12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эллина Гирицких19
2

Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ

Гирицких Эллина Юрьевна,

студент 3 курса,

Солончук Татьяна Александровна,

преподаватель

ГАПОУ СО «НТПК №1»

г. Нижний Тагил



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в начальной школе как средство формирования регулятивных ууд обучающихся

Аннотация: В статье автор рассказывает о возможности применения дистанционных образовательных технологий на уроках в начальной школе. Более подробно автор рассматривает сущность и структура регулятивных УУД. Необходимость формирования регулятивных УУД у младших школьников. Также автор изучает понятие «Дистанционные образовательные технологии», их возможности в образовательном процессе. Знакомиться с образовательным онлайн-сервисом «OnlineTestPad» и выявляет возможности системы дистанционного обучения представленные в данном онлайн-сервисе в процессе формирования регулятивных УУД и разработал тест для выявления уровня сформированности регулятивных УУД в начальной школе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, дистанционные образовательные технологии.

Актуальность и выбор темы определяются следующими факторами:

Во первых, современное общество ставит перед школой задачу подготовки младшего школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Термин универсальные учебные действия впервые ввел А.Г. Асмолов в совместной деятельности с учеными-психологами. Также необходимо отметить, что для развития концепции УУД легли многолетние труды системно-деятельностного подхода научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, и др. выявили четыре блока универсальных учебных действий.

Мы остановимся на регулятивных универсальных учебных действиях (регулятивные УУД), поскольку считаем, что именно сформированность данных действий позволяет обучающимся планировать, контролировать и осуществлять свою учебную деятельность с высокой степенью самостоятельности, в нашем случае, именно с использованием дистанционных образовательных технологий.

Ну и во вторых, формирование регулятивных универсальных учебных действий, обучающихся обуславливается как предметным содержанием, так и способы организации учебной работы. За счет дистанционного обучения, которое активно вошло в российскую образовательную среду в последнее время. На данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются в школах, в том числе используются и при организации образовательного процесса уже в начальных классах.

В начальных классах проблема недостаточно формирование регулятивных УУД – дак какие же современные средства способствующие более результативному формированию регулятивных УУД?

По нашему мнению, решением данной проблемы может стать использование дистанционных образовательных технологий в начальной школе.

"УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Регулятивные универсальные учебные – действия предполагают овладение всеми видами учебных действий, которые включают способность принимать и сохранять учебную цель и задачи образовательной деятельности, планировать и реализовывать данную цель, контролировать и оценивать собственные действия, корректировать их в процессе выполнения»

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся с педагогическим, учебно-вспомогательным персоналом, а также между собой».

Сущность и структура регулятивных УУД. И необходимость формирования регулятивных УУД у младших школьников.

При определении регулятивных универсальных учебных действий мы опирались на исследования А.Г. Асмолова, где автор подчеркивает, что регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция, оценка, саморегуляция. Эти виды регулятивных УУД, на наш взгляд, можно развивать в том числе и с использованием дистанционных образовательных технологий.

В настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Для того чтобы процесс формирования регулятивных УУД у обучающихся становился более успешным, все более актуальным в образовательном процессе становится использование дистанционных образовательных технологий. Далее остановимся на особенностях организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.

Анализируя данные особенности дистанционных образовательных технологий, на основе информационных источников, мы выделили ряд характеристик присущих ДОТ.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся с педагогическим, учебно-вспомогательным персоналом, а также между собой [1].

Основной целью использования дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства или по его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

Ряд исследователей (Андреев В.И., Тавгень И.А. и др.) выделяют следующие основные принципы применения ДОТ:

1. Гибкость. Обучающиеся в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров.

2. Модульность. В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип.

3. Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

4. Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5. Охват. Эту особенность иногда называют также «массовостью».

6. Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного обучения.

7. Новая роль преподавателя. На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д.

8. Новая роль обучающегося. От него требуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.

9. Информационные технологии. В системе дистанционного обучения широко используются современные информационные технологии (компьютеры, аудио-видео-техника, системы и средства телекоммуникаций и др.) [3, с. 153].

Благодаря использованию ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета, пройти обучающее тестирование, обсудить интересующие темы, принять участие в различных дистанционных образовательных инициативах. Тем самым, используя различные формы и работая на онлайн-площадках самостоятельно, у обучающихся формируются регулятивные учебные действия.

Использование ДОТ позволяет создать уникальную образовательную среду, соответствующую требованиям ФГОС НОО, организовать образовательный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий, в нашем случае, регулятивных УУД.

Конечно, педагог сам выбирает наиболее удобные, эффективные платформы, чтобы быстро и качественно подготовиться к проведению занятий.

Мы выбрали многофункциональную платформу - веб-сервис «OnlineTestPad». ОnlineTestPad – образовательный онлайн-сервис для создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий.


t1669812642aa.png  Рис. 1. Возможности онлайн-сервиса OnlineTestPad

На наш взгляд использование данного сервиса, позволяет развивать регулятивные, и личностные качества необходимые для успешной реализации в основной учебной деятельности. Так же позволяет учителю протестировать обучающихся, и может использовать готовые задания, имеющиеся в базе данных, или сформировать тесты самостоятельно.

В сервисе OnlineTestPad есть простой и удобный инструмент – тесты.

По нашему мнению, применение в образовательном процессе дистанционной образовательной технологии OnlineTestPad, а именно конструктора тестов, будет способствовать развитию таких регулятивных УУД у обучающихся, как целеполагание, планирование, прогнозирование, осуществление учебных действий, за счет выбора определенных настроек в онлайн-сервисе Online Test Pad.

Контрольный тип теста (с оценкой)

Прямой порядок воспроизведения вопросов (от 1 к последнему);

при тестировании показывать предварительную оценку в виде целого значения

при тестировании показывать результат ответа на вопрос;

при тестировании показывать комментарии о количестве вариантов ответа;

перейти на следующий вопрос, только если ответ правильный.

Стоит отметить, что возможности OnlineTestPad в процессе формирования регулятивных УУД у младших школьников, на наш взгляд, сможет в использовании данного сервиса повысить эффективность образовательного процесса. Как видим, возможности сервиса OnlineTestPad позволяют значительно облегчить работу учителя, автоматизировать проверку домашних заданий, контрольных и проверочных работ не только в период дистанционного обучения, но и во время проведения традиционных уроков. Обучающиеся же получают возможность выполнения разнообразных по форме, содержанию и уровню сложности заданий, что позволяет поддерживать интерес к уроку, что способствует формированию у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий, в нашем теме именно регулятивных УУД.

В дальнейшем планируется спроектировать серию уроков с использованием многофункционального сервиса Online Test Pad, как средство развития универсальных регулятивных действий у обучающихся 2 класса. Благодарим за внимание.

Библиографический список:

1. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ : с измен.идополн. на 2018 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Эксмо, 2018. – 222 с.

2. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / А.В. Аркадьева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 2. – С. 8 – 11.

3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов

4. Андреев А. А. Солдаткин В. И. Дистанционное обучение : сущность, технология, организация и средства / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. – Москва : МЭСИ, 2018. – 196 с.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.