Рабочая программа по обществознанию, 10 класс
Пояснительная записка. 10 класс.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9.03.2004 года №1312;
Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ Большеошворцинская СОШ;
Примерной «Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 10-11 классы» - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007;
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г.
Уровень усвоения программы: базовый.
Объём часов: 2 часа в неделю, в год 68 часов.
Принцип обучения: линейно-концентрический.
Преподавание ведется по учебникам:
Обществознание: учебник для учащихся 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3 изд. - М.: «Просвещение». - 2008.
Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Обществознание в таблицах и схемах. Под редакцией Т.Г. Сазоновой. - Санкт-Петербург, «Витория». - 2005.
Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:
- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 10 класса.
- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 10 класса.
- Электронное приложение для 10 класса (www.drofa.ru).
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Описание особенностей рабочей программы
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Большое внимание уделяется при изучении терминам, касающимся курса обществознания. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
№ |
Возможные изменения |
Пути внесения изменений |
1. |
Нет изменений в общем количестве часов. |
Полное соответствие с примерной базовой программой. |
Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии и т.д.
Среди методов обучения преобладают: продуктивный и репродуктивный метод, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Основные виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование, защита проектов и т.д.
Опыт познавательной и практической деятельности:
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Используемая литература:
Обществознание: учебник для учащихся 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3 изд. - М.: «Просвещение». - 2008.
Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Обществознание в таблицах и схемах. Под редакцией Т.Г. Сазоновой. - Санкт-Петербург, «Витория». - 2005.
Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл.: базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2007.
Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Интернет ресурсы:
https://www.google.ru/
http://www.yandex.ru/
https://ru.wikipedia.org
http://otvet.mail.ru/
http://znanija.com/
http://avatan.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Последовательность тем в предмете |
Последовательность уроков в теме |
Минимальный объём содержания |
ЭОР |
1. |
Общество. (4 часа) |
Урок 1. Что такое общество. |
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. |
||
2. |
Урок 2. Науки об обществе. |
Общественные науки. |
|||
3. |
Урок 3. Общество как сложная динамичная система. |
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального измерения. Понятие общественного прогресса. Особенности социальной системы общества. |
|||
4. |
Урок 4. Социальные институты. |
Основные институты общества. Главные социальные институты общества. |
|||
5. |
Человек. (12 часов) |
Урок 1. Природа и человек. |
Человек как творец и творение культуры. Человек как продукт биологической, социальной и культурной революции. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. |
||
6. |
Урок 2. Науки о человеке. |
Сущность человека в четырёх измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом. |
|||
7. |
Урок 3. Человек как духовное существо. |
Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, ориентиры. Ценности и нормы, мотивы и предпочтения. |
|||
8. |
Урок 4. Мировоззрение и его роль в жизни человека. |
Мировоззрение. Понятие мировоззрения, классификация типов мировоззрения. |
|||
9. |
Урок 5. Деятельность – способ существования людей. |
Характеристики деятельности, многообразие деятельности, структура деятельности. |
|||
10. |
Урок 6. Сознание и деятельность. |
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Взаимосвязь деятельности и сознания. |
|||
11. |
Урок 7. Познание. |
Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Познание чувственное и рациональное, истина и её критерии, особенности научного познания. |
|||
12. |
Урок 8. Знание |
Виды человеческих знаний. Социальные и гуманитарные знания, многообразие человеческого знания. |
|||
13. |
Урок 9. Человек в системе социальных связей. |
Человек в системе общественных отношений. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Единство свободы и ответственности личности. |
|||
14. |
Урок 10. Самосознание и самореализация. |
Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Связь между самоопределением и самореализацией. |
|||
15. |
Урок 11. Обобщающий урок по теме: «Человек». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
16. |
Урок 12. Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и общество». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
17. |
Духовная культура. (8 часов) |
Урок 1. Культура и духовная жизнь общества. |
Духовная жизнь человека. Понятие культуры. Многообразие культур. Формы и разновидности культуры. Диалог культур. |
||
18. |
Урок 2. Культурное наследие России. |
Особенности культурных ценностей. Сохранение культурного наследия. |
|||
19. |
Урок 3. Наука. |
Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в современном обществе. Классификация наук. |
|||
20. |
Урок 4. Образование. |
Общественная значимость и личный смысл образования. Знания, умения, навыки людей в условиях информационного общества. Основная задача и исторические формы образования. Правовые основы школьного образования. |
|||
21. |
Урок 5. Мораль. |
Категории морали. Становление нравственного в человеке. |
|||
22. |
Урок 6. Религия. |
Роль религий в современном мире. Религиозные объединения и организации в РФ. |
|||
23. |
Урок 7. Искусство. |
Различные трактовки искусства. Виды искусства. |
|||
24. |
Урок 8. Духовная жизнь. |
Тенденции духовной жизни современной России. |
|||
25. |
Экономика. (4 часа) |
Урок 1. Роль экономики в жизни общества. |
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни, и социальная структура общества. |
||
26. |
Урок 2. Экономика и политика. |
Цели государственной политики в области экономики. |
|||
27. |
Урок 3. Экономическая культура. |
Сущность и структура. Экономические отношения и интересы. |
|||
28. |
Урок 4. Связь экономической культуры и деятельности. |
Производитель. Потребитель. Собственник. |
|||
29. |
Социальная сфера. (14 часов) |
Урок 1. Социальная структура общества. |
Социальные отношения. Социальные проблемы развития общества, их сущность и возможные пути решения. |
||
30. |
Урок 2. Социальная стратификация и социальная мобильность. |
Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальный статус. Социальные лифты. Социальные интересы. |
|||
31. |
Урок 3. Социальные взаимодействия. |
Социальный конфликт. Социальная связь и взаимодействие. Причины социальных конфликтов и их последствия. |
|||
32. |
Урок 4. Социальные аспекты труда. |
Трудовые отношения. Характер трудовых отношений. Компоненты культуры труда. |
|||
33. |
Урок 5. Социальные нормы. |
Виды социальных норм. Многообразие норм. Социальный контроль. Самоконтроль. |
|||
34. |
Урок 6. Отклоняющееся (девиантное) поведение. |
Причины отклоняющегося поведения. Социальная опасность преступления. |
|||
35. |
Урок 7. Нации. |
Понятия этнос, нация. Национальное самосознание. |
|||
36. |
Урок 8. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. |
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ. Толерантность. Процесс сближения народов. |
|||
37. |
Урок 9. Семья. |
Семья и брак. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. |
|||
38. |
Урок 10. Бытовые отношения. |
Затраты времени на удовлетворение бытовых нужд. Культура места жительства. |
|||
39. |
Урок 11. Социальное развитие. |
Социальные процессы в современной России. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. |
|||
40. |
Урок 12. Молодёжь. |
Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Молодёжная субкультура и её виды. |
|||
41. |
Урок 13. Обобщающий урок «Духовная и социальная сферы» |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Духовная и социальная сферы». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
42. |
Урок 14. Обобщение и систематизация знаний по теме «Духовная, социальная и экономическая сферы общества». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Духовная, социальная и экономическая сферы общества». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
43. |
Политическая сфера. (11 часов) |
Урок 1. Политика. |
Политика как общественное явление. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Политическая сфера и политические институты. |
||
44. |
Урок 2. Политическая власть. |
Понятие власти. Разделение властей. Виды власти. Политология. |
|||
45. |
Урок 3. Политическая система. |
Государство и его функции. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. |
|||
46. |
Урок 4. Политический режим. |
Типология политических режимов. Различия политических режимов. |
|||
47. |
Урок 5. Гражданское общество. |
Гражданское общество и государство. Международные документы о правах человека. Значения и признаки гражданского общества. Борьба за гражданские права. |
|||
48. |
Урок 6. Правовое государство. |
Понятие и история становления государства. Признаки. Черты тоталитарного государства. |
|||
49. |
Урок 7. Демократические выборы. |
Демократия, ее основные признаки и ценности. Избирательная система и её типы. Избирательное право. |
|||
50. |
Урок 8. Политические партии. |
Политические партии и движения. Многопартийность и партийные системы. |
|||
51. |
Урок 9. Участие гражданина в политической жизни. |
Человек в политической жизни. Политический процесс, его особенности в РФ. Избирательная кампания в РФ. Политическое участие. |
|||
52. |
Урок 10. Политическая культура личности. |
Политические знания, ценностные ориентации, способы политических практических действий. |
|||
53. |
Урок 11. Проверка и коррекция знаний и умений по теме «Политическая сфера». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Политическая сфера». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
54. |
Право как особая система норм. (12 часов) |
Урок 1. Право в системе социальных норм. |
Правовое регулирование общественных отношений. Определение права. Основные признаки права. |
||
55. |
Урок 2. Мораль и право. |
Право – это моральный минимум |
|||
56. |
Урок 3. Источники права. |
Общее понятие. Основные источники права. |
|||
57. |
Урок 4. Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность. |
Признаки правоотношений. Особенности правонарушений. Главные черты юридической ответственности. |
|||
58. |
Урок 5. Система судебной защиты прав человека. |
Судебная защита. Система судов. Основные цели деятельности судебной системы. |
|||
59. |
Урок 6. Конституционное право – ведущая отрасль национальной правовой системы. |
Роль и назначение конституционного права. |
|||
60. |
Урок 7. Характеристика отраслей российского права. |
Общие черты и специфика отраслей российского права. |
|||
61. |
Урок 8. Предпосылки правомерного поведения: правосознание. |
Основные элементы правосознания. Правовая культура личности и общества. |
|||
62. |
Урок 9. Правомерное поведение. |
Признаки, виды правомерного поведения. |
|||
63. |
Урок 10. Многовариантность общественного развития. |
Целостность и противоречивость современного общества. |
|||
64. |
Урок 11. Проблема общественного прогресса. |
Критерии и формы общественного прогресса. |
|||
65. |
Урок 12. Обобщающий урок по теме «Право» |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Право». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
66. |
Повторение (3 часа) |
Урок 1. Общество вступило в 21 век. |
Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. |
||
67. |
Урок 2. Итоговое повторение. |
Итоговое повторение материала по темам, изученным в 10 классе по курсу обществознание. |
|||
68. |
Урок 3. Итоговое тестирование. |
Контроль и коррекция знаний по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура», «Экономика», «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Право как особая система норм». |