Образовательная программа Профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся» (дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ГАУДПО ЛО «ИРО» «Детский технопарк «Кванториум»
Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета ГАУДПО ЛО «ИРО» | | __________________ Л. И. Дегтева Приказ от_______________ № _____ |
Профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся»
(дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа)
Сроки реализации программы: 01.11.2024 – 09.11.2024г.г.
Ф.И.О., должность составителя программы:
Ведрова Н.П., педагог дополнительного образования
ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ГАУДПО ЛО «ИРО» «Детский технопарк «Кванториум» 1
Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета ГАУДПО ЛО «ИРО» 1
__________________ Л. И. Дегтева 1
Приказ от_______________ № _____ 1
Профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся» 1
(дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа) 1
Сроки реализации программы: 01.11.2024 – 09.11.2024г.г. 1
Уровень программы: досуговый 1
Ф.И.О., должность составителя программы: 1
Ведрова Н.П., педагог дополнительного образования 1
Психологическая грамотность 10
Образовательно-развивающий модуль 13
Модуль общекультурных компетенций 13
01.11.2024 г.- 09.11.2024 г. 13
Продолжительность одного занятия 13
занятия проходят 7 дней ежедневно по 2 академических часа в день 13
занятия проходят 7 дней ежедневно по 2 академических часа в день 13
«Защита от финансового мошенничества и рисков» 14
Открытая лекция по кибербезопасности, кибермошенничеству. 14
Управление личными финансами: составление бюджета. Деловая игра «Семейный бюджет» 14
Командный кейс «Стражи природы» 14
Функциональная грамотность на уроках математики 14
Финансовое здоровье. Финансовый чемпионат. 14
Путешествие в многообразие продовольственных товаров 14
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ 15
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 15
владение основными компьютерными инструментами; 15
имеющие представление о широком спектре приложений в преподаваемой дисциплине; 15
владеющие методом научного познания; 16
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 16
мультимедийный проектор и экран проекционный или интерактивная панель; 16
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 16
1. Образовательные проекты ПАКК http://xn--80aggjplzz3f.xn--p1ai/; 16
4. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности. 16
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основное содержание программы профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся» Детского технопарка «Кванториум» создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга в каникулярный период, формирование интереса к проектной деятельности.
Новизна: Современный запрос общества к системе образования на обучение школьников проектной и исследовательской работе, предпринимательству и финансовой грамотности.
Актуальность программы, направленна на развитие новых видов грамотности – функциональной, психологической, правовой, финансовой и цифровой – обусловлена современными требованиями к образовательному процессу и подготовке молодого поколения к жизни в быстроменяющемся мире.
Функциональная грамотность позволяет учащимся эффективно использовать приобретенные знания в реальных жизненных ситуациях. Она помогает в критическом мышлении и принятии решений, улучшая повседневное понимание и адаптацию к окружающей среде.
Психологическая грамотность важна для гармоничного развития личности. Она помогает ученикам осознавать свои эмоции, развивать эмпатию и навыки общения. В условиях стрессов и информационной перегрузки эта грамотность способствует психическому здоровью и устойчивости.
Правовая грамотность дает обучающимся необходимое понимание своих прав и обязанностей. Это не только помогает соблюдать закон, но и активно защищать свои интересы в разных жизненных ситуациях, от соблюдения потребительских прав до участия в общественной деятельности.
Финансовая грамотность учит управлять личными финансами, планировать бюджет, осознавать риски и возможности различных финансовых инструментов. В мире, где экономическая среды постоянно меняются, эти навыки способствуют устойчивому экономическому благополучию как на уровне индивидуума, так и общества в целом.
Цифровая грамотность обеспечивает уверенную и безопасную навигацию в виртуальном пространстве. Она помогает эффективно пользоваться современными технологиями как в обучении, так и в профессиональной жизни, включая защиту личных данных и критическое восприятие информации.
Предложенная программа по развитию новых видов грамотности обеспечивает комплексный подход, который готовит школьников к вызовам современного мира. Она способствует формированию целостных, критически мыслящих и социально ответственных личностей, способных успешно адаптироваться к любой жизненной ситуации в условиях глобальных изменений и множества инновационных процессов. Программа позволяет ознакомить обучающихся с возможностями Детского технопарка «Кванториум» и помочь определиться с выбором профессии в дальнейшем. Образовательная программа ориентирована на школьников 5-9 классов.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления. Приобретение практических навыков при проведении проектной и исследовательской работы. Активизировать познавательную деятельность школьников в области финансовой грамотности через использование современных игровых, информационных технологий, проектную и исследовательскую деятельность во внеурочное время.
- формировать коммуникативные умения (готовность слушать собеседника и вести диалог; аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий);
- развивать умение использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни;
- развивать умение работать в команде.
-развить творческие, коммуникативные способности
воспитанников через разнообразные формы работы;
-изучить историю формирования денег, степени защиты
денежных знаков;
-научиться составлять личный финансовый бюджет;
-узнать основные мошеннические схемы и как от них
защититься;
-сформировать основы финансовой функциональной грамотности.
Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы профессиональной смены «Развитие финансовой и функциональной грамотности обучающихся»
| |||||
| | ||||
|
занятия проходят 7 дней ежедневно по 2 академических часа в день | ||
занятия проходят 7 дней ежедневно по 2 академических часа в день |
Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний по финансовой грамотности, функциональной грамотности, развитие умений и навыков учащихся путем последовательного прохождения тем. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микрогруппах над созданием проектов, и тд. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки. Благодаря этой работе закладываются основы формирования культуры общения. Программа направлена на формирование у учащихся основ финансовой и функциональной грамотности, погружает участников в реальность, в которой ежедневно приходится принимать ответственные финансовые решения. Мастер-классы, деловые игры и тренинги, кейсы учат определять особенности финансовых инструментов и развивают умения, необходимые для их использования в реальной жизни.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
повышение уровня финансовой грамотности;
получение новых знаний в области финансовой грамотности;
убеждение в необходимости ведения личного бюджета;
уровень теоретических знаний участников смены в области
финансовой грамотности через анкетирование (Основные понятия:
деньги, бюджет, личный финансовый план, startup, фишинг,
инвестиции, кибербезопсность, нигерийские письма и т.д.
управления личными финансами);
улучшение познавательной мотивации(через анкетирование);
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений (тестирование, викторины);
стремление к исследовательской деятельности, творчеству,
общению (защита минипроекта);
умение повышать эффективность работы в команде.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
При реализации программы используется сочетание аудиторных и внеаудиторных форм образовательной работы. Наряду с традиционными используются активные и интерактивные методы и приемы, способствующие развитию мотивационной основы познавательной деятельности в процессе реализации программы.
Педагог, реализующий данную программу, должен иметь опыт работы со школьниками разного возраста, высокий личностный и культурный уровень, творческий потенциал. Компетенции: организация собственной работы и поддержание необходимого уровня работоспособности, обучение и развитие наставляемых, обеспечение высокого уровня мотивации наставляемых, оценка и контроль наставляемых, управление образовательными проектами.
Привлекаемый к работе педагог по образовательно-развевающему модулю должен обладать необходимыми квалификационными характеристиками (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»). В частности, к работе по образовательно-развивающей программе привлекаются опытные педагоги, имеющие высшее образование или ученую степень, а также лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности образовательной программы, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, обладающие следующими компетенциями:
владение основными компьютерными инструментами;
имеющие представление о широком спектре приложений в преподаваемой дисциплине;
использующие информационные источники, периодики, отслеживающие последние открытия в области преподаваемой дисциплины;
владеющие методом научного познания;
поддерживающие баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия по программе должны проводиться в специализированной учебной аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенной техническими средствами обучения:
персональный компьютер или ноутбук с предустановленным лицензионным программным обеспечением, включающим операционную систему Windows (не ниже 10 версии), офисный пакет приложений Microsoft Office, содержащий текстовый редактор Microsoft Word, программу для подготовки и просмотра презентаций Microsoft Power Point и табличный редактор Microsoft Excel (не ниже версии Office 2016);
мультимедийный проектор и экран проекционный или интерактивная панель;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Образовательные проекты ПАКК http://xn--80aggjplzz3f.xn--p1ai/;
https://znanio.ru/media/programma-meropriyatij-po-finansovoj-gramotnosti-dlyaprishkolnogo-letnego-lagerya-2616444
https://infourok.ru/programma-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-po-finansovoy-gramotnosti4005674.html