Рабочая программа по обществознанию для 5 класса
| | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса разработана на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ).
2. Федерального Государственного Образовательного Стандарта ООО (от 17.12.2010 №1897-ФЗ).
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020).
4. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 №345».
Программа имеет следующую структуру:
1) пояснительная записка;
2) описание УМК образовательного курса;
3) описание места учебного предмета в образовательном курсе;
4) характеристика учебного предмета; характеристика задач предмета;
5) структура и особенности курса;
6) планируемые результаты освоения курса, материально-технические условия реализации программы курса «Обществознание»;
7) описание учебных методов и материалов технического обеспечения;
8) тематическое планирование, определяющее содержание курса с примерным распределением учебных часов по тематическим разделам и указанием основных понятий и персоналий тем;
9) календарно – тематическое планирование, в котором определены: количество учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, цели, основные виды деятельности обучающихся, контроль;
10) контрольно – измерительные материалы.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. А. Ф. Никитин, Т.И. Никитина. Обществознание. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: Дрофа; Москва; 2013
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), фундаментального ядра содержания общего образования. Она опирается на опыт создания курса обществознания для основной школы. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно-ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном (образовательном) плане. «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст 9 и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями
Содержание программы
(34 часа)
Обществознание
ВВОДНЫЙ УРОК
(1 час)
Знакомство со структурой учебника
Тема 1 «О человеке» (10 часов)
Как первобытный человек стал разумным? Человек — часть природы и член общества. Что такое «Я»? Что такое «Я»? Как человек познает самого себя? Возрастные периоды жизни человека. Здоровье человека. Вредные привычки. Вера и неверие.
Тема 2 «О характере человека» (14 часов)
Вредные привычки. Что значит быть честным? Что такое долг? Что значит быть
порядочным человеком? Милосердие. Как стать добрым
человеком? Может ли человек жить
в одиночестве? Общение— большое
умение. Человек и его семья. Мама — самый дорогой
человек. Школа, образование.
Тема 3 «Человек и государство» (9 часов)
Что такое общество? Каковы правила жизни в обществе? Практикум 4. Практикум 4 Обобщение темы «общение и окружение человека». Малая и большая Родина. Мы живем в России. Символы России: герб и флаг. Обобщение тем. Итоговая контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося | Вид контроля | Д/З | |
Дата по плану | Дата по факту | ||||||
Вводный урок (1 Час) | |||||||
Тема 1 «О человеке» | |||||||
1 | 8.09 | | Как первобытный человек стал разумным? | | Объяснить, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека. Формулировать, что такое способности человека и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного человека XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека. Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Составление рассказов по рисункам. | §1 ст.7 Письменно ответить на вопросы 1,2,3,5 |
2 | 15.09 | | Человек — часть природы и член общества | | Характеризовать понятие «природа». Описывать человека как часть природы. Объяснять человеческие качества. Выделять биологические качества (физические потребности человека). Формулировать понятия «общественные отношения, их значение для развития человека. Классифицировать и характеризовать основные виды занятий человека. Обосновывать огромное значение общения для развития ребенка. Оценивать роль учения в жизни человека. Показывать игру как один из методов развития ребенка. Использовать свои знания курса «Окружающий мир» для иллюстрации природной среды, ее влияние на человека. Приводить примеры биологических и природных качеств человека. Показать на примерах основные виды занятий человека. Систематизировать пройденный материал о занятиях человека в табличной форме. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между занятием человека и его развитием. Оценивать свои результаты в учении. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ. Участие в подготовке и проведении игры по сказке Р. Киплинга « Книга джунглей | Ст. 8 Прочитать текст и подготовить устный ответ на вопросы. Составить маленький рассказ по заданной теме. |
3 | 22.09 | | Что такое «Я»? | | Характеризовать внутренний мир человека. Описывать внешние качества человека, показывать как они связаны с внутренним миром. Выделять внутренние качества человека. Формулировать определение науки, изучающей духовную организацию человека, его психику, — психологии. Объяснять, почему каждый человек должен Приводить примеры внешних качеств человека. Исследовать и оценивать ситуации, показывающие проявление внутренних качеств человека. Находить информацию в разных источниках, приводить и сравнивать примеры, свидетельствующие о внутренних качествах человека. Оценивать собственные внутренние качества, поступки, знания, умения и возможности, сравнивать свои поступки с поступками других людей. Анализировать тексты и делать собственные выводы. Систематизировать пройденный материал в табличной форме. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. Умение заполнять таблицу | Ст. 11-12 Ответить на вопросы устно и письменно составить таблицу |
4 | 29.09 | | Что такое «Я»? | | Продолжить схему на стр. 14 | ||
5 | 6.10 | | Как человек познает самого себя? | | Характеризовать необходимость и важность познания человеком самого себя. Объяснять, как человек может познать себя. Называть вопросы, на которые человек должен дать себе ответ, чтобы познать свое «Я». Обосновывать, почему правильная оценка себя — это важное условие успеха и самореализации в жизни. Описывать портрет своего «Я». Оценивать собственные качества, умения и поступки, сравнивать их с другими людьми. Приводить примеры из жизни или находить информацию в разных источниках познания человеком самого себя, самооценки, а также результаты этого. Исследовать ситуации, когда самооценка человека и мнение окружающих о нем расходятся. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Ст. 21 Ответить на вопросы к параграфу Дополнительное задание на оценку- составить таблицу |
6 | 13.10 | | Возрастные периоды жизни человека. | | Объяснять понятие «возрастные периоды». Называть и характеризовать основные периоды жизни человека, сравнивать основные особенности разных возрастных периодов. Объяснять, почему подростковый возраст считается опасным. Показывать на конкретных примерах деятельность людей разных возрастных периодов. Анализировать информацию, систематизированную в параграфе в табличной форме. Находить информацию в различных источниках, в том числе в Интернете, для проведения статистических исследований и сравнения данных, например о продолжительности жизни в России и других странах. Оценивать свое поведение с точки зрения особенностей подросткового возраста | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Ст. 26-27 Ответить на вопросы письменно в тетради. |
7 | 20.10 | | Практикум 1: | | Систематизировать и анализировать пройденный материал. Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр. Показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать собственное мнение. Формулировать собственные выводы. Участвовать в совместной коллективной работе. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст. Пересказывать отрывки из произведений. Составлять план произведения. Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней. Выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки. Писать эссе на заданную тему. Работать с текстами | Выполнение практических заданий | Ст. 27 Поработать с текстом, подготовить устный ответ на вопросы |
8 | 27.10 | | Здоровье человека. | | Характеризовать смысл понятия «здоровье». Называть основные слагаемые здоровья человека. Объяснять, почему человек должен беречь свое здоровье. Раскрывать значение здорового образа жизни. Характеризовать его составляющие. Объяснять, почему человек должен мотивировать себя вести здоровый образ жизни. Характеризовать самовнушение как прием управления самим собой. Приводить примеры здорового образа жизни. Оценивать свое отношение к собственному здоровью, корректировать свое поведение. Анализировать конкретные ситуации, в которых вы проявили свое умение или неумение управлять обственными эмоциями. Рассказывать, как и когда вы пользуетесь приемом самовнушения, каковы результаты этого. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между здоровьем человека и чувством гармонии его с окружающей средой; между настроением человека и его здоровьем | Опрос. Творческие работы. | Ст. 34 Письменно ответить на 5 вопросов. 6 вопрос на дополнительную оценку. |
9 | 10.11 | | | Характеризовать вредные привычки. Называть их виды. Описывать особенности их вредного влияния на человека, какие страшные болезни они вызывают.Объяснять, от чего зависит безопасность жизни человека. Рассказывать о методах борьбы с вредными привычками. Формировать негативное отношение к курению, алкоголю, тнаркотикам. | Устный опрос; Проблемные и творческие задания | Ст.38 Письменно ответить на вопросы | |
10 | 17.11 | | Вера и неверие | | Характеризовать понятие «вера». Описывать, во что верит человек. Объяснять, почему вера помогает человеку в сложных ситуациях. Сравнивать отношение к жизни человека верующего и неверующего, в чем преимущества первого. Приводить примеры из жизни, литературы, кинофильмов, как вера помогает жить человеку. Объяснять, почему вы верите или не верите в Бога, что это дает вам, в чем помогает. Формулировать собственную точку зрения на веру человека в себя, аргументировать свои выводы. Иллюстрировать конкретными примерами, как вера в вас ваших родителей или друзей помогла вам преодолеть трудности | Выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. | Ст. 39 Поработать с текстом и ответить на вопросы. |
Тема 2 «О характере человека» | |||||||
11 | 24.11 | | Добро и зло. | | Характеризовать добро и зло как нравственные категории. Классифицировать и сравнивать добрые и злые поступки людей. Объяснять, что отличает добрые дела. Описывать качества доброго человека. Формулировать, почему надо воспитывать в себе доброе отношение к людям. Показывать на конкретных примерах добрые и злые дела, поступки, описывать их последствия. Оценивать собственные поступки для корректировки своего поведения. Исследовать ситуации, когда люди (или вы) совершали добрые (или злые) поступки, делать собственные выводы. Рассказывать о своих добрых делах, которые вы сделали или собираетесь сделать, сравнивать их с делами одноклассников | Устный опрос; Проблемные и творческие задания | Написать сочинение на тему «Добро и Зло» |
12 | 1.12 | | | Уметь объяснять понятие «совесть». Характеризовать нравственные нормы как общие правила поведения в обществе. Рассказывать об основных нравственных нормах. Объяснять смысл понятия «кодекс чести»; описывать, что он включает. Характеризовать его значение в формировании поведения человека. Сравнивать честные и нечестные поступки людей. Оценивать собственное поведение с позиции нравственных норм. Составить свой кодекс чести, которому вы будете следовать. Приводить конкретные примеры из своей жизни честных поступков. Анализировать конкретные ситуации, когда человек совершает нечестные поступки, выявлять причины этого и делать собственные выводы | Устный опрос; проблемные и творческие задания | Письменно ответить на вопрос «Какого человека можно назвать честным?». Ответ написать на листочке. | |
13 | 8.12 | | Практикум 2 | | * Во всех практикумах учебника предусматриваются данные виды деятельности учеников. | Выполнение практических заданий | |
14 | 15.12 | | Что такое долг? | | Объяснять смысл понятия «долг». Называть, в каком документе содержатся основные обязанности граждан Российской Федерации. Характеризовать обязанности граждан по Конституции РФ. Объяснять, почему защита Отечества является священным долгом гражданина. Рассказывать, в чем состоит долг родителей перед детьми, а также долг детей перед их родителями. Описывать обязанности учеников в школе. Перечислять, какими качествами обладает человек слова. Описывать, что такое чувство ответственности и как оно воспитывается. Показывать на конкретных примерах, как люди выполняют свои конституционные обязанности. Анализировать на конкретном примере, как выполняются обязанности родителей в вашей семье. Оценивать собственное поведение: выполняете ли вы свои обязанности, есть ли у вас чувство долга, держите ли данное вами слово. Описывать собственные обязанности в школе и дома Исследовать конкретные ситуации, когда человек не выполняет свои обязанности или долг, выявлять причины этого и делать собственные выводы | Устный опрос; проблемные задания | |
15 | 22.12 | | порядочным человеком? | | Характеризовать порядочность как одно из качеств высоконравственного человека. Называть качества, свойственные порядочному человеку. Формулировать, что значит быть порядочным человеком. Объяснять, как связаны порядочность и мораль. Иллюстрировать конкретными примерами из жизни, литературы, кинофильмов проявление человеком порядочности. Оценивать себя с точки зрения наличия у вас качеств порядочного человека. Корректировать свое поведение. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления влияния морали на формирование порядочности | Устный опрос; проблемные задания | |
16 | 12.01 | | Милосердие. | | Объяснять, что означает слово «милосердие». Характеризовать качества гуманного человека. Давать характеристику составляющих понятия «милосердие»: сочувствие, сопереживание, сострадание. Объяснять, что это лучшие качества человека. Приводить конкретные примеры проявления людьми милосердия в жизни. Оценивать и корректировать собственное поведение: проявляете ли вы милосердие, помогаете ли людям в беде. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между моральными устоями человека и проявлением им милосердия, стремлением прийти на помощь в трудную минуту | выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | |
17 | 19.01 | | Как стать добрым человеком? | | Формулировать качества, характеризующие доброго человека. Описывать условия, необходимые для того, чтобы стать добрым человеком. Объяснять, почему их надо выполнять. Объяснять, почему надо давать нравственные оценки своим и чужим поступкам. Приводить примеры добрых поступков в повседневной жизни. Формулировать собственное мнение, почему так важно совершать добрые поступки в жизни. Давать нравственную оценку своим поступкам, сравнивать ее с мнением других людей. Выявлять положительных героев, на которых вы хотели бы быть похожи, и объяснять почему | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | Подготовить развернутый рассказ на тему «Доброта спасет мир». Возможна подготовка презентации. |
18 | 26.01 | | Практикум 3 | | * Во всех практикумах учебника предусматриваются данные виды деятельности учеников. | Выполнение практических заданий | |
19 | 2.02 | | Практикум3 Обобщение темы «О человеке» | | | ||
20 | 9.02 | | Может ли человек жить в одиночестве? | | Объяснять, почему человек не может жить в одиночестве, почему людям необходимо общение. Характеризовать одиночество. Описывать и сравнивать внешнее и внутреннее одиночество. Объяснять смысл понятия «гармония», почему она необходима в обществе и из чего складывается. Показывать на конкретных примерах, как одиночество влияет на характер и жизнь человека. Проанализировать и проиллюстрировать примерами влияние общения на развитие ребенка. | Устный опрос; проблемные и творческие задания | Письменно назвать причины, по которым человек не может быть одиноким. |
21 | 16.02 | | Общение— большое умение. | | Характеризовать понятие «общение». Описывать стили общения: деловое, дружеское, семейное. Сравнивать особенности, цели и средства разных стилей общения Объяснять смысл понятия «конфликт». Характеризовать межличностные конфликты, причины их возникновения и пути разрешения. Иллюстрировать на конкретных примерах разные стили общения. Исследовать ситуации возникновения и развития межличностных конфликтов в своем классе, семье, во дворе. Оценивать собственное умение общаться с людьми в разных ситуациях в школе и дома, чтобы корректировать свое поведение. Оценивать свое поведение в межличностных конфликтах (если они были), сравнивать с поведением других участников конфликта, делать | Устный опрос; проблемные и творческие задания | Подготовить доклад об одном из стилей общения. Разделиться на группы и продемонстрировать выбранный стиль. |
22 | 2.03 | | Человек и его семья. | | Характеризовать понятие «семья». Описывать совместный труд членов семьи. Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции. Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье, оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье | Работа с текстом учебника по заданиям | Подготовить по желанию рассказ про свою семью. |
23 | 16.03 | | Мама — самый дорогой человек. | | Характеризовать и сравнивать роли женщины и мужчины в семье. Описывать и сравнивать особенности поведения мальчиков и девочек, объяснять, почему они должны готовиться с детства к выполнению своих гендерных ролей. Объяснять смысл понятия «социальная роль». Раскрывать основное предназначение родителей, их главные обязанности. Показывать на конкретных примерах из жизни, литературы и кинофильмов проявление любви матери к своему ребенку. Рассказывать, как вы помогаете своей маме, в чем проявляется ваша любовь к ней, оценивать, достаточна ли ваша забота о ней. Исследовать конкретные ситуации проявления гендерных ролей в вашей семье. Систематизировать в табличной форме и сравнивать особенности поведения мальчиков и девочек | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Нарисовать яркую и красочную открытку в честь мамы. |
24 | 23.03 | | Школа, образование | | Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование. Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме | Устный опрос; проблемные и творческие задания | Письменно в тетради ответить на вопрос «Как я хочу учиться в школе? Какой она должна быть» |
Тема 3 «Человек и государство» | |||||||
25 | 30.03 | | Что такое общество? | | Формулировать определение понятия «общество» и характеризовать его. Выделять и описывать основные признаки общества. Классифицировать и характеризовать сферы жизни общества. Сравнивать между собой особенности различных сфер жизни общества. Показывать их взаимосвязь и взаимовлияние. Использовать информацию из дополнительных источников и Интернета для формулирования собственного определения понятия «общество». Иллюстрировать на конкретных примерах явления и процессы, относящиеся к различным сферам жизни общества. Систематизировать пройденный материал о сферах жизни общества в табличной форме. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления взаимосвязи сфер общества между собой, например экономической и политической. Оценивать свое участие в общественной жизни школы | Устный опрос; проблемные и творческие задания | Составить мини кроссворд из 10 вопросов по теме «Общес тво» |
26 | 6.04 | | Каковы правила жизни в обществе? | | Объяснять, для чего нужны правила жизни в обществе. Характеризовать нравственные нормы. Рассказывать о библейских заповедях, их значении для человечества. Раскрывать влияние обычаев на формирование норм поведения людей в различных ситуациях. Формулировать определение понятия «закон», характеризовать его отличие от других норм. Объяснять, почему законы гарантируют соблюдение прав человека. Рассказывать об основных правах и свободах человека, называть Основной Закон РФ, где они закреплены,— Конституцию РФ. Иллюстрировать на конкретных примерах нарушение или соблюдение людьми нравственных норм. Оценивать и корректировать собственное поведение с позиции нравственных норм. Систематизировать в табличной форме особенности (общие и отличия) законов и обычаев. Исследовать конкретные ситуации нарушения прав человека | Устный опрос; проблемные и творческие задания | В тетради написать нормы, которые существуют в обществе. Подготовиться к самостоятельной работе. |
27 | 13.04 | | Практикум 4 | | * Во всех практикумах учебника предусматриваются данные виды деятельности учеников. | Выполнение практических заданий | |
28 | 20.04 | | Практикум 4 Обобщение темы «общение и окружение человека» | | |||
29 | 27.04 | | Малая и большая Родина | | Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну. Приводить примеры описаний малой родины. Написать эссе о своей малой родине. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно,— членах своей семьи | Устный опрос; проблемные и творческие задания | Подготовить красочный рисунок-иллюстрацию на тему «Моя любимая Родина» |
30 | 4.05 | | Мы живем в России. | | Рассказывать о главном богатстве нашей страны —ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе. Использовать дополнительные источники для подготовки сообщения, какие народы проживают в вашем городе, области, республике. Использовать информацию из Интернета для раскрытия основных признаков многонационального государства, привести примеры таких стран | Устный опрос; проблемные и творческие задания | Письменно ответить на вопрос «За что я люблю свою страну» |
31 | 11.05 | | Символы России: герб и флаг. | | Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно .Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России. | Устный опрос; проблемные и творческие задания | Подготовить доклад или презентацию по заданной теме |
32 | 18.05 | | Обобщение тем | | Повторение и обобщение материала изученных тем | Моделирование ситуаций, их анализ | |
33 | 25.05 | | Итоговая контрольная работа | | Итоговая контрольная работа по теме: «Человек и общество» | | |
Итоговая контрольная работа по обществознанию
5 класс
Вариант 1
Часть А. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
А1. Какая из перечисленных наук относится к общественным?
А) история Б) математика В) биология Г) экология
А2. Свод правил поведения и хороших манер – это
А) церемония Б) этикет В) обычай Г) манера
А3. Социальная группа, основанная на родственных связях:
А) государство Б) семья В) родня Г) общество
А4. Что является главным предназначением семьи как части общества?
А) Физическое развитие человека Б) организация совместного труда В) появление новых поколений
Г) получение образования
А5. Постоянное, длительное увлечение чем-то во время досуга; занятие для себя называется
А) услуга; Б) семья; В) хобби Г) подработка
А6. От чего зависит благополучие семьи?
А) от труда всех членов семьи;
Б) от государства;
В) от количества заработной платы хозяина семьи
Г) от выигрыша в лотерею
А7. При покупке продукта питания не имеет значения:
А) срок годности Б) состав В) рисунок на упаковке Г) условия хранения
А8. Семейный бюджет это -
А) доходы Б) расходы В) доходы и расходы Г) пенсия
А9. Значение домашнего труда для детей:
А) заработок Б) самореализация В) игра Г) приложение физических и умственных сил
А10. Организованный процесс приобретения и передачи знаний и опыта – это
А) самообразование Б) творчество В) воспитание Г) образование
Часть В. Установите соответствие.
В1.Установите соответствие между названием сферы общественной жизни и её характеристикой.
1. Охватывает взаимоотношения семей, людей в обществе. | А. Социальная сфера | |||
2. Связана с образованием, наукой, культурой, религией. | Б. Экономическая сфера | |||
3. Обеспечивает управление и порядок в обществе, издаёт законы и следит за их выполнением. | В. Политическая сфера | |||
4.Включает производство и распределение товаров и услуг в обществе. | Г. Духовная сфера | |||
| | | |
В2.Что такое устав школы?
Ответ: ___________________________________________________________________
Часть С.
С1. Почему закон разрешает выгул домашних животных только в специально отведённых местах? Подумайте, чем нарушение этих правил может быть опасно для людей.
С2. Объясните высказывание: «Держава крепка семьями, а семьи - державой».
Вариант 2
Часть А. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
А1. Какая из перечисленных наук не относится к общественным?
А) история Б) религиоведение В) экономика Г) экология
А2. Правила установленные государством и обязательные для исполнения - это
А) законы Б) этикет В) обычай Г) манера
А3. Социальная группа, объединяющая кровных родственников или близких людей:
А) государство Б) семья В) родня Г) общество
А4. Увлечение чем-либо в свободное время:
А) Привычка Б) хобби В) работа Г) учеба
А5. Главное предназначение семьи:
А) Чтобы продолжался человеческий род Б) заниматься хозяйственной деятельностью В) Чтобы люди не скучали в одиночестве Г) помогать государству
А6. От чего зависит благополучие семьи?
А) от труда всех членов семьи; Б) от государства; В) от количества заработной платы хозяина семьи Г) от выигрыша в лотерею
А7. При покупке продукта питания имеет значение:
А) срок годности Б) жесткость упаковки В) рисунок на упаковке Г) чувство голода
А8. Семейный бюджет это -
А) доходы Б) расходы В) доходы и расходы Г) пенсия
А9. Значение домашнего труда для подростков:
А) заработок Б) самореализация В) игра Г) приложение физических и умственных сил
А10. Организованный процесс приобретения и передачи знаний и опыта – это
А) самообразование Б) творчество В) воспитание Г) образование
Часть В. Установите соответствие.
В1. Укажите черты сходства между образованием и самообразованием, а также черты отличия образования от самообразования. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) позволяет расширить свой кругозор
2) строго контролируется
3) осуществляется преимущественно по собственной инициативе
4) направлено на приобретение новых знаний
В2. Вставьте пропущенные слова в текст.
___________ - один из основных видов деятельности человека. (2) ___________________ обязательно направлена на получение полезного результата. (3) ____________________ тесно взаимосвязаны. Для маленького ребёнка (4) __________ - это чаще всего (5) _____________. Для подростка же (6) ____________________ - это хорошее приложение умственных и физических сил. Способность трудиться отличает (7) ______________ от (8) ________________.
Пропущенные слова: человека, труд, игра, домашний труд, труд, трудовая деятельность, семья и труд, животного.
Часть С.
С1. Почему закон разрешает выгул домашних животных только в специально отведённых местах? Подумайте, чем нарушение этих правил может быть опасно для людей.
С2. Объясните высказывание: «Держава крепка семьями, а семьи - державой».
| | |