Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные игры»
Структура учебной программы
I. Пояснительная записка
II. Учебно-тематическое планирование
III.Cодержание учебного предмета
IV.Организационно – педагогические условия реализации учебного предмета
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета
VI. Cистема оценки результатов освоения учебного предмета
VII. Список литературы, интернет-ресурсов
Приложения:
Календарно- тематическое планирование
Оценочные средства и материалы
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные игры» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
«Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств». Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013г. №191-01-39.
Новые условия развития общества существенно повлияли на процессы формирования жизненного опыта детей и подростков. Значительно расширился разрыв между традиционным признанием ценности периода детства для индивидуальной жизни человека, общества в целом и фактическим статусом детских интересов, занятий, форм досуга подрастающего поколения. В то же время от того, какие идеалы сформированы у подрастающего поколения, от готовности детей к действиям на основе гуманных норм зависит успешность цивилизованного развития общества и государства. Поэтому концепция гуманистического воспитания, основанная на идее уважительного отношения к ребенку как активному субъекту собственного развития, становится все более востребованной в отечественной педагогике с конца XX века. Однако при реализации этой концепции, опираясь на традиционные формы и методы организации различных видов детских коллективов, групп, объединений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений, педагоги сталкиваются с трудностями взаимодействия с ребенком в сфере свободного времени. Одним из эффективных и значимых средств предупреждения и преодоления этих трудностей является игра. Её суть - в способности, отображая, преображать действительность.
Рассматривая игры детей как самостоятельную деятельность, возникающую и протекающую независимо от взрослого, ученые зачастую фиксируют трудности в определении результативности и эффективности процесса игрового взаимодействия. С этим связаны многочисленные исследования форм игрового взаимодействия, проводимые специалистами различных направлений, отраслей, научных школ на протяжении значительного исторического периода развития мировой цивилизации. Одна из особенностей педагогической теории и практики нового века заключается в том, что глубокий и всесторонний анализ педагогического опыта прошлого, его творческое осмысление с позиций современной практики позволяют проследить закономерности многих важнейших педагогических процессов и на этой основе выявить наиболее эффективные пути и средства, необходимые обществу. Этим можно объяснить возрастание интереса к различным формам игрового взаимодействия во всех сферах человеческой деятельности, особенно в театральной педагогике.
Игры, как правило, лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условной игровой форме, способствующей перевоплощению в конкретный образ.
В творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, «душа» игры. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что потребует от детей активной деятельности ума. В то же время в игре важно развить у детей эстетическое отношение к действительности, сопереживание и эмоциональный отклик на красоту окружающего мира. Свободно чувствуя себя в стихии игры, дети становятся смелыми, способными проявлять наблюдательность, чувство меры, интеллект. Игра позволяет обнаружить скрытые способности ребенка. Ребенок через игру сам готов создать сценический образ.
Отправной точкой движения к результату, прогнозируемому данной программой, является вовлечение ребенка в игру - «хочу играть», где наступает полное раскрепощение эмоционального зажима. Ребенок начинает творить.
Цель дополнительной общеразвивающей программы - раскрытие духовного, творческого потенциала ребенка, адаптация его в социальной среде средствами театральной игры.
Образовательные задачи:
- приобщение детей к творчеству,
- освоение элементов актерского мастерства.
Развивающие задачи:
- развитие эмоциональной сферы ребенка,
- развитие коммуникативных качеств личности,
- выявление и развитие творческих способностей,
- развитие импровизированного творческого самочувствия в представлении, игре-сказке, этюде.
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства прекрасного,
- воспитание культуры звучащего слова,
- снятие стрессообразующих факторов,
- воспитание способности к состраданию, сочувствию.
Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено- эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Театральные игры помогают ребенку учиться тренировать свое поведение, а главное - видеть в каждом интересного человека, друга, товарища, учиться общению. Занятия способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, формированию убеждений и идеалов.
Новизна данной программы заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в дальнейшей школьной жизни ребенка.
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа 5-7 лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение 5 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы 2 года.
II. Учебно-тематическое планирование
Первый год обучения, 5-6 лет
| Тема занятий | Количество часов | Период освоения по четвертям | ||
| Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Природа актерского мастерства: | |||||
2 | «Путешествие в страну Вообразилию» | 4 | 0,5 | 3,5 | 1 четверть |
3 | «Азбука театра. Многообразие выразительных средств» | 3 | 1 | 2 | 1 четверть |
Сценическое внимание: | |||||
4 | «Внимание, память, воображение и фантазия» | 5 | 0,5 | 4,5 | 1-2 четверть |
Сценическая свобода и вера: | |||||
5 | «Театр сказки» | 4 | - | 4 | 2 четверть |
6 | Речевой тренинг: «Речевая гимнастика, развитие голоса и речи» | 11 | 1 | 10 | 3-4 четверть |
Сценическая задача и словесное действие: | |||||
7 | «Пригласительный билет на сказку» | 5 | - | 5 | 4 четверть |
| ВСЕГО: | 33 | | | |
Второй год обучения, 6-7 лет
| Тема занятий | Количество часов | Период освоения по четвертям | ||
| Всего | Теория | Практика | ||
Природа актерского мастерства: | |||||
| «Путешествие в страну Вообразилию» | 6 | 1 | 5 | 1 четверть |
| Азбука театра: «Путешествие по театральной программке» | 4 | 1 | 3 | 1-2 четверть |
Сценическая свобода и вера: | |||||
| «Театр сказки» | 6 | - | 6 | 2-3 четверть |
| Речевой тренинг: «Дикция. Слово в жизни и на сцене» | 8 | 1 | 7 | 3 четверть |
Сценическое воплощение литературного произведения: | |||||
| «Пригласительный билет на премьеру» | 9 | - | 9 | 4 четверть |
| ВСЕГО: | 33 | | | |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Основная задача - формирование навыков и умений, составляющих фундамент театральных игр с элементами органического действия.
Для этого необходимо:
- создать условия для развития детского коллектива единомышленников,
- выявить своеобразие характера и творческие возможности каждого учащегося
- наметить пути формирования и психотехники ребенка во взаимодействии с психологом и ведущими педагогами, предложить детям для этого ряд упражнений.
Раздел «Природа актерского мастерства»
Тема «Путешествие в страну Вообразилию»
Теория. Беседа о театре. Театр - искусство коллективное и синтетическое. Искусство перевоплощения. Первостепенная роль актера. Природа сценических переживаний.
Практика. Знакомство с детьми, выявление их способностей и возможностей. Упражнения и игры для создания атмосферы свободного общения: «Эстафета», «Однажды меня закрыли в темной комнате». Игры: «Моя Вообразилия», «Давайте познакомимся». Сказки-небывальщины, придуманные детьми.
Тема «Азбука театра. Многообразие выразительных средств»
Теория. Что такое театр, разнообразие театральных профессий. Многообразие театральных средств выразительности.
Практика. Просмотр спектаклей и театрализованных представлений.
Раздел «Сценическое внимание»
Тема. «Внимание, память, воображение и фантазия»
Теория. Виды внимания. Внимание и фантазия.
Практика. Игры: психологические, на организацию внимания, релаксационные упражнения. Развитие слухового внимания, координация речи и движения.
Раздел «Сценическая свобода и вера»
Тема «Театр сказки»
Теория. «Чувство веры и правды» - умение погрузиться разные обстоятельства посредством погружения в сказку.
Практика. Развитие выразительной мимики и пластики посредством погружения и проживания сказки вместе с детьми.
Тема «Речевой тренинг»
Теория. «Дикция. Слово в жизни и на сцене»
Практика. Упражнения на развитие зрительно-пространственных восприятия и представлений, пальчиковой моторики посредством пальчиковой гимнастики, речевой моторики и постановку и автоматизацию звуков посредством работы над скороговоркой, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.
Раздел «Сценическая задача и словесное действие»
Тема «Пригласительный билет на сказку»
Теория. Выбор репертуара театрализованных представлений-сказок.
Практика. Действенный анализ: определение темы произведения, ее задачи. Режиссерское прочтение материала. Распределение по ролям (творческие заявки). Дикция в звучащем слове и образность речи. Репетиции. Посещение театра.
Второй год обучения
Основные задачи:
- развитие творческой индивидуальности учащегося,
- воспитание умения работать над ролью,
освоение репетиционного метода действенного анализа жизни роли в сочетании «разведки умом» с «разведкой тела»
Раздел «Основы актерского мастерства»
Тема «Путешествие в страну Вообразилию»
Теория. Беседа о театре. Театр - искусство коллективное и синтетическое. Искусство перевоплощения. Первостепенная роль актера. Природа сценических переживаний.
Практика. Продолжение выявления способностей и возможностей детей. Упражнения и игры для создания атмосферы свободного общения: «Эстафета», «Однажды меня закрыли в темной комнате». Игры: «Моя Вообразилия», «Давайте познакомимся». Сказки-небывальщины, придуманные детьми и их инсценирование.
Тема «А ну-ка, отгадай!»
Теория. «Предлагаемые обстоятельства» и сценическое оправдание.
Практика. Развитие наблюдательности и подробное изучение предмета. Координация в пространстве. Упражнения на воспитание сценической веры и памяти физических действий. Логика и последовательность в упражнениях на память физических действий.
Тема «Путешествие по театральной программке»
Теория. «Дом для волшебных представлений» - театрально здание: элементы внешнего и внутреннего оформления. Ма здания. Разнообразие театральных профессий.
Экскурсия по театральным цехам и мастерским: монтировщики, реквизиторы, костюмеры, бутафоры, радисты-звукорежиссеры, осветители, гримеры, художники-декораторы, мастера-пошивочники, столяры-макетчики. Театральное здание элементы внутреннего и внешнего оформления. Афиша, авансцена, амфитеатр, театральный билет, бельэтаж, буфет, гримерная, занавес, ложа, реклама, рампа, прожектор, кулиса, сцена, фойе. Игра-викторина «Поле чудес».
Практика. Просмотр спектаклей текущего репертуара местных театральных коллективов. Актер - «главное чудо театра», драматург, режиссер, художник, композитор, создатели декораций, костюме бутафории. Художник по свету, звукорежиссер и другие профессии.
Раздел «Сценическая свобода и вера»
Тема «Театр сказки»
Теория. «Чувство веры и правды» - умение погрузиться разные обстоятельства посредством погружения в сказку.
Практика. Упражнение на развитие артистической смелости через погружение и проживание сказки вместе с детьми. «Заяц-Коська и родничок» (А.Грибачев), «Ёжик и море» (С.Козлов), «Дюймовочка» (Г.Х.Андерсен), «Лягушка-Путешественница» (В.М.Гаршин) и т.д.
Тема «Речевой тренинг»
Теория. «Дикция. Слово в жизни и на сцене»
Практика. Упражнения на развитие зрительно-пространственных восприятия и представлений, пальчиковой моторики посредством пальчиковой гимнастики, речевой моторики и постановку и автоматизацию звуков посредством работы над скороговоркой, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.
Раздел «Сценическое воплощение литературного произведения»
Тема «Пригласительный билет на премьеру»
Теория. Подбор репертуара для детей: отрывки из сказок пьес. Действенный анализ пьесы и роли: определение темы изведения, ее задачи. Словесное действие. Общение.
Практика. Выбор темы композиции. Отбор материалов. Работа над стихотворными текстами по ролям, этюды. Пластическое и музыкальное решение композиции. Работа с музыкальным сопровождением и шумовыми фонограммами. Подготовка реквизита, декораций и костюмов с помощью родителей. Генеральные репетиции и показ для родителей, педагогов и детей.
IV. Организационно-педагогические условия реализации
Структура занятия включает теоретическую (беседа по теме) и практическую (тренинг, упражнения, инсценировки) части. Они органически сочетаются при доминировании практической стороны в форме комплексного тренинга. Активно используются просмотр и анализ домашнего задания (чтение стихов и их инсценирование).
Программа «Театральные игры» составлена с учетом возрастных особенностей учащихся, и в процессе ее реализации необходим индивидуальный учет особенностей детей. Рассчитана на два года обучения.
Для получения необходимого результата занятия проводятся с группой в среднем 8 человек 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 25 минут для обучающихся 5-6 лет, 30 минут для обучающихся 6-7 лет, перерыв между занятиями - 10 минут.
К числу условий, обеспечивающих творческую активность, относятся деловой настрой преподавателя на репетиции-занятии, его готовность к встрече с творческим открытием ученика здесь, сегодня, сейчас.
Важным условием для реализации воспитательных задач программы является уровень квалификации педагога, ведущего эти занятия. Он должен обладать знаниями по детской психологии, пользоваться доверием детей, иметь богатое воображение, большие эмоционально-образные возможности, чтобы помочь учащимся овладеть знаниями и умениями, настроить их на постоянный процесс самовоспитания и самообразования. Предполагается умение преподавателя работать с чувствами ребенка. В числе требований к преподавателю - развитие таких качеств, как искренность и безусловное позитивное принятие ребенка.
В то же время для решения более частных задач преподаватель использует так называемую поведенческую технологию. Например, в речевом тренинге и пластических этюдах педагог демонстрирует образцы действий, а знание правил эффективного подкрепления помогает ему правильно реагировать на выполнение этих действий детьми. В зависимости от поставленных задач меняются упражнения.
Программа предполагает приобретение ребенком нового чувственного опыта, овладение новыми средствами самовыражения, что ведет к большему осознанию опыта и поведения.
Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения занятий по программе «Театральные игры» необходима хорошая материальная база, а именно:
- специализированный кабинет со сценической площадкой,
- театральная атрибутика (ширмы, кубы, коврики, детали костюмов и декораций),
- технические средства (магнитофоны, CD-проигрыватель видеоматериалы) и учебно-дидактические материалы.
Методы обучения
Словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, загадки, пословицы).
Проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в самостоятельной работе воспитании построении мизансцен и взаимодействия партнеров на сценической.
Практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр.
• Метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений.
• Исследовательский метод - создание ситуации творческого поиска и совместного нахождения лучшего решения сценического действия, создание биографии образа персонажа.
V. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Ожидаемые результаты и способы их проверки, формы подведения итогов реализации программы
Ожидаемые результаты и степень их близости к задачам программы отслеживаются в процессе педагогического наблюдения. Педагог анализирует:
- интересы, склонности, общие и специальные способности, волевые качества детей,
- психологическое самочувствие детей;
- качество усвоения знаний и умений по предмету,
- уровень воспитанности и отношение детей к учебной и внеучебной деятельности.
Обнаружить успехи и проследить рост актерского мастерства через различные формы входного, текущего, промежуточного и итогового контроля можно, анализируя:
- участие в спектаклях-представлениях;
- зачеты, открытые занятия,
- участие в школьных утренниках и праздниках,
- посещение театров и встречи с актерами и театральными деятелями.
Основной формой контроля знаний, умений и навыков являются открытые занятия для педагогов, администрации, родителей, а также зрителей-школьников. При анализе результатов обученности учитываются мнение-оценка ведущего педагога-режиссера и зрительская реакция.
Критерии оценки умений:
- овладение первичными элементами словесного действия,
- раскрытие характера персонажей,
- взаимодействие с партнером при помощи речи и действием персонажа;
- непрерывность словесного действия.
VI. Система оценки результатов освоения образовательной программы
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль осуществляется регулярно на уроках. Он направлен на выявление полученных знаний учащихся. Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого полугодия. Особой формой контроля является диагностика развития учащихся. Она проводится в начале учебного года, конце 1 и 2 полугодия. Результаты отображаются в таблицах:
Диагностика учащихся отделения раннего развития
по предмету «Театральные игры»
Фамилия имя | Четко произносит слова, буквы, звуки | Выразительно исполняет роли в стихотворении, драматизации | Развито образное мышление | Проявляет творческую инициативу | Умеет общаться в коллективе |
| | | | | |
Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения.
Критерии оценки
В связи с возрастными особенностями детей (5 – 7 лет), оценки на уроках не ставятся. Вместо них – смайлики. Они имеют 3 вида градации:
1) ребенок занимался на уроке хорошо, все задания выполнены в полном объеме.
2) ребенок занимался хорошо, но не в полном объеме.
3) ребенок плохо занимался, баловался, не выполнил предложенные задания.
1) 2) 3)
VII. Литература для преподавателей
Авторов Н. Спектакль и зритель. - М., 1985.
Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1985.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. - Л. - М., 1967.
ЗахаваБ. Мастерство актера и режиссера. - М., 1978.
Ивановская О. Логопедические занятия с детьми. - Санкт-Петербург, 2007.
Карандашев В. Основы психологии общения. - Вологда, 1992.
Климовский М. Мы идем за кулисы: Книга о театральных цехах. - М., 1982.
Кнебель М. Поэзия педагогики. - М., 1976.
Косинова Е. Уроки логопеда. Игры для развития речи.
Лудия А. Этюды по истории поведения. - М., 1993.
Новицкая Л. Тренинг и муштра. - М., 1969.
Петров В. Перспективность применения некоторых методов пси-ходиагностики в театральной педагогике. - М., 1972, 1981.
Погосова Н. Погружение в сказку.- Санкт-Петербург, 2006.
Слуцкий В. Элементарная педагогика. - М., 1990.
Станиславский К. Полное собрание сочинений: В восьми тома М., 1961.
Литература для детей
Стихи детских поэтов: С.Михалков, А.Барто и т.д.
Русские народный сказки
Сказки зарубежных писателей
Расказы детских писателей
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения, 5-6 лет
Номер раздела | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения |
| Всего | ||
1 | Введение | 1 | сентябрь |
Природа актерского мастерства: | |||
2 | «Путешествие в страну Вообразилию» | 4 | сентябрь |
3 | «Азбука театра. Многообразие выразительных средств» | 3 | октябрь |
Сценическое внимание: | |||
4 | «Внимание, память, воображение и фантазия» | 5 | январь |
Сценическая свобода и вера: | |||
5 | «Театр сказки» | 4 | февраль |
6 | Речевой тренинг: «Речевая гимнастика, развитие голоса и речи» | 11 | март, апрель |
Сценическая задача и словесное действие: | |||
7 | «Пригласительный билет на сказку» | 5 | май |
| ВСЕГО: | 33 | |
Второй год обучения, 6-7 лет
Номер раздела | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения |
| Всего | ||
Природа актерского мастерства: | |||
1 | «Путешествие в страну Вообразилию» | 6 | сентябрь, октябрь |
2 | Азбука театра: «Путешествие по театральной программке» | 4 | октябрь, ноябрь |
Сценическая свобода и вера: | |||
3 | «Театр сказки» | 6 | ноябрь, декабрь |
4 | Речевой тренинг: «Дикция. Слово в жизни и на сцене» | 8 | январь, февраль, март |
Сценическое воплощение литературного произведения: | |||
5 | «Пригласительный билет на премьеру» | 9 | апрель, май |
| ВСЕГО: | 33 | |
Приложение 2
Оценочные средства и материалы
Особой формой контроля является диагностика развития учащихся. Она проводится в начале учебного года, конце 1 и 2 полугодия. Результаты отображаются в таблицах:
Диагностика учащихся отделения раннего развития
по предмету «Театральные игры»
Фамилия имя | Четко произносит слова, буквы, звуки | Выразительно исполняет роли в стихотворении, драматизации | Развито образное мышление | Проявляет творческую инициативу | Умеет общаться в коллективе |
| | | | | |
Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения.
16