрифт.
Немецкий рукописный шрифт возник в XVIII веке. Зюттерлин и Рудольф Кох преобразовали его для школьных прописей. В 1941 году его заменил латинский рукописный шрифт, который стал нормативным немецким шрифтом.
Египетский шрифт 1815 г и узкий гротеск 1832 г.
Итальянский шрифт 1815 г. и "Тускан" 1832 г.
Шрифт "Тускан" - один из первых орнаментированных шрифтов, появившихся после 1800 года.
Орнаментированные шрифты после 1800 г.
Украшенные и орнаментированные шрифты служили титульными и выделительными. В XIX веке разработано множество новых шрифтов. Новые рисунки, разработанные на основе исторических шрифтов после 1800 г., характеризовались холодным и бездушным начертанием.
Шрифты стиля модерн и экспериментальные шрифты
Экманна, Альберса, Швиттерса после 1900 г.
Шрифты в стиле модерн и экспериментальные шрифты своими характерными начертаниями ярко отражали стиль того времени.
Шрифты Цапфа 1957 г., Коха 1926-1927 гг., Бауэра и Баума 1957 г.
Лучшие шрифты нашего времени созданы выдающимися художниками шрифта. Их благородные формы возникли в итоге изучения красоты и практичности всех прежних шрифтов. Создать шрифт могут лишь немногие. Шрифтовое оформление требует больших практических знаний.
2.4 Методы и формы изложения материала: лекция, беседа, просмотр рисованных м/ф..
2.5 Во время занятия обязательно проводится работа с натурой. Учащиеся получают пятиминутные задания для зарисовки позы друга. Данные пятиминутки одновременно являются минутами работы в рисунке и временем отдыха от лекционного материала; дают возможность переключения внимания и , в то же время, закрепляют в памяти учащихся новый материал.
2.6 Основным критерием определения уровня внимания учащихся и интереса к излагаемому материалу будет включение их в обсуждение, выполнение практического задания и
предложение своих идей.
2.7 Чтобы включить всех учащихся в образовательный процесс, следует оценивать эмоциональное состояние каждого учащегося, лавируя в заданиях.
3. Закрепление нового материала:
Предлагаю нам всем немного попрактиковаться в написании прописей некоторых шрифтов. Перед вами находится перо и тушь и пропись. Обмакивая кончик пера в туши, не набирайте слишком много жидкости, иначе у вас получится клякса вместо буквы. Начертания букв стоит внимательно изучить перед началом работы. Угол наклона пера не должен быть прямым. Скорее он равен половине прямого угла, тогда буквы буду выходить аккуратными.
4. Заключительный этап.
Подведение итогов занятия. Обсуждение того, что было интересно и какие моменты занятия учащиеся хотели бы проработать практически. Что недопонято? Что вызвало профессиональное любопытство?
Домашнее задание: дописать прописи и придумать свои графические узоры, которые можно применить в написаниях букв к своим творческим проектам.
Литература, использованная в подготовке к данному занятию:
Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В., Моисеев А.А., Почтарь Э.И., Ярмола Ю.А. Шрифты. Разработка и использование. «Эком», 1997
Воронецкий Б. Кузнецов Э. Шрифт. Изд.испр. и доп. - Л.: Художник РСФСР, 1975.
Дербилова Е.А. "Дар шрифта" (Харьков "Консум", 2003).
Капр А.«Эстетика искусства шрифта» (Лейпциг-Москва, 1979г.)
Лазурский В.В. «Путь к книге» (Москва, 1985г.)
Семченко П. Основы шрифтовой графики - Минск: Высшая шк., 1978
Чернихов Я., Н. Соболев "Построение шрифтов"(Минск, "Артефакт"), 1997.
Принг Роджер. Энциклопедия шрифтовых эффектов. – Издательский дом Вильямс.:Москва, Санкт-Петербург, Киев, 2004. -370.
Приложение 4
Схема работы в песочной анимации. Ключевые кадры
«оживающей картинки»
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
Задание: Придумать из горстки песка пейзаж и превратить его в персонажа.
Выполнено ребёнком: Горстка песка – морской пейзаж – девушка- девушка движет руками- песок собирается в кучу.
Оборудование: стол, штатив с вебкамерой, укреплённый на столе; песок,фон.
Время, затраченное на выполнение задания: 6 минут.
61