12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Барышников Денис Вадимович505 Россия, Удмуртская респ., Якшур-Бодья |
Рабочая программа по обществознанию, 10 класс
Пояснительная записка. 10 класс.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9.03.2004 года №1312;
Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ Большеошворцинская СОШ;
Примерной «Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 10-11 классы» - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007;
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г.
Уровень усвоения программы: базовый.
Объём часов: 2 часа в неделю, в год 68 часов.
Принцип обучения: линейно-концентрический.
Преподавание ведется по учебникам:
Обществознание: учебник для учащихся 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3 изд. - М.: «Просвещение». - 2008.
Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Обществознание в таблицах и схемах. Под редакцией Т.Г. Сазоновой. - Санкт-Петербург, «Витория». - 2005.
Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:
- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 10 класса.
- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 10 класса.
- Электронное приложение для 10 класса (
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Описание особенностей рабочей программы
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Большое внимание уделяется при изучении терминам, касающимся курса обществознания. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
№ | Возможные изменения | Пути внесения изменений |
1. | Нет изменений в общем количестве часов. | Полное соответствие с примерной базовой программой. |
Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии и т.д.
Среди методов обучения преобладают: продуктивный и репродуктивный метод, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Основные виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование, защита проектов и т.д.
Опыт познавательной и практической деятельности:
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Используемая литература:
Обществознание: учебник для учащихся 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3 изд. - М.: «Просвещение». - 2008.
Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Обществознание в таблицах и схемах. Под редакцией Т.Г. Сазоновой. - Санкт-Петербург, «Витория». - 2005.
Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл.: базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2007.
Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Интернет ресурсы:
https://www.google.ru/
http://www.yandex.ru/
https://ru.wikipedia.org
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Последовательность тем в предмете | Последовательность уроков в теме | Минимальный объём содержания | ЭОР |
1. | Общество. (4 часа) | Урок 1. Что такое общество. | Системное строение общества: элементы и подсистемы. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. | ||
2. | Урок 2. Науки об обществе. | Общественные науки. | |||
3. | Урок 3. Общество как сложная динамичная система. | Социальное взаимодействие и общественные отношения. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального измерения. Понятие общественного прогресса. Особенности социальной системы общества. | |||
4. | Урок 4. Социальные институты. | Основные институты общества. Главные социальные институты общества. | |||
5. | Человек. (12 часов) | Урок 1. Природа и человек. | Человек как творец и творение культуры. Человек как продукт биологической, социальной и культурной революции. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. | ||
6. | Урок 2. Науки о человеке. | Сущность человека в четырёх измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом. | |||
7. | Урок 3. Человек как духовное существо. | Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, ориентиры. Ценности и нормы, мотивы и предпочтения. | |||
8. | Урок 4. Мировоззрение и его роль в жизни человека. | Мировоззрение. Понятие мировоззрения, классификация типов мировоззрения. | |||
9. | Урок 5. Деятельность – способ существования людей. | Характеристики деятельности, многообразие деятельности, структура деятельности. | |||
10. | Урок 6. Сознание и деятельность. | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Взаимосвязь деятельности и сознания. | |||
11. | Урок 7. Познание. | Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Познание чувственное и рациональное, истина и её критерии, особенности научного познания. | |||
12. | Урок 8. Знание | Виды человеческих знаний. Социальные и гуманитарные знания, многообразие человеческого знания. | |||
13. | Урок 9. Человек в системе социальных связей. | Человек в системе общественных отношений. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Единство свободы и ответственности личности. | |||
14. | Урок 10. Самосознание и самореализация. | Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Связь между самоопределением и самореализацией. | |||
15. | Урок 11. Обобщающий урок по теме: «Человек». | Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек». Решение тестовых заданий по пройденной теме. | |||
16. | Урок 12. Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество». | Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и общество». Решение тестовых заданий по пройденной теме. | |||
17. | Духовная культура. (8 часов) | Урок 1. Культура и духовная жизнь общества. | Духовная жизнь человека. Понятие культуры. Многообразие культур. Формы и разновидности культуры. Диалог культур. | ||
18. | Урок 2. Культурное наследие России. | Особенности культурных ценностей. Сохранение культурного наследия. | |||
19. | Урок 3. Наука. | Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в современном обществе. Классификация наук. | |||
20. | Урок 4. Образование. | Общественная значимость и личный смысл образования. Знания, умения, навыки людей в условиях информационного общества. Основная задача и исторические формы образования. Правовые основы школьного образования. | |||
21. | Урок 5. Мораль. | Категории морали. Становление нравственного в человеке. | |||
22. | Урок 6. Религия. | Роль религий в современном мире. Религиозные объединения и организации в РФ. | |||
23. | Урок 7. Искусство. | Различные трактовки искусства. Виды искусства. | |||
24. | Урок 8. Духовная жизнь. | Тенденции духовной жизни современной России. | |||
25. | Экономика. (4 часа) | Урок 1. Роль экономики в жизни общества. | Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни, и социальная структура общества. | ||
26. | Урок 2. Экономика и политика. | Цели государственной политики в области экономики. | |||
27. | Урок 3. Экономическая культура. | Сущность и структура. Экономические отношения и интересы. | |||
28. | Урок 4. Связь экономической культуры и деятельности. | Производитель. Потребитель. Собственник. | |||
29. | Социальная сфера. (14 часов) | Урок 1. Социальная структура общества. | Социальные отношения. Социальные проблемы развития общества, их сущность и возможные пути решения. | ||
30. | Урок 2. Социальная стратификация и социальная мобильность. | Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальный статус. Социальные лифты. Социальные интересы. | |||
31. | Урок 3. Социальные взаимодействия. | Социальный конфликт. Социальная связь и взаимодействие. Причины социальных конфликтов и их последствия. | |||
32. | Урок 4. Социальные аспекты труда. | Трудовые отношения. Характер трудовых отношений. Компоненты культуры труда. | |||
33. | Урок 5. Социальные нормы. | Виды социальных норм. Многообразие норм. Социальный контроль. Самоконтроль. | |||
34. | Урок 6. Отклоняющееся (девиантное) поведение. | Причины отклоняющегося поведения. Социальная опасность преступления. | |||
35. | Урок 7. Нации. | Понятия этнос, нация. Национальное самосознание. | |||
36. | Урок 8. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ. Толерантность. Процесс сближения народов. | |||
37. | Урок 9. Семья. | Семья и брак. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. | |||
38. | Урок 10. Бытовые отношения. | Затраты времени на удовлетворение бытовых нужд. Культура места жительства. | |||
39. | Урок 11. Социальное развитие. | Социальные процессы в современной России. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. | |||
40. | Урок 12. Молодёжь. | Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Молодёжная субкультура и её виды. | |||
41. | Урок 13. Обобщающий урок «Духовная и социальная сферы» | Подведение итогов пройденного материала по теме «Духовная и социальная сферы». Решение тестовых заданий по пройденной теме. | |||
42. | Урок 14. Обобщение и систематизация знаний по теме «Духовная, социальная и экономическая сферы общества». | Подведение итогов пройденного материала по теме «Духовная, социальная и экономическая сферы общества». Решение тестовых заданий по пройденной теме. | |||
43. | Политическая сфера. (11 часов) | Урок 1. Политика. | Политика как общественное явление. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Политическая сфера и политические институты. | ||
44. | Урок 2. Политическая власть. | Понятие власти. Разделение властей. Виды власти. Политология. | |||
45. | Урок 3. Политическая система. | Государство и его функции. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. | |||
46. | Урок 4. Политический режим. | Типология политических режимов. Различия политических режимов. | |||
47. | Урок 5. Гражданское общество. | Гражданское общество и государство. Международные документы о правах человека. Значения и признаки гражданского общества. Борьба за гражданские права. | |||
48. | Урок 6. Правовое государство. | Понятие и история становления государства. Признаки. Черты тоталитарного государства. | |||
49. | Урок 7. Демократические выборы. | Демократия, ее основные признаки и ценности. Избирательная система и её типы. Избирательное право. | |||
50. | Урок 8. Политические партии. | Политические партии и движения. Многопартийность и партийные системы. | |||
51. | Урок 9. Участие гражданина в политической жизни. | Человек в политической жизни. Политический процесс, его особенности в РФ. Избирательная кампания в РФ. Политическое участие. | |||
52. | Урок 10. Политическая культура личности. | Политические знания, ценностные ориентации, способы политических практических действий. | |||
53. | Урок 11. Проверка и коррекция знаний и умений по теме «Политическая сфера». | Подведение итогов пройденного материала по теме «Политическая сфера». Решение тестовых заданий по пройденной теме. | |||
54. | Право как особая система норм. (12 часов) | Урок 1. Право в системе социальных норм. | Правовое регулирование общественных отношений. Определение права. Основные признаки права. | ||
55. | Урок 2. Мораль и право. | Право – это моральный минимум | |||
56. | Урок 3. Источники права. | Общее понятие. Основные источники права. | |||
57. | Урок 4. Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность. | Признаки правоотношений. Особенности правонарушений. Главные черты юридической ответственности. | |||
58. | Урок 5. Система судебной защиты прав человека. | Судебная защита. Система судов. Основные цели деятельности судебной системы. | |||
59. | Урок 6. Конституционное право – ведущая отрасль национальной правовой системы. | Роль и назначение конституционного права. | |||
60. | Урок 7. Характеристика отраслей российского права. | Общие черты и специфика отраслей российского права. | |||
61. | Урок 8. Предпосылки правомерного поведения: правосознание. | Основные элементы правосознания. Правовая культура личности и общества. | |||
62. | Урок 9. Правомерное поведение. | Признаки, виды правомерного поведения. | |||
63. | Урок 10. Многовариантность общественного развития. | Целостность и противоречивость современного общества. | |||
64. | Урок 11. Проблема общественного прогресса. | Критерии и формы общественного прогресса. | |||
65. | Урок 12. Обобщающий урок по теме «Право» | Подведение итогов пройденного материала по теме «Право». Решение тестовых заданий по пройденной теме. | |||
66. | Повторение (3 часа) | Урок 1. Общество вступило в 21 век. | Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | ||
67. | Урок 2. Итоговое повторение. | Итоговое повторение материала по темам, изученным в 10 классе по курсу обществознание. | |||
68. | Урок 3. Итоговое тестирование. | Контроль и коррекция знаний по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура», «Экономика», «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Право как особая система норм». |