Статья «Обучение детей дошкольного возраста игре на народных музыкальных инструментах»
Статья
Тема: «Обучение детей дошкольного возраста игре на народных музыкальных инструментах»
МАДОУ «Детский сад № 9
«Красная шапочка»
Московская область
г. Зарайск
Музыкальный руководитель:
Васильева Татьяна
Васильевна
.
Сентябрь 2020г.
Одна из самых актуальных и «больших» проблем стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.
Я думаю, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах.
Одной из форм работы с детьми в нашем детском саду, как раз и является игра на русских народных инструментах. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к музыке, стимулирует творческую инициативу. А также сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение, помогает преодолевать неуверенность, робость.
Наш ансамбль называется «Ритм». Создание такого ансамбля - дело сложное и трудоемкое – это многосторонний процесс. Система специальных занятий и упражнений имеет дидактическую и воспитательную направленность, учитывает индивидуальные способности и особенности каждого ребенка.
Работа по обучению детей игре на русских народных музыкальных инструментах состоит из трех этапов:
I этап
а) Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.
Знакомство детей с музыкальным инструментом ( ложки, трещотки, кокошник, рубель и др.), чтобы увлечь и заинтересовать детей, начинаю с собственного исполнения, играю на инструменте сама. Затем рассказываю о истории инструмента и его изготовлении. Далее прослушиваем музыкальные пьесы, где ведущим является данный инструмент. Показываю различные приемы игры на инструменте, смотрим видеофильмы с выступлением ансамбля «Ложкари» на праздниках, конкурсах и фестивалях детского народного творчества, рассматриваем фотографии.
б) Постановка исполнительского аппарата -корпуса.
Заинтересовав детей, знакомлю их с различными приемами игры на ложках. От простых (ложки в двух руках) к более сложным, (ложки в одной руке).
II этап: Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка.
На этом этапе уделяю большое внимание координированным, совместным действиям детей. С этой целью провожу музыкально-дидактические игры: «Оркестр», «Эхо», «Сыграй как я», «Матрешки», «Повтори ритм», «Веселые палочки». А так же ритмические упражнения: «Сорока», «Аты – баты», «Паучок», «Барашеньки – крутороженьки», и тренировки: простукивание ритма заданного педагогом, ритмические импровизации и игры с палочками.
Далее знакомимся с основными приемами игры:
1.Здравствуйте. (Ложки в двух руках,– здороваются друг с другом: удары ложками по коленям, плечами, стульчику . Удары ложками по полу.
2.Маятник. (Скользящие удары ложкой о ложку).
3.Мячики. (Ложки в одной руке, удары ложками по колену, отскакивают от колена, как мячики).
4.Трещотки. (Удары между рукой и коленом).
5.Тройка. (Удары по руке – колену – рука вверх). Могу быть различные варианты.
6.Круг. ( Рука – плечо, плечо, колено).
7.Четверка. (Рука – колено – пятка - пол).
Перечисленные приемы можно варьировать и использовать в любой последовательности.
III этап: Развитие исполнительского мастерства.
Работа над художественным, эмоциональным, музыкально - грамотным исполнением музыкального произведения.
На этом этапе обращаю внимание детей на то, будь то групповое или ансамблевое исполнение, что номер «смотрится» и звучит лишь в том случае, если все участники играют ритмично, слаженно, правильно держат музыкальные инструменты. С этой целью использую такой прием: даю детям возможность посмотреть и послушать себя со стороны, в качестве зрителей и дать оценку исполнения, отметить тех, кто ошибся. Сама в данном случае, становлюсь рядовым участником ансамбля или дирижером.
Постепенно, чтобы придать ансамблю красивую тембровую окраску и колорит, включаю «художественный свист» и группу других народных музыкальных инструментов. Рубель, трещотки, колокольчики, свистульки, шумелки, ксилофоны, и другие народные музыкальные инструменты придают игре ансамбля красочность и неповторимость..
Исполняя творческие импровизации и этюды: «Весна идет», «Звуки леса» и другие, используем инструменты - самоделки: шумелки, звенелки, шелестелки, маракасы, ветерок, бомбази, румбу и др..
Дети очень любят играть на таких инструментах. Они необычны, красочны и интересны, да и к тому же изготовлены своими руками, в детском саду или дома с родителями.
Овладев приемами игры на ложках, ставим танцы и танцевальные композиции, в которых игра на ложках сочетается и переплетается с песней и танцем. Танцевальные композиции: «Антошка», «Облака» муз. В. Шаинского, «Посею лебеду на берегу» рус. нар. песня.
Танцы: «Кадриль» рус. нар. мел., «Я на горку шла» рус. нар. мелодия, «Валенки» рус. нар. песня. «Течет ручей» муз. Н. Кадышевой.
Совершенствуя исполнительские навыки игры на ложках, предлагаю детям освоение навыков игры на трех ложках, используя такие приемы:
1.Форшлаги.
2.Тремоло.
Игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей, - активизируется их внимание, память и творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.
Используемая литература:
Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей»: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019г.
-Рыбакова Э.Л. «Музыкально-эстетическое воспитание детей на народных инструментах» -М.: Просвещение, 2017г.
-Ветлугина Н.А «Музыкальное воспитание в детском саду». - М.: Просвещение. …1989г.
Зимина А.Н., Мельникова Л.И. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях». М., Музыкальный мир. 2018г.