12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Янакова Ольга Александровна8161 Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет.
(Джузеппе Мадзини) Россия, Челябинская обл., Сатка Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Комплект карточек «Такие разные одёжки...» для сенсорного развития дошкольников
Комплект карточек «Такие разные одёжки…» для сенсорного развития дошкольника с ОВЗ (лексическая тема: «Животные», «Одежда»)
(теоретическое обоснование)
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.
Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине.
Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в
собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений. Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму.
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции.
Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
Лексическая тема: «Животные», «Одежда».
Возраст: дети дошкольного возраста, а также дети младшего школьного возраста с ОВЗ.
Первая группа карточек «Животные» (16 штук) представляют собой картинку с названием животного, его изображение, стихотворение или загадка. На данном этапе можно рассмотреть картинку, прочитать (выучить) стихотворение (загадку), попросить ребенка рассказать о животном, назвать части тела (или это делает сам педагог). Далее совместно с ребенком педагог рассматривает варианты «одёжки» - шубки (оперения и др.) животного и предлагает выбрать тот вариант, который является верным (в ряде случаев это несколько вариантов – по окраске, ощущению, подобию и пр.).
Вторая группа карточек – это карточки на дифференциацию по тому или иному признаку – высокий и низкий, большой и маленький, одинаковый и разный (всего 5 карточек):
Далее 5 карточек на соотнесение по цвету окраски, тактильным ощущениям:
Следующие 5 карточек на формирование элементарных математических представлений: ребенку необходимо рассмотреть животное (птицу, рыбу) и найти какая (какие) геометрические фигуры спрятаны, либо на какую геометрическую фигуру похожа та или иная часть тела.
Следующим этапом беседуем с детьми (ребенком) о разнообразии расцветки окраски животного меха, его назначении, что «мех, шкура животных – это их одежда, а у человека есть другая одежда, которая зависит от сезона и гендерной принадлежности». Всего на эту тему 10 карточек с заданиями о сезонной одежде, одежде для мальчиков и девочек, соотнесении одежды с геометрическим эталоном.
И также как и с «одеждой» животных расширяем знания о цвете, фактуре, величине, оттенке и др. Всего 12 карточек:
Вариант занятий, в т.ч. и время работы с карточками, зависит от педагогической задачи. Карточки могут быть использованы как в ходе развивающих и коррекционных занятий (групповых, подгрупповых и индивидуальных), так и в ходе самостоятельной деятельности детей для стимулирования познавательной активности и обогащения знаний по теме «Животные», «Одежда».
Комментарии (15)
сменить сортировку








