Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные игры»

4
0
Материал опубликован 4 April 2021 в группе

t1617512337aa.jpg

Структура учебной программы


I. Пояснительная записка


II. Учебно-тематическое планирование


III.Cодержание учебного предмета


IV.Организационно – педагогические условия реализации учебного предмета


V. Планируемые результаты освоения учебного предмета


VI. Cистема оценки результатов освоения учебного предмета


VII. Список литературы, интернет-ресурсов


Приложения:

Календарно- тематическое планирование

Оценочные средства и материалы

I. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные игры» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

«Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств». Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013г. №191-01-39.

Новые условия развития общества существенно повлияли на процессы формирования жизненного опыта детей и подростков. Зна­чительно расширился разрыв между традиционным признанием ценности периода детства для индивидуальной жизни человека, общества в целом и фактическим статусом детских интересов, занятий, форм досуга подрастающего поколения. В то же время от того, какие идеалы сформированы у подрастающего поколения, от готовности детей к действиям на основе гуманных норм зависит успешность цивилизованного развития общества и государства. Поэтому концепция гуманистического воспитания, основанная на идее уважительного отношения к ребенку как активному субъекту собственного развития, становится все более востребованной в отечественной педагогике с конца XX века. Однако при реализации этой концепции, опираясь на традиционные формы и методы организации различных видов детских коллективов, групп, объединений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений, педагоги сталкиваются с трудностями взаимодействия с ребенком в сфере свободного времени. Одним из эффективных и значимых средств предупреждения и преодоления этих трудностей является игра. Её суть - в способности, отображая, преображать действительность.

Рассматривая игры детей как самостоятельную деятельность, возникающую и протекающую независимо от взрослого, ученые зачастую фиксируют трудности в определении результативности и эффективности процесса игрового взаимодействия. С этим связаны многочисленные исследования форм игрового взаимодействия, проводимые специалистами различных направлений, отрас­лей, научных школ на протяжении значительного исторического периода развития мировой цивилизации. Одна из особенностей педагогической теории и практики нового века заключается в том, что глубокий и всесторонний анализ педагогического опыта прошлого, его творческое осмысление с позиций современной практики позволяют проследить закономерности многих важ­нейших педагогических процессов и на этой основе выявить наиболее эффективные пути и средства, необходимые обществу. Этим можно объяснить возрастание интереса к различным формам игрового взаимодействия во всех сферах человеческой дея­тельности, особенно в театральной педагогике.

Игры, как правило, лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условной игровой форме, способствующей перевоплощению в конкретный образ.

В творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, «душа» игры. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что потребует от детей активной деятельности ума. В то же время в игре важно развить у детей эстетическое отношение к действительности, сопереживание и эмоциональный отклик на красоту окружающего мира. Свободно чувствуя себя в стихии игры, дети становятся смелыми, способными проявлять наблюдательность, чувство меры, интеллект. Игра позволяет обнаружить скрытые способности ребенка. Ребенок через игру сам готов создать сценический образ.

Отправной точкой движения к результату, прогнозируемому данной программой, является вовлечение ребенка в игру - «хочу играть», где наступает полное раскрепощение эмоционального зажима. Ребенок начинает творить.

Цель дополнительной общеразвивающей программы - раскрытие духовного, творческого по­тенциала ребенка, адаптация его в социальной среде сред­ствами театральной игры.

Образовательные задачи:

- приобщение детей к творчеству,

- освоение элементов актерского мастерства.

Развивающие задачи:

- развитие эмоциональной сферы ребенка,

- развитие коммуникативных качеств личности,

- выявление и развитие творческих способностей,

- развитие импровизированного творческого самочувствия в представлении, игре-сказке, этюде.

Воспитательные задачи:

- воспитание чувства прекрасного,

- воспитание культуры звучащего слова,

- снятие стрессообразующих факторов,

- воспитание способности к состраданию, сочувствию.

Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено- эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Театральные игры помогают ребенку учиться тренировать свое поведение, а главное - видеть в каждом интересного чело­века, друга, товарища, учиться общению. Занятия способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, формированию убеждений и идеалов.

Новизна данной программы заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в дальнейшей школьной жизни ребенка.

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа 5-7 лет.

Минимальный возраст детей для зачисления на обучение 5 лет.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы 2 года.










II. Учебно-тематическое планирование

Первый год обучения, 5-6 лет


Тема занятий

Количество часов

Период освоения по четвертям


Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

0,5

0,5


Природа актерского мастерства:

2

«Путешествие в страну Вообразилию»

4


0,5

3,5


1 четверть

3

«Азбука театра. Многообразие выразительных средств»

3

1

2

1 четверть

Сценическое внимание:

4

«Внимание, память, воображение и фантазия»

5

0,5

4,5


1-2 четверть

Сценическая свобода и вера:

5

«Театр сказки»

4

-

4

2 четверть

6

Речевой тренинг: «Речевая гимнастика, развитие голоса и речи»

11

1

10

3-4 четверть

Сценическая задача и словесное действие:

7

«Пригласительный билет на сказку»

5

-

5

4 четверть


ВСЕГО:

33




Второй год обучения, 6-7 лет


Тема занятий

Количество часов

Период освоения по четвертям


Всего

Теория

Практика

Природа актерского мастерства:


«Путешествие в страну Вообразилию»

6


1

5

1 четверть


Азбука театра: «Путешествие по театральной программке»

4

1

3

1-2 четверть

Сценическая свобода и вера:


«Театр сказки»

6

-

6

2-3 четверть


Речевой тренинг: «Дикция. Слово в жизни и на сцене»

8

1

7

3 четверть

Сценическое воплощение литературного произведения:


«Пригласительный билет на премьеру»

9

-

9

4 четверть


ВСЕГО:

33





III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Основная задача - формирование навыков и умений, состав­ляющих фундамент театральных игр с элементами органического действия.

Для этого необходимо:

- создать условия для развития детского коллектива единомышленников,

- выявить своеобразие характера и творческие возмож­ности каждого учащегося

- наметить пути формирования и психотехники ребенка во взаимодействии с психологом и ведущими педагога­ми, предложить детям для этого ряд упражнений.

Раздел «Природа актерского мастерства»

Тема «Путешествие в страну Вообразилию»

Теория. Беседа о театре. Театр - искусство коллективное и синтетическое. Искусство перевоплощения. Первостепенная роль актера. Природа сценических переживаний.

Практика. Знакомство с детьми, выявление их способнос­тей и возможностей. Упражнения и игры для создания атмосферы свободного общения: «Эстафета», «Однажды меня закрыли в темной комнате». Игры: «Моя Вообразилия», «Давайте познако­мимся». Сказки-небывальщины, придуманные детьми.

Тема «Азбука театра. Многообразие выразительных средств»

Теория. Что такое театр, разнообразие театральных профессий. Многообразие театральных средств выразительности.

Практика. Просмотр спектаклей и театрализованных представлений.

Раздел «Сценическое внимание»

Тема. «Внимание, память, воображение и фантазия»

Теория. Виды внимания. Внимание и фантазия.

Практика. Игры: психологические, на организацию внимания, релаксационные упражнения. Развитие слухового внимания, координация речи и движения.

Раздел «Сценическая свобода и вера»

Тема «Театр сказки»

Теория. «Чувство веры и правды» - умение погрузиться разные обстоятельства посредством погружения в сказку.

Практика. Развитие выразительной мимики и пластики посредством погружения и проживания сказки вместе с детьми.

Тема «Речевой тренинг»

Теория. «Дикция. Слово в жизни и на сцене»

Практика. Упражнения на развитие зрительно-пространственных восприятия и представлений, пальчиковой моторики посредством пальчиковой гимнастики, речевой моторики и постановку и автоматизацию звуков посредством работы над скороговоркой, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.

Раздел «Сценическая задача и словесное действие»

Тема «Пригласительный билет на сказку»

Теория. Выбор репертуара театрализованных представлений-сказок.

Практика. Действенный анализ: определение темы произведения, ее задачи. Режиссерское прочтение материала. Распре­деление по ролям (творческие заявки). Дикция в звучащем слове и образность речи. Репетиции. Посещение театра.


Второй год обучения

Основные задачи:

- развитие творческой индивидуальности учащегося,

- воспитание умения работать над ролью,

освоение репетиционного метода действенного анализа жизни роли в сочетании «разведки умом» с «разведкой тела»

Раздел «Основы актерского мастерства»

Тема «Путешествие в страну Вообразилию»

Теория. Беседа о театре. Театр - искусство коллективное и синтетическое. Искусство перевоплощения. Первостепенная роль актера. Природа сценических переживаний.

Практика. Продолжение выявления способнос­тей и возможностей детей. Упражнения и игры для создания атмосферы свободного общения: «Эстафета», «Однажды меня закрыли в темной комнате». Игры: «Моя Вообразилия», «Давайте познако­мимся». Сказки-небывальщины, придуманные детьми и их инсценирование.

Тема «А ну-ка, отгадай!»

Теория. «Предлагаемые обстоятельства» и сценическое оправдание.

Практика. Развитие наблюдательности и подробное изучение пред­мета. Координация в пространстве. Упражнения на воспитание сценической веры и памяти физических действий. Логика и пос­ледовательность в упражнениях на память физических действий.

Тема «Путешествие по театральной программке»

Теория. «Дом для волшебных представлений» - театрально здание: элементы внешнего и внутреннего оформления. Ма здания. Разнообразие театральных профессий.

Экскурсия по театральным цехам и мастерским: монтировщики, реквизиторы, костюмеры, бутафоры, радисты-звукорежиссеры, осветители, гримеры, художники-декораторы, мастера-пошивочники, столяры-макетчики. Театральное здание элементы внутреннего и внешнего оформления. Афиша, авансцена, амфитеатр, театральный билет, бельэтаж, буфет, гримерная, занавес, ложа, реклама, рампа, прожектор, кулиса, сцена, фойе. Игра-викторина «Поле чудес».

Практика. Просмотр спектаклей текущего репертуара местных театральных коллективов. Актер - «главное чудо театра», драматург, режиссер, художник, композитор, создатели декораций, костюме бутафории. Художник по свету, звукорежиссер и другие профессии.

Раздел «Сценическая свобода и вера»

Тема «Театр сказки»

Теория. «Чувство веры и правды» - умение погрузиться разные обстоятельства посредством погружения в сказку.

Практика. Упражнение на развитие артистической смелости через погружение и проживание сказки вместе с детьми. «Заяц-Коська и родничок» (А.Грибачев), «Ёжик и море» (С.Козлов), «Дюймовочка» (Г.Х.Андерсен), «Лягушка-Путешественница» (В.М.Гаршин) и т.д.

Тема «Речевой тренинг»

Теория. «Дикция. Слово в жизни и на сцене»

Практика. Упражнения на развитие зрительно-пространственных восприятия и представлений, пальчиковой моторики посредством пальчиковой гимнастики, речевой моторики и постановку и автоматизацию звуков посредством работы над скороговоркой, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.

Раздел «Сценическое воплощение литературного произведения»

Тема «Пригласительный билет на премьеру»

Теория. Подбор репертуара для детей: отрывки из сказок пьес. Действенный анализ пьесы и роли: определение темы изведения, ее задачи. Словесное действие. Общение.

Практика. Выбор темы композиции. Отбор материалов. Работа над стихотворными текстами по ролям, этюды. Пластическое и музыкальное решение композиции. Работа с музыкальным сопровождением и шумовыми фонограммами. Подготовка реквизита, декораций и костюмов с помощью родителей. Генеральные репетиции и показ для родителей, педа­гогов и детей.


IV. Организационно-педагогические условия реализации

Структура занятия включает теоретическую (беседа по теме) и практическую (тренинг, упражнения, инсценировки) части. Они орга­нически сочетаются при доминировании практической стороны в форме комплексного тренинга. Активно используются просмотр и анализ домашнего задания (чтение стихов и их инсценирование).

Программа «Театральные игры» составлена с учетом возра­стных особенностей учащихся, и в процессе ее реализации необ­ходим индивидуальный учет особенностей детей. Рассчитана на два года обучения.

Для получения необходимого результата занятия проводятся с груп­пой в среднем 8 человек 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 25 минут для обучающихся 5-6 лет, 30 минут для обучающихся 6-7 лет, перерыв между занятиями - 10 минут.

К числу условий, обеспечивающих творческую активность, относятся деловой настрой преподавателя на репетиции-занятии, его готовность к встрече с творческим открытием ученика здесь, сегодня, сейчас.

Важным условием для реализации воспитательных задач программы является уровень квалификации педагога, ведущего эти занятия. Он должен обладать знаниями по детской психо­логии, пользоваться доверием детей, иметь богатое воображение, большие эмоционально-образные возможности, чтобы помочь учащимся овладеть знаниями и умениями, настроить их на по­стоянный процесс самовоспитания и самообразования. Предпо­лагается умение преподавателя работать с чувствами ребенка. В числе требований к преподавателю - развитие таких качеств, как искренность и безусловное позитивное принятие ребенка.

В то же время для решения более частных задач преподаватель ис­пользует так называемую поведенческую технологию. Например, в речевом тренинге и пластических этюдах педагог демон­стрирует образцы действий, а знание правил эффективного под­крепления помогает ему правильно реагировать на выполнение этих действий детьми. В зависимости от поставленных задач ме­няются упражнения.

Программа предполагает приобретение ребенком нового чувственного опыта, овладение новыми средствами самовыраже­ния, что ведет к большему осознанию опыта и поведения.

Материально-техническое обеспечение программы

Для проведения занятий по программе «Театральные игры» необходима хорошая материальная база, а именно:

- специализированный кабинет со сценической пло­щадкой,

- театральная атрибутика (ширмы, кубы, коврики, де­тали костюмов и декораций),

- технические средства (магнитофоны, CD-проигрыватель видеоматериалы) и учебно-дидактические материалы.

Методы обучения

Словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, загадки, пословицы).

Проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в самостоятельной работе воспитании построении мизансцен и взаимодействия партнеров на сценической.

Практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр.

Метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений.

Исследовательский метод - создание ситуации творческого поиска и совместного нахождения лучшего решения сценического действия, создание биографии образа персонажа.

V. Планируемые результаты освоения образовательной программы

Ожидаемые результаты и способы их проверки, формы подведения итогов реализации программы

Ожидаемые результаты и степень их близости к задачам про­граммы отслеживаются в процессе педагогического наблюдения. Педагог ана­лизирует:

- интересы, склонности, общие и специальные способ­ности, волевые качества детей,

- психологическое самочувствие детей;

- качество усвоения знаний и умений по предмету,

- уровень воспитанности и отношение детей к учебной и внеучебной деятельности.

Обнаружить успехи и проследить рост актерского мастерства через различные формы входного, текущего, промежуточного и итогового контроля можно, анализируя:

- участие в спектаклях-представлениях;

- зачеты, открытые занятия,

- участие в школьных утренниках и праздниках,

- посещение театров и встречи с актерами и театраль­ными деятелями.

Основной формой контроля знаний, умений и навыков явля­ются открытые занятия для педагогов, администрации, ро­дителей, а также зрителей-школьников. При анализе результатов обученности учитываются мнение-оценка ведущего педагога-режиссера и зрительская реакция.

Критерии оценки умений:

- овладение первичными элементами словесного дей­ствия,

- раскрытие характера персонажей,

- взаимодействие с партнером при помощи речи и действием персонажа;

- непрерывность словесного действия.

VI. Система оценки результатов освоения образовательной программы

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль осуществляется регулярно на уроках. Он направлен на выявление полученных знаний учащихся. Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого полугодия. Особой формой контроля является диагностика развития учащихся. Она проводится в начале учебного года, конце 1 и 2 полугодия. Результаты отображаются в таблицах:

Диагностика учащихся отделения раннего развития

по предмету «Театральные игры»


Фамилия имя

Четко произносит слова, буквы, звуки

Выразительно исполняет роли в стихотворении, драматизации

Развито образное мышление

Проявляет творческую инициативу

Умеет общаться в коллективе









Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения.

Критерии оценки

В связи с возрастными особенностями детей (5 – 7 лет), оценки на уроках не ставятся. Вместо них – смайлики. Они имеют 3 вида градации:

1) ребенок занимался на уроке хорошо, все задания выполнены в полном объеме.

2) ребенок занимался хорошо, но не в полном объеме.

3) ребенок плохо занимался, баловался, не выполнил предложенные задания.


1) 2) 3)

t1617512337ab.png

VII. Литература для преподавателей

Авторов Н. Спектакль и зритель. - М., 1985.

Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1985.

Гиппиус С. Гимнастика чувств. - Л. - М., 1967.

ЗахаваБ. Мастерство актера и режиссера. - М., 1978.

Ивановская О. Логопедические занятия с детьми. - Санкт-Петербург, 2007.

Карандашев В. Основы психологии общения. - Вологда, 1992.

Климовский М. Мы идем за кулисы: Книга о театральных цехах. - М., 1982.

Кнебель М. Поэзия педагогики. - М., 1976.

Косинова Е. Уроки логопеда. Игры для развития речи.

Лудия А. Этюды по истории поведения. - М., 1993.

Новицкая Л. Тренинг и муштра. - М., 1969.

Петров В. Перспективность применения некоторых методов пси-ходиагностики в театральной педагогике. - М., 1972, 1981.

Погосова Н. Погружение в сказку.- Санкт-Петербург, 2006.

Слуцкий В. Элементарная педагогика. - М., 1990.

Станиславский К. Полное собрание сочинений: В восьми тома М., 1961.


Литература для детей

Стихи детских поэтов: С.Михалков, А.Барто и т.д.

Русские народный сказки

Сказки зарубежных писателей

Расказы детских писателей

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения, 5-6 лет

Номер раздела

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения


Всего

1

Введение

1

сентябрь

Природа актерского мастерства:

2

«Путешествие в страну Вообразилию»

4


сентябрь

3

«Азбука театра. Многообразие выразительных средств»

3

октябрь

Сценическое внимание:

4

«Внимание, память, воображение и фантазия»

5

январь

Сценическая свобода и вера:

5

«Театр сказки»

4

февраль

6

Речевой тренинг: «Речевая гимнастика, развитие голоса и речи»

11

март, апрель

Сценическая задача и словесное действие:

7

«Пригласительный билет на сказку»

5

май


ВСЕГО:

33


Второй год обучения, 6-7 лет

Номер раздела

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения


Всего

Природа актерского мастерства:

1

«Путешествие в страну Вообразилию»

6


сентябрь, октябрь

2

Азбука театра: «Путешествие по театральной программке»

4

октябрь, ноябрь

Сценическая свобода и вера:

3

«Театр сказки»

6

ноябрь, декабрь

4

Речевой тренинг: «Дикция. Слово в жизни и на сцене»

8

январь, февраль,

март

Сценическое воплощение литературного произведения:

5

«Пригласительный билет на премьеру»

9

апрель, май


ВСЕГО:

33



Приложение 2

Оценочные средства и материалы


Особой формой контроля является диагностика развития учащихся. Она проводится в начале учебного года, конце 1 и 2 полугодия. Результаты отображаются в таблицах:


Диагностика учащихся отделения раннего развития

по предмету «Театральные игры»


Фамилия имя

Четко произносит слова, буквы, звуки

Выразительно исполняет роли в стихотворении, драматизации

Развито образное мышление

Проявляет творческую инициативу

Умеет общаться в коллективе









Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения.


16


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации