Образовательное мероприятие с участием родителей по нравственно-патриотическому воспитанию «И песня вела к Победе»
Кардаш Елена Васильевна
Дошкольный возраст - важнейший период в становлении личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Патриотическое воспитание - одна из самых актуальных задач нашего времени. Цель патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы прививать любовь к родной природе, родному краю, семье, Родине.
Воспитание Патриота - это сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств ребенка под влиянием окружающей жизни и примеров взрослых. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие педагогов и родителей в воспитании россиянина.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений и т. (Из национальной доктрины образования в РФ)
Считаю, что представленная методическая разработка «И песня вела к Победе» позволяет детям усвоить сложный материал через совместный труд педагогов, музыкального руководителя, педагога-психолога и родителей, делая познавательный процесс интересным и мотивационным, развивает творческие способности дошкольников. А также помогает родителям- участникам проекта развиваться как творческой личности и непосредственным участникам воспитательного процесса.
Данная методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет.
Время и место проведения: март 2020 года, актовый зал МБДОУ с.Калинка
Цель данного мероприятия: нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, уважение к историческому прошлому своего народа.
Задачи:
-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе народного творчества;
-формирование гражданского самосознания воспитанников;
- развитие взаимодействия детей и родителей.
Оборудование:
Экран, видеооборудование, ноутбук, музыкальный центр, актовый зал украшен согласно тематике, сценические костюмы.
Предварительная работа с детьми: чтение рассказов С.Алексеева, А. Кривоносова, просмотр иллюстраций боевых действий Великой Отечественной войны, просмотр мульфильма « Жук- носорог» по произведению К.Паустовского, прослушивание песен «Катюша», «Вставай страна огромная», «В лесу прифронтовом», «Вечер на рейде». Заучивание стихотворений. Подготовка и оформление выставки рисунков «Спасибо деду за Победу».
Организационный момент.
Слайд 1 (эмблема)
Педагог: 75 лет отделяют нас от великого дня - Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов. Путь к этой победе был тяжелым для нашего народа. Это и горечь утрат и поражений, и яркие примеры мужества и героизма солдат, офицеров, всего нашего народа в борьбе с жестоким и сильным противником- фашистами. О войне мы с вами, если уж говорить честно, знаем не так много. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо потому, что нас миновало это горе. Плохо потому, что нельзя забывать войну, затронувшую каждую семью, нельзя забывать героев, отстоявших нашу свободу, жизнь.
1 ведущий ( родитель): Война постепенно уходит от нас в прошлое, становясь историей. Почему же мы вновь вспоминаем о ней?
Слайд 2 –( демонстрация карты )
От Бреста, где война началась, до Москвы, где фашистов остановили, - 1000км.
4 года 1418 дней. 34 тысячи часов. И 27 миллионов погибших соотечественников.
27 миллионов погибших… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 43 года! 27 миллионов за 1418 дней – это значит, погибало человек каждую минуту…
Вот что такое 27 миллионов!!!
Актуализация проблемы.
Слайд 3- ( фото боевых действий)
2 ведущий (родитель): Что такое война? Прежде всего – это постоянное, часто предельное напряжение всех физических и моральных сил человека. А что помогает человеку в трудные минуты? Это хорошая песня, шутка, смех. В один строй с солдатами встала и песня. В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!
Ребенок: Кто сказал, что на войне песня не нужна,
Тот не знает, как она для бойца важна.
Прибаутка, шутка друг,
Помогают жить.
Ну, а песня для бойца, что воды испить.
Той живой воды, что нам
Силы придает,
А в недавний час беды –
Жизни сбережет.
Отрывок из фильма «В бой идут одни старики»
Открытие нового.
1 ведущий: С первого дня и до победного праздничного салюта песня всегда была рядом. Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика в минуты грусти, скрашивала разлуку с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость… До сих пор нас волнуют прекрасные песни, созданные в годы Великой Отечественной войны. И все же ни одна из них не может сравниться по силе воздействия с песней «Священная война».
(Демонстрация видеоролика песни «Священная война» (муз. А. В. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача)с нарастанием звука.
2 ведущий. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. С первых же звуков песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах людей были видны слёзы. Эта песня и сейчас звучит как клятва восставшего грудью на защиту Родины народа, как гимн ненависти и гнева к фашизму.
1 ведущий: У каждой песни своя жизнь. Одна проживает только мгновение, прозвучала и… ее все забыли. Но есть песни со счастливой судьбой – долго живут и не старятся, всегда любимы народом.
Слайд 4 (Демонстрация фото прифронтовой бригады артистов)
Ребенок:
В нетопленом каменном доме
Концерт фронтовой бригады,
Солдаты сидят на соломе
В коленях, зажав приклады.
Озябли и ноги, и руки.
Слайд 5(Демонстрация фото прифронтовой бригады артистов)
Ребенок:
И, словно на киноэкране,
В дыму и морозном тумане
Актриса поёт о разлуке.
Актриса поёт о далеком доме,
Ребенок:
Завьюженном русской метелью.
Ей холодно в платьице легком.
И хлопцы снимают шинели,
И каждый согреть ее хочет,
Чтоб пела она, чтоб не смолкла…
Зря ждет у крыльца ее ночью
Соседей лихая двуколка.
2 ведущий В репертуаре знаменитой певицы Клавдии Ивановны Шульженко было много песен. Но, где бы она не выступала на фронте, бойцы всегда просили её: «Спойте Си ний платочек!» (Звучит фонограмма песни «Синий платочек» (муз. Е. Петербургского, сл. М. Максимова) в исполнении К. И. Шульженко.
1 ведущий. В годы войны знаменитая исполнительница народной песни Лидия Русланова была на передовой, часто попадая под бомбёжки и артобстрелы, но дарила уставшим бойцам свою звонкую русскую песню. Песня действительно была её оружием.
(Звучит видеофрагмент русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.)
2 ведущий: В годы войны в песнях отражались события того времени и песня стала музыкальной летописью, могучим духовным оружием на фронте и в тылу.
Интересна судьба песни «Катюша». Эта- песня о верности и любви - написана поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером .В ней говорится о юноше, получивший направление в пограничные войска, уже заранее в глазах друзей выглядел героем. И мысли о пограничнике отражены в этой песне – «Катюша».Очень интересны истории, связанные с этой песней. Например, поэт Илья Сельвинский, участвовавший в боях на Керченском полуострове, вспомнил такой случай: «Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, «Катюшу». Немцы прокрутили пластинку раз, потом поставили второй раз, потом третий.… Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут слушать нашу «Катюшу». Не бывать этому! В общем, дело закончилось тем, что красноармейцы бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая схватка. В результате немцы ещё опомниться не успели, а «Катюша» (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим.
(Демонстрация без звука видеоролика о РС «Катюша»)
1 ведущий. Любопытно, как ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало грозно в суровые дни войны. Это случилось в самом начале войны. Положение на фронте было трудное. Советские войска отступали под натиском превосходящих сил противника. Однажды в прифронтовом лесу появились странные грузовики, с каким - то высоким, косо поставленном сооружением в кузове. Машины находились под охраной. «Что - то будет?»- думали бойцы. Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Под прикрывшим их брезентом оказались косые рамы с рядом длинных и острых снарядов с хвостовым оперением. Раздался залп, и в стан врага помчались огненные стрелы. На участке залпа реактивных снарядов враг был полностью уничтожен. В первые дни своего пребывания на фронте новое оружие - РС – ракетные снаряды, грозное победное оружие получило сердечное имя – «Катюша».
Почему их именно так назвали? Солдат нашёл слово, которое соответствовало его вере в победу. А может быть, кто-то видел, как машины выехали на крутой берег, и ассоциативное восприятие навело его на знакомую строку: «Выходила на берег Катюша…». Пропоем вместе куплет из этой песни «Катюша»?
(фонограмма песни «Катюша»)
2 ведущий:На войне одной минутки не прожить без прибаутки. Юмор, смех, шутка, хорошая песня помогают человеку в трудные минуты. На полях сражения часто звучали задорные частушки. Каких только смешных историй не происходило с русским солдатом на войне, из таких переплетов выбирались, аж дух захватывало! Ну, чуть – чуть приукрасит свою историю солдат, как будто ему смерть не страшна, а, сколько выдумки, смекалки! Кому не известен Василий Теркин из поэмы Твардовского – солдат – труженик, с горячим сердцем, с народной смекалкой и хитрецой, мастер на все руки? Вот послушайте солдатские бывальщины.
СЦЕНКА
Действующие лица:
Теркин- родитель
Солдаты- дети подготовительной группы
Теркин:
Вот сижу я, значит братцы,
Под покровом темноты,
Слышу: шорох, вижу, братцы,
Немец лезет…
Солдат (1): Ну, а ты?
Теркин:
Ну, а я, конечно делом,
Притаился меж сосен,
Белый снег, и я весь в белом.
Жду бандита…
Солдат (2): Ну, а он?
Теркин:
Ну, а он ползет по лесу,
Только вижу я, браты,
Много в том фашисте весу
Как бугай он…
Солдат (3): Ну, а ты?
Теркин:
Ну, а я по весу муха,
Как полезешь на рожон?
Ах, ты, думаю, поруха!
Как с ним сладить?..
Солдат (1): Ну, а он?
Теркин:
Ну, а он все ближе, ближе…
Только вижу, я, браты,
Брюхом он лежит на лыже
Снег глубокий…
Солдат (2): Ну, а ты?
Теркин:
Ну, а я решил упрямо:
Взять живьем его должон,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет…
Солдат(3): Ну, а он?
Теркин:
Ну, а он совсем уж рядом,
Наровит вильнуть в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает…
Солдат (1): Ну, а ты?
Теркин:
Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком
И на фрица, на верзилу
Прямо с маху сел верхом.
«Хальт! – кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!»
И к затылку приставляю
Свой заветный «пэ - пэ -ша».
Солдат (2): Ну, а он?
Теркин:
Куда ж деваться?
Подчинился мне, подлец,
И повез меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.
1 ведущий: Иногда задумаешься: за что так любят в народе песни военных лет, сохраняют в памяти многие годы? Наверное, за душевность, мелодичность и запоминаемость. И все-таки, самое главное в военных песнях - удивительный оптимизм, вера в дружбу, любовь, во все лучшее, что есть в человеке, - то, за что шли на подвиг и смерть. И сегодня они живут в нашей памяти. А уж как любит наш народ анекдоты! Про солдат и генералов, про Гитлера и фрицев – любые анекдоты военных лет.
Ребенок: Улыбнись, честной народ,
Будем слушать анекдот.
Ребенок : Трое рядовых спят в окопе на передовой, и вдруг их будит ужасный шум.
- Что это, гром или бомба? – спрашивает первый.
- Бомба, - отвечает второй.
- Как хорошо, - говорит третий, вновь устраиваясь поудобнее, - а я уж думал, опять мокнуть.
Ребенок: Один радист, который хорошо знал немецкий, подслушивал фашистскую станцию по рации. И слышит, как какой-то важный фашист железнодорожную станцию вызывает и все спрашивает: «Куда пойдёт поезд № 93, куда пойдет поезд № 93?» А на той стороне, видно, что-то сломалось, тишина. Тогда наш и ответил фрицу на чистом немецком языке: «Ну что спрашиваешь? Понятно, куда пойдет поезд № 93. Туда, куда и 92 - под откос! Взорвем его!»
1 ведущий: Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война – это не праздник, не парад. И все же звучали на фронте шутки, раздавался смех…. Иногда были не прочь и сплясать. Жизнь продолжалась! Самым большим праздником для бойцов был приезд концертной бригады. Иногда прямо в кузове грузовика или на развалинах дома выступали артисты.
2 ведущий: Еще один жанр народного творчества – частушки. Частушка сразу откликалась на все события фронта и тыла. В частушках Великой Отечественной, отразился русский характер. Послушаем некоторые из них.
«За победу» Г.Егоровой (видеоролик)
Девочка: Уважаемые товарищи бойцы! Открываем наш концерт!
(девочка поют частушки)
1. Мы частушки вам споём
Необыкновенные.
Эй, подружка, заводи,
Как всегда – военные!
2. Я на бочке сижу,
Я под бочкой мышка.
Ждать осталося недолго –
Немцам будет крышка
3. Гитлер ходит, тарабанит
- Я живой ещё хожу.
Если голову открутят,
Я полено привяжу.
4. Как в Германии недавно
Поросенок околел:
Три недели Гитлер плакал –
Поросятинки хотел.
5. За рекою, за Окою
Зеленеют ёлочки.
А танкистами у нас
Девчата – комсомолочки
6. Ты не вейся, чёрный ворон,
Над тюрьмою – банею!
Не допустят партизаны
Нас угнать в Германию.
7. Слёз на проводах не лью:
Место милого - в бою.
На заводе у станка
Заменяю паренька.
8. Дайте, дайте мне винтовку,
Поеду воевать –
В партизанские отряды,
Партизанам помогать.
9. Лес грузили, воз таскали,
Меж собой ругались мы,
А гармошку услыхали,
Сразу рассмеялись.
Девочка: А самое главное, после концерта всегда были танцы.
Танец парами (фонограмма вальса «Тучи в голубо»)
Рефлексия.
Педагог: Вот и подошло к концу наше знакомство с народным творчеством, песнями и частушками, стихами времен Великой Отечественной войны. Какие песни вам запомнились? В какие времена были сочинены и впервые исполнены эти произведения? Напомните, когда мы празднуем победу над фашистской Германией? Что вы сегодня расскажете своим родителям о нашем мероприятии?
Все вместе флешмоб:
Не забыть мне этой даты,
Что покончила с войной.
Той великою весною
Победителю – солдату
Сотни раз поклон земной!
Звучит песня Победы»
Педагог: Спасибо всем! До новых встречь!
Информационные источники
1. Музыка времён Великой Отечественной Войны - Великая... otvoyna.ru›pesni.htm
2. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/07/06/kla...likoy-otechestvennoy
3. Народное творчество в период Великой Отечественной войны... eurasianworkshop.com›?
5. Советские песни. Песни Великой Отечественной войны, norma40.ru›articles/pesni- velikoy-otechestvennoy…
6. Песни Великой Отечественной войны. rusprogram.ru›f86
7. Песни в военной шинели" Урок - концерт.... nsportal.ru›Школа›Сценарии праздников›…-shineli-urok-kontsert
8. «Дороги войны…» portal-slovo.ru›Дошкольное образование›40714.php
9. Театрализованное представление «На войне одной минутки не прожить без прибаутки». 10. День Победы. goo.kz›loader/load/1840
11. Сценарий альманаха "Война глазами детей". | Открытый класс. openclass.ru›Открытый класс›224660.
Фотографии:
Фото Великой Отечественной войны -Яндекс
фото военных концертных бригад -Яндекс
К. Шульженко -Http://vk.com/sergeiplotnikov?w=wall42224521_1486/all
Л. Русланова -http://e-libra.ru/read/349561-dose-na-zvezd:-pravda-domisli-sensatcii-…
«Священная война» - муз. А.В.Александрова, сл. В.И.Лебедева – Кумача
«Синий платочек» - (муз. Е.Петербугского, сл. М.Максимова).
Валенки – русская народная песня в исполнении Л. Руслановой
11