12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Юрьевна Измайлова755
Россия, Ханты-Мансийский АО, г. Белоярский

«Обучаем и воспитываем будущее поколение» или

использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе


Использование компьютерных технологий продиктовано сегодняшним уровнем развития образования. Причина внедрения ИКТ во все сферы современной жизни понятна: мир меняется, а с ним меняются и наши дети.

«Разработчики» ФГОС говорят, что современное образование станет продуктивным только тогда, когда в его содержание будут   заложены потребности современной молодежи, а процесс обучения будет проходить с учетом их особенностей, потенциала и возможностей.

Использование информационных технологий в педагогическом процессе – это приоритетное направление организации образовательного процесса, но нам, педагогам, стоит понимать, что ИКТ – это не только комплекс программных и технических компонентов, это еще и комплекс учебно-методических материалов, форм, методов их применения для совершенствования деятельности. В связи с этим возникает необходимость в правильном подборе к ИКТ - технологий обучения, которые помогут повысить уровень качества знаний. Следовательно, у обучающихся необходимо формировать информационную культуру и развивать ИКТ-компетенции, научить искать необходимую информацию в интернете, обрабатывать ее. Без этого использование ИКТ будет не эффективно.

Как писал Ян Коменский: «Золотое правило дидактики - наглядность». С того времени наглядность видоизменилась, но не канула в лету. С использованием ИКТ урок становится намного интереснее. Компьютер и интернет помогают учителю разнообразить наглядность на уроке.

В ходе своей работы я буду представлять интернет - ресурсы, которые использую в своей деятельности.

Создание мультимедийных презентаций - самый доступный способ наглядно представить учебный материал. Педагоги готовят презентация к уроку как средство эффективной подачи нового материала, а обучающиеся — как форма творческой самостоятельной работы. При создании презентаций возможно использование интернет - сервисов: https://docs.google.com/presentation/, https://www.powtoon.com/, https://prezi.com/ и др.

Использование интернет – ресурсов - для поиска информации и оперативного обмена данными.

Широко известны онлайн-энциклопедии в обучении – они представляют собой онлайн-копию бумажной энциклопедии или онлайн-версию. Список популярных энциклопедий:

https://bigenc.ru/, https://ru.wikipedia.org, https://megabook.ru/ и др.

Словарь – незаменимый помощник, который подскажет ответ на любой вопрос, без регулярной работы с ними не может обойтись ученик. Позволить дома словарь может не каждый, а онлайн-словарь доступен в свободном доступе: http://slovonline.ru/slovar_ushakov http://2i.su/encdic/index.html и др.

Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы на расстоянии (организация дистанционного обучения). Список сайтов в помощь учителю, которые помогают осуществлять учебный процесс дистанционно: https://www.yaklass.ru, https://uchi.ru/, https://learningapps.org/, https://education.yandex.ru/ и др.

Учебные плакаты используются как средство визуализации изучаемого материала - это статистические иллюстрации, но педагоги активные применяют в своей практике интерактивные плакаты, в которых содержится гораздо больше учебного материала. Сервисы для создания интерактивных плакатов: https://www.thinglink.com/, https://genial.ly/, https://www.canva.com/

Наглядное изображение какой-либо идеи – это метод интеллект-карт. Метод позволяет обучающимся показать связь между предметами или явлениями, разложить абстрактный и объемный материал по полочкам.


Сервисы для создания интеллект-карт - https://www.mindmeister.com/ru, https://www.diagrams.net/, https://www.xmind.net/ и др.

Существует ряд преимуществ в пользу электронной книги. Использование электронных учебников — это средство для достижения образовательного результата, а будет ли это средство эффективно, зависит от учителя. Но только представьте, на сколько увлекательным может стать процесс создания электронной книги самим учеником. Помогут в этом следующие сервисы: https://ru.calameo.com/, https://create.vista.com/ru/, https://bookcreator.com/, https://zooburst-ios.soft112.com/ и др.

Тренажеры – это оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения тестовых заданий. В интернете тренажёры для школьников отличаются ассортиментом заданий по предметам, сложности и тематикам: тренажер по чтению – https://foxgard.ru/sim/, тренажер по русскому языку https://skills4u.ru/school/russkij-yazyk/, тренажер по математике https://matematika.club/ и мн. др.

Использование ИКТ на уроке позволяют сократить время для контроля и проверки знаний на уроке: для устных опросов https://get.plickers.com/, для мозгового штурма https://www.menti.com/, для создания облака слов https://wordscloud.pythonanywhere.com/, для письменного опроса https://www.zipgrade.com/ и др.

Дидактические игры – использование игровых элементов в процессе обучения позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной форме. Это возможности создания интерактивных обучающих игр и игровых упражнений. Они подходят для самостоятельной, групповой и фронтальной работы. Приведу примеры: https://crmindex.ru/services/classcraft, https://madtest.ru/, https://kahoot.com/, https://flippity.net/,https://www.proprofs.com/ и др.

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было полезным, для педагога крайне важно:

Самому совершенствоваться во владении компьютерными технологиями.

Не увлекаться ИКТ сверх меры. Достичь эффективности в обучении можно, если использование этих технологий в данном уроке уместно.

Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

Использование ИКТ в воспитательном процессе - это рациональный способ повышения эффективности и усиления обучения и самообучения. Применение мультимедиа технологии приводит к использованию действенных подходов к воспитанию и является эффективным средством воспитания. Еще одним достоинством является эмоциональное воздействие на обучающихся. Особенно, при трансляции видеосюжетов, звукового сопровождения, которое позволяет формировать личностное отношение к увиденному и услышанному. А если обучающиеся принимают непосредственное участие в создании этих видеосюжетов эффект достигается вдвойне. Сервис для создания мультипликаций https://ru.toonator.com/, комиксов https://www.storyboardthat.com/ru/comic-maker, видеороликов https://inshot.com/ и мн.др.

В воспитательном процессе применяются виртуальные экскурсии, конечно, они не заменят реального посещения желаемых объектов, но это отличный способ познакомиться с желанными и далекими местами: виртуальный тур по Марсу https://accessmars.withgoogle.com/, виртуальный тур Сталинградская битва https://stalingrad-battle.ru/, виртуальный тур в Московский планетарий http://www.planetarium-moscow.ru/ и мн.др.

Другой положительный момент виртуальных экскурсий - расширение кругозора детей, приобщение их к прекрасному через искусство. Возможность использования данных программ сделает образовательную деятельность более живой и интересной: посещение музея в Ватикане https://www.vatican.va/, онлайн экскурсия по Третьековской галерее https://artsandculture.google.com/partner/the-state-tretyakov-gallery и мн.др.

Использование ИКТ в воспитательном процессе позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного, назидательного способа воспитания к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом воспитательной деятельности. Большое содействие оказывает ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности.

Но не стоит безмерно увлекаться ИКТ технологиями, потому что непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей, следует учитывать санитарные правила и нормы, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Информатизация образовательного процесса – это реальность и у школы нет иного выхода, кроме как адаптироваться к информационному веку. ИКТ технологии являют собой очевидные проявления информационной революции, они занимают место не только в учебном, но и в воспитательном процессе школы. Поэтому необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима.











Список использованных источников

Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. №3

Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2005

Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр», 2000.

Управление инновационными процессами.- М.:Сфера, 2008

https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/

https://wiki.fenix.help/pedagogika/informatsionno-kommunikatsionnyye-tekhnologii

https://pedsovet.org/article/plyusy-i-minusy-primeneniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.