Обучающий тест по литературе «Рассказу Т. Толстой "Милая Шура"» (9–11 класс)
Обучающий тест по рассказу Т. Толстой «Милая Шура»
Внимательно прочитайте рассказ Т. Толстой и ответьте на вопросы:
1.Как в рассказе организовано художественное пространство?
Художественное пространство — пространственные границы, создаваемые автором в художественном произведении; воссоздание места, где происходит действие; важнейшая композиционная составляющая. Понятие «художественного пространства» неразрывно связано с понятием «художественного времени». Для обозначения связи между этими понятиями М. Бахтин ввел понятие «хронотопа», определяющего, по мысли исследователя, все жанровые разновидности произведений. Особенностью хронотопа является сгущение, уплотнение времени, воплощение его в художественно-зримых формах и интенсификация пространства, вхождение пространства и движение времени, сюжета . Выделяют следующие виды художественного пространства: абстрактное (всеобщее, всемирное — пьесы Шекспира) и конкретное (с указанием конкретных географических, топографических реалий — «Горе от ума» А.С. Грибоедова); закрытое (дом — дом Турбиных в романе «Белая гвардия» М. Булгакова), открытое (степь в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»), пограничное (образы «порога», «окна», «двери» — в произведениях устного народного творчества) ; природно-географическое (описание естественноприродных географических реалий — пустыни, моря, гор — поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова) и пространство цивилизации (описание города, деревни и т.д. — Петербург в романах Ф.М.
Достоевского); пространство психологическое (замкнутое, ограниченное
рамками внутреннего мира героя — психологическое пространство Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), социальное пространство (участие героя в событиях общественной жизни — социальное пространство Павла Власова в романе М. Горького «Мать»); фантастическое (сны героев, волшебный мир, созданный автором — «Приключения Гулливера» Д. Свифта
Ответ: Основное пространство в рассказе соответствует времени
повествования. Это пространство, в котором рассказчица встречается с
главной героиней Александрой Эрнестовной−Москва, конец XX века
.
2.Какие метафоры в данном отрывке рассказа создают метафорическое описание времени?
Метафора – это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой. Метафора Толстой - волшебная палочка, обращающая жизнь в сказку. Единственный способ спастись от опошляющего вихря так называемой настоящей жизни - не поверить в то, что она настоящая, вернуться в безопасное пещерное тепло детской", в светлый круг ясных и честных сказочных правил.
Ответ: «Она готова - что ей помешало? Что нам всегда мешает? Ну скорее же, время идет!.. Время идет, и невидимые толщи лет все плотнее, и ржавеют рельсы, и зарастают дороги, и бурьян по оврагам все пышней. Время течет, и колышет на спине лодку милой Шуры, и плещет морщинами в ее неповторимое лицо…»
3.Прочитайте фрагмент рассказа и ответьте на вопрос:
Какая деталь дополняет образ Александры Эрнестовны?
Художественная деталь – выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, особенности одежды, обстановки, переживания или поступка.
Ответ: «В первый раз Александра Эрнестовна прошла мимо меня ранним утром, вся залитая розовым московским солнцем. Чулки спущены, ноги - подворотней, черный костюмчик засален и протерт. Зато шляпа!... Четыре времени года - бульденежи, ландыши, черешня, барбарис - свились на светлом соломенном блюде, пришпиленном к остаткам волос вот такущей булавкой! Черешни немного оторвались и деревянно постукивают».
4.Найдите гротеск в данном фрагменте рассказа
Гротеск – причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.
Ответ: «На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень... Зима? Но и зима позади для Александры Эрнестовны - где же она теперь? Куда обращены ее мокнущие бесцветные глаза? Запрокинув голову, оттянув красное веко, Александра Эрнестовна закапывает в глаз желтые капли».
5.Что вы можете сказать об образе рассказчицы?
Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.
Тип рассказчика | Краткая характеристика данного типа | Пример |
"Обрамляющий" условный рассказчик | Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна | И. С. Тургенев "Записки охотника" |
Бесстрастный повествователь | Изображает события как сторонний наблюдатель | А. С. Пушкин "Повести Белкина" |
Главный герой произведения | Повествование в произведении ведется от лица главного героя | Ф. М. Достоевский "Подросток" |
Рассказчик - словесная маска | Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт | Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя |
Рассказчик - участник событий | Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собвтвенную интерпритацию увиденного | Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова |
Система рассказчиков | Художественное произведений имеет форму: - "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие; - связанных между собой повествований нескольких рассказчиков | Л. Н. Толстой "После бала" М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" |
Рассказ Т.Н. Толстой "Милая Шура" интересен тем, что здесь две героини: Александра Эрнестовна и рассказчица. Сюжет незамысловат: автор, она же
рассказчица знакомится с одинокой девяносто шестилетней Александрой Эрнестовной, которая при очередной встрече рассказывает о своей жизни, своих романах, поклонниках: реальных и мнимых. В тексте много диалогов, но они не оформлены как прямая речь, идут сплошным текстом, позволяя автору избежать ремарок и сохранить живость повествования.
Рассказчица часто приходит в гости в Александре Эрнестовне, пытаясь представить, какой та была в молодости, какими были ее мужья, как сложилась ее жизнь, если бы... Когда в очередной раз рассказчица приходит в гости, ей говорят, что соседка умерла. В комнате покойной остался разный хлам, а бархатный альбом исчез - "им хорошо ботинки чистить"-, стопка писем втоптана в грязь. Был человек, и нет человека, и живые живут дальше, не оборачиваясь назад, не цепляясь за прошлое не храня память. Именно это, беспамятство, и угнетает автора: вместе со смертью человека исчез целый мир, и некому сохранить хоть бы его осколки.
У рассказчицы и в этом произведении своя жизнь, свои встречи с главной героиней, свои желания, приводящие ее в гости к пожилой даме.
6. Как вы понимаете эти строчки из рассказа Т. Толстой? Какую проблему поднимает автор в своём рассказе?
«Мне нравится ваша никому больше не интересная, где-то там отшумевшая жизнь, бегом убежавшая молодость, ваши истлевшие поклонники, мужья, проследовавшие торжественной вереницей, все, все, кто окликнул вас и кого позвали вы, каждый, кто прошел и скрылся за высокой горой. Я буду приходить к вам и приносить и сливки, и очень полезную для глаз морковку, а вы, пожалуйста, раскрывайте давно не проветривавшиеся бархатные коричневые альбомы, - пусть подышат хорошенькие гимназистки, пусть разомнутся усатые господа, пусть улыбнется бравый Иван Николаевич.»
Писательница исследует и проблему отношения человека ко времени, связи прошлого с настоящим и будущим , "вечные" проблемы добра и зла, жизни и смерти.
7. Антон Павлович Чехов однажды сказал: "Жизнь человека - сюжет для небольшого рассказа". Можем ли мы сказать, что данное высказывание
Чехова подходит к творчеству Т. Толстой? Подтвердите примерами из текста.
8.Как вы понимаете слова Т. Толстой «…маленький человек – это человек нормальный»?
Толстая в малой прозе невероятно близка гоголевской традиции. Как и у Гоголя, «маленький» человек является социально незащищенным. В то же время мотив болезненности «маленького» человека и его незащищенности доводится до абсолютного абсурда. Толстая наследует саму классическую форму. Композиция, сюжет и хронотоп рассказов Толстой во многом отсылают читателя к произведениям Гоголя – повестям «Шинель» и «Старосветские помещики». Опираясь на гоголевские модели, Толстая в художественной реализации образа «маленького» человека выносит на первый план рассказов другие мотивы. Ключевым становится мотив бегства в детство или бегства в Творчество, Культуру. Призма детства, как и призма поэтического мира, превращает «маленького» человека в калифа, сказочного принца или поэта. Отсюда и выход на неоромантическую эстетику: противопоставление мечты и реальности. Толстая, реализуя особый путь игры с классикой, в данном случае с гоголевской традицией, практически «жонглирует» традиционными героями, сюжетами, что позволяет перевести традицию в пародийный, комический план, создать трагифарсовое абсурдистское пространство Хаоса, из которого герои не в состоянии вырваться. Важным в реализации образа «маленького» человека становится концептосфера выражения «райский сад», где значимыми становятся антиномии «день-ночь», «духовное- -материальное», «живое-мертвое», «вечное-сиюминутное», «доброе-злое». В то же время главной проблемой рассказов является характерная для русской классической литературы мысль о драматическом разрыве между мечтой и действительностью, о борьбе «маленького человека» со стихией жизни. «Маленький человек» в прозе Татьяны Толстой 299 Библиография Богданова, Е. А. (2015), Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой. В: [доступ 24 февраля 2016].
У рассказчицы и в этом произведении своя жизнь, свои встречи с главной героиней, свои желания, приводящие ее в гости к пожилой даме. Но есть строки, которые могли бы стать эпиграфом ко всем рассказам Татьяны Толстой, ее характеристикой собственного творчества:
“Мне нравится ваша никому больше не интересная, где-то там отшумевшая жизнь, бегом убежавшая молодость…”
Вот она, великая традиция русской литературы – интерес к «маленькому человеку». Вслед за Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Чеховым – Татьяне Толстой нравится узнавать этого человека, события жизни и особенности характера этой старушки, некогда блиставшей юной прекрасной Шурочки.
И кажется, рассказчицу совсем не напрягает по очередному кругу рассказанная история о мужьях, о влюбленном Иване Николаевиче. Пить чай, слушать, копаться в старом бархатном альбоме, рассматривать старые фотографии, вновь слушать и не слышать, уходя мыслями в свое,
9.Прочитайте финал рассказа. На какие размышления он вас наводит?
« За углом, на асфальтовом пятачке, в мусорных баках кончаются спирали земного существования. А вы думали - где? За облаками, что ли? Вон они, эти спирали - торчат пружинами из гнилого разверстого дивана. Сюда все и свалили. Овальный портрет милой Шуры - стекло разбили, глаза выколоты. Старушечье барахло - чулки какие-то... Шляпа с четырьмя временами года. Вам не нужны облупленные черешни? Нет?.. Почему? Кувшин с отбитым носом. А бархатный альбом, конечно, украли. Им хорошо сапоги чистить.. Дураки вы все, я не плачу - с чего бы? Мусор распарился на солнце, растекся черной банановой слизью. Пачка писем втоптана в жижу. "Милая Шура, ну когда же...", "Милая Шура, только скажи..." А одно письмо, подсохшее, желтой разлинованной бабочкой вертится под пыльным тополем, не зная, где присесть. Что мне со всем этим делать? Повернуться и уйти. Жарко. Ветер гонит пыль. И Александра Эрнестовна, милая Шура, реальная, как мираж, увенчанная деревянными фруктами и картонными цветами, плывет, улыбаясь, по дрожащему переулку за угол, на юг, на немыслимо далекий сияющий юг, на затерянный перрон, плывет, тает и растворяется в горячем полдне».
Ответ: Приём разрушения границ бытового пространства обусловливает восприятие читателем финала как неоднозначного: ни плохого и ни хорошего конца. Трагедийность смерти, входящая через образы портрета с выколо- тыми глазами и альбома, уравновешивается утверждением инобытия. Но это ино- бытие не обладает наивной для современного человека романтической природой, а утверждается, в конечном счете, через процесс письма и чтения, так как художест- венный текст – это место, где происходит контакт реальности читателя и иной ре- альности. Писательница приводит ас к выводу, что не только в детстве, зрелости, но и в старости люди приходят к восхитительной способности не различать подлинного и иллюзорного. А все потому, что они вырвались из времени. " Весна! 11 Лето. Осень… Зима! Но и зима позади для Александры Эрнестовны - где же она теперь? ("Милая Шура"). Нигде, отвечает Толстая, нигде. Она выпала из жесткого хронологического времени, времени в котором существуют все эти раньше - позже, сейчас, потом, вчера - сегодня - в вечность.
10. Напишите рецензию на рассказ “Милая Шура».
Кияйкина Наталья Федоровна