Образовательное мероприятие с участием родителей по нравственно-патриотическому воспитанию «И песня вела к Победе»

2
0
Материал опубликован 26 March 2020 в группе

Кардаш Елена Васильевна




Дошкольный возраст - важнейший период в становлении личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Патриотическое воспитание - одна из самых актуальных задач нашего времени. Цель патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы прививать любовь к родной природе, родному краю, семье, Родине.

Воспитание Патриота - это сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств ребенка под влиянием окружающей жизни и примеров взрослых. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие педагогов и родителей в воспитании россиянина.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

- формирование мира и межличностных отношений и т. (Из национальной доктрины образования в РФ)

Считаю, что представленная методическая разработка «И песня вела к Победе» позволяет детям усвоить сложный материал через совместный труд педагогов, музыкального руководителя, педагога-психолога и родителей, делая познавательный процесс интересным и мотивационным, развивает творческие способности дошкольников. А также помогает родителям- участникам проекта развиваться как творческой личности и непосредственным участникам воспитательного процесса.

Данная методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет.

Время и место проведения: март 2020 года, актовый зал МБДОУ с.Калинка

Цель данного мероприятия: нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, уважение к историческому прошлому своего народа.

Задачи:

-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе народного творчества;

-формирование гражданского самосознания воспитанников;

- развитие взаимодействия детей и родителей.

Оборудование:

Экран, видеооборудование, ноутбук, музыкальный центр, актовый зал украшен согласно тематике, сценические костюмы.

Предварительная работа с детьми: чтение рассказов С.Алексеева, А. Кривоносова, просмотр иллюстраций боевых действий Великой Отечественной войны, просмотр мульфильма « Жук- носорог» по произведению К.Паустовского, прослушивание песен «Катюша», «Вставай страна огромная», «В лесу прифронтовом», «Вечер на рейде». Заучивание стихотворений. Подготовка и оформление выставки рисунков «Спасибо деду за Победу».

Организационный момент.

Слайд 1 (эмблема)

Педагог: 75 лет отделяют нас от великого дня - Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов. Путь к этой победе был тяжелым для нашего народа. Это и горечь утрат и поражений, и яркие примеры мужества и героизма солдат, офицеров, всего нашего народа в борьбе с жестоким и сильным противником- фашистами. О войне мы с вами, если уж говорить честно, знаем не так много. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо потому, что нас миновало это горе. Плохо потому, что нельзя забывать войну, затронувшую каждую семью, нельзя забывать героев, отстоявших нашу свободу, жизнь.

1 ведущий ( родитель): Война постепенно уходит от нас в прошлое, становясь историей. Почему же мы вновь вспоминаем о ней?

Слайд 2 –( демонстрация карты )

От Бреста, где война началась, до Москвы, где фашистов остановили, - 1000км.

4 года 1418 дней. 34 тысячи часов. И 27 миллионов погибших соотечественников.

27 миллионов погибших… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 43 года! 27 миллионов за 1418 дней – это значит, погибало человек каждую минуту…

Вот что такое 27 миллионов!!!


Актуализация проблемы.


Слайд 3- ( фото боевых действий)

2 ведущий (родитель): Что такое война? Прежде всего – это постоянное, часто предельное напряжение всех физических и моральных сил человека. А что помогает человеку в трудные минуты? Это хорошая песня, шутка, смех. В один строй с солдатами встала и песня. В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Ребенок: Кто сказал, что на войне песня не нужна,

Тот не знает, как она для бойца важна.

Прибаутка, шутка друг,

Помогают жить.

Ну, а песня для бойца, что воды испить.

Той живой воды, что нам

Силы придает,

А в недавний час беды –

Жизни сбережет.

Отрывок из фильма «В бой идут одни старики»

Открытие нового.

1 ведущий: С первого дня и до победного праздничного салюта песня всегда была рядом. Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика в минуты грусти, скрашивала разлуку с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость… До сих пор нас волнуют прекрасные песни, созданные в годы Великой Отечественной войны. И все же ни одна из них не может сравниться по силе воздействия с песней «Священная война».

(Демонстрация видеоролика песни «Священная война» (муз. А. В. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача)с нарастанием звука.

2 ведущий. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. С первых же звуков песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах людей были видны слёзы. Эта песня и сейчас звучит как клятва восставшего грудью на защиту Родины народа, как гимн ненависти и гнева к фашизму.

1 ведущий: У каждой песни своя жизнь. Одна проживает только мгновение, прозвучала и… ее все забыли. Но есть песни со счастливой судьбой – долго живут и не старятся, всегда любимы народом.

Слайд 4 (Демонстрация фото прифронтовой бригады артистов)

Ребенок:

В нетопленом каменном доме

Концерт фронтовой бригады,

Солдаты сидят на соломе

В коленях, зажав приклады.

Озябли и ноги, и руки.

Слайд 5(Демонстрация фото прифронтовой бригады артистов)

Ребенок:

И, словно на киноэкране,

В дыму и морозном тумане

Актриса поёт о разлуке.

Актриса поёт о далеком доме,



Ребенок:

Завьюженном русской метелью.

Ей холодно в платьице легком.

И хлопцы снимают шинели,

И каждый согреть ее хочет,

Чтоб пела она, чтоб не смолкла…

Зря ждет у крыльца ее ночью

Соседей лихая двуколка.

2 ведущий В репертуаре знаменитой певицы Клавдии Ивановны Шульженко было много песен. Но, где бы она не выступала на фронте, бойцы всегда просили её: «Спойте Си ний платочек!» (Звучит фонограмма песни «Синий платочек» (муз. Е. Петербургского, сл. М. Максимова) в исполнении К. И. Шульженко.

1 ведущий. В годы войны знаменитая исполнительница народной песни Лидия Русланова была на передовой, часто попадая под бомбёжки и артобстрелы, но дарила уставшим бойцам свою звонкую русскую песню. Песня действительно была её оружием.

(Звучит видеофрагмент русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.)

2 ведущий: В годы войны в песнях отражались события того времени и песня стала музыкальной летописью, могучим духовным оружием на фронте и в тылу.

Интересна судьба песни «Катюша». Эта- песня о верности и любви - написана поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером .В ней говорится о юноше, получивший направление в пограничные войска, уже заранее в глазах друзей выглядел героем. И мысли о пограничнике отражены в этой песне – «Катюша».Очень интересны истории, связанные с этой песней. Например, поэт Илья Сельвинский, участвовавший в боях на Керченском полуострове, вспомнил такой случай: «Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, «Катюшу». Немцы прокрутили пластинку раз, потом поставили второй раз, потом третий.… Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут слушать нашу «Катюшу». Не бывать этому! В общем, дело закончилось тем, что красноармейцы бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая схватка. В результате немцы ещё опомниться не успели, а «Катюша» (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим.

(Демонстрация без звука видеоролика о РС «Катюша»)

1 ведущий. Любопытно, как ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало грозно в суровые дни войны. Это случилось в самом начале войны. Положение на фронте было трудное. Советские войска отступали под натиском превосходящих сил противника. Однажды в прифронтовом лесу появились странные грузовики, с каким - то высоким, косо поставленном сооружением в кузове. Машины находились под охраной. «Что - то будет?»- думали бойцы. Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Под прикрывшим их брезентом оказались косые рамы с рядом длинных и острых снарядов с хвостовым оперением. Раздался залп, и в стан врага помчались огненные стрелы. На участке залпа реактивных снарядов враг был полностью уничтожен. В первые дни своего пребывания на фронте новое оружие - РС – ракетные снаряды, грозное победное оружие получило сердечное имя – «Катюша».

Почему их именно так назвали? Солдат нашёл слово, которое соответствовало его вере в победу. А может быть, кто-то видел, как машины выехали на крутой берег, и ассоциативное восприятие навело его на знакомую строку: «Выходила на берег Катюша…». Пропоем вместе куплет из этой песни «Катюша»?

(фонограмма песни «Катюша»)

2 ведущий:На войне одной минутки не прожить без прибаутки. Юмор, смех, шутка, хорошая песня помогают человеку в трудные минуты. На полях сражения часто звучали задорные частушки. Каких только смешных историй не происходило с русским солдатом на войне, из таких переплетов выбирались, аж дух захватывало! Ну, чуть – чуть приукрасит свою историю солдат, как будто ему смерть не страшна, а, сколько выдумки, смекалки! Кому не известен Василий Теркин из поэмы Твардовского – солдат – труженик, с горячим сердцем, с народной смекалкой и хитрецой, мастер на все руки? Вот послушайте солдатские бывальщины.

СЦЕНКА

Действующие лица:

Теркин- родитель

Солдаты- дети подготовительной группы

Теркин:

Вот сижу я, значит братцы,

Под покровом темноты,

Слышу: шорох, вижу, братцы,

Немец лезет…

Солдат (1): Ну, а ты?

Теркин:

Ну, а я, конечно делом,

Притаился меж сосен,

Белый снег, и я весь в белом.

Жду бандита…

Солдат (2): Ну, а он?

Теркин:

Ну, а он ползет по лесу,

Только вижу я, браты,

Много в том фашисте весу

Как бугай он…

Солдат (3): Ну, а ты?

Теркин:

Ну, а я по весу муха,

Как полезешь на рожон?

Ах, ты, думаю, поруха!

Как с ним сладить?..

Солдат (1): Ну, а он?

Теркин:

Ну, а он все ближе, ближе…

Только вижу, я, браты,

Брюхом он лежит на лыже

Снег глубокий…

Солдат (2): Ну, а ты?

Теркин:

Ну, а я решил упрямо:

Взять живьем его должон,

Автомат наставил прямо.

Будь что будет…

Солдат(3): Ну, а он?

Теркин:

Ну, а он совсем уж рядом,

Наровит вильнуть в кусты.

Водит, вижу, волчьим взглядом.

Подползает…

Солдат (1): Ну, а ты?

Теркин:

Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком

И на фрица, на верзилу

Прямо с маху сел верхом.

«Хальт! – кричу, - не то стреляю!

Ходу, чертова душа!»

И к затылку приставляю

Свой заветный «пэ - пэ -ша».

Солдат (2): Ну, а он?

Теркин:

Куда ж деваться?

Подчинился мне, подлец,

И повез меня он, братцы,

Как хороший жеребец.

Ох, уж утром было смеху!

Из лесочка под уклон

Так на пленном я и въехал

В свой гвардейский батальон.

1 ведущий: Иногда задумаешься: за что так любят в народе песни военных лет, сохраняют в памяти многие годы? Наверное, за душевность, мелодичность и запоминаемость. И все-таки, самое главное в военных песнях - удивительный оптимизм, вера в дружбу, любовь, во все лучшее, что есть в человеке, - то, за что шли на подвиг и смерть. И сегодня они живут в нашей памяти. А уж как любит наш народ анекдоты! Про солдат и генералов, про Гитлера и фрицев – любые анекдоты военных лет.

Ребенок: Улыбнись, честной народ,

Будем слушать анекдот.

Ребенок : Трое рядовых спят в окопе на передовой, и вдруг их будит ужасный шум.

- Что это, гром или бомба? – спрашивает первый.

- Бомба, - отвечает второй.

- Как хорошо, - говорит третий, вновь устраиваясь поудобнее, - а я уж думал, опять мокнуть.

Ребенок: Один радист, который хорошо знал немецкий, подслушивал фашистскую станцию по рации. И слышит, как какой-то важный фашист железнодорожную станцию вызывает и все спрашивает: «Куда пойдёт поезд № 93, куда пойдет поезд № 93?» А на той стороне, видно, что-то сломалось, тишина. Тогда наш и ответил фрицу на чистом немецком языке: «Ну что спрашиваешь? Понятно, куда пойдет поезд № 93. Туда, куда и 92 - под откос! Взорвем его!»

1 ведущий: Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война – это не праздник, не парад. И все же звучали на фронте шутки, раздавался смех…. Иногда были не прочь и сплясать. Жизнь продолжалась! Самым большим праздником для бойцов был приезд концертной бригады. Иногда прямо в кузове грузовика или на развалинах дома выступали артисты.

2 ведущий: Еще один жанр народного творчества – частушки. Частушка сразу откликалась на все события фронта и тыла. В частушках Великой Отечественной, отразился русский характер. Послушаем некоторые из них.

«За победу» Г.Егоровой (видеоролик)

Девочка: Уважаемые товарищи бойцы! Открываем наш концерт!

(девочка поют частушки)

1. Мы частушки вам споём

Необыкновенные.

Эй, подружка, заводи,

Как всегда – военные!

2. Я на бочке сижу,

Я под бочкой мышка.

Ждать осталося недолго –

Немцам будет крышка

3. Гитлер ходит, тарабанит

- Я живой ещё хожу.

Если голову открутят,

Я полено привяжу.

4. Как в Германии недавно

Поросенок околел:

Три недели Гитлер плакал –

Поросятинки хотел.

5. За рекою, за Окою

Зеленеют ёлочки.

А танкистами у нас

Девчата – комсомолочки





6. Ты не вейся, чёрный ворон,

Над тюрьмою – банею!

Не допустят партизаны

Нас угнать в Германию.

7. Слёз на проводах не лью:

Место милого - в бою.

На заводе у станка

Заменяю паренька.

8. Дайте, дайте мне винтовку,

Поеду воевать –

В партизанские отряды,

Партизанам помогать.

9. Лес грузили, воз таскали,

Меж собой ругались мы,

А гармошку услыхали,

Сразу рассмеялись.

Девочка: А самое главное, после концерта всегда были танцы.

Танец парами (фонограмма вальса «Тучи в голубо»)

Рефлексия.

Педагог: Вот и подошло к концу наше знакомство с народным творчеством, песнями и частушками, стихами времен Великой Отечественной войны. Какие песни вам запомнились? В какие времена были сочинены и впервые исполнены эти произведения? Напомните, когда мы празднуем победу над фашистской Германией? Что вы сегодня расскажете своим родителям о нашем мероприятии?

Все вместе флешмоб:

Не забыть мне этой даты,

Что покончила с войной.

Той великою весною

Победителю – солдату

Сотни раз поклон земной!

Звучит песня Победы»

Педагог: Спасибо всем! До новых встречь!



Информационные источники

1. Музыка времён Великой Отечественной Войны - Великая... otvoyna.rupesni.htm

2. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/07/06/kla...likoy-otechestvennoy

3. Народное творчество в период Великой Отечественной войны... eurasianworkshop.com?

5. Советские песни. Песни Великой Отечественной войны, norma40.ruarticles/pesni- velikoy-otechestvennoy

6. Песни Великой Отечественной войны. rusprogram.ruf86

7. Песни в военной шинели" Урок - концерт.... nsportal.ruШколаСценарии праздников…-shineli-urok-kontsert

8. «Дороги войны…» portal-slovo.ruДошкольное образование40714.php

9. Театрализованное представление «На войне одной минутки не прожить без прибаутки». 10. День Победы. goo.kzloader/load/1840

11. Сценарий альманаха "Война глазами детей". | Открытый класс. openclass.ruОткрытый класс224660.

Фотографии:

Фото Великой Отечественной войны -Яндекс

фото военных концертных бригад -Яндекс
К. Шульженко -Http://vk.com/sergeiplotnikov?w=wall42224521_1486/all

Л. Русланова -http://e-libra.ru/read/349561-dose-na-zvezd:-pravda-domisli-sensatcii-

«Священная война» - муз. А.В.Александрова, сл. В.И.Лебедева – Кумача

«Синий платочек» - (муз. Е.Петербугского, сл. М.Максимова).

Валенки – русская народная песня в исполнении Л. Руслановой



11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.