Рабочая программа по обществознанию, 10 класс

0
0
Материал опубликован 8 November 2017

Пояснительная записка. 10 класс.

Рабочая программа составлена на основе:

Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;

Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9.03.2004 года №1312;

Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ Большеошворцинская СОШ;

Примерной «Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 10-11 классы» - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007;

Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г.

Уровень усвоения программы: базовый.

Объём часов: 2 часа в неделю, в год 68 часов.

Принцип обучения: линейно-концентрический.

Преподавание ведется по учебникам:

Обществознание: учебник для учащихся 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3 изд. - М.: «Просвещение». - 2008.

Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Обществознание в таблицах и схемах. Под редакцией Т.Г. Сазоновой. - Санкт-Петербург, «Витория». - 2005.

Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:

- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 10 класса.

- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 10 класса.

- Электронное приложение для 10 класса (www.drofa.ru).

Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Описание особенностей рабочей программы

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Большое внимание уделяется при изучении терминам, касающимся курса обществознания. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Возможные изменения

Пути внесения изменений

1.

Нет изменений в общем количестве часов.

Полное соответствие с примерной базовой программой.

Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии и т.д.

Среди методов обучения преобладают: продуктивный и репродуктивный метод, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Основные виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование, защита проектов и т.д.

Опыт познавательной и практической деятельности:

- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- анализ современных общественных явлений и событий;

- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;

- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Используемая литература:

Обществознание: учебник для учащихся 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3 изд. - М.: «Просвещение». - 2008.

Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Обществознание в таблицах и схемах. Под редакцией Т.Г. Сазоновой. - Санкт-Петербург, «Витория». - 2005.

Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл.: базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2007.

Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.

Интернет ресурсы:

https://www.google.ru/

http://www.yandex.ru/

https://ru.wikipedia.org

http://otvet.mail.ru/

http://znanija.com/

http://avatan.ru/

Календарно-тематическое планирование

Дата

Последовательность тем в предмете

Последовательность уроков в теме

Минимальный объём содержания

ЭОР

1.

 

Общество. (4 часа)

Урок 1. Что такое общество.

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа.

 

2.

   

Урок 2. Науки об обществе.

Общественные науки.

 

3.

   

Урок 3. Общество как сложная динамичная система.

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального измерения. Понятие общественного прогресса. Особенности социальной системы общества.

 

4.

   

Урок 4. Социальные институты.

Основные институты общества. Главные социальные институты общества.

 

5.

 

Человек. (12 часов)

Урок 1. Природа и человек.

Человек как творец и творение культуры. Человек как продукт биологической, социальной и культурной революции. Мышление и деятельность. Потребности и интересы.

 

6.

   

Урок 2. Науки о человеке.

Сущность человека в четырёх измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом.

 

7.

   

Урок 3. Человек как духовное существо.

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, ориентиры. Ценности и нормы, мотивы и предпочтения.

 

8.

   

Урок 4. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Мировоззрение. Понятие мировоззрения, классификация типов мировоззрения.

 

9.

   

Урок 5. Деятельность – способ существования людей.

Характеристики деятельности, многообразие деятельности, структура деятельности.

 

10.

   

Урок 6. Сознание и деятельность.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Взаимосвязь деятельности и сознания.

 

11.

   

Урок 7. Познание.

Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Познание чувственное и рациональное, истина и её критерии, особенности научного познания.

 

12.

   

Урок 8. Знание

Виды человеческих знаний. Социальные и гуманитарные знания, многообразие человеческого знания.

 

13.

   

Урок 9. Человек в системе социальных связей.

Человек в системе общественных отношений. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Единство свободы и ответственности личности.

 

14.

   

Урок 10. Самосознание и самореализация.

Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Связь между самоопределением и самореализацией.

 

15.

   

Урок 11. Обобщающий урок по теме: «Человек».

Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

 

16.

   

Урок 12. Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество».

Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и общество». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

 

17.

 

Духовная культура. (8 часов)

Урок 1. Культура и духовная жизнь общества.

Духовная жизнь человека. Понятие культуры. Многообразие культур. Формы и разновидности культуры. Диалог культур.

 

18.

   

Урок 2. Культурное наследие России.

Особенности культурных ценностей. Сохранение культурного наследия.

 

19.

   

Урок 3. Наука.

Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в современном обществе. Классификация наук.

 

20.

   

Урок 4. Образование.

Общественная значимость и личный смысл образования. Знания, умения, навыки людей в условиях информационного общества. Основная задача и исторические формы образования. Правовые основы школьного образования.

 

21.

   

Урок 5. Мораль.

Категории морали. Становление нравственного в человеке.

 

22.

   

Урок 6. Религия.

Роль религий в современном мире. Религиозные объединения и организации в РФ.

 

23.

   

Урок 7. Искусство.

Различные трактовки искусства. Виды искусства.

 

24.

   

Урок 8. Духовная жизнь.

Тенденции духовной жизни современной России.

 

25.

 

Экономика. (4 часа)

Урок 1. Роль экономики в жизни общества.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни, и социальная структура общества.

 

26.

   

Урок 2. Экономика и политика.

Цели государственной политики в области экономики.

 

27.

   

Урок 3. Экономическая культура.

Сущность и структура. Экономические отношения и интересы.

 

28.

   

Урок 4. Связь экономической культуры и деятельности.

Производитель. Потребитель. Собственник.

 

29.

 

Социальная сфера.

(14 часов)

Урок 1. Социальная структура общества.

Социальные отношения. Социальные проблемы развития общества, их сущность и возможные пути решения.

 

30.

   

Урок 2. Социальная стратификация и социальная мобильность.

Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальный статус. Социальные лифты. Социальные интересы.

 

31.

   

Урок 3. Социальные взаимодействия.

Социальный конфликт. Социальная связь и взаимодействие. Причины социальных конфликтов и их последствия.

 

32.

   

Урок 4. Социальные аспекты труда.

Трудовые отношения. Характер трудовых отношений. Компоненты культуры труда.

 

33.

   

Урок 5. Социальные нормы.

Виды социальных норм. Многообразие норм. Социальный контроль. Самоконтроль.

 

34.

   

Урок 6. Отклоняющееся (девиантное) поведение.

Причины отклоняющегося поведения. Социальная опасность преступления.

 

35.

   

Урок 7. Нации.

Понятия этнос, нация. Национальное самосознание.

 

36.

   

Урок 8. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ. Толерантность. Процесс сближения народов.

 

37.

   

Урок 9. Семья.

Семья и брак. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе.

 

38.

   

Урок 10. Бытовые отношения.

Затраты времени на удовлетворение бытовых нужд. Культура места жительства.

 

39.

   

Урок 11. Социальное развитие.

Социальные процессы в современной России. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

 

40.

   

Урок 12. Молодёжь.

Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Молодёжная субкультура и её виды.

 

41.

   

Урок 13. Обобщающий урок «Духовная и социальная сферы»

Подведение итогов пройденного материала по теме «Духовная и социальная сферы». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

 

42.

   

Урок 14. Обобщение и систематизация знаний по теме «Духовная, социальная и экономическая сферы общества».

Подведение итогов пройденного материала по теме «Духовная, социальная и экономическая сферы общества». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

 

43.

 

Политическая сфера.

(11 часов)

Урок 1. Политика.

Политика как общественное явление. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Политическая сфера и политические институты.

 

44.

   

Урок 2. Политическая власть.

Понятие власти. Разделение властей. Виды власти. Политология.

 

45.

   

Урок 3. Политическая система.

Государство и его функции. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе.

 

46.

   

Урок 4. Политический режим.

Типология политических режимов. Различия политических режимов.

 

47.

   

Урок 5. Гражданское общество.

Гражданское общество и государство. Международные документы о правах человека. Значения и признаки гражданского общества. Борьба за гражданские права.

 

48.

   

Урок 6. Правовое государство.

Понятие и история становления государства. Признаки. Черты тоталитарного государства.

 

49.

   

Урок 7. Демократические выборы.

Демократия, ее основные признаки и ценности. Избирательная система и её типы. Избирательное право.

 

50.

   

Урок 8. Политические партии.

Политические партии и движения. Многопартийность и партийные системы.

 

51.

   

Урок 9. Участие гражданина в политической жизни.

Человек в политической жизни. Политический процесс, его особенности в РФ. Избирательная кампания в РФ. Политическое участие.

 

52.

   

Урок 10. Политическая культура личности.

Политические знания, ценностные ориентации, способы политических практических действий.

 

53.

   

Урок 11. Проверка и коррекция знаний и умений по теме «Политическая сфера».

Подведение итогов пройденного материала по теме «Политическая сфера». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

 

54.

 

Право как особая система норм. (12 часов)

Урок 1. Право в системе социальных норм.

Правовое регулирование общественных отношений. Определение права. Основные признаки права.

 

55.

   

Урок 2. Мораль и право.

Право – это моральный минимум

 

56.

   

Урок 3. Источники права.

Общее понятие. Основные источники права.

 

57.

   

Урок 4. Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность.

Признаки правоотношений. Особенности правонарушений. Главные черты юридической ответственности.

 

58.

   

Урок 5. Система судебной защиты прав человека.

Судебная защита. Система судов. Основные цели деятельности судебной системы.

 

59.

   

Урок 6. Конституционное право – ведущая отрасль национальной правовой системы.

Роль и назначение конституционного права.

 

60.

   

Урок 7. Характеристика отраслей российского права.

Общие черты и специфика отраслей российского права.

 

61.

   

Урок 8. Предпосылки правомерного поведения: правосознание.

Основные элементы правосознания. Правовая культура личности и общества.

 

62.

   

Урок 9. Правомерное поведение.

Признаки, виды правомерного поведения.

 

63.

   

Урок 10. Многовариантность общественного развития.

Целостность и противоречивость современного общества.

 

64.

   

Урок 11. Проблема общественного прогресса.

Критерии и формы общественного прогресса.

 

65.

   

Урок 12. Обобщающий урок по теме «Право»

Подведение итогов пройденного материала по теме «Право». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

 

66.

 

Повторение (3 часа)

Урок 1. Общество вступило в 21 век.

Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

 

67.

   

Урок 2. Итоговое повторение.

Итоговое повторение материала по темам, изученным в 10 классе по курсу обществознание.

 

68.

   

Урок 3. Итоговое тестирование.

Контроль и коррекция знаний по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура», «Экономика», «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Право как особая система норм».

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.