Рабочая программа дополнительного образования «От творчества к мастерству. Истоки мастерства» (1–2 класс)

5
0
Материал опубликован 17 July 2020 в группе

Рабочая программа


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«От творчества к мастерству»


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

«Истоки мастерства»






Составитель:


Семова

Юлия Валерьевна,

педагог дополнительного образования



2019 год

Структура программы



I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Планируемые результаты.

III.Учебно-тематический план.

IV. Содержание рабочей программы.

V. Методическое обеспечение учебного процесса.

VI.Система контроля и оценивания результатов.

VII. Список рекомендуемой методической литературы.


Пояснительная записка

Характеристика, место и роль в образовательном процессе.

Рабочая программа первого года обучения разработана согласно главе 2 ст.15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", программа реализуется в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.

Первый год обучения - это ознакомительный уровень в комплексе освоения программы «От творчества к мастерству».

Реализация данной программы будет способствовать лучшему освоению основной программы «От творчества к мастерству», которая является базовой.

Требования к уровню подготовки учащихся

Прием учащихся в группу 1-го года обучения производится на добровольной основе без вступительных экзаменов и предварительного отбора.

Работа с учащимися 1-го года обучения начинается с вовлечения их в художественную учебную деятельность, способствующую их умственному и духовному развитию, а также дальнейшей социализации учащихся.

Программа 1 года обучения направлена на овладение учащимися простыми техниками работы бумагой, тканями; учащиеся вырабатывают навыки шитья, рисования, проявляют интерес к декоративно-прикладному творчеству. Осваивают технику работы с соблюдением правил безопасности труда, с такими инструментами, как ножницы, иглы учатся пользоваться карандашом, кисточкой, линейкой, клеем, шаблонами и трафаретами.

Программа 1 года обучения предлагает приобретение знаний и умений, учитывая возрастные особенности учащихся и освоение основных тем по курсам, а также навыки общения со своим коллективом, при создании условий для творческой фантазии учащихся, и воспитание интереса к народному творчеству.

На первом году обучения большое значение уделяется выявлению творческих способностей и одаренности учащихся (на занятиях используется индивидуальный подход). Система работы выстроена таким образом, что в течение года учащийся знакомится различными видами декоративно-прикладного творчества в объединении, учится выполнять несложные работы в разных техниках.



Срок реализации программы - 1 год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на первом году обучения, составляет 144 часа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (11 человек). Занятия проводятся в соответствии с расписанием - 2 раза в неделю по 2 учебных часа по 30-40 минут с перерывом 10 минут.

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и задач программы.

беседа с игровыми элементами;

игра-путешествие; 

викторины, соревнования, конкурсы;

лекция; 

учебная игра, ролевая игра; 

экскурсия; 

коллективное творческое дело (КТД); 

тематические задания по подгруппам;

практические занятия;

Цель программы: Формирование творческих способностей учащихся средствами художественно-эстетической деятельности.

Задачи программы

1. Обучающие:

познакомить с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

изучить основы конструирования и декорирования изделий из различных материалов;

обучить основам технологического процесса изготовления изделий;

2. Развивающие:

Развивать:

творческие способности учащихся путем создания условий для самореализации личности;

социальное поведение и умение работать в коллективе.

3. Воспитательные:

Воспитать:

уважительное и бережное отношение к народному творчеству;

художественный и эстетический вкус.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются Федеральные Государственные требования, отражающие все аспекты работы педагога с учащимися.



Программа содержит:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.



В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".



Методы обучения

наглядные методы (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

словесные методы (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практические методы (самостоятельное выполнение учащимися декоративных изделий, упражнения);

дидактические игры.



Чтобы научить учащегося самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их используются следующие педагогические технологии:

личностно-ориентированное обучение;

педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

технология КТД;

проблемное обучение;

коммуникативная технология;

игровые технологии. 



Описание материально-технических условий реализации учебной программы.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Материально-технические условия реализации предмета:

учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм

и правил.

столы;

стулья.

Планируемые результаты

В результате освоения данной образовательной программы у учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес и желание приобретать новые знания и умения.



Предметные результаты

Знает:

историю ремесел и рукоделия;

народные художественные промыслы России и родного края;

виды декоративно-прикладного творчества.



Метапредметные результаты.

Умеет:

корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

планировать деятельность;

составлять творческий проект;

создавать коллективные композиции.



Личностные результаты.

Может:

применять полученные знания на практике;

владеть навыками работы в коллективе;

выполнять самостоятельно работу;

сотрудничать со сверстниками;

работать с различными видами информации.


Учебно-тематический план 1 года обучения

Наименование разделов, тем

Всего час.

Теоретические

занятия

Практические

Занятия






Форма контроля

Курс «Истоки мастерства»

Раздел 1. «Поделки из бумаги  и картона» 

1.1

Вводное занятие. Знакомство с деятельностью объединения «Варенька»

1

1

 

 Игра «Что, где, когда?»   викторина

1.2

Изделия из бумаги и картона.

Открытки. Игрушки-гармошки

31

3

28

Выставка работ Инсценировка сказок Тестирование.

Раздел 2. «Пошив  игрушек»

2.1

Материалы  для работы (фетр, вискозное полотно)

1

1


Тестирование

2.2

 Веселый «Зоопарк»

31

3

28

 Выставка работ


Раздел 3. «Картины в технике мозаика»

4.1

Материалы для работы (салфетки бумажные, картон, цветная бумага)

1

1

 

Конкурс знатоков

5.2

Картины, открытки, панно

47

5

42

Выставка работ

Тестирование.

Раздел 4. «Поделки из пряжи»

6.1

История игрушки. Материалы  для работы (пряжа, нитки)

 1

1

 

Игровая прогр. «Бал игрушек

6.2

Пушистики, поделки из пряжи плоские и из помпонов

31

5

26

Выставка работ

Тестирование.


Итого

144

20

124


​​​​​​​

Содержание программы

«Истоки мастерства»


Раздел I. Поделки из бумаги и картона.

Тема 1.1 Вводное занятие. «Детское объединение «Варенька». Знакомство с объединением. Порядок и содержание работы. Правила поведения. Правила техники безопасности, организация рабочего места. Показ образцов готовых изделий.

Контроль: викторина «Виды декоративно-прикладного творчества». Игра «Что, где, когда?»



Тема 1.2. Изделия из бумаги и картона. Открытки. Игрушки-гармошки.

Теоретические занятия. Ознакомление с видами бумаги, их свойствами. Знакомство с терминами. Инструменты для работы с бумагой.

Практические занятия. Складывание бумаги в разных направлениях для того, чтобы детали фигурок были объёмными и имели возможность двигаться   Изготовление поделок из бумажных полосок: бабочка, рыбка, цветы, попугай, ёжик, солнышко.

Контроль: выставка работ



Раздел II. Пошив игрушек.

Тема 2.1. Игрушки-сувениры из фетра.

Теоретические занятия: Пошив игрушек из фетра. Наполнитель для игрушек. Ручные швы, технология их выполнения. Шов «вперед иголкой», «назад иголку» или «строчный шов», обметочный шов (через край). Инструменты для работы: игла, ножницы, шаблоны. Изучение правил переноса шаблона на ткань, увеличение шаблона. Техника безопасности.

Практические занятия: Пошив плоских и объемных игрушек.

Контроль: выставка работ



Тема 2.2. Веселый «Зоопарк».

Теоретические занятия: Виды животных. Материалы для пошива игрушек и виды отделки и фурнитура.

Практические занятия: Шьем игрушки–сувениры из фетра и вискозы: кот, собачка, мышь, зайчик, обезьянка, петух, свинка и др.

Контроль: выставка работ



Раздел III. Картины в технике мозаика.

Тема 3.1 Мозаика в декоративных работах.

Теоретические занятия: Из истории возникновения мозаики.

Мозаика и современность. Правила и последовательность работы с различными видами бумаги.

Практические занятия: Подбор материала. Изготовление поделок в технике мозаика из бумаги из бумажных шариков. Выбор темы и определение композиции панно. Подбор цветовой гаммы. Выполнение композиции. Оформление в рамку.

Контроль: выставка работ

Тема 3.2 Картины, открытки, панно.

Теоретические занятия: Знакомство с понятиями: картины, гобелены, панно. Способы изготовления. Их значение в украшении интерьера.

Практические занятия: Изготовление панно-мозаики в технике бумажный шарик, торцевание. Выбор темы и определение композиции панно. Подбор цветовой гаммы. Выполнение композиции. Оформление в рамку.

Контроль: выставка работ



Раздел IV. Поделки из пряжи

Тема 4.1 История игрушки.

Теоретические занятия: Знакомство с историей возникновения и развития игрушки. Игрушка в жизни человека. Как изменились игрушки с течением времени. Народные игрушки. Современная игрушка. Мастера игрушек.

Контроль: игровая программа «Бал игрушек»



Тема 4.2 «Пушистики», поделки из пряжи.

Теоретические занятия: Общие сведения о нитках и пряже (толщина, цвет). Подбор пряжи в соответствии с образом игрушки. Приспособления для изготовления игрушек. Изготовление помпонов, монтаж игрушки, декоративные элементы. Способ навешивания на картонный круг. Практические занятия: Подготовка материала к работе (нарезка пряжи). Изготовление украшений из пряжи способом наматывания, игрушек из помпонов, панно из пряжи. Работа с шаблонами. Использование дополнительных материалов для создания образа.

Контроль: выставка работ



Методическое обеспечение программы


Обучение первого года проходит в форме практической деятельности, с постановкой задач, под руководством педагога.

Занятия ведутся в групповой форме, но с индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Педагогу необходимо создать условия для проявления инициативы и самостоятельности учащегося.

Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех учащихся, независимо от уровня их подготовленности.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к учащимся. Практическая часть занимает большую часть времени на занятиях. На основе объяснений, а также восприятия предметов народных промыслов, учащиеся выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.



Система контроля и оценивания результатов

В процессе обучения педагог контролирует качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определёнными критериями показателей, а также осуществляет оперативное управление учебным процессом, обеспечивает выполнение обучающей, проверочной, воспитательной и корректирующей функций.

Освоение разделов программы могут контролироваться в форме проведения открытых занятий. А также с помощью анкетирования, тестирования учащихся объединения, их родителей.

Основной формой промежуточной аттестации по программе является тестирование с выполнением творческого задания и оформлением мини-выставки в конце первого и второго полугодия.

Данная программа создана для развития заинтересованности и работоспособности детей, а также для успешного освоения начального этапа обучения по программе "От творчества к мастерству". Поэтому уровень освоения программы детьми может определяться по их работе в течение всего процесса обучения по следующим критериям:

Высокий уровень освоения программы. Учащийся активно, с творческим интересом занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям. Готов помочь в работе. Работоспособен. Материал усваивается на высоком уровне. Инициативен. Фантазия и воображение активно развиты. Помогает другим.

Средний уровень освоения программы. Учащийся достаточно активно, занимается в коллективе. Уважительно относится к другим учащимся. Не слишком работоспособен, т.к. быстро утомляется. Материал усваивается частично. Фантазия и воображение достаточно развиты. Видны его желание и стремление развиваться.

Низкий уровень освоения программы. Недисциплинированность. Проявляет неуважение к коллективу. Пропускает занятия без уважительных причин. Плохо усваивает материал.







Список литературы для педагога:

1. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;

2. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;

3. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.




Список литературы для детей:

1.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.


2. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.


3. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.- Полигон С.-Петербург 1998.










Предполагаемые результаты работы

первого года обучения


Раздел «Поделки из бумаги и картона»


Знает:

историю возникновения бумаги, её виды и свойства;

правила по цветоведению;

технологию работы по бумагопластике;


Умеет:

работать с инструментами, различными материалами, шаблонами и приспособлениями;

подбирать цветовую гамму;

Владеет:

навыками работы в коллективе;

приемами изготовления плоских и объёмных композиций из бумаги.



Раздел. «Пошив игрушек»

Знает:

правила работы с выкройками;

основы цветоведения;

фактуру некоторых тканей;

разновидности швов и уметь с их помощью изготавливать плоские и объёмные мягкие игрушки;

приемы работы с аксессуарами (бисер, пайетки, пуговицы и т.д.);

правила пользования инструментами и приспособлениями;

виды наполнителей игрушек.

Умеет:

оформлять игрушку, применяя различную фурнитуру и отделочные материалы;

работать с ножницами по ткани и пряже;

пользоваться разным техникам изготовления игрушек;

Владеет:

знаниями и умениями по работе с тканями;

навыками работы в коллективе.

Раздел «Картины в технике мозаика»

Знает:

название изученных материалов и инструментов, их назначение;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

применение гофрированной, салфеточной, цветной бумаги;

способы и приемы скручивания бумаги;

Умеет:

правильно использовать инструменты в работе;

строго соблюдать правила безопасности труда;

самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, схеме);

экономно и рационально расходовать материалы;

выполнять работу в техниках мозаика из бумажных шариков, торцевание;

Владеет:

навыками работы с бумагой.


Раздел «Поделки из ниток»

Знает:

историю изготовления поделок их ниток;

виды и свойства пряжи, ниток, шпагата, джута;

инструменты: спицы, крючок, шпилька, тенериф, устройство для изготовление помпонов, нож, ножницы, швейные иглы, клей, правила техники безопасности при работе с ними;

приемы навешивания нитей;

Умеет:

создавать композиции с применением ниток;

выбирать нити для изделия;

работать по схемам;

давать словесный отчёт и анализировать свои изделия с помощью педагога, в отдельных случаях – самостоятельно.

Владеет:

навыками работы с нитками и приспособлениями.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.