Статья «Проектирование и особенности реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творческом объединении «У истоков мастерства»
Пояснительная записка к презентации
Проектирование и особенности реализация индивидуального
образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творческом объединении «У истоков мастерства»
Улитина Лариса Евгеньевна, педагог дополнительного
образования МБУ ДО Велижский ДДТ
В МБУ ДО Велижский ДДТ в рамках освоения общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «У истоков мастерства» был разработан и реализуется индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Мы готовы поделиться опытом работы в данном направлении.
Для погружения в тему разговора предлагаю рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя широкий спектр особенностей и факторов развития ребенка, должен раскрывать нюансы его индивидуальности и отвечать образовательным потребностям каждого отдельно взятого ребенка.
К факторам индивидуального развития ребенка, которые необходимо учитывать при составлении индивидуального маршрута, относятся следующие: возрастные особенности, половые различия, особенности темперамента ребенка, познавательные процессы, способности, знания, умения, навыки, привычки, интересы, самооценка, увлечения, убеждения, характерологические особенности и многое-многое другое.
Соответственно при разработке индивидуального маршрута для ребенка и особенно для ребенка с особыми образовательными потребностями, мы учитывали все вышеперечисленные факторы. Помочь в этом может первоначальная диагностика ребенка, которая даст вам ответы на многие вопросы, касаемо индивидуальных отличий ребенка от сверстников (это и наблюдение, и тестирования, и проективные методики, и беседа с педагогами, родителями).
Итак, индивидуальный образовательный маршрут для развития ребенка с ОВЗ в дополнительном образовании проектируется в рамках освоения содержания образовательной программы детского объединения с учетом выявленных в ходе мониторинга проблем данного ребенка и направлен на развитие и преодоление трудностей в обучении и социализации.
Первый этап моей работы заключался в беседе с родителями и врачом педиатром. В процессе беседы обозначается конкретная проблема данного ребенка, выясняется, чем она вызвана (например, у одного воспитанника инвалидность по заболеванию центральной нервной системы и отсюда последствия - тремор и эпилепсия, у другого - гидроцефалия головного мозга, соответственно наблюдается низкий уровень пространственно-временной ориентировки, процессы мышления замедленны; склонность к юмору, эйфории, апатии; наблюдается снижение работоспособности).
Общим итогом проведенной беседы является понимание дальнейшей цели пребывания ребенка в творческом объединении и создание определенных условий дальнейшего совместного взаимодействия.
Второй этап: на основании полученных данных педагог проектирует индивидуальный образовательный маршрут ребенка, осуществляя подбор специальных заданий в рамках уже действующей образовательной программы, разрабатывает коррекционные игры и упражнения. Составляя индивидуальные образовательные маршруты для того или иного ребенка, я опиралась на содержание базовой программы «У истоков мастерства».
В структуру индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья входят следующие позиции:
Ф.И. обучающегося _______________________________________
Ф.И.О. педагога __________________________________________
1. Сведения о ребёнке
Дата рождения
Краткая характеристика ребёнка, где указываются трудности при усвоении материала, особенности поведения в связи с заболеванием.
2. Социальная характеристика семьи
Мать ____________________________________________________
Отец ____________________________________________________
Степень участия в воспитании:
Условия проживания, условия быта
4. Долгосрочная цель сопровождения
5. Задачи
6. Возможные риски в связи с заболеванием
7. Предполагаемые результаты
8. Содержание работы
Работу планирую по месяцам.
В разделе «задачи» определяю направление в работе по коррекции поведения, создание специальных условий для освоения образовательной программы и социальной адаптации. Далее указываю тему занятия по общеобразовательной программе «У истоков мастерства».
В раздел «Содержание работы» включаю те задания, которые в рамках содержания основного занятия чередуются со специально подобранными играми и упражнениями, позволяющими снять психоэмоциональное напряжение. Например, на занятиях часто использую:
- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер, которые влияют на развитие коммуникативных навыков и способствуют улучшению взаимоотношений с окружающими, снимают страхи, повышают уверенность в себе, снижают агрессию и ослабляют негативные эмоции - упражнения «Разыщи радость»;
- задания, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, такие как «Четвертый лишний» на развитие произвольного внимания, «Танграм» - на развитие сообразительности»;
- приемы глинотерапии - упражнения «Мое настроение», «Моя нехочуха;
- релаксационные психогимнастические упражнения на расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д. - релаксация «Добрый – злой, веселый – грустный», «Кулачки», «Поза покоя», сопровождающиеся чтением стихотворений или спокойной музыкой.
На занятиях всегда звучит музыка: дети слушают произведения Петра Ильича Чайковского, Антонио Вивальди, звуки природы, русские народные мелодии в соответствии с темой занятия, что благоприятно влияет на нервную систему детей.
В данном разделе не указываю конкретные даты, т.к. заранее не известно самочувствие ребенка или возникшие определенные трудности.
При составлении индивидуального образовательного маршрута по общеобразовательной программе мною предусмотрена возможность:
- частичного выполнения общей образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка;
- альтернативного замещения трудно выполнимых заданий.
С этой целью я использую следующие методы, приемы, формы работы и способы деятельности:
- неоднократное индивидуальное повторение инструкции, указания;
- объяснение материала в парах, в малой группе;
- выявление понимания инструкции, задания;
- поэтапное (пооперационное) выполнение задания, предложение соответствующих предметно-операционных карт;
- демонстрация образца выполнения задания с одновременным участием в данном процессе ребенка;
- выполнение задания в парах, в малой группе;
- индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную направленность.
В своей профессиональной деятельности я столкнулась с двумя основными группами детей с особенностями в развитии.
Первая группа – дети спокойные, сострадательные, но с такими особенностями в развитии, которые не позволяют им выполнять самые простые операции. В этом случае все основные приемы лепки я сначала делаю вместе с ребенком, направляя его руки своими руками, затем предлагаю эту же игрушку сделать самостоятельно, а конечный результат подправляю так, чтобы можно было его сохранить и обжечь в муфельной печи.
Вторая группа – это дети, которые физически могли бы справиться с заданием, но первое же препятствие сразу делает их уставшими, недовольными и раздражительными. Они начинают громко взывать о помощи.
Такая реакция на трудности бывает и у обычных детей, и нужно учить их преодолевать эти негативные эмоции. Для эмоциональной разрядки я предлагаю ребенку слепить свою «нехочуху» и «немогуху», и всѐ превращается в смех и шутку, а дальше они сами в эту игру играют и даже начинают помогать своими советами другим, что служит хорошим примером самовоспитания.
Но в случае детей с особенностями в развитии это эмоциональное состояние выводит их из баланса настолько, что у них не получается даже то, что они уже легко делали самостоятельно. В этом случаи приходят на помощь релаксационные и дыхательные упражнения. Занятия с такими детьми сводятся к двум вариантам.
Первый вариант. Если на занятиях нет возможности уделить такому ребенку много времени, придумываю ему задание, с которым он, наверняка, справится сам и успокоится, а затем в течение занятия понемногу усложняю данное задание, если он это уже принимает, сохраняя интерес к работе. В этой ситуации главное, чтобы ребенок оставался на занятии деятельным, и его руки «возились» с глиной. А любое «общение» с глиной, как с очень чистым природным материалом, само по себе полезно, независимо от того, слепилось что-то или нет. Полезно также то, что у ребенка осталось ощущение выполненной и одобренной педагогом работы, что дает ему внутренний покой. Это единственное, что можно сделать в этом случае для такого ребенка, так как у него нет еще силы, как у обычных детей, «видеть» и справляться со своими внутренними «врагами».
Второй вариант. Основная группа детей может работать самостоятельно, и появляется возможность поработать с «особым» ребенком индивидуально. В данной ситуации многое зависит от поведения ребенка. Одни дети постоянно просят о помощи, но когда им помогаешь, они не хотят включаться в работу. Такие дети становятся еще более инертными и надеются только на внешнюю помощь. К тому же, у них вырабатывается ложное чувство – они гордятся, и даже хвастаются, «своими» работами, к которым практически не прикоснулись. Моя задача состоит в мотивации данных детей, так как очень важно, чтобы они сделали хоть что-нибудь, но своими руками. Только по индивидуальным творческим работам можно отслеживать реальный процесс развития и обучения ребенка. Других же детей, хотя они и просят о помощи, обижает, если кто-то выполняет за них работу. Я поддерживаю их стремление самостоятельно выполнить еѐ, много раз показываю, как делать каждую деталь и как правильно найти место для этой детали, надежно присоединить ее, а затем превращаю изделие обратно в комочек глины и ребенку предлагаю сделать все самому. В процессе творческой работы играем в развивающие игры.
Дети творческого объединения «У истоков мастерства» чувствуют себя «хозяевами» мастерской и в процессе работы, и по ее окончанию (с удовольствием поддерживают порядок и чистоту). В мастерской организована постоянно действующая выставка творческих работ обучающихся, в рамках которой дети могут сами вносить изменения в композицию, создавать свои сюжеты.
Главным украшением Велижского Дома детского творчества также являются детские работы, что создает комфорт и доброжелательную атмосферу.
Очень важным моментом после составления индивидуального образовательного маршрута является процедура отслеживания его реализации и внесение своевременных необходимых корректив, если таковые потребуются.
Изменения и коррекция развития ребенка отслеживаются в течение года с помощью диагностических обследований разного рода:
- наблюдение за процессом и результатом деятельности;
- тестирование (тесты достижений, тесты деятельности и др.);
- выполнения графических упражнений.
Работа с детьми с ОВЗ в ДДТ посредством реализации индивидуального образовательного маршрута привела
- к положительным результатам в обучении, развитии и социализации данной категории детей: они активно участвуют в массовых мероприятиях Дома творчества, результативно в муниципальных и региональных конкурсах (работы неоднократно были отмечены грамотами и дипломами разной степени),
- к удовлетворению запросов и потребностей родителей данной категории детей,
-и нашла положительный отклик в сердцах педагогов.
Ватолина Светлана Анатольевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Улитина Лариса Евгеньевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Порошина Ольга Анатольевна
Тарабрина Екатерина Владимировна