Образовательный проект на тему: Клуб английского языка «Discover English» как инновационная площадка для формирования иноязычного мышления обучающихся сельской школы»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: Клуб английского языка «Discover English»
как инновационная площадка для формирования иноязычного мышления обучающихся сельской школы»
Срок реализации: 2021-2026 учебный год
Автор: Короткова Анна Васильевна,
учитель английского языка
МБОУ «Юркинской СОШ»
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Краткая аннотация проекта
2. Обоснование необходимости проекта
3. Цели и задачи проекта
4. Содержание проекта
4.1 Исследование мотивации и качества образования (входное анкетирование по методу Н.Г.Лускановой)
4.2 Интерактивные методы обучения
5. Ресурсное обеспечение педагогического опыта
6. Партнеры
7. Целевая аудитория
8. Этапы реализации проекта
9. План реализации проекта
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект
11. Перспективы дальнейшего развития
12. Список литературы
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
В основе реализации проекта лежит создание английского клуба «Discover English» для внедрения инновационных технологий, современных форм взаимодействия и организации урочной, внеурочной и дистанционной образовательной, экспериментальной деятельности, исследования эффективности использования интерактивных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка, обеспечения благоприятного личностного развития, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности. В проекте представлены цели, задачи проекта, технологии применения интерактивных методов обучения английскому языку, инновационных технологий с целью повышения мотивации и качества образования, ресурсное обеспечение данного образовательного проекта, партнеры, целевая аудитория, этапы и план реализации проекта, ожидаемые результаты и социальный эффект, перспективы дальнейшего развития по созданию условий, направленных на формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. В проекте обоснована актуальность темы исследования, определены проблема и степень ее разработанности, цель, задачи, предмет и объект, теоретическое и методологическое основание, источники, этапы, представлены результаты анкетирования, результаты учебной и внеучебной деятельности, материалы, используемые в обучении.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Согласно Программе развития МБОУ Юркинской СОШ на 2016-2021 гг., ее основная цель - обеспечение непрерывного развития образовательной и воспитательной систем школы в инновационном режиме с целью достижения более высокого уровня образования, обновления структуры и содержания образования, сохранения фундаментальности и развития практической направленности. В рамках данной Программы систематически проводятся олимпиады, фестивали, различные конкурсы творческих работ обучающихся, активно реализуется план-график развития профессиональных компетентностей педагогического коллектива школы с учетом новых тенденций в образовании, школа активно взаимодействует с родителями обучающихся и общественностью поселения. Однако комплексный анализ результатов работы школы по данному направлению деятельности позволяет выделить основные проблемы и трудности ее осуществления. Использование SWOT-анализа (Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats Analisys), применяемого для оценки факторов и явлений, влияющих на проект, позволило выявить противоречия (сильные и слабые стороны проекта), благоприятные возможности и риски реализации проекта.
Сильные стороны:
• наличие мультимедийного оборудования в кабинетах образовательной организации;
• наличие современной методической литературы по теме проекта;
• рост числа учащихся и учителей, активно использующих Интернет-ресурсы;
• преподавание предмета как средства личностного развития и социализации каждого обучающегося;
• комфортность условий пребывания;
• результативность участия в предметных олимпиадах и конкурсах;
• активная позиция школы в социокультурном и образовательном пространстве.
Слабые стороны:
• недостаточная оснащённость техническими средствами обучения в рамках проекта;
• низкая коммуникативная и информационная компетенции у некоторых обучающихся и учителей;
• нехватка временного ресурса.
Благоприятные возможности реализации проекта:
• развитие творческой среды школы;
• совершенствование школьной инфраструктуры;
• развитие мотивационной среды образовательного процесса;
• создание условий личностного развития всех участников образовательного процесса;
• перспективность развития образовательной системы школы.
Риски реализации проекта:
• настороженность родителей к внедрению инновационной площадки в образовательный процесс (консервативность взрослых, нежелание что-то менять в образовании их детей, применять ИКТ в образовательном процессе);
• недостаточное оснащение материально-технической базы приведет к невозможности выполнения поставленных задач;
• повышение требований к подготовке и значительные временные затраты повлечет снижение мотивации педагога.
Все вышеперечисленные проблемы относятся к социальнопсихологическим и устранимы, путем выстраивания диалога между всеми участниками образовательного процесса: учителями, обучающимися и родителями. Значительное количество школьников на сегодняшний день не имеет доступа к качественным образовательным услугам, так как школа находится в сельской местности и поселение не владеет достаточными техническими ресурсами. Профессиональную деятельность осуществляют педагоги и психологи, не получившие специальной подготовки в рамках повышения квалификации. Сегодня эта подготовка содержательно и организационно должна быть поставлена на новый, отвечающий самым современным запросам социума уровень. Отсутствуют механизмы распространения новых подходов к реализации образовательных программ и технологий работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень интеллектуальных способностей и имеющих высокие достижения в учебной и внеучебной деятельности. Обучающиеся школы показывают высокие результаты во всероссийских конкурсах, турнирах и олимпиадах на региональном уровне, получают приглашения на финальные этапы соответствующих мероприятий, однако не все имеют финансовую возможность выехать за пределы поселения или района. Социальные партнеры школы, а именно: Региональный лингвистический ресурсный центр на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.», МИО не включены в работу с обучающимися из-за низкой мотивации к сотрудничеству. Для решения выявленных проблем, в рамках проекта, к 2026 году планируется создать образовательную среду, соответствующую запросам социума сельского поселения.
Научная новизна проекта.
Данный проект предполагает создание «Английского клуба «Discover English» - инновационной площадки на базе МБОУ «Юркинская СОШ» с использованием таких инновационных технологий и интерактивных методов в обучении иностранному языку, как:
технология перевернутого обучения; Модель «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии смешанного обучения (Blended Learning) используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала. Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения.
сингапурские образовательные структуры;
внедрение системы непрерывного образования в условиях общеобразовательной школы;
и другие.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Необходимость решения проблемы определило основную цель проекта – создание условий для развития коммуникативной и информационно-коммуникационной компетентностей всех участников данного практико-ориентированного проекта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи проекта:
провести анализ исследований по проблемам мотивации учебной деятельности и её специфики при изучении английского языка.
выявить психологические особенности мотивации школьников к изучению английского языка.
в ходе диагностики определить условия развития мотивации школьников к изучению английского языка на основе осознания или практической ценности владения иностранным языком, интереса к особенностям языка и культуры народа, и опыта общения на английском языке в игровых и реалистических ситуациях;
изучить и обобщить передовой опыт использования интерактивных методов обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС;
выбрать наиболее востребованные технологии применения интерактивных методов и приемов обучения для повышения качества образования и для оказания помощи учащимся в реализации познавательного творческого потенциала;
разработать и использовать новые виды учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и систематизирующей направленности, активизирующих учебную деятельность учащихся;
внедрение в учебный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов;
провести анкетирование участников образовательного процесса и анализ сформированности ключевых компетенций учащихся на начало и конец реализации проекта;
диссеминировать (распространить) педагогический опыт учителей-участников проекта;
создать банк учебных материалов по каждой теме с использованием интерактивных методов;
внедрить интерактивные методы обучения в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку;
разработать план и организовать проведение урочных и внеурочных мероприятий, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению английского языка;
мониторинг промежуточных результатов использования интерактивных методов обучения, влияющих на мотивацию обучающихся к изучению английского языка;
корректировать план дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.
Кодекс клуба, которым должен руководствоваться учитель в своей педагогической деятельности:
Побуждать интерес к учебе и желание изучать английский язык;
Стремиться быть направляющим в процессе обучения;
Знать свой предмет и всегда приходить на урок с удовольствием, быть эрудированным, интересным, не повышать голос без причины;
Быть строгим, общительным, но не болтливым, понятно объяснять, давать советы, если это необходимо;
Быть наставником, уметь зажечь искру интереса и повести за собой;
Давать знания не только интересные, но и имеющие практическую направленность.
Принципы взаимодействия участников клуба:
Научности;
Открытости;
Доступности;
Демокатичности;
Успешности.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
4.1 Исследование мотивации и качества образования (входное анкетирование по методу Н.Г.Лускановой).
Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений. Специфику обучения иностранным языкам в школе рассматривали И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, вопросы психолингвистического сопровождения процесса обучения иностранным языкам А.А. Леонтьев и психологические механизмы овладения иностранным языком Б.В. Беляев. Ценный вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В. Хеннинг, Л.И. Бажович и А.К. Маркова. 10 Изучение мотивации при обучении английскому языку позволит повысить качество знаний и интерес к предмету. Для решения данной проблемы была проведена диагностика по отслеживанию уровня мотивации к изучению предмета «Английский язык» по следующим параметрам:
заинтересованность в усвоении английского языка;
престиж в знании языка;
влияние семьи на необходимость изучения языка;
роль учителя и методов обучения в преподавании предмета.
По результатам анкетирования все родители убеждены в том, что в настоящее время необходимо знать английский язык. Только 30% детей действительно сами заинтересованы в изучении иностранного языка. Родители отмечают снижение интереса к изучению английского языка из-за трудностей учебного материала и возрастающей учебной нагрузке по всем предметам. Этот факт подтверждает более 50% детей. По результатам повторной (промежуточной) диагностики, которая будет проводиться в мае 2020 года, прерогативы учащихся должны измениться благодаря использованию интерактивных методов обучения английскому языку.
4.2 Интерактивные методы обучения.
Поиск эффективных технологий, путей и методов, приемов и средств развития различных умений и навыков обучения иноязычному общению ведется давно. Особенно значимой и актуальной эта проблема становится сегодня в контексте ФГОС нового поколения. На сегодняшний день существует множество различных методик и способов преподавания английского языка. Это – фундаментальная методика, классический подход к изучению английского языка, коммуникативный метод, интенсивная методика и многие другие. В зависимости от поставленных целей учителя английского языка сегодня активно используют самые разные 11 образовательные технологии: объяснительно-иллюстративное обучение, личностно-ориентированные, технологии развивающего обучения и реализуют их посредством применения разнообразных методов и форм работы, таких как ТРКМ, метод проектов, разноуровневое обучение, интерактивные технологии, нетрадиционные формы уроков и многое другое. В образовании получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и учащихся: Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и учащихся, где преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а учащихся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащихся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, учащиеся и преподаватель находятся на равных правах. Интерактивный метод (Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Задачами интерактивных форм обучения являются:
пробуждение интереса у обучающихся;
эффективное усвоение учебного материала;
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из 12 предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
формирование собственного мнения у обучающихся;
формирование жизненных и профессиональных навыков. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
1. Сингапурские обучающие структуры.
Одной из перспективных интерактивных технологий является сингапурский метод обучения. Сингапурские обучающие структуры называют и методом, и методикой, и технологией. Но это скорее не методы, а формы управления учебным процессом. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды. В целом „сингапурская“ методика — это общая методика менеджмента и управления учебным процессом, дающая такой инструмент, как обучающие структуры. Она не дает методические знания по конкретному предмету. Она, как здание с голыми стенами, должна быть заполнена содержанием каждым учителем индивидуально. Чтобы начать работать с новыми структурами, не обязательно иметь опыт работы с ними. Не понадобится кардинальной перестройки всего урока и немедленной смены стиля преподавания. Можно начать с одной структуры на одном из этапов урока и постепенно приучать детей к позитивному взаимодействию. Важно, чтобы задание было простым, доступным и понятным каждому обучаемому, чтобы каждый шаг имел четкие инструкции и критерии оценивания, иначе в структурах могут разочароваться как ученики, так и учитель. В Сингапурской системе задействован во время урока весь класс. Скучающих учащихся на уроке не будет никогда, так как каждый задействован. В течение урока дети работают по 4 человека за партой. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. У каждого ученика есть ―shoulder partner (партнер по плечу) и ―face partner (партнер, который сидит напротив) и свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Manage Mat). На уроке для организации учебного процесса учитель использует мыслительные приемы и обучающие структуры. Американский профессор Спенсер Каган разработал более 200 обучающих структур для организации работы в парах и группах. Все названия приемов и структур, по требованию компании «Educare», даются по-английски. По принципу образования они разделяются на работу команд (Round «Раунд») и пар (Rally- «Релли»). Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет. Если вы впервые читаете способы использования «сингапурской» методики, то у вас может сложиться впечатление, что ее воплощение на практике занимает гораздо больше времени, нежели обозначенные автором 6 минут. И вы абсолютно правы. В первый раз внедрение данных форм работы займет у вас и ваших учеников до 15 минут, так как много времени уйдет на объяснение новой формы работы. Но когда эта работа станет привычной и будет занимать 6–7 минут (то есть всего лишь на 1–2 минуты больше всем привычного фронтального опроса), то „потерянное время“ будет компенсировано искренним интересом учеников к учебному процессу, ростом личной мотивации и достижением гораздо большего успеха в изучении языка. Традиционное обучение основывается на принципе «учитель – ученик», проходит в виде лекции, за урок успевают ответить только два-три ученика. Сингапурская система, задействует во время урока весь класс. Каждый ребенок должен быть услышан, и если он что-то делает не так, то это вина учителя. Современный урок по Сингапурской методике – это:
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
урок, содержащий разные виды деятельности;
урок, на котором ученику комфортно;
урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика;
урок развивает у детей креативное мышление;
урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Обучающие игры.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно - вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальноречевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия. Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
• создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
• обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
• тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Как известно, движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения - самый важный компонент деятельности учителя при организации обучающих игр. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
3. Проектно-исследовательский метод.
Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка является проектная методика. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету. При работе над проектом английский язык выступает как средство, при помощи которого учащиеся получают необходимые им сведения и выражают свои мысли. На разных этапах выполнения данного проекта участники работают в микрогруппах, в парах, коллективно, индивидуально. В микрогруппах учащиеся готовят фотографии, рисуют, оформляют, собирают информацию, составляют кроссворды и т.д. В парах они читают тексты на английском языке и коллективно составляют "полезный словарь". Над сочинением работают индивидуально. По-нашему мнению, проектная методика является эффективным приемом организации учебной деятельности и повышения мотивации изучения английского языка.
«Кластер» и «Ментальная карта» как логико-структурный метод.
Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Суть этого приема заключается в следующем:
1. Выделить смысловые единицы темы и их графически оформить в определенном порядке в виде «грозди» - схемы.
2. Выделить главную смысловую единицу (тему);
3. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
4. Конкретизировать фактами и мнениями.
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты:
1. Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости).
2. Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
3. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
4. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
5. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Прием составления «Ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “MindMap”).
Термин был предложен Тони Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении. Иногда в русских переводах термин “MindMap” представлен следующими вариантами: «карта ума», «интеллект карта», «идейная сетка», «карта памяти», «ментальная карта». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок. Вариантом ментальной карты является «Рыбья кость» - «Fishbone». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних - ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном, а о конкретном решении данной проблемы.
Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем «Карусель», «Аквариум», «Броуновское движение»).
«Карусель» – интерактивный метод работы, в процессе которого образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько 20 минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Использование данного метода позволяет эффективно отрабатывать этикетные диалоги. Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:
1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.
2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.
3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.
4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список. Прием «Аквариум» представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют ее. Текст диалога может быть любым. Роли может предлагать как сам учитель, естественно втайне от зрителей, либо сами ученики могут выбрать себе роль. Прием «Броуновское движение» предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов – заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
6. Разрешение проблем («Мозговой штурм»).
Метод «Мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
7. Перевернутое обучение «Перевернутый класс».
В связи с тем, что школа не даёт дистанционного образования, учитель может использовать дистанционное обучение, как элемент образования в целом. При использовании ВОС для обучения в школе мы всё же не отходим от классической классно-урочной системы, но вносим изменения в принцип преподавания. Чтобы правильно объединить классическую систему и инновационные технологии, я использую перевернутое обучение. Сегодня технология применяется во всем мире и считается одной из самых перспективных новаций в области образования. Сетевое сообщество «перевернутых педагогов» насчитывает около 16 000 членов. Понятие перевернутого обучения опирается на такие идеи, как активное обучение, вовлечение учеников в общую деятельность, комбинируя систему обучения. Ценность перевернутых классов в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где ученики могут обсудить содержание лекции, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Во время учебных занятий роль преподавателя – выступать тренером или консультантом, поощряя учеников на самостоятельные исследования и совместную работу. Перевернутый класс – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Ученики смотрят дома короткие видео-лекции, в то время как в классе отводится время на выполнение упражнений, обсуждение проектов и дискуссии. Видео лекции часто рассматриваются как ключевой компонент в перевернутом подходе, такие лекции в настоящее время либо создаются преподавателем и размещаются в интернете, либо хранятся в каком-то онлайн-файлообменнике. Доступность просмотра видео в наши дни, наряду с предварительно записанными лекциями или в другом аудио формате, распространилась настолько, что позволяет сделать его неотъемлемой частью концепции перевернутого обучения. Не существует единой модели перевернутого обучения – термин широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на просмотре предварительно записанных лекций с последующим их обсуждением непосредственно в классе. В одной общей модели ученики могут просматривать несколько лекций, длящихся по 5-10 минут каждая. Учителя могут проводить в своем классе обсуждения или превратить класс в студию, где ученики создают, сотрудничают и реализуют на практике то, что они узнали из лекций и наблюдали за пределами класса. Являясь специалистами на местах, педагоги предлагают различные подходы, уточняют содержание и наблюдают за прогрессом. Они могут организовать учеников в специальную рабочую группу. Поскольку такой подход представляет собой общие изменения в процессе развития, некоторые учителя предпочитают применять только некоторые элементы из перевернутой модели обучения или использовать несколько перевернутых уроков в течение всего курса обучения.
Каковы недостатки: При внедрении перевернутой модели обучения легко наделать ошибок. Хотя идея очень проста, эффективный «переворот» требует тщательной подготовки. Отбор видеоуроков требует усилий и времени со стороны учителей, а элементы классного и внеклассного обучения должны составлять единое целое, чтобы ученики могли понять принцип данной модели и были мотивированы на подготовку к занятиям в классе. И, наконец, введение перевернутого обучения может означать дополнительную работу и потребовать новых навыков от учителя, хотя этот процесс можно смягчить, вводя модель постепенно. Ученики не сразу могут оценить значение практической части модели, задаваясь вопросом, что же такое обучение принесет им, чего они не могли бы получить от простого урока. Наконец, даже если ученики принимают такую модель обучения, их оборудование не всегда позволяет качественно принимать и просматривать видео. Где это применяется? По мере обретения перевернутыми классами популярности, должны появляться новые инструменты для поддержки внеклассной части учебной программы. В частности, продолжающееся развитие мощных мобильных устройств, предлагает широкий выбор возможностей, образовательных ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время. Все большее число курсов будут охотно использовать элементы перевернутого обучения, дополняющие традиционную внеклассную работу с видео-презентациями и поддерживающие проектную и лабораторную работу во время занятий в классе. Какова роль в процессе преподавания и обучения? Перевернутое обучение предполагает изменение роли учителей, которые сдают свои передовые позиции в пользу более тесного сотрудничества и совместного вклада в учебный процесс.
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Организационный «административный ресурс». Координаторы проекта -директор школы и заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Система организации контроля за исполнением проекта. Контроль в рамках проекта осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений. Учебно-методическое обеспечение. Научно-методические ресурсы:
• теоретический анализ психолого-педагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме;
• беседа;
• анкетирование;
• анализ продуктов деятельности;
• наблюдение.
Программное обеспечение:
• Рабочие программы по английскому языку, информатике, ИЗО, МХК, литературе. Материально-технические ресурсы.
При организации проектно-исследовательской деятельности учащихся используется:
• проектор;
• сеть Интернет;
• интерактивная доска;
• экран;
• аудио и видео материалы;
• социальные сети как средство представления информации.
Кадровое обеспечение.
На основании приказа по МБОУ Юркинской СОШ утвержден список участников проекта.
6.ПАРТНЁРЫ:
Региональный лингвистический ресурсный центр на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.»;
МИО;
Сотрудничество с коллегами - для формирования общеучебных умений и развития навыков научно-исследовательской деятельности, что реализуется через проведение интегрированных мероприятий с учителями-предметниками и классными руководителями.
7. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Исследование проводится на базе МБОУ Юркинской СОШ в процессе обучения английскому языку обучающихся 4-9 классов в 2021-2026 учебном году. Исследованием охвачено 54 человека в возрасте 10-15 лет. Принцип отбора обусловлен федеральным государственным образовательным стандартом.
8. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект долгосрочный и рассчитан на 5 лет (2021-2026 учебный год.) и включает 3 этапа:
1. Подготовительный этап (2021-2022 гг.)
2. Основной этап (2023-2025 гг.)
3. Заключительный этап (2025-2026 г.)
9. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап (сентябрь 2021 г.)
• Проведение анкетирования обучающихся, родителей, учителей английского языка.
• Анализ исходного уровня мотивации учащихся к изучению английского языка и развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.
• Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами педагогического коллектива.
• Изучение и анализ материалов по теме проекта.
• Составление программы по реализации проекта.
• Разработка программы и плана мероприятий, повышающих мотивацию учащихся к изучению английского языка и развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.
• Создание английского клуба «Discover English»
• Утверждён состав участников образовательного проекта
• Выделено помещение согласно требованиям СанПин
• Приобретено и установлено необходимое оборудование (компьютеры, проектор)
• Заключены договора о сотрудничестве с партнерами проекта
• Методические 29 разработки (на 70%)
2. Основной этап (2023-2025 гг.)
• Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом.
• Работа над исследовательскими и творческими проектами обучающихся.
• Систематическое применение интерактивных методов на уроках английского языка.
• Разработка материалов с использованием интерактивных методов.
• Проведение открытых уроков с использованием интерактивных методов.
• Представление опыта педагогическому коллективу.
• Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.
• Создание исследовательских и творческих работ.
Участие в конкурсах разного уровня.
• Создание банка разработок с использованием интерактивных методов обучения.
• Размещение информации о проекте на личном сайте.
• Промежуточный контроль за реализацией проекта.
• Участие в конкурсах.
3. Заключительный этап (июнь-июль 2026 г.)
• Проведение выходного анкетирования обучающихся, родителей, учителей.
• Осуществление рефлексии деятельности участников проекта по результатам его реализации.
• Обобщение, распространение педагогического опыта (публикации).
• Оценка эффективности реализации проекта.
• Подготовка и презентация аналитического доклада.
• Определение перспектив дальнейшего развития проекта.
• Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации проекта.
• Публикации по проекту в сети, на сайте методических разработок.
• Презентация результатов проекта.
• Разработка плана дальнейшего развития проекта.
10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Проверкой эффективности педагогической деятельности по формированию исследовательских познавательных компетенций являются изменения в учебной мотивации, в достижении требований к уровню подготовки учащихся, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом по английскому языку, ростом результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня, готовность и умение использовать механизмы и средства интерактивной технологии. Реализация настоящего проекта должна привести к созданию эффективной системы преподавания английского языка. Прямые результаты:
I. Результаты первого этапа реализации проекта:
Разработка программы и плана мероприятий, повышающих мотивацию учащихся к изучению английского языка и развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.
Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте.
II. Результаты второго этапа реализации проекта:
Систематическое применение интерактивных методов на уроках английского языка.
Обеспечение 100%-й успеваемости по предмету.
Повышение качества обученности, в том числе по результатам независимой оценки.
Размещение информации о проекте на личном сайте.
Создание исследовательских и творческих работ.
Участие в конкурсах разного уровня.
Создание банка разработок с использованием интерактивных методов обучения.
Повышение профессионального уровня учителя, а в результате изменение качества и содержания урока.
III. Результаты третьего этапа реализации проекта:
Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.
Анализ результатов, выявление проблем и определение перспектив дальнейшего развития проекта.
Публикации по проекту в сети и прессе, на сайте методических разработок.
Презентация результатов проекта. Косвенные результаты:
Изменение отношения детей к образованию;
Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка;
Повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся; Осознанное определение учащимися выбора профессии;
Рост количества детей и родителей, удовлетворенных деятельностью школы;
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
11. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
1. Более широкое использование интерактивных методов при обучении английскому языку в начальных классах школы - мини-проекты, рассчитанные на один урок или часть урока, и большие проекты, для выполнения которых требуется длительное время.
2. Увеличение комплекса проектных мероприятий и расширение их географии для обучающихся на всех ступенях обучения.
3. Организация школьного или районного семинара по теме проекта для обмена опытом с коллегами из других школ. Публикации учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.
4. Проблемы, выявленные в ходе описания проекта, могут стать темой самообразования для дальнейшей работы.
12. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
2. Конституция Российской Федерации. Принята референдумом 12.12.1993.(с поправками). Режим доступа: http://base.garant.ru/10103000/
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
4. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/obob.
5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. №599.
6. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 [Текст] // Российская газета. – 13.11.2009. – № 214.
7. Постановление Правительства РФ «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 – 2000 годы» от 19.09.1997 № 1207 (с изм., внесенными Постановлениями Правительства РФ от 27.07.1998 N 839, от 30.12.2000 № 1034) [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=205684;fra me=4600;
8. Постановление Правительства РФ «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 – 2002 годы» от 25.08.2000 № 625 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 № 104) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.referent.ru /1/47772.
9. Постановление Правительства Российской Федерации «Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы» от 3.10.2002 35 № 732 [Текст] // СЗ РФ. – 14.10.2002 г. – № 41. – Ст. 3984.
10.Постановление Правительства Российской Федерации «Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы» от 21.03.2007. № 172 (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.08.2007 № 511) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://referent.mubint.ru/security /1/110471/1#h1074.
11.Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды [Текст] / Н. С. Лейтес. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. – 464 с. 12.Леонтъев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
13.Матюшкин, A. M. Концепция творческой одаренности [Текст] / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29 – 33.
14.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение», 2011.
15.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное обучение. М., «Просвещение», 2011.
16.Селевко. Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2012 г.
17.Интернет. Сеть творческих учителей.
18.http://pedsovet.su/load.
19.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001.
20.Полат Е.С. Курс дистанционного обучения для учителей. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/ 36
21.Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы, изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2010.
22.Ступницкая М.А.. Что такое учебный проект? - М.: Изд-во "Первое сентября",2011.
23.Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? - М.: Изд-во "Первое сентября", 2011.
24.Ваторопина Е.В. Использование метода проектов во внеклассной работе по английскому языку в общеобразовательной школе. // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010.– 100 с.