Обучающие карточки «Такие разные эмоции»
Обучающие карточки «Такие разные эмоции»
У детей с ОВЗ часто наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы – возникают трудности дифференциации эмоций, соотнесения их с наличной ситуацией и выражением того или иного состояния. Сформировать и закрепить представления об основных эмоциях помогают представленные карточки.
Первая серия карточек создана (нарисована) автором самостоятельно. На карточках 1-4 изображен ребенок в разных эмоциональных состояниях - радость, удовольствие, печаль, удивление (испуг). Учитывая, что восприятие эмоциональных состояний у детей с ОВЗ упрощенно, они склонны делить все эмоции на «плохие» и «хорошие», на начальном этапе работы количество карточек ограничено.
Дети рассматривают карточки и отвечают на вопросы педагога:
Какое настроение у девочки? Как ты догадался (лась)? Как ты думаешь, почему девочка радуется (печалится и т.д.)? Бывает ли у тебя такое настроение? В каких ситуациях? Что помогло тебе понять, что девочка радуется (печалится и т.д.)? – этим вопросом педагог подводит ребенка к выводу о том, что эмоции выражаются с помощью мимических сигналов. Выполняются упражнения по типу «Покажи эмоцию».
Когда дети научатся правильно распознавать эмоции на карточках с изображением ребенка, можно усложнить задание, попросив догадаться о настроении изображенных животных и сказочных (мультипликационных) героев (карточки второй серии).
На дальнейших этапах можно педагог предлагает детям подобрать к карточкам с эмоциями соответствующие пиктограммы и цвета (ответить на вопрос: «Как ты думаешь, какого цвета грусть? Радость? Удивление?»). Дети подбирают к карточкам полоски основных и оттеночных цветов, обосновывая свой выбор.
Таким образом, представленные карточки служат решению следующих задач:
- формировать представления об эмоциональных состояниях;
- развивать умение дифференцировать эмоции по мимическим сигналам;
- развивать умение выражать эмоциональные состояния с помощью мимики;
- развивать образное мышление;
- воспитывать внимателное, эмпатичное отношение к партнеру по общению.
Данный дидактический материал может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста и старше. Отсутствие четкой верхней границы обусловлено тем, что у детей с ОВЗ уровень развития чаще не соответствует возрастным нормам.
Длительность занятий не должна превышать 25-30 минут, к тому же целесообразно вовремя осуществлять смену видов деятельности для профилактики утомления детей.
Карточки могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Дидактический материал выполнен из бумаги (картона) и защищен пленкой, что позволяет обрабатывать его в соответствии с требованиями СанПиН.
При подготовке пособия использовались следующие литературные источники:
- Кряжева Л.Н. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2010.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-Семицветик». – СПб.: Речь, 2005 – 96с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208с., ил.
и другие.
/data/files/l1677033085.jpg (1920x1351)
/data/files/l1677033104.jpg (1920x1287)
/data/files/i1677033138.jpg (1920x1276)
/data/files/v1677033186.jpg (1920x1363)
/data/files/j1677033197.jpg (1920x1323)
/data/files/x1677033219.jpg (1356x1920)
/data/files/s1677033230.jpg (1351x1920)
/data/files/f1677033239.jpg (1358x1920)
/data/files/a1677033273.jpg (1920x1276)
/data/files/c1677033303.jpg (1920x2763)