12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вера240
Преподаватель в Кванториуме
Россия, Ярославская обл.

РЫБИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА


Детский технопарк «Кванториум»



Утверждаю:

Директор ГОАУ ДО ЯО ЦДЮТТ

_______________/ Талова Т.М.

«___» _____________20___ г.

Согласовано:

Методический совет

от «____» ____________ 20____г.

Протокол № __________




Техническая направленность


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа


t1589887634aa.png

«Основы компьютерной грамотности»


Возраст обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации: 1 год (136 часов)




Автор-составитель:

Смирнова Вера Михайловна,

педагог дополнительного образования





г. Рыбинск

2020 год

Оглавление

РЫБИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 1

ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 1

Детский технопарк «Кванториум» 1

Техническая направленность 1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа 1

1

«Основы компьютерной грамотности» 1

Возраст обучающихся: 7-9 лет 1

Срок реализации: 1 год (136 часов) 1

Автор-составитель: 1

Смирнова Вера Михайловна, 1

педагог дополнительного образования 1

г. Рыбинск 1

2020 год 1

22 2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.12 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.4.3172-14 «Требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 г. № 41); Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295; Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 года № 2227-р; Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 года № 497; Уставом ГОАУ ДО ЯО Центра детско-юношеского технического творчества. 9

Настоящая общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей имеет техническую направленность. 9

В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Использование современных информационных технологий является необходимым условием успешного развития как отдельных отраслей, так государства в целом. 9

В связи с возрастающим спросом на высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, а также уверенных пользователей персонального компьютера, у учащихся возникает необходимость ориентироваться в операционных системах, обладать базовыми навыками работы на компьютере, чтобы в средних и старших классах иметь основу для углублённого изучения какого-либо сектора информационных технологий. 9

Вид программы: модифицированная. 9

Категория обучающихся: программа предназначена для работы с обучающимися 7-9 лет (1-2 классы общеобразовательной школы). 9

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися технологий обработки различных видов информации. 9

Обучение по данной программе создает благоприятные условия для развития интеллектуальной деятельности, познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Основная задача учреждений дополнительного образования, создать условия для развития творческой одаренности обучающихся, их самореализация, раннее профессиональное и личностное самоопределение. Учебные занятия по данной программе помогут обучающимся сделать первые шаги в изучении информационных технологий и уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут им найти свое место в современном информационном мире. 10

Отличительные особенности 10

Отличительная особенность настоящей программы состоит в том, что учащиеся начальных классов получают возможность сформировать навыки работы за компьютером, что поможет им в дальнейшем освоении информационной культуры и изучении языков программирования. 10

Педагогическая целесообразность программы 10

С каждым годом возрастает число профессий, в которых необходимо уверенное владение IT-технологиями. Современным детям нужно легко ориентироваться в увеличивающемся потоке информации, уметь свободно пользоваться компьютером и работать с различной информацией и программами. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что данная программа поможет современным школьникам в получении основных навыков работы за компьютером, сформирует их информационную культуру. 10

1.1. Цель и задачи 10

Цель: формировать информационную культуру, алгоритмическое мышление, познавательные и творческие способности обучающихся в процессе освоения информационно-коммуникационных технологий посредством проектно-исследовательской деятельности. 10

Задачи 10

1. Обучающие: 10

обучить работе с операционной системой Windows, с файловой структурой компьютера; 10

сформировать навыки работы с текстовым и графическим редакторами, элементами пользовательского интерфейса; 10

сформировать навыки обработки числовой информации, навыки работы в числовом редакторе; 10

обучить принципам создания презентаций в компьютерных программах; 10

обучить терминологии и основам понятий в области информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники. 10

2. Развивающие: 10

развивать логическое мышление, способствовать структурированию знаний, умению формализовать процессы; 11

развивать гибкие (soft) компетенции (4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация); 11

развивать навыки презентации проектов; 11

3. Воспитательные: 11

воспитывать умение продуктивной работы в коллективе, команде, сотрудничество, коммуникативность, взаимопомощь; 11

воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность. 11

1.2. Ожидаемые результаты 11

Ожидается, что в результате обучения обучающиеся: 11

Будут знать: 11

правила техники безопасности при работе с ПК; 11

возможности использования компьютеров для поиска, хранения, обработки и передачи информации, решения практических задач; 11

терминологию и основные понятия в области информационно-коммуникационных технологий, компьютерной техники и программирования. 11

Будут уметь: 11

работать с файловой системой компьютера; 11

строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы и т.п.); 11

самостоятельно приобретать отдельные знания, умения и навыки по применению информационных технологий; 11

представлять информацию в виде мультимедиа объекта; 11

подготовить и представить грамотную презентацию для защиты проектной работы. 11

Результатом усвоения обучающимися программы по развивающему и воспитательному аспектам являются: 11

устойчивый интерес обучающихся к занятиям; 11

создание обучающимися творческих продуктов различного уровня; 11

положительная динамика показателей развития познавательных способностей обучающихся: логического мышления, критического мышления, способностей к структурированию знаний, умению формализовать процессы; 11

активное участие в проектно-исследовательской деятельности; 12

достижения в массовых мероприятиях различного уровня; 12

способность анализировать и структурировано преподносить результаты разработок; 12

развитие настойчивости в достижении поставленной цели, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности; 12

способность продуктивно общаться в коллективе, работать в команде. 12

1.3. Особенности организации образовательного процесса 12

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 136 академических часов в год. 12

Режим реализации: занятия групп проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 5-10 минут. 12

Возраст учащихся: 7-9 лет. 12

Количественный состав группы: 11 человек. 12

Условия приема: принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Группа формируется в зависимости от начальных знаний и возраста детей. 12

Занятия проводятся в кабинете, оборудованном согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". 12

Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает именно практическая часть. 12

Принципы организации образовательной деятельности: 12

Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники. 12

Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены. 12

Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике. 12

Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества. 13

Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить обучаемых критически осмысливать и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога. 13

Наглядность. Объяснение материала на жизненных примерах или в процессе игры. 13

Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему. 13

Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Непрочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой. 13

Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований. 13

Отличительные особенности программы 13

Программа предназначена для развития логики, формирования структурированного мышления, применения знаний на практике. 13

К основным отличительным особенностям настоящей программы можно отнести следующие пункты: 13

1. кейсовая система обучения; 13

2. исследовательская и проектная деятельность; 13

3. направленность на развитие soft-компетенций. 13

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 14

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 15

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 17

4.1. Методическое обеспечение 17

Методы обучения, применяемые в прохождении программы: 17

1. Перцептивный аспект: 17

а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы); 17

б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии); 17

в) практические методы (упражнения, задачи). 17

2. Гностический аспект: 17

а) иллюстративно-объяснительные методы; 17

б) репродуктивные методы; 17

в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания; 17

г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов; 17

д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания. 17

3. Логический аспект: 17

а) индуктивные методы, дедуктивные методы; 17

б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции. 17

На занятиях используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют: 17

развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать конструкции, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкой моторики; 17

воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду. 17

обучению основам конструирования, моделирования, автоматического управления с помощью компьютера и формированию соответствующих навыков. 17

Основными формами организации учебного занятия являются: 17

групповые учебно-практические и теоретические занятия; 17

проведение игр в группах; 17

комбинированные занятия. 17

Методы организации и осуществления занятий: 18

Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика). 18

Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия). 18

Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа). 18

Создание ситуаций творческого поиска. 18

Стимулирование (поощрение). 18

Методы стимулирования и мотивации деятельности: 18

Методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д., методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение. 18

Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации образовательной программы: 18

внутригрупповой конкурс, 18

участие в олимпиадах, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях, 18

презентация проектов обучающихся. 18

4.2. Материально-техническое обеспечение 18

Компьютер с установленным программным обеспечением и доступом к сети интернет. 18

Компьютеры для обучающихся: 12 шт. 18

Оборудование для презентации: проектор, экран. 18

4.3. Кадровое обеспечение 18

Наставник IT-квантума. 18

5. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 19

6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

6.1. Нормативно-правовые документы 21

6.2. Информационные источники для педагогов 21

6.3. Информационные источники для обучающихся 22



















1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.12 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.4.3172-14 «Требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 г. № 41); Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295; Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 года № 2227-р; Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 года № 497; Уставом ГОАУ ДО ЯО Центра детско-юношеского технического творчества.

Настоящая общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей имеет техническую направленность.

В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Использование современных информационных технологий является необходимым условием успешного развития как отдельных отраслей, так государства в целом.

В связи с возрастающим спросом на высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, а также уверенных пользователей персонального компьютера, у учащихся возникает необходимость ориентироваться в операционных системах, обладать базовыми навыками работы на компьютере, чтобы в средних и старших классах иметь основу для углублённого изучения какого-либо сектора информационных технологий.

Вид программы: модифицированная.

Категория обучающихся: программа предназначена для работы с обучающимися 7-9 лет (1-2 классы общеобразовательной школы).

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися технологий обработки различных видов информации.

Обучение по данной программе создает благоприятные условия для развития интеллектуальной деятельности, познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Основная задача учреждений дополнительного образования, создать условия для развития творческой одаренности обучающихся, их самореализация, раннее профессиональное и личностное самоопределение. Учебные занятия по данной программе помогут обучающимся сделать первые шаги в изучении информационных технологий и уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут им найти свое место в современном информационном мире.

Отличительные особенности

Отличительная особенность настоящей программы состоит в том, что учащиеся начальных классов получают возможность сформировать навыки работы за компьютером, что поможет им в дальнейшем освоении информационной культуры и изучении языков программирования.

Педагогическая целесообразность программы

С каждым годом возрастает число профессий, в которых необходимо уверенное владение IT-технологиями. Современным детям нужно легко ориентироваться в увеличивающемся потоке информации, уметь свободно пользоваться компьютером и работать с различной информацией и программами. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что данная программа поможет современным школьникам в получении основных навыков работы за компьютером, сформирует их информационную культуру.

1.1. Цель и задачи

Цель: формировать информационную культуру, алгоритмическое мышление, познавательные и творческие способности обучающихся в процессе освоения информационно-коммуникационных технологий посредством проектно-исследовательской деятельности.


Задачи

1. Обучающие:

обучить работе с операционной системой Windows, с файловой структурой компьютера;

сформировать навыки работы с текстовым и графическим редакторами, элементами пользовательского интерфейса;

сформировать навыки обработки числовой информации, навыки работы в числовом редакторе;

обучить принципам создания презентаций в компьютерных программах;

обучить терминологии и основам понятий в области информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники.

2. Развивающие:

развивать логическое мышление, способствовать структурированию знаний, умению формализовать процессы;

развивать гибкие (soft) компетенции (4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация);

развивать навыки проектно-исследовательской деятельности;

развивать навыки презентации проектов;

стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся посредством включения их в различные виды соревновательной и конкурсной деятельности.


3. Воспитательные:

воспитывать умение продуктивной работы в коллективе, команде, сотрудничество, коммуникативность, взаимопомощь;

воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность.


1.2. Ожидаемые результаты

Ожидается, что в результате обучения обучающиеся:

Будут знать:

правила техники безопасности при работе с ПК;

возможности использования компьютеров для поиска, хранения, обработки и передачи информации, решения практических задач;

терминологию и основные понятия в области информационно-коммуникационных технологий, компьютерной техники и программирования.

Будут уметь:

работать с файловой системой компьютера;

строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы и т.п.);

самостоятельно приобретать отдельные знания, умения и навыки по применению информационных технологий;

представлять информацию в виде мультимедиа объекта;

подготовить и представить грамотную презентацию для защиты проектной работы.


Результатом усвоения обучающимися программы по развивающему и воспитательному аспектам являются:

устойчивый интерес обучающихся к занятиям;

создание обучающимися творческих продуктов различного уровня;

положительная динамика показателей развития познавательных способностей обучающихся: логического мышления, критического мышления, способностей к структурированию знаний, умению формализовать процессы;

активное участие в проектно-исследовательской деятельности;

достижения в массовых мероприятиях различного уровня;

способность анализировать и структурировано преподносить результаты разработок;

развитие настойчивости в достижении поставленной цели, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности;

способность продуктивно общаться в коллективе, работать в команде.


1.3. Особенности организации образовательного процесса

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 136 академических часов в год.

Режим реализации: занятия групп проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 5-10 минут.

Возраст учащихся: 7-9 лет.

Количественный состав группы: 11 человек.

Условия приема: принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Группа формируется в зависимости от начальных знаний и возраста детей.

Занятия проводятся в кабинете, оборудованном согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает именно практическая часть.


Принципы организации образовательной деятельности:

Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.

Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.

Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.

Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.

Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить обучаемых критически осмысливать и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.

Наглядность. Объяснение материала на жизненных примерах или в процессе игры.

Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.

Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Непрочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.

Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.


Отличительные особенности программы

Программа предназначена для развития логики, формирования структурированного мышления, применения знаний на практике.

К основным отличительным особенностям настоящей программы можно отнести следующие пункты:

кейсовая система обучения;

исследовательская и проектная деятельность;

направленность на развитие soft-компетенций.










2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Разделы

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Инструктаж по ТБ

1

1

2

-

2

Компьютерная азбука

4

6

10

Конференция

3

Операционная система

4

6

10

Конференция

4

Освоение программы Microsoft Word

8

18

26

Презентация результата. Конференция

5

Освоение программы Microsoft Excel

8

18

26

Презентация результата. Конференция

6

Освоение программы Microsoft PowerPoint

8

18

26

Презентация результата. Конференция

7

Знакомство с алгоритмами

2

8

10

Конференция

8

Основы компьютерной безопасность

4

4

8

Конференция

9

Подготовка и итоговых работ

2

16

18

Защита итогового проекта


Итого:

41

95

136


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. «Введение. Инструктаж по ТБ»

- Правила поведения в компьютерном классе;

- Инструктаж по технике безопасности при работе на ПК;

- Противопожарная безопасность;

- Функциональная организация ПК.


Раздел 2. «Компьютерная азбука»

- Системный блок;

- Монитор, клавиатура, мышь;

- Порты, разъемы;

- Виды современных компьютеров;

- Носители информации;

- Устройства ввода и вывода информации;

- Файлы и папки.


Раздел 3. «Операционная система»

- Понятие и основные функции операционной системы;

- Классификация операционных систем;

- Разновидности ОС Windows.


Раздел 4. «Освоение программы Microsoft Word»

- Текстовый процессор;

- Основные правила ввода текста, его редактирования;

- Создание таблиц и диаграмм;

- Важные клавиши;

- Форматирование.


Раздел 5. «Освоение программы Microsoft Excel»

- Структура таблицы. Основные функции;

- Типы формат данных;

- Основные операции с данными ячеек;

- Работа с данными, сортировка;

- Основные функции и их применение;

- Создание диаграммы;


Раздел 6. «Освоение программы Microsoft PowerPoint»

- Знакомство с PowerPoint;

- Вставка текста и рисунков, панель «Конструктор»;

- Дизайн;

- Создание переходов и гиперссылок, эффекты анимации;

- Демонстрация презентаций.



Раздел 7. «Знакомство с алгоритмами»

- Определение алгоритма;

- Виды алгоритмов;

- Решение задачи с помощью алгоритма.


Раздел 8. «Основы компьютерной безопасность»

- Основы работы в интернет пространстве;

- Общие сведения о безопасности в интернете;

- Проблемы интернет-зависимости;

- Вирусы и антивирусы.


Раздел 9. «Подготовка итоговых работ»

- Поиск, подбор информации для собственного проекта;

- Работа в командах, представление работ.

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 4.1. Методическое обеспечение

Методы обучения, применяемые в прохождении программы:

1. Перцептивный аспект:

а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);

в) практические методы (упражнения, задачи).

2. Гностический аспект:

а) иллюстративно-объяснительные методы;

б) репродуктивные методы;

в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;

д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

3. Логический аспект:

а) индуктивные методы, дедуктивные методы;

б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.

На занятиях используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:

развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать конструкции, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкой моторики;

воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду.

обучению основам конструирования, моделирования, автоматического управления с помощью компьютера и формированию соответствующих навыков.

Основными формами организации учебного занятия являются:

групповые учебно-практические и теоретические занятия;

проведение игр в группах;

комбинированные занятия.



Методы организации и осуществления занятий:

Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика).

Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).

Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).

Создание ситуаций творческого поиска.

Стимулирование (поощрение).

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

Методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д., методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации образовательной программы:

внутригрупповой конкурс,

участие в олимпиадах, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях,

презентация проектов обучающихся.


4.2. Материально-техническое обеспечение

Компьютер с установленным программным обеспечением и доступом к сети интернет.

Компьютеры для обучающихся: 12 шт.

Оборудование для презентации: проектор, экран.


4.3. Кадровое обеспечение

Наставник IT-квантума.

5. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Система отслеживания, контроля и оценки результатов процесса обучения по данной программе имеет три основных элемента:

- Определение начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся.

- Текущий контроль в течение учебного года.

- Итоговый контроль.

Входной контроль осуществляется в начале обучения, имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся.

Входной контроль осуществляется в ходе первых занятий с помощью наблюдения педагога за работой обучающихся.

Текущий контроль проводится в течение учебного года. Цель текущего контроля – определить степень и скорость усвоения каждым ребенком материала и скорректировать программу обучения, если это требуется. Критерий текущего контроля – степень усвоения обучающимися содержания конкретного занятия. На каждом занятии преподаватель наблюдает и фиксирует:

- детей, легко справившихся с содержанием занятия;

- детей, отстающих в темпе или выполняющих задания с ошибками, недочетами;

- детей, совсем не справившихся с содержанием занятия.

Итоговый контроль проводится в конце обучения. Во время итогового контроля определяется фактическое состояние уровня знаний, умений, навыков ребенка, степень освоения материала по каждому изученному разделу и всей программе объединения.


Формы подведения итогов обучения:

индивидуальная устная/письменная проверка;

фронтальный опрос, беседа;

контрольные упражнения и тестовые задания;

внутригрупповые и межгрупповые соревнования, конкурсы.

Оценка результатов.

По итогам составляется таблица мониторинга образовательных результатов (см. ниже), в которой обучающиеся по каждой теме выходят на следующие уровни шкалы оценки:

Высокий результат – полное освоение содержания, освоение материала с небольшими пробелами;

Средний – базовый уровень;

Низкий – освоение материала на минимально допустимом уровне.


Таблица мониторинга результатов обучающихся


Фамилия, Имя обучающегося

Уровень развития умений и навыков

Уровень владения терминологией и теоретическими знаниями по разделам программы

Уровень умений и навыков по решению практических задач

Умение работать в команде

начало обучения

конец обучения

начало обучения

конец обучения

начало обучения

конец обучения








2. Формы отслеживания и контроля развивающих и воспитательных результатов:

оценка устойчивости интереса обучающихся к занятиям с помощью наблюдения педагога и самооценки обучающихся;

статистический учет сохранности контингента обучающихся;

наблюдение изменений в личности и поведении обучающихся с момента поступления в объединение и по мере их участия в деятельности;

индивидуальные и коллективные беседы с обучающимися;

сравнительный анализ успешности выполнения заданий обучающимися на начальном и последующих этапах освоения программы;

анализ творческих и проектных работ обучающихся;

создание банка индивидуальных творческих достижений воспитанников;

оценка степени участия и активности обучающегося в командных проектах.



6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 6.1. Нормативно-правовые документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httpbase.garant.ru/70291362/ (информационно-правовой портал «Гарант»).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ (информационно-правовой портал «Гарант»).

Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 года № 1726-р. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/ajax/4429 (официальный сайт Министерства образования и науки РФ).

СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 N 41. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168723/ (официальный сайт справочной правовой системы «КонсультантПлюс»).

Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ № 295 от 15.04.2014 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://base.garant.ru/70643472/ https://base.garant.ru/70643472/#friends (информационно-правовой портал «Гарант»).

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://base.garant.ru/70106124/ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (информационно-правовой портал «Гарант»).

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 497 от 23.05.2015 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://base.garant.ru/71044750/ https://base.garant.ru/71044750/ (информационно-правовой портал «Гарант»).

6.2. Информационные источники для педагогов

Додж, М. Эффективная работа: Excel 2002 [Текст] / М. Додж, К. Стинсон. – СПб: Питер, 2003.

Додж, М. Эффективная работа: Microsoft Office 2000 [Текст] / М. Додж, К. Стинсон. – СПб: Питер, 2004.

Макарова, Н. Информатика. Методическое пособие для учителей [Текст]/ Н. Макарова. – СПб: Питер, 2003.

Подласый, И.П. Педагогика. 100 вопросов, 100 ответов [Текст] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Задачник-практикум по информатике [Текст]: учебное пособие / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.


6.3. Информационные источники для обучающихся

Информатика. Энциклопедия [Текст]. – М.: Аванта, 2002.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.