Общие подходы к разработке дидактических материалов для проведения занятий с использованием ИКТ В ДОУ
ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ
ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В ДОУ
Шматова Екатерина Руслановна
МБДОУ ЦРР Д/С «Сказка»
воспитатель
Россия, г. Мичуринск
E-mail: katia.shmatowa@yandex.ru
Современную жизнь XXI века невозможно представить без компьютера. Достоинства обучения с помощью ИКТ очевидны, а необходимость освоения компьютерными знаниями, неоспорима.
Таким образом, использование мультимедийного метода передачи информации в педагогической работе позволяет повысить эффективность образовательной деятельности, создать предпосылки для подготовки детей к школе.
Приобретать познания еще недостаточно для человека,
надо уметь отдавать их в рост.
И.Гёте
Занятия являются основной формой организации воспитания детей в детских садах. Организация и проведение занятий осуществляется педагогом, который в зависимости от программ воспитания определяет, содержание обучения, методики и технологий занятий в различных возрастных категориях.
Зачастую в работе с дошкольниками применяется метод пояснительной и наглядной подготовки. Основная задача этого вида обучения – передача и усвоение знаний, использование их в практической деятельности. Педагог пытается не только объяснить материал, используя наглядные и пояснительные материалы, но и обеспечить его воспроизведение и применение в практических целей.
В своей работе я время от времени применяю практические материалы на бумажных носителях, но они со временем изнашиваются и утрачивают свой презентабельный вид. Восстановление фонда наглядных материалов является достаточно дорогой и кропотливой процедурой. Помимо этого, демонстрационные материалы для образовательных групп в детских садах, представленные фирмами-производителями, не всегда удовлетворяет педагогов своим содержанием, качеством и ценой.
Где можно найти такое количество качественных демонстрационных материалов?
Именно в таких ситуациях ПК вновь выступает в роли помощника. Применяя компьютер, педагог может осуществлять подбор необходимых данных, их структурирование и оформление.
Немаловажно учитывать, что применение компьютерных технологий не заменяет иные виды деятельности. От сюжетно - ролевых игр отказываться невозможно, поскольку дошкольникам нужно не только получать знания, но и закреплять их в играх.
В компьютерах с операционной системой Windows применяется пакет программ Microsoft Office, включающий в себя программу Power Point, которая предназначена для создания презентаций. На сегодняшний день именно она наиболее распространена среди педагогов.
Возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации следует учитывать при создании презентаций, направленных на работу с дошкольниками.
Хочу поделиться некоторыми советами по оформлению слайдов: фон слайдов не должен быть слишком ярким; рисунок в слайдах должен быть высочайшего качества, нельзя использовать непонятные и нечеткие иллюстрации; на слайде не должно размещаться более девяти предметов; объекты картинки должны быть изображены в естественном положении; следует учитывать соразмерность объектов между собой при одновременном расположении их на слайде (к примеру, шмель больше божьей коровки); в случае если песня используется как музыкальное сопровождение, она должна соответствовать тематике презентации; в конце презентации в качестве сюрпризного момента может быть видео соответствующее заданной теме (например, мультфильм); смена слайдов должна производиться с помощью щелчка мыши, чтобы педагог мог управлять презентацией и в любое время остановить ее; общее число слайдов, показанных на занятии с дошкольниками, должно составлять не более десяти.
При демонстрации презентации немаловажно соблюдать следующие правила:
следите за тем, чтобы презентация была хорошо видна всем наблюдателям;
сопровождайте наглядный материал пояснениями;
в процесс восприятия стремитесь вовлечь, все органы чувств: зрение, слух, осязание;
выделите время для проведения и выполнения физкультминутки.
Обучение можно проводить в различных направлениях воспитательно- образовательного развития: познавательном, речевом, художественно-эстетическом, физическом.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую готовые интерактивные развивающие комплексы с программным обеспечением, а также мультимедийные игры, которые я создаю самостоятельно при помощи программы Power Point.
Задания для выполнения, которых требуется ПК, проектор и экран, включаю в часть занятия, проводимые индивидуально или с группой детей.
Проанализируем многофункциональность применения в работе мультимедийных развивающих игр, разработанных мною на примере некоторых упражнений.
Упражнение 1. «Кто лишний?» (рис.1).
Цель: формировать логическое мышление.
На экране появляются пять изображений диких животных и одна домашнего животного. Дошкольники называют всех зверей. Затем педагог предлагает выяснить, какое из этих животных лишнее и почему. После ответов детей с экрана исчезает лишнее животное, таким образом, определяется правильность ответа.
Рис. 1. Упражнение «Кто лишний?»
Упражнение 2. «Запомни-ка» (рис.2).
Цель: формировать зрительную память и концентрацию внимания.
Дошкольникам предлагается посмотреть слайд с семью иллюстрациями и запомнить их. На экране через 20 секунд появляется чистый слайд, и вопрос педагога: Кто был первым на картинке? Кто вторым и т.д. После высказываний предлагается проверить достоверность ответов – все картинки выводятся по порядку на экран.
Рис. 2. Упражнение «Запомни-ка»
Упражнение 3. «Гусенички» (рис.3).
Цель: формировать внимание, расширить навыки математического счёта.
На экране педагог демонстрирует картинку с изображением большого дерева, по стволу которого заползают гусеницы. Ребятам следует внимательно по порядку посчитать гусениц, а затем после вопроса – сколько гусениц на дереве оказалось? Дать ответ. После беседы с детьми на экране возникает цифра верного решения, это вызывает огромный восторг у детей.
Рис. 3. Упражнение «Гусенички»
Благодаря красочной анимации, динамичному сюжету и увлекательным заданиям игра позволяет включить в работу детей всей группы, стимулировать познавательную деятельность и сохранять интерес в течение всего занятия.
На рис. 4 представлены слайды презентации для занятия «Утварь на Руси» с изображениями братины, чаши, кринки.
Цели занятия: знакомить детей с образцами русской утвари, с изделиями народных мастеров; развивать внимание, кругозор, словарный запас; развивать усидчивость, мотивацию к обучению, формировать эстетический вкус.
Рис. 4. Некоторые слайды презентации для занятия «Утварь на Руси»
Рассказ педагога сопровождается демонстрацией слайдов. При помощи презентации вы можете работать на стадии изложения новой информации – сопровождая рассказ, показом слайдов, делая его наиболее живым и интересным, а на стадии закрепления – предложить детям, просмотрев презентацию, назвать предметы утвари.
В опытных и умелых руках творческого педагога демонстрация презентаций может произвести неизгладимое впечатление на дошкольников и послужить средством для того, чтобы развивать мотивацию их к обучению, а также способом формирования хорошего вкуса.
В завершении хочется сказать, что применение ИКТ в дошкольных учреждениях позволяет перейти от пояснительно - иллюстрированного метода обучения к деятельностному, когда дошкольник является активным, а не пассивным объектом педагогической деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Однако не забывайте о «золотой середине», о норме. Необходимо понимать, что компьютер – это не волшебная полочка, которая за один час игры сделает детей более умными и развитыми. Как и любые виды образования, мультимедийные игры требуют правильного использования, упорства и внимания со стороны педагогов и родителей.
Список использованных источников:
Вульфов Б.З. Основы педагогики: Учеб. пособие / Иванов В.Д. – Москва: Изд-во УРАО, 1999.
Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008.
Лесина С.В. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий) – Волгоград: Учитель, 2006.
Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных
образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Москва, 1995.
Павлова М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / Лысогорская М.В. – Волгоград: Учитель, 2009.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Бухаркина М.Ю. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008
СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным
ЭВМ и организации работы».
Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.