Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности»
РЫБИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Детский технопарк «Кванториум»
Директор ГОАУ ДО ЯО ЦДЮТТ _______________/ Талова Т.М. «___» _____________20___ г. | Согласовано: Методический совет от «____» ____________ 20____г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы компьютерной грамотности»
Срок реализации: 1 год (136 часов)
педагог дополнительного образования
Оглавление
ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 1
Детский технопарк «Кванториум» 1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа 1
«Основы компьютерной грамотности» 1
Возраст обучающихся: 7-9 лет 1
Срок реализации: 1 год (136 часов) 1
педагог дополнительного образования 1
Вид программы: модифицированная. 9
Педагогическая целесообразность программы 10
обучить работе с операционной системой Windows, с файловой структурой компьютера; 10
сформировать навыки обработки числовой информации, навыки работы в числовом редакторе; 10
обучить принципам создания презентаций в компьютерных программах; 10
развивать навыки презентации проектов; 11
Ожидается, что в результате обучения обучающиеся: 11
правила техники безопасности при работе с ПК; 11
работать с файловой системой компьютера; 11
представлять информацию в виде мультимедиа объекта; 11
подготовить и представить грамотную презентацию для защиты проектной работы. 11
Результатом усвоения обучающимися программы по развивающему и воспитательному аспектам являются: 11
устойчивый интерес обучающихся к занятиям; 11
создание обучающимися творческих продуктов различного уровня; 11
активное участие в проектно-исследовательской деятельности; 12
достижения в массовых мероприятиях различного уровня; 12
способность анализировать и структурировано преподносить результаты разработок; 12
способность продуктивно общаться в коллективе, работать в команде. 12
1.3. Особенности организации образовательного процесса 12
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 136 академических часов в год. 12
Количественный состав группы: 11 человек. 12
Принципы организации образовательной деятельности: 12
Наглядность. Объяснение материала на жизненных примерах или в процессе игры. 13
Отличительные особенности программы 13
К основным отличительным особенностям настоящей программы можно отнести следующие пункты: 13
1. кейсовая система обучения; 13
2. исследовательская и проектная деятельность; 13
3. направленность на развитие soft-компетенций. 13
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 14
4.1. Методическое обеспечение 17
Методы обучения, применяемые в прохождении программы: 17
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы); 17
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии); 17
в) практические методы (упражнения, задачи). 17
а) иллюстративно-объяснительные методы; 17
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания; 17
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов; 17
д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания. 17
а) индуктивные методы, дедуктивные методы; 17
Основными формами организации учебного занятия являются: 17
групповые учебно-практические и теоретические занятия; 17
Методы организации и осуществления занятий: 18
Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика). 18
Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия). 18
Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа). 18
Создание ситуаций творческого поиска. 18
Стимулирование (поощрение). 18
Методы стимулирования и мотивации деятельности: 18
Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации образовательной программы: 18
участие в олимпиадах, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях, 18
презентация проектов обучающихся. 18
4.2. Материально-техническое обеспечение 18
Компьютер с установленным программным обеспечением и доступом к сети интернет. 18
Компьютеры для обучающихся: 12 шт. 18
Оборудование для презентации: проектор, экран. 18
5. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 19
6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
6.1. Нормативно-правовые документы 21
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.12 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.4.3172-14 «Требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 г. № 41); Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295; Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 года № 2227-р; Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 года № 497; Уставом ГОАУ ДО ЯО Центра детско-юношеского технического творчества.
Настоящая общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей имеет техническую направленность.
В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Использование современных информационных технологий является необходимым условием успешного развития как отдельных отраслей, так государства в целом.
В связи с возрастающим спросом на высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, а также уверенных пользователей персонального компьютера, у учащихся возникает необходимость ориентироваться в операционных системах, обладать базовыми навыками работы на компьютере, чтобы в средних и старших классах иметь основу для углублённого изучения какого-либо сектора информационных технологий.
Вид программы: модифицированная.
Категория обучающихся: программа предназначена для работы с обучающимися 7-9 лет (1-2 классы общеобразовательной школы).
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися технологий обработки различных видов информации.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для развития интеллектуальной деятельности, познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Основная задача учреждений дополнительного образования, создать условия для развития творческой одаренности обучающихся, их самореализация, раннее профессиональное и личностное самоопределение. Учебные занятия по данной программе помогут обучающимся сделать первые шаги в изучении информационных технологий и уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут им найти свое место в современном информационном мире.
Отличительная особенность настоящей программы состоит в том, что учащиеся начальных классов получают возможность сформировать навыки работы за компьютером, что поможет им в дальнейшем освоении информационной культуры и изучении языков программирования.
Педагогическая целесообразность программы
С каждым годом возрастает число профессий, в которых необходимо уверенное владение IT-технологиями. Современным детям нужно легко ориентироваться в увеличивающемся потоке информации, уметь свободно пользоваться компьютером и работать с различной информацией и программами. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что данная программа поможет современным школьникам в получении основных навыков работы за компьютером, сформирует их информационную культуру.
1.1. Цель и задачиЦель: формировать информационную культуру, алгоритмическое мышление, познавательные и творческие способности обучающихся в процессе освоения информационно-коммуникационных технологий посредством проектно-исследовательской деятельности.
обучить работе с операционной системой Windows, с файловой структурой компьютера;
сформировать навыки работы с текстовым и графическим редакторами, элементами пользовательского интерфейса;
сформировать навыки обработки числовой информации, навыки работы в числовом редакторе;
обучить принципам создания презентаций в компьютерных программах;
обучить терминологии и основам понятий в области информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники.
развивать логическое мышление, способствовать структурированию знаний, умению формализовать процессы;
развивать гибкие (soft) компетенции (4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация);
развивать навыки проектно-исследовательской деятельности;
развивать навыки презентации проектов;
стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся посредством включения их в различные виды соревновательной и конкурсной деятельности.
воспитывать умение продуктивной работы в коллективе, команде, сотрудничество, коммуникативность, взаимопомощь;
воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность.
Ожидается, что в результате обучения обучающиеся:
правила техники безопасности при работе с ПК;
возможности использования компьютеров для поиска, хранения, обработки и передачи информации, решения практических задач;
терминологию и основные понятия в области информационно-коммуникационных технологий, компьютерной техники и программирования.
работать с файловой системой компьютера;
строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы и т.п.);
самостоятельно приобретать отдельные знания, умения и навыки по применению информационных технологий;
представлять информацию в виде мультимедиа объекта;
подготовить и представить грамотную презентацию для защиты проектной работы.
Результатом усвоения обучающимися программы по развивающему и воспитательному аспектам являются:
устойчивый интерес обучающихся к занятиям;
создание обучающимися творческих продуктов различного уровня;
положительная динамика показателей развития познавательных способностей обучающихся: логического мышления, критического мышления, способностей к структурированию знаний, умению формализовать процессы;
активное участие в проектно-исследовательской деятельности;
достижения в массовых мероприятиях различного уровня;
способность анализировать и структурировано преподносить результаты разработок;
развитие настойчивости в достижении поставленной цели, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности;
способность продуктивно общаться в коллективе, работать в команде.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 136 академических часов в год.
Режим реализации: занятия групп проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 5-10 минут.
Количественный состав группы: 11 человек.
Условия приема: принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Группа формируется в зависимости от начальных знаний и возраста детей.
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает именно практическая часть.
Принципы организации образовательной деятельности:
Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.
Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.
Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить обучаемых критически осмысливать и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
Наглядность. Объяснение материала на жизненных примерах или в процессе игры.
Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Непрочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.
Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Отличительные особенности программы
Программа предназначена для развития логики, формирования структурированного мышления, применения знаний на практике.
К основным отличительным особенностям настоящей программы можно отнести следующие пункты:
исследовательская и проектная деятельность;
направленность на развитие soft-компетенций.
№ | Разделы | Количество часов | Форма контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | 2 | - |
2 | Компьютерная азбука | 4 | 6 | 10 | Конференция |
3 | Операционная система | 4 | 6 | 10 | Конференция |
4 | 8 | 18 | 26 | Презентация результата. Конференция | |
5 | Освоение программы Microsoft Excel | 8 | 18 | 26 | Презентация результата. Конференция |
6 | Освоение программы Microsoft PowerPoint | 8 | 18 | 26 | Презентация результата. Конференция |
7 | Знакомство с алгоритмами | 2 | 8 | 10 | Конференция |
8 | Основы компьютерной безопасность | 4 | 4 | 8 | Конференция |
9 | Подготовка и итоговых работ | 2 | 16 | 18 | Защита итогового проекта |
| Итого: | 41 | 95 | 136 | |
Раздел 1. «Введение. Инструктаж по ТБ»
- Правила поведения в компьютерном классе;
- Инструктаж по технике безопасности при работе на ПК;
- Противопожарная безопасность;
- Функциональная организация ПК.
Раздел 2. «Компьютерная азбука»
- Системный блок;
- Монитор, клавиатура, мышь;
- Порты, разъемы;
- Виды современных компьютеров;
- Носители информации;
- Устройства ввода и вывода информации;
- Файлы и папки.
Раздел 3. «Операционная система»
- Понятие и основные функции операционной системы;
- Классификация операционных систем;
- Разновидности ОС Windows.
Раздел 4. «Освоение программы Microsoft Word»
- Текстовый процессор;
- Основные правила ввода текста, его редактирования;
- Создание таблиц и диаграмм;
- Важные клавиши;
- Форматирование.
Раздел 5. «Освоение программы Microsoft Excel»
- Структура таблицы. Основные функции;
- Типы формат данных;
- Основные операции с данными ячеек;
- Работа с данными, сортировка;
- Основные функции и их применение;
- Создание диаграммы;
Раздел 6. «Освоение программы Microsoft PowerPoint»
- Знакомство с PowerPoint;
- Вставка текста и рисунков, панель «Конструктор»;
- Дизайн;
- Создание переходов и гиперссылок, эффекты анимации;
- Демонстрация презентаций.
Раздел 7. «Знакомство с алгоритмами»
- Определение алгоритма;
- Виды алгоритмов;
- Решение задачи с помощью алгоритма.
Раздел 8. «Основы компьютерной безопасность»
- Основы работы в интернет пространстве;
- Общие сведения о безопасности в интернете;
- Проблемы интернет-зависимости;
- Вирусы и антивирусы.
Раздел 9. «Подготовка итоговых работ»
- Поиск, подбор информации для собственного проекта;
- Работа в командах, представление работ.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 4.1. Методическое обеспечениеМетоды обучения, применяемые в прохождении программы:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
а) иллюстративно-объяснительные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
а) индуктивные методы, дедуктивные методы;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
На занятиях используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:
развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать конструкции, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкой моторики;
воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду.
обучению основам конструирования, моделирования, автоматического управления с помощью компьютера и формированию соответствующих навыков.
Основными формами организации учебного занятия являются:
групповые учебно-практические и теоретические занятия;
Методы организации и осуществления занятий:
Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика).
Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).
Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).
Создание ситуаций творческого поиска.
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
Методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д., методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации образовательной программы:
участие в олимпиадах, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях,
презентация проектов обучающихся.
Компьютер с установленным программным обеспечением и доступом к сети интернет.
Компьютеры для обучающихся: 12 шт.
Оборудование для презентации: проектор, экран.
Система отслеживания, контроля и оценки результатов процесса обучения по данной программе имеет три основных элемента:
- Определение начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
- Текущий контроль в течение учебного года.
- Итоговый контроль.
Входной контроль осуществляется в начале обучения, имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся.
Входной контроль осуществляется в ходе первых занятий с помощью наблюдения педагога за работой обучающихся.
Текущий контроль проводится в течение учебного года. Цель текущего контроля – определить степень и скорость усвоения каждым ребенком материала и скорректировать программу обучения, если это требуется. Критерий текущего контроля – степень усвоения обучающимися содержания конкретного занятия. На каждом занятии преподаватель наблюдает и фиксирует:
- детей, легко справившихся с содержанием занятия;
- детей, отстающих в темпе или выполняющих задания с ошибками, недочетами;
- детей, совсем не справившихся с содержанием занятия.
Итоговый контроль проводится в конце обучения. Во время итогового контроля определяется фактическое состояние уровня знаний, умений, навыков ребенка, степень освоения материала по каждому изученному разделу и всей программе объединения.
Формы подведения итогов обучения:
индивидуальная устная/письменная проверка;
фронтальный опрос, беседа;
контрольные упражнения и тестовые задания;
внутригрупповые и межгрупповые соревнования, конкурсы.
Оценка результатов.
По итогам составляется таблица мониторинга образовательных результатов (см. ниже), в которой обучающиеся по каждой теме выходят на следующие уровни шкалы оценки:
Высокий результат – полное освоение содержания, освоение материала с небольшими пробелами;
Средний – базовый уровень;
Низкий – освоение материала на минимально допустимом уровне.
Таблица мониторинга результатов обучающихся
| Фамилия, Имя обучающегося | Уровень развития умений и навыков | |||||
Уровень владения терминологией и теоретическими знаниями по разделам программы | Уровень умений и навыков по решению практических задач | Умение работать в команде | |||||
начало обучения | конец обучения | начало обучения | конец обучения | начало обучения | конец обучения | ||
| | | | | | |
2. Формы отслеживания и контроля развивающих и воспитательных результатов:
оценка устойчивости интереса обучающихся к занятиям с помощью наблюдения педагога и самооценки обучающихся;
статистический учет сохранности контингента обучающихся;
наблюдение изменений в личности и поведении обучающихся с момента поступления в объединение и по мере их участия в деятельности;
индивидуальные и коллективные беседы с обучающимися;
сравнительный анализ успешности выполнения заданий обучающимися на начальном и последующих этапах освоения программы;
анализ творческих и проектных работ обучающихся;
создание банка индивидуальных творческих достижений воспитанников;
оценка степени участия и активности обучающегося в командных проектах.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httpbase.garant.ru/70291362/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 года № 1726-р. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/ajax/4429 (официальный сайт Министерства образования и науки РФ).
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 N 41. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168723/ (официальный сайт справочной правовой системы «КонсультантПлюс»).
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ № 295 от 15.04.2014 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://base.garant.ru/70643472/ https://base.garant.ru/70643472/#friends (информационно-правовой портал «Гарант»).
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://base.garant.ru/70106124/ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 497 от 23.05.2015 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://base.garant.ru/71044750/ https://base.garant.ru/71044750/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
6.2. Информационные источники для педагоговДодж, М. Эффективная работа: Excel 2002 [Текст] / М. Додж, К. Стинсон. – СПб: Питер, 2003.
Додж, М. Эффективная работа: Microsoft Office 2000 [Текст] / М. Додж, К. Стинсон. – СПб: Питер, 2004.
Макарова, Н. Информатика. Методическое пособие для учителей [Текст]/ Н. Макарова. – СПб: Питер, 2003.
Подласый, И.П. Педагогика. 100 вопросов, 100 ответов [Текст] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Задачник-практикум по информатике [Текст]: учебное пособие / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
Информатика. Энциклопедия [Текст]. – М.: Аванта, 2002.