Рабочая программа дополнительного образования «От творчества к мастерству. Истоки мастерства» (1–2 класс)
Рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«От творчества к мастерству»
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
«Истоки мастерства»
Составитель:
Семова
Юлия Валерьевна,
педагог дополнительного образования
2019 год
Структура программы
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Планируемые результаты.
III.Учебно-тематический план.
IV. Содержание рабочей программы.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
VI.Система контроля и оценивания результатов.
VII. Список рекомендуемой методической литературы.
Пояснительная записка
Характеристика, место и роль в образовательном процессе.
Рабочая программа первого года обучения разработана согласно главе 2 ст.15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", программа реализуется в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
Первый год обучения - это ознакомительный уровень в комплексе освоения программы «От творчества к мастерству».
Реализация данной программы будет способствовать лучшему освоению основной программы «От творчества к мастерству», которая является базовой.
Требования к уровню подготовки учащихся
Прием учащихся в группу 1-го года обучения производится на добровольной основе без вступительных экзаменов и предварительного отбора.
Работа с учащимися 1-го года обучения начинается с вовлечения их в художественную учебную деятельность, способствующую их умственному и духовному развитию, а также дальнейшей социализации учащихся.
Программа 1 года обучения направлена на овладение учащимися простыми техниками работы бумагой, тканями; учащиеся вырабатывают навыки шитья, рисования, проявляют интерес к декоративно-прикладному творчеству. Осваивают технику работы с соблюдением правил безопасности труда, с такими инструментами, как ножницы, иглы учатся пользоваться карандашом, кисточкой, линейкой, клеем, шаблонами и трафаретами.
Программа 1 года обучения предлагает приобретение знаний и умений, учитывая возрастные особенности учащихся и освоение основных тем по курсам, а также навыки общения со своим коллективом, при создании условий для творческой фантазии учащихся, и воспитание интереса к народному творчеству.
На первом году обучения большое значение уделяется выявлению творческих способностей и одаренности учащихся (на занятиях используется индивидуальный подход). Система работы выстроена таким образом, что в течение года учащийся знакомится различными видами декоративно-прикладного творчества в объединении, учится выполнять несложные работы в разных техниках.
Срок реализации программы - 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на первом году обучения, составляет 144 часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (11 человек). Занятия проводятся в соответствии с расписанием - 2 раза в неделю по 2 учебных часа по 30-40 минут с перерывом 10 минут.
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и задач программы.
беседа с игровыми элементами;
игра-путешествие;
викторины, соревнования, конкурсы;
лекция;
учебная игра, ролевая игра;
экскурсия;
коллективное творческое дело (КТД);
тематические задания по подгруппам;
практические занятия;
Цель программы: Формирование творческих способностей учащихся средствами художественно-эстетической деятельности.
Задачи программы
1. Обучающие:
познакомить с историей возникновения и развития разных видов ремесел;
изучить основы конструирования и декорирования изделий из различных материалов;
обучить основам технологического процесса изготовления изделий;
2. Развивающие:
Развивать:
творческие способности учащихся путем создания условий для самореализации личности;
социальное поведение и умение работать в коллективе.
3. Воспитательные:
Воспитать:
уважительное и бережное отношение к народному творчеству;
художественный и эстетический вкус.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются Федеральные Государственные требования, отражающие все аспекты работы педагога с учащимися.
Программа содержит:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки учащихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения
наглядные методы (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
словесные методы (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практические методы (самостоятельное выполнение учащимися декоративных изделий, упражнения);
дидактические игры.
Чтобы научить учащегося самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их используются следующие педагогические технологии:
личностно-ориентированное обучение;
педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
технология КТД;
проблемное обучение;
коммуникативная технология;
игровые технологии.
Описание материально-технических условий реализации учебной программы.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-технические условия реализации предмета:
• учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм
и правил.
• столы;
• стулья.
Планируемые результаты
В результате освоения данной образовательной программы у учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес и желание приобретать новые знания и умения.
Предметные результаты
Знает:
историю ремесел и рукоделия;
народные художественные промыслы России и родного края;
виды декоративно-прикладного творчества.
Метапредметные результаты.
Умеет:
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
планировать деятельность;
составлять творческий проект;
создавать коллективные композиции.
Личностные результаты.
Может:
применять полученные знания на практике;
владеть навыками работы в коллективе;
выполнять самостоятельно работу;
сотрудничать со сверстниками;
работать с различными видами информации.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Наименование разделов, тем | Всего час. | Теоретические занятия | Практические Занятия | Форма контроля |
Курс «Истоки мастерства» | |||||
Раздел 1. «Поделки из бумаги и картона» | |||||
1.1 | Вводное занятие. Знакомство с деятельностью объединения «Варенька» | 1 | 1 |
| Игра «Что, где, когда?» викторина |
1.2 | Изделия из бумаги и картона. Открытки. Игрушки-гармошки | 31 | 3 | 28 | Выставка работ Инсценировка сказок Тестирование. |
Раздел 2. «Пошив игрушек» | |||||
2.1 | Материалы для работы (фетр, вискозное полотно) | 1 | 1 | Тестирование | |
2.2 | Веселый «Зоопарк» | 31 | 3 | 28 | Выставка работ |
Раздел 3. «Картины в технике мозаика» | |||||
4.1 | Материалы для работы (салфетки бумажные, картон, цветная бумага) | 1 | 1 |
| Конкурс знатоков |
5.2 | Картины, открытки, панно | 47 | 5 | 42 | Выставка работ Тестирование. |
Раздел 4. «Поделки из пряжи» | |||||
6.1 | История игрушки. Материалы для работы (пряжа, нитки) | 1 | 1 |
| Игровая прогр. «Бал игрушек |
6.2 | Пушистики, поделки из пряжи плоские и из помпонов | 31 | 5 | 26 | Выставка работ Тестирование. |
Итого | 144 | 20 | 124 |
Содержание программы
«Истоки мастерства»
Раздел I. Поделки из бумаги и картона.
Тема 1.1 Вводное занятие. «Детское объединение «Варенька». Знакомство с объединением. Порядок и содержание работы. Правила поведения. Правила техники безопасности, организация рабочего места. Показ образцов готовых изделий.
Контроль: викторина «Виды декоративно-прикладного творчества». Игра «Что, где, когда?»
Тема 1.2. Изделия из бумаги и картона. Открытки. Игрушки-гармошки.
Теоретические занятия. Ознакомление с видами бумаги, их свойствами. Знакомство с терминами. Инструменты для работы с бумагой.
Практические занятия. Складывание бумаги в разных направлениях для того, чтобы детали фигурок были объёмными и имели возможность двигаться Изготовление поделок из бумажных полосок: бабочка, рыбка, цветы, попугай, ёжик, солнышко.
Контроль: выставка работ
Раздел II. Пошив игрушек.
Тема 2.1. Игрушки-сувениры из фетра.
Теоретические занятия: Пошив игрушек из фетра. Наполнитель для игрушек. Ручные швы, технология их выполнения. Шов «вперед иголкой», «назад иголку» или «строчный шов», обметочный шов (через край). Инструменты для работы: игла, ножницы, шаблоны. Изучение правил переноса шаблона на ткань, увеличение шаблона. Техника безопасности.
Практические занятия: Пошив плоских и объемных игрушек.
Контроль: выставка работ
Тема 2.2. Веселый «Зоопарк».
Теоретические занятия: Виды животных. Материалы для пошива игрушек и виды отделки и фурнитура.
Практические занятия: Шьем игрушки–сувениры из фетра и вискозы: кот, собачка, мышь, зайчик, обезьянка, петух, свинка и др.
Контроль: выставка работ
Раздел III. Картины в технике мозаика.
Тема 3.1 Мозаика в декоративных работах.
Теоретические занятия: Из истории возникновения мозаики.
Мозаика и современность. Правила и последовательность работы с различными видами бумаги.
Практические занятия: Подбор материала. Изготовление поделок в технике мозаика из бумаги из бумажных шариков. Выбор темы и определение композиции панно. Подбор цветовой гаммы. Выполнение композиции. Оформление в рамку.
Контроль: выставка работ
Тема 3.2 Картины, открытки, панно.Теоретические занятия: Знакомство с понятиями: картины, гобелены, панно. Способы изготовления. Их значение в украшении интерьера.
Практические занятия: Изготовление панно-мозаики в технике бумажный шарик, торцевание. Выбор темы и определение композиции панно. Подбор цветовой гаммы. Выполнение композиции. Оформление в рамку.
Контроль: выставка работ
Раздел IV. Поделки из пряжи
Тема 4.1 История игрушки.
Теоретические занятия: Знакомство с историей возникновения и развития игрушки. Игрушка в жизни человека. Как изменились игрушки с течением времени. Народные игрушки. Современная игрушка. Мастера игрушек.
Контроль: игровая программа «Бал игрушек»
Тема 4.2 «Пушистики», поделки из пряжи.
Теоретические занятия: Общие сведения о нитках и пряже (толщина, цвет). Подбор пряжи в соответствии с образом игрушки. Приспособления для изготовления игрушек. Изготовление помпонов, монтаж игрушки, декоративные элементы. Способ навешивания на картонный круг. Практические занятия: Подготовка материала к работе (нарезка пряжи). Изготовление украшений из пряжи способом наматывания, игрушек из помпонов, панно из пряжи. Работа с шаблонами. Использование дополнительных материалов для создания образа.
Контроль: выставка работ
Методическое обеспечение программы
Обучение первого года проходит в форме практической деятельности, с постановкой задач, под руководством педагога.
Занятия ведутся в групповой форме, но с индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Педагогу необходимо создать условия для проявления инициативы и самостоятельности учащегося.
Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех учащихся, независимо от уровня их подготовленности.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к учащимся. Практическая часть занимает большую часть времени на занятиях. На основе объяснений, а также восприятия предметов народных промыслов, учащиеся выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.
Система контроля и оценивания результатов
В процессе обучения педагог контролирует качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определёнными критериями показателей, а также осуществляет оперативное управление учебным процессом, обеспечивает выполнение обучающей, проверочной, воспитательной и корректирующей функций.
Освоение разделов программы могут контролироваться в форме проведения открытых занятий. А также с помощью анкетирования, тестирования учащихся объединения, их родителей.
Основной формой промежуточной аттестации по программе является тестирование с выполнением творческого задания и оформлением мини-выставки в конце первого и второго полугодия.
Данная программа создана для развития заинтересованности и работоспособности детей, а также для успешного освоения начального этапа обучения по программе "От творчества к мастерству". Поэтому уровень освоения программы детьми может определяться по их работе в течение всего процесса обучения по следующим критериям:
Высокий уровень освоения программы. Учащийся активно, с творческим интересом занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям. Готов помочь в работе. Работоспособен. Материал усваивается на высоком уровне. Инициативен. Фантазия и воображение активно развиты. Помогает другим.
Средний уровень освоения программы. Учащийся достаточно активно, занимается в коллективе. Уважительно относится к другим учащимся. Не слишком работоспособен, т.к. быстро утомляется. Материал усваивается частично. Фантазия и воображение достаточно развиты. Видны его желание и стремление развиваться.
Низкий уровень освоения программы. Недисциплинированность. Проявляет неуважение к коллективу. Пропускает занятия без уважительных причин. Плохо усваивает материал.
Список литературы для педагога:
1. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
2. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
3. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
Список литературы для детей:
1.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
2. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
3. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.- Полигон С.-Петербург 1998.
Предполагаемые результаты работы
первого года обучения
Раздел «Поделки из бумаги и картона»
Знает:
историю возникновения бумаги, её виды и свойства;
правила по цветоведению;
технологию работы по бумагопластике;
Умеет:
работать с инструментами, различными материалами, шаблонами и приспособлениями;
подбирать цветовую гамму;
Владеет:
навыками работы в коллективе;
приемами изготовления плоских и объёмных композиций из бумаги.
Раздел. «Пошив игрушек»
Знает:
правила работы с выкройками;
основы цветоведения;
фактуру некоторых тканей;
разновидности швов и уметь с их помощью изготавливать плоские и объёмные мягкие игрушки;
приемы работы с аксессуарами (бисер, пайетки, пуговицы и т.д.);
правила пользования инструментами и приспособлениями;
виды наполнителей игрушек.
Умеет:
оформлять игрушку, применяя различную фурнитуру и отделочные материалы;
работать с ножницами по ткани и пряже;
пользоваться разным техникам изготовления игрушек;
Владеет:
знаниями и умениями по работе с тканями;
навыками работы в коллективе.
Раздел «Картины в технике мозаика»
Знает:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
применение гофрированной, салфеточной, цветной бумаги;
способы и приемы скручивания бумаги;
Умеет:
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, схеме);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в техниках мозаика из бумажных шариков, торцевание;
Владеет:
навыками работы с бумагой.
Раздел «Поделки из ниток»
Знает:
историю изготовления поделок их ниток;
виды и свойства пряжи, ниток, шпагата, джута;
инструменты: спицы, крючок, шпилька, тенериф, устройство для изготовление помпонов, нож, ножницы, швейные иглы, клей, правила техники безопасности при работе с ними;
приемы навешивания нитей;
Умеет:
создавать композиции с применением ниток;
выбирать нити для изделия;
работать по схемам;
давать словесный отчёт и анализировать свои изделия с помощью педагога, в отдельных случаях – самостоятельно.
Владеет:
навыками работы с нитками и приспособлениями.