Материал на проверке

Образовательная программа Профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся» (дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа)

1
0
Материал опубликован Вчера в 14:49

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ГАУДПО ЛО «ИРО» «Детский технопарк «Кванториум»



Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета ГАУДПО ЛО «ИРО»


Протокол от




УТВЕРЖДАЮ

Проректор ГАУДПО ЛО «ИРО»



__________________ Л. И. Дегтева


Приказ от_______________ № _____






Образовательная программа

Профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся»

(дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа)



Форма обучения: очная

Сроки реализации программы: 01.11.2024 – 09.11.2024г.г.

Направленность программы:

Уровень программы: досуговый


Ф.И.О., должность составителя программы:

Губина К.С., методист;

Ведрова Н.П., педагог дополнительного образования







Липецк, 2024

СОДЕРЖАНИЕ





ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» 1

ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ГАУДПО ЛО «ИРО» «Детский технопарк «Кванториум» 1

Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета ГАУДПО ЛО «ИРО» 1

Протокол от № 1

УТВЕРЖДАЮ 1

Проректор ГАУДПО ЛО «ИРО» 1

__________________ Л. И. Дегтева 1

Приказ от_______________ № _____ 1

Образовательная программа 1

Профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся» 1

(дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа) 1

Форма обучения: очная 1

Сроки реализации программы: 01.11.2024 – 09.11.2024г.г. 1

Направленность программы: 1

Уровень программы: досуговый 1

Ф.И.О., должность составителя программы: 1

Губина К.С., методист; 1

Ведрова Н.П., педагог дополнительного образования 1

Липецк, 2024 1

СОДЕРЖАНИЕ 2

16 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 10

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 10

Основное содержание программы профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся» Детского технопарка «Кванториум» создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга в каникулярный период, формирование интереса к проектной деятельности. 10

Новизна: Современный запрос общества к системе образования на обучение школьников проектной и исследовательской работе, предпринимательству и финансовой грамотности. 10

Актуальность программы, направленна на развитие новых видов грамотности – функциональной, психологической, правовой, финансовой и цифровой – обусловлена современными требованиями к образовательному процессу и подготовке молодого поколения к жизни в быстроменяющемся мире. 10

Функциональная грамотность 10

Функциональная грамотность позволяет учащимся эффективно использовать приобретенные знания в реальных жизненных ситуациях. Она помогает в критическом мышлении и принятии решений, улучшая повседневное понимание и адаптацию к окружающей среде. 10

Психологическая грамотность 10

Психологическая грамотность важна для гармоничного развития личности. Она помогает ученикам осознавать свои эмоции, развивать эмпатию и навыки общения. В условиях стрессов и информационной перегрузки эта грамотность способствует психическому здоровью и устойчивости. 10

Правовая грамотность 10

Правовая грамотность дает обучающимся необходимое понимание своих прав и обязанностей. Это не только помогает соблюдать закон, но и активно защищать свои интересы в разных жизненных ситуациях, от соблюдения потребительских прав до участия в общественной деятельности. 10

Финансовая грамотность 10

Финансовая грамотность учит управлять личными финансами, планировать бюджет, осознавать риски и возможности различных финансовых инструментов. В мире, где экономическая среды постоянно меняются, эти навыки способствуют устойчивому экономическому благополучию как на уровне индивидуума, так и общества в целом. 10

Цифровая грамотность 10

Цифровая грамотность обеспечивает уверенную и безопасную навигацию в виртуальном пространстве. Она помогает эффективно пользоваться современными технологиями как в обучении, так и в профессиональной жизни, включая защиту личных данных и критическое восприятие информации. 10

Предложенная программа по развитию новых видов грамотности обеспечивает комплексный подход, который готовит школьников к вызовам современного мира. Она способствует формированию целостных, критически мыслящих и социально ответственных личностей, способных успешно адаптироваться к любой жизненной ситуации в условиях глобальных изменений и множества инновационных процессов. Программа позволяет ознакомить обучающихся с возможностями Детского технопарка «Кванториум» и помочь определиться с выбором профессии в дальнейшем. Образовательная программа ориентирована на школьников 5-9 классов. 11

Цель: Формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления. Приобретение практических навыков при проведении проектной и исследовательской работы. Активизировать познавательную деятельность школьников в области финансовой грамотности через использование современных игровых, информационных технологий, проектную и исследовательскую деятельность во внеурочное время. 11

Задачи программы: 11

РАСПИСАНИЕ 12

Таблица 1 12

9:50-10:00 12

Встреча обучающихся 12

10:00-11:30 12

Финансовая грамотность 12

11:30-13:10 12

Функциональная грамотность 12

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 13

Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся» 13

Таблица 2 13

п/п 13

Название курса 13

Всего 13

Образовательно-развивающий модуль 13

Модуль общекультурных компетенций 13

Финансовая грамотность 13

12 13

12 13

- 13

Функциональная грамотность 13

8 13

8 13

- 13

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 13

Таблица 4 13

Продолжительность смены 13

7 дней 13

Количество смен 13

1 13

Первая смена 13

01.11.2024 г.- 09.11.2024 г. 13

Продолжительность одного занятия 13

40 мин. 13

Количество занятий в день 13

Финансовая грамотность 13

занятия проходят 7 дней ежедневно по 2 академических часа в день 13

Функциональная грамотность 13

занятия проходят 7 дней ежедневно по 2 академических часа в день 13

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 14

Таблица 4 14

п/п 14

Название тем (разделов) 14

Кол-во часов 14

Теория 14

Практика 14

Семинар 14

Всего 14

1 14

1 14

- 14

2 14

1 14

1 14

- 14

2 14

«Защита от финансового мошенничества и рисков» 14

Открытая лекция по кибербезопасности, кибермошенничеству. 14

1 14

1 14

- 14

2 14

Управление личными финансами: составление бюджета. Деловая игра «Семейный бюджет» 14

1 14

1 14

- 14

2 14

Командный кейс «Стражи природы» 14

1 14

1 14

- 14

2 14

Функциональная грамотность на уроках математики 14

1 14

1 14

- 14

2 14

Финансовое здоровье. Финансовый чемпионат. 14

1 14

1 14

- 14

2 14

Путешествие в многообразие продовольственных товаров 14

1 14

1 14

- 14

2 14

«Финансовые системы РФ» 14

1 14

1 14

- 14

2 14

Тестирование 14

1 14

1 14

- 14

2 14

ИТОГО 14

10 14

10 14

- 14

20 14

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ 15

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 15

При реализации программы используется сочетание аудиторных и внеаудиторных форм образовательной работы. Наряду с традиционными используются активные и интерактивные методы и приемы, способствующие развитию мотивационной основы познавательной деятельности в процессе реализации программы. 15

Педагог, реализующий данную программу, должен иметь опыт работы со школьниками разного возраста, высокий личностный и культурный уровень, творческий потенциал. Компетенции: организация собственной работы и поддержание необходимого уровня работоспособности, обучение и развитие наставляемых, обеспечение высокого уровня мотивации наставляемых, оценка и контроль наставляемых, управление образовательными проектами. 15

Привлекаемый к работе педагог по образовательно-развевающему модулю должен обладать необходимыми квалификационными характеристиками (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»). В частности, к работе по образовательно-развивающей программе привлекаются опытные педагоги, имеющие высшее образование или ученую степень, а также лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности образовательной программы, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, обладающие следующими компетенциями: 15

владение основными компьютерными инструментами; 15

имеющие представление о широком спектре приложений в преподаваемой дисциплине; 15

использующие информационные источники, периодики, отслеживающие последние открытия в области преподаваемой дисциплины; 16

владеющие методом научного познания; 16

поддерживающие баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала. 16

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 16

Занятия по программе должны проводиться в специализированной учебной аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенной техническими средствами обучения: 16

персональный компьютер или ноутбук с предустановленным лицензионным программным обеспечением, включающим операционную систему Windows (не ниже 10 версии), офисный пакет приложений Microsoft Office, содержащий текстовый редактор Microsoft Word, программу для подготовки и просмотра презентаций Microsoft Power Point и табличный редактор Microsoft Excel (не ниже версии Office 2016); 16

мультимедийный проектор и экран проекционный или интерактивная панель; 16

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 16

1. Образовательные проекты ПАКК http://xn--80aggjplzz3f.xn--p1ai/; 16

2. https://znanio.ru/media/programma-meropriyatij-po-finansovoj-gramotnosti-dlyaprishkolnogo-letnego-lagerya-2616444 16

3. https://infourok.ru/programma-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-po-finansovoy-gramotnosti4005674.html 16

4. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности. 16




























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Основное содержание программы профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся» Детского технопарка «Кванториум» создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга в каникулярный период, формирование интереса к проектной деятельности.

Новизна: Современный запрос общества к системе образования на обучение школьников проектной и исследовательской работе, предпринимательству и финансовой грамотности.

Актуальность программы, направленна на развитие новых видов грамотности – функциональной, психологической, правовой, финансовой и цифровой – обусловлена современными требованиями к образовательному процессу и подготовке молодого поколения к жизни в быстроменяющемся мире.

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность позволяет учащимся эффективно использовать приобретенные знания в реальных жизненных ситуациях. Она помогает в критическом мышлении и принятии решений, улучшая повседневное понимание и адаптацию к окружающей среде.

Психологическая грамотность

Психологическая грамотность важна для гармоничного развития личности. Она помогает ученикам осознавать свои эмоции, развивать эмпатию и навыки общения. В условиях стрессов и информационной перегрузки эта грамотность способствует психическому здоровью и устойчивости.

Правовая грамотность

Правовая грамотность дает обучающимся необходимое понимание своих прав и обязанностей. Это не только помогает соблюдать закон, но и активно защищать свои интересы в разных жизненных ситуациях, от соблюдения потребительских прав до участия в общественной деятельности.

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность учит управлять личными финансами, планировать бюджет, осознавать риски и возможности различных финансовых инструментов. В мире, где экономическая среды постоянно меняются, эти навыки способствуют устойчивому экономическому благополучию как на уровне индивидуума, так и общества в целом.

Цифровая грамотность

Цифровая грамотность обеспечивает уверенную и безопасную навигацию в виртуальном пространстве. Она помогает эффективно пользоваться современными технологиями как в обучении, так и в профессиональной жизни, включая защиту личных данных и критическое восприятие информации.

Предложенная программа по развитию новых видов грамотности обеспечивает комплексный подход, который готовит школьников к вызовам современного мира. Она способствует формированию целостных, критически мыслящих и социально ответственных личностей, способных успешно адаптироваться к любой жизненной ситуации в условиях глобальных изменений и множества инновационных процессов. Программа позволяет ознакомить обучающихся с возможностями Детского технопарка «Кванториум» и помочь определиться с выбором профессии в дальнейшем. Образовательная программа ориентирована на школьников 5-9 классов.

Цель: Формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления. Приобретение практических навыков при проведении проектной и исследовательской работы. Активизировать познавательную деятельность школьников в области финансовой грамотности через использование современных игровых, информационных технологий, проектную и исследовательскую деятельность во внеурочное время.

Задачи программы:

- формировать коммуникативные умения (готовность слушать собеседника и вести диалог; аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий);

- развивать умение использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни;

- развивать умение работать в команде.

-развить творческие, коммуникативные способности

воспитанников через разнообразные формы работы;

-изучить историю формирования денег, степени защиты

денежных знаков;

-научиться составлять личный финансовый бюджет;

-узнать основные мошеннические схемы и как от них

защититься;

-сформировать основы финансовой функциональной грамотности.



РАСПИСАНИЕ

Таблица 1

9:50-10:00

Встреча обучающихся

10:00-11:30

Финансовая грамотность

11:30-13:10

Функциональная грамотность








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся»

Таблица 2

п/п

Название курса

Всего

Образовательно-развивающий модуль

Модуль общекультурных компетенций




Финансовая грамотность

12

12

-

Функциональная грамотность

8

8

-

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Таблица 4

Продолжительность смены

7 дней

Количество смен

1

Первая смена

01.11.2024 г.- 09.11.2024 г.

Продолжительность одного занятия

40 мин.

Количество занятий в день

Финансовая грамотность

занятия проходят 7 дней ежедневно по 2 академических часа в день

Функциональная грамотность

занятия проходят 7 дней ежедневно по 2 академических часа в день

Содержание программы

Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний по финансовой грамотности, функциональной грамотности, развитие умений и навыков учащихся путем последовательного прохождения тем. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микрогруппах над созданием проектов, и тд. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки. Благодаря этой работе закладываются основы формирования культуры общения. Программа направлена на формирование у учащихся основ финансовой и функциональной грамотности, погружает участников в реальность, в которой ежедневно приходится принимать ответственные финансовые решения. Мастер-классы, деловые игры и тренинги, кейсы учат определять особенности финансовых инструментов и развивают умения, необходимые для их использования в реальной жизни.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 4

№ п/п

Название тем (разделов)

Кол-во часов

Теория

Практика

Семинар

Всего

«Основы критического мышления: Как принимать обоснованные решения»

Лекция «От первой работы к первым деньгам: юридические аспекты»

1

1

-

2

«Анализ современной модели потребления. Определение своего экологического следа»

1

1

-

2

«Защита от финансового мошенничества и рисков»

Открытая лекция по кибербезопасности, кибермошенничеству.

1

1

-

2

Управление личными финансами: составление бюджета. Деловая игра «Семейный бюджет»

1

1

-

2

Командный кейс «Стражи природы»

1

1

-

2

Функциональная грамотность на уроках математики

1

1

-

2

Финансовое здоровье. Финансовый чемпионат.

1

1

-

2

Путешествие в многообразие продовольственных товаров

1

1

-

2

«Финансовые системы РФ»

1

1

-

2

Тестирование

1

1

-

2


ИТОГО

10

10

-

20






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

повышение уровня финансовой грамотности;

получение новых знаний в области финансовой грамотности;

убеждение в необходимости ведения личного бюджета;

уровень теоретических знаний участников смены в области

финансовой грамотности через анкетирование (Основные понятия:

деньги, бюджет, личный финансовый план, startup, фишинг,

инвестиции, кибербезопсность, нигерийские письма и т.д.

управления личными финансами);

улучшение познавательной мотивации(через анкетирование);

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых

отношений (тестирование, викторины);

стремление к исследовательской деятельности, творчеству,

общению (защита минипроекта);

умение повышать эффективность работы в команде.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

При реализации программы используется сочетание аудиторных и внеаудиторных форм образовательной работы. Наряду с традиционными используются активные и интерактивные методы и приемы, способствующие развитию мотивационной основы познавательной деятельности в процессе реализации программы.

Педагог, реализующий данную программу, должен иметь опыт работы со школьниками разного возраста, высокий личностный и культурный уровень, творческий потенциал. Компетенции: организация собственной работы и поддержание необходимого уровня работоспособности, обучение и развитие наставляемых, обеспечение высокого уровня мотивации наставляемых, оценка и контроль наставляемых, управление образовательными проектами.

Привлекаемый к работе педагог по образовательно-развевающему модулю должен обладать необходимыми квалификационными характеристиками (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»). В частности, к работе по образовательно-развивающей программе привлекаются опытные педагоги, имеющие высшее образование или ученую степень, а также лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности образовательной программы, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, обладающие следующими компетенциями:

владение основными компьютерными инструментами;

имеющие представление о широком спектре приложений в преподаваемой дисциплине;

использующие информационные источники, периодики, отслеживающие последние открытия в области преподаваемой дисциплины;

владеющие методом научного познания;

поддерживающие баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия по программе должны проводиться в специализированной учебной аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенной техническими средствами обучения:

персональный компьютер или ноутбук с предустановленным лицензионным программным обеспечением, включающим операционную систему Windows (не ниже 10 версии), офисный пакет приложений Microsoft Office, содержащий текстовый редактор Microsoft Word, программу для подготовки и просмотра презентаций Microsoft Power Point и табличный редактор Microsoft Excel (не ниже версии Office 2016);

мультимедийный проектор и экран проекционный или интерактивная панель;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Образовательные проекты ПАКК http://xn--80aggjplzz3f.xn--p1ai/;

https://znanio.ru/media/programma-meropriyatij-po-finansovoj-gramotnosti-dlyaprishkolnogo-letnego-lagerya-2616444

https://infourok.ru/programma-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-po-finansovoy-gramotnosti4005674.html

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.