Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности«Финансовая грамотность»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - педагогической направленности
«Финансовая грамотность»
Возраст учащихся: 13 – 17 лет
Срок реализации:1 год
Автор-составитель: Черепанова Александра Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Калуга, 2019
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы: «Финансовая грамотность»
Автор программы, должность: Черепанова Александра Владимировна, педагог дополнительного образования.
Организация, реализующая программу: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Адрес организации, реализующей программу: город, Калуга, улица Поселковая, д.4, тел.8 (4842) 550209.
Возраст детей: от 13 до 17 лет.
Направленность: социально-педагогическая.
Год разработки: 2019 год.
Даты внесения изменений в программу: 2019 год
Вид программы: модифицированная.
Уровень реализации: дополнительное образование.
Уровень освоения: общекультурный базовый.
Способ освоения содержания образования: репродуктивный, продуктивный, креативный.
Форма организации образовательной деятельности: отделение.
Название объединения: отделение экономики.
Социально-экономическое развитие страны и ее регионов характеризуется динамичными процессами в различных секторах жизнедеятельности. На процесс синхронизации развития секторов экономики и социальной сферы, а также всех государственных институтов существенное влияние оказывает состояние финансовой грамотности населения.
Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Важно отметить, что финансовая грамотность предполагает необходимость эффективного реагирования на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства. Обобщенное понятие финансовой грамотности определяется как умение эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия. Другими словами, индивид на основе полученной им информации о существующих финансовых продуктах использует ее в процессе принятия решения о получении финансовых услуг, либо их предоставления.
Очевидно, что повышение финансовой грамотности обеспечивается финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг. В этой связи можно утверждать, что причиной невысокой финансовой грамотности населения, является неадекватная современным требованиям система финансового образования.
В Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации говорится о том, что «Финансовая грамотность населения Российской Федерации находится на неудовлетворительно низком уровне, что является одной из причин отсутствия в России класса долгосрочных инвесторов, влечет за собой проблемы финансовой безопасности граждан России, угрозы для стабильности финансовой системы, и, в конечном счете, отрицательно сказывается на темпах роста благосостояния населения России». Как свидетельствуют данные ряда исследований, посвященных оценкам финансовой грамотности населения, уровень информационной асимметрии между потребителями финансовых продуктов и услуг и их поставщиками является очень высоким. Даже сравнительно простые финансовые продукты могут оказаться сложными для граждан, у которых отсутствуют элементарные основы финансовой грамотности. Характерной особенностью, выявленной в ходе исследований, является наличие двух крайностей в восприятии гражданами уровня своей финансовой грамотности. Существует категория граждан, представители которой полагают финансовые понятия весьма сложными для понимания и считают уровень своей финансовой подготовки недостаточным, в то время как граждане другой категории зачастую переоценивают свое понимание финансовых вопросов, не осознают степень своей неосведомленности. В результате граждане и той и другой категории принимают необоснованные финансовые решения, или становятся жертвой финансовых злоупотреблений и мошеннических схем. Одной из существенных проблем, связанных с недостатком образования и навыков в области финансов, является отсутствие планирования личного или семейного бюджета. Большая часть граждан не осуществляет сбережений на случай непредвиденного снижения уровня дохода или возникновения непредвиденных расходов, несмотря на то, что такие ситуации вероятны даже в благоприятные периоды экономического развития страны. В результате, значительное количество граждан может столкнуться и сталкивается с финансовыми трудностями даже в случае возникновения незначительных проблем. Налицо отсутствие какого-либо финансового планирования, что создает условия, при которых даже небольшое увеличение инфляции или рост уровня безработицы, а часто и простое изменение жизненных обстоятельств граждан может поставить их перед финансовыми трудностями.
Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить их финансовую безопасность. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Вид деятельности: ресурсы творческого развития личности.
Вид программы: модифицированная.
Актуальность определяется необходимостью экономического образования обучающихся в современных условиях рыночной экономики. Сегодня заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается как обязательный элемент современного образования.
В связи с развитием рыночных отношений важное значение приобретает проблема формирования личности учащегося, способного принимать взвешенные решения, находить рациональные пути в условиях выбора.
Программа составлена с учетом уровня общегуманитарной, психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.
Новизна программы заключаются:
а) в двухслойном содержании образования, представляющем системное соединение содержания финансовой грамотности с одной стороны, и учебной проектной деятельности учащихся, – с другой стороны;
б) в интерактивной форме обучения в виде финансовых боев, коммуникативных турниров, проектных кейс-игр. Данные формы включают в себя проектную командную деятельность, имитационно-ролевые игры, экспертно-консультативные и аналитические сессии, круглые столы, публичные выступления и оппонирование, групповую и индивидуальную учебную рефлексию.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков социальных навыков, которые необходимы для их успешного развития.
Адресат программы:
Возраст учащихся: 13-17 лет.
Особенности возраста: восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж. Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Данная программа учитывает особенности возраста и способствует развитию у подростков способности самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Объем программы: 1 год (152 часа).
Срок реализации программы: 1года.
Форма обучения: очная, групповая.
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации образовательной деятельности: отделение.
Название объединения: отделение экономики.
Состав учащихся: постоянный.
Особенности набора: свободный.
Срок обучения: 1 год.
Режим занятий: 152 часа в год – 4 часа в неделю.
Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа.
1.2 Цель и задачи
Цель программы: сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Задачи:
Личностные:
— формировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов;
— научить пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
- научить понимать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
- научить понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимать права и обязанности в сфере финансов.
Метапредметные:
— сформировать умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
—овладеть умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— овладеть умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— уметь осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
— сформировать коммуникативной компетенции: вступать в коммуникацию со сверстниками и педагогом, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Образовательные:
- научить понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- освоить приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проводить простые финансовые расчёты.
- применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области семейной экономики: знать источники доходов и направления расходов семь, уметь составлять простой семейный бюджет;
знание направления инвестирования и способы сравнения результатов на простых примерах;
- делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.
1.3 Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения)
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - | |
1. | Управление денежными средствами семьи | 22 | 12 | 10 |
2. | Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 22 | 10 | 12 |
3. | Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 22 | 10 | 12 |
4. | Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата | 22 | 10 | 12 |
5. | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 20 | 10 | 8 |
6. | Риски в мире денег: как защититься от разорения | 20 | 8 | 12 |
7 | Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 22 | 10 | 12 |
ИТОГО: | 152 | 72 | 80 |
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Управление денежными средствами семьи
Теория: Происхождение денег. Источники денежных средств семьи. Контроль семейных расходов. Построение семейного бюджета. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
Практика: Игра «Семейный бюджет». Представление проектов. Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль. Деловая игра «Обгони инфляцию».
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум.
Тема 2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Теория: Банковская система. Функции Центрального банка страны. Банковские вклады и их условия. Ставки по вкладам. Как выбрать вклад и оформить документы. Что такое кредит и как оценить его условия. Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду. Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями. Как управлять деньгами с помощью банковской карты.
Практика: Игра-квест «Банк и я». Эссе «Банк — это такое место, где вам дадут зонтик в ясную погоду и попросят вернуть его, когда начнётся дождь». Экономическая игра «Банки. Деньги. Два стола».
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Теория: Что такое ценные бумаги, и каких типов они бывают. Как можно торговать ценными бумагами. Как заработать на фондовом рынке. Финансовые риски и стратегии инвестирования. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужные паевые инвестиционные фонды.
Практика: Игра «Зарабатываем на фондовой бирже». Интерактивная игра-симулятор «Инвестиции: доходность и риски».Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Теория: Налоги и их виды. Как платятся налоги. Налоговый вычет, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Ответственность за неуплату налогов.
Практика: Квест-игра «Азбука налогоплательщика».
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 5. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Теория: Страховой рынок России. Страхование имущества: как защитить нажитое состояние. Лично страхование. Если нанесен ущерб третьим лицам.
Практика: Игра «Выбор страховщика».
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Теория: Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
Практика: Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат». Создание буклета «ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ». Решение кейсов.
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Теория: Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.
Практика: Игра «Выбери свой негосударственный фонд»
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Учащийся должен уметь:
- выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях;
- выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке;
- пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате;
- понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании;
- различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга;
- влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1. Календарные учебные графики
Работа по программе осуществляется с 02 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены (см. Приложение 1. Рабочая программа).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Конференц-зал (для проведения конференций и конкурсов, деловых и ролевых игр).
2. Учебный кабинет для занятия с учащимися, имеющий хорошее освещение и вентиляцию.
3. Информационный стенд для учащихся.
4. Оборудование:
столы и стулья, для детей старшего школьного возраста;
кафедра;
указка;
планшет;
магнитная доска;
маркеры для доски;
магниты для доски;
телевизор;
цифровой фотоаппарат;
проектор;
5 компьютеров или ноутбуков на учебную группу;
принтер;
сканер;
ксерокс
доступ к Интернет;
флеш-накопители для записи результатов занятий.
5. Раздаточный материал:
рабочие тетради;
буклеты к занятиям;
карточки с заданиями;
статьи;
памятки;
бланки тестов;
рекомендации.
6. Канцелярские товары:
бумага для печати формата А4;
шариковые ручки;
маркеры;
фломастеры;
ватман;
цветная бумага;
картон;
конверты;
папки-скоросшиватели с файлами (для каждого учащегося).
Нормативно-правовое обеспечение
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
8. Письмо Министерства образования и науки от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)
9. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги. 10. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
11. Положение о детском творческом объединении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
12. Правила приема, учета, перевода и отчисления учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
13. Положение о режиме занятий учащихся в детских творческих объединениях муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги. 14. Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности аттестации учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована в дополнительных и общеобразовательных учреждениях. Реализация данной программы предполагает следующих специалистов:
1. Педагог дополнительного образования.
2. Педагог-психолог, обеспечивающий психологическое сопровождение программы. Критерии отбора педагогов:
профессионально-педагогическая компетентность: наличие теоретической и практической подготовки, в соответствии с профилем деятельности; профессионально-педагогической информированности; умение творчески применять имеющиеся знания на практике; программировать свою деятельность; анализировать и развивать свой опыт с учетом современных условий; знания основных законодательных и нормативных документов по вопросам образования и защиты прав обучающихся;
духовно-нравственные качества, эрудиция, эмпатия и креативность, способность принимать решение и нести за них ответственность;
ориентированность на принципы гуманизма;
умение создавать обстановку психологического комфорта и безопасности для личности учащегося.
2.3 Формы аттестации
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Формы отслеживания результатов
-текущий контроль: участие в ролевых и деловых играх, решение кейсов;
-промежуточный контроль: тестирование, практические работы, опросы;
- итоговый контроль: проект по финансовой грамотности.
2.4 Оценочные материалы
2.5 Методическое обеспечение
Образовательный процесс основывается на следующих принципах:
- принцип научности;
- принцип систематичности;
- принцип доступности учебного материала;
- принципа наглядности;
- принципа сознательности и активности;
- принцип информальности;
- принцип индивидуализации.
Методы
1. Проблемно-развивающие методы:
- показательный (изложение учебного материала с созданием проблемных
ситуаций и показом способов их разрешения в науке и практике);
- диалогический (организация диалога с обучающимися);
- эвристический (сочетание изложения учебного материала с
самостоятельной деятельностью обучающихся по решению учебных
проблем);
- исследовательский (организация творческой самостоятельной
деятельности по решению учебных проблем).
2. Методы преподавания:
- рассказ;
- объяснение;
- беседа;
- показ-демонстрация.
3. Методы обучения:
- слушание;
- осмысление;
- упражнение;
- изучение первоисточников;
- моделирование;
- практическая работа;
- учебное исследование.
4. Интерактивные методы:
- дискуссии, дебаты;
- тренинги;
- «мозговой штурм»;
- соревнования;
5. Игровые методы:
- ролевая игра (акцент делается на общение);
- деловая игра (акцент делается на обучение);
- интеллектуальная игра;
- настольные игры (на развитие познавательных процессов).
Формы организации обучения
Теоретические формы | Практические формы | Внеурочные формы | |
Проблемное обучение Семинар Консультация тестирование | Тренинг Мозговой штурм Экскурсия Соревнования Дебаты Проектная деятельность Практикум Игра | Конференции Олимпиады Акции Консультация |
Формы работы с родителями
- круглые столы;
- информационно-практические беседы;
- информационные лектории с элементами практикума;
- обучающие семинары;
- мастер-классы;
- творческие лаборатории родителей;
- родительские педагогические тренинги.
2.6. Список литературы
Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).
Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2009.
Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2009
Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/. – Дата обращения: 10.10.2015.
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. – Дата обращения:10.10.2018.
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143. – Дата обращения: 10.10.2018.
Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.
Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН- ХиГС, 2013. – 182 с.
Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. –Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.
Интернет-ресурсы
www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.
www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.
www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.
www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.
www.imf.org – Международный валютный фонд.
Литература для учащихся и родителей
Биденко С. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка». М., 2010
Годфри Дж. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами». М., 2006
Гудвин М. «Экономикс». М., 2018
Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги». М., 2012
Кийосаки Р. «Богатый папа, бедный папа для подростков». М., 2018
Савенок В. «Как составить личный финансовый план». М., 2011
Шефер Б. «Мани или азбука денег». М., 2019
21