Рабочая программа по русскому языку «Обучение грамоте» (1 класс)
Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район»
Сл. Аграфеновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Аграфеновская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ Аграфеновская СОШ»)
«Согласовано» Руководитель РМО Овечко Т. В . _________________ подпись
Протокол № _______
от « » августа 2018 г. |
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом
Протокол № _____
от «___» _________2018 г.
|
«Утверждено»
Приказ №______
от «___» _________2018 г.
Директор Будникова Н.Б.
_________________ подпись
|
Рабочая программа
По русскому языку(обучение письму)
Уровень общего образования -начальное общее; класс-1 класс
Количество часов:165 ч(115 ч. – обучение грамоте(письмо), 50 ч. – русский язык
Учитель: Сидоренко Л.Н.
Программа разработана на основе учебной программы курса «Русский язык»для 1 классов общеобразовательных учреждений авторов-В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого и пособия «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: «Просвещение», 2016
2018-2019 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
примерной программы начального общего образования
авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого,«Русский язык» (УМК«Школа России ». Сборник программ. . Начальная школа/, 2016 г)
требованиями ООП НОО МБОУ «Аграфеновская СОШ»
Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Аграфеновская СОШ»
Цель изучения предмета «Русский язык» в начальной школе:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
развитиеречи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоениепервоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладениеумениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Цель изучения курса «Русский язык» для обучаемых 1 класса – открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. И от того, насколько психологически и методически продуманно будут сделаны первые шаги учителя и учащихся в этом направлении, в значительной мере зависит формирование у детей отношения к русскому языку и процессу его изучения, успешность в усвоении грамматики и орфографии родного языка, общее, собственно лингвистическое и речевое развитие каждого ребенка.
Открытие языка как предмета изучения обозначает постепенный «перевод», а точнее, дополнение интуитивного владения словом, характерного для детей, осмысленным отношением к нему. Ребенку постепенно открывается понимание того, как живет слово: образуется, изменяется, сочетается с другими словами, в чем смысл и назначение интонации, когда и почему возникает расхождение произношения и написания и т. д.
Интуитивное владение словом и осознание детьми основополагающих факторов родного языка, дополняя друг друга, являются одними из ведущих условий не только речевого развития, обогащения мотивов и содержания языковой практики ребенка, но и духовно-эмоционального и интеллектуального развития растущего человека.
Слово как самостоятельное явление впервые приобретает для детского сознания свою материальность при обучении чтению и письму в букварный период. Но только на уроках русского языка ставятся и целенаправленно решаются учебные задачи, основа и цель которых – анализ и осознание первоклассниками таких ведущих единиц языка, как предложение, слово, звуки и буквы, закрепление в сознании детей звукового и буквенного образа слова.
Практически ученики уже работали с предложением, словом, звукобуквенным и слоговым его анализом в букварный период.
При введении русского языка как учебного предмета речь идет не только о систематизации знаний учащихся, полученных ими в букварный период, но и о принципиально новых целях, формах и содержании работы.
Так, если в области фонетики и графики в букварный период задача по преимуществу состояла в том, чтобы, развивая фонематический слух детей, научить их читать, то есть переводить слово написанное в слово звучащее, то на уроках русского языка задача (опять-таки по преимуществу) принципиально другая. Она состоит в том, чтобы научить детей переводить слово звучащее в слово написанное. Меняются приоритеты, направленность анализа и обобщений, способы организации языкового материала (работа со звучащим словом становится главной). В результате этого значительно преобразуются содержание, уровень знаний и аналитических умений первоклассников в области фонетики и графики русского языка.
Работа со словом на уроках русского языка, кроме анализа его лексического содержания и употребления в речи, имеет целью:
– показать детям отношение двух реальностей: окружающего мира (предметов, их действий и признаков) и слова, способного отразить этот мир во всем его многообразии;
– представить учащимся слово как предмет изучения, пробудить интерес детей к анализу различных его сторон и узнаванию закономерностей, по которым оно живет.
Одна из задач работы над словом в 1 классе – подготовить учащихся к изучению в последующих классах начальной школы различных лексико-грамматических категорий слов русского языка (частей речи).
Особое место на уроках русского языка в 1 классе занимает знакомство с основными признаками предложения. В процессе анализа составленных или готовых текстов важно подвести первоклассников к пониманию того, что:
– предложение высказывается с определенной целью – сообщение, побуждение к действию, постановка вопроса – и может произноситься с различной интонацией;
– в устной речи именно интонация придает законченность мысли, высказанной в предложении;
– в письменной речи интонация передается специальными знаками, которые называются знаками препинания.
Программа ориентирована:
– на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе;
– на освоение детьми первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, о его лексико-грамматическом и синтаксическом строе;
– на знакомство с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания, с особенностями двух форм речи – устной и письменной;
– осознание (различение) детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
– поддержание и развитие чувства языка, свойственного детям;
– овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.
Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых для ее выполнения познавательных действий и выбор соответствующих учебных средств, установление последовательности учебной работы и распределение ее во времени.
Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Образовательной программы основного общего образования 1-4 классов (ФГОС) МБОУ «Аграфеновская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год.
Данная программа рассчитана на 1 год – 1 класс. Общее число учебных часов в 1 классе -165ч(115 ч. – обучение грамоте(письмо), 50 ч. – русский язык,5ч в неделю). Именно на такое число часов рассчитана данная программа и соответствует календарному учебному графику на 2018 – 2019 учебный год МБОУ «Аграфеновская СОШ» и Учебному плану (недельный) на 2018 – 2019 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа будет выполнена. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Фонетика и графика (27 ч)
Звуки речи и слово. Звуки гласные и согласные. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
Обозначение буквами е, е, ю, я двух звуков в начале слова: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].
Звук [й’] и буква й.
Мягкие и твердые согласные; обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (ь), буквами е, е, ю, я.
Произношение согласных перед звуком [и].
Только мягкие согласные звуки [й’], [ч’], [щ’].
Только твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель и т. д.
Деление слов на слоги.
Перенос слов.
Ударение.
Согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости и глухости.
Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными (общее знакомство).
Слово (11 ч)
Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имя собственное.
Слова, близкие по смыслу; слова, противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоциональная окраска слова.
Синтаксис и пунктуация (10 ч)
Предложение, его смысловая и интонационная законченность.
Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске. Интонация; предложения восклицательные и невосклицательные. Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и на письме (знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.
Чистописание
Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце 1 класса (после изучения всех букв алфавита) один урок в неделю. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В 1 классе это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.
На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.
Раздел 3. Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующихрегулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД :
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД::
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы русского алфавита;
называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник);
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типавода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Предметные результаты изучения курса «Русский язык» в 1 классе
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик получит возможность научиться видеть и различать :
– виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
– способ оформления предложений на письме;
– смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
– слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
– различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
– звук [й’] и букву й;
– о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса;
– гласные ударные и безударные;
– согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме;
– согласные только твердые, согласные только мягкие;
– согласные, парные по звонкости и глухости;
– соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
– соблюдения орфоэпических норм;
– оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
– деления слов на слоги и для переноса;
– определения ударного слога в слове;
– использования прописной буквы в именах собственных;
– написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
– обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
– правильного написания слов типа пень, яма;
– правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
– чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
– правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
– письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;
– устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.
Раздел 4. Тематическое планирование.
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Обучение грамоте и письму |
115ч
|
Ориентироваться в учебнике.Находить нужную главу. Прогнозироватьсодержание раздела.Объяснять название произведения.Читать вслух плавно по слогам и целыми словами;передаватьинтонационно название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики героев произведения.Передаватьхарактер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определятьглавную мысль; соотносить главную мысль с содержанием.Составлять план пересказа прочитанного.Читать стихи наизусть.Оценивать себя. Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи. Ориентироваться в первой учебной тетради. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте,демонстрировать правильное положение ручки при письме. Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма. Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. Обводить предметы по контуру. Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы бук
|
Приложение к рабочей программе .
Календарно-тематическое планирование.
1. Обучение чтению
№ п/п |
Тема урока |
Дата план |
Дата факт |
Добукварный период (14 ч) |
|||
1 |
«Азбука» — первая учебная книга. |
|
|
2 |
Речь устная и письменная. Предложение. |
|
|
3 |
Слово и предложение. |
|
|
4 |
Слово и слог. |
|
|
5 |
Ударение. |
|
|
6 |
Звуки в окружающем мире и в речи. |
|
|
7 |
Звуки в словах. |
|
|
8 |
Слог-слияние. |
|
|
9 |
Повторение и обобщение пройденного материала. |
|
|
10 |
Гласный звук [а], буквы А, а. |
|
|
11 |
Гласный звук [о], буквы О, о. |
|
|
12 |
Гласный звук [и], буквы И, и. |
|
|
13 |
Гласный звук [ы], буква ы. |
|
|
14 |
Гласный звук [у], буквы У, у. |
|
|
Букварный период (53 ч) |
|||
15 |
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. |
|
|
16 |
Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. |
|
|
17 |
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. |
|
|
21 |
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. |
|
|
22 |
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. |
|
|
23 |
Гласные буквы Е, е. |
|
|
24 |
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. |
|
|
25 |
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. |
|
|
26 |
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м(закрепление). |
|
|
27 |
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. |
|
|
28 |
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з (закрепление). |
|
|
29 |
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. |
|
|
30 |
Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. |
|
|
31 |
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление). |
|
|
32 |
Гласные буквы Я, я. |
|
|
33 |
Гласные буквы Я, я (закрепление). |
|
|
34 |
Гласные буквы Я, я (обобщение). |
|
|
35 |
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. |
|
|
36 |
Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. |
|
|
37 |
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. |
|
|
38 |
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление). |
|
|
39 |
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. |
|
|
40 |
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков (закрепление). |
|
|
41 |
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. |
|
|
42 |
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление). |
|
|
43 |
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. |
|
|
44 |
Сопоставление звуков [ж] и [ш]. |
|
|
45 |
Гласные буквы Ё, ё. |
|
|
46 |
Гласные буквы Ё, ё (закрепление). |
|
|
47 |
Звук [j’], буквы Й, й. |
|
|
48 |
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. |
|
|
49 |
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х (закрепление). |
|
|
50 |
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х (обобщение). |
|
|
51 |
Гласные буквы Ю, ю. |
|
|
52 |
Гласные буквы Ю, ю (закрепление). |
|
|
53 |
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. |
|
|
54 |
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление). |
|
|
55 |
Гласный звук [э], буквы Э, э. |
|
|
56 |
Гласный звук [э], буквы Э, э (закрепление). |
|
|
57 |
Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. |
|
|
58 |
Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ (закрепление). |
|
|
59 |
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. |
|
|
60 |
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д д |
|
|
61 |
Согласные звуки [д], [д’], буквы Дд |
|
|
62 |
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. |
|
|
63 |
Русский алфавит. |
|
|
64 |
Русский алфавит (закрепление). |
|
|
65 |
С. Маршак «Как хорошо уметь читать». |
|
|
66 |
В. Берестов «Читалочка». |
|
|
67 |
Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». |
|
|
68 |
Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р» (продолжение). |
|
|
69 |
Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. «Наше Отечество». |
|
|
70 |
Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. «Наше Отечество» (продолжение). |
|
|
71 |
История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские. |
|
|
72 |
История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские (продолжение). |
|
|
73 |
В. Крупин. Первый букварь. |
|
|
74 |
В. Крупин. Первый букварь (продолжение). |
|
|
75 |
А.С. Пушкин. Сказки. |
|
|
76 |
А.С. Пушкин. Сказки (продолжение). |
|
|
77 |
А.С. Пушкин. Сказки (обобщение). |
|
|
78 |
Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. |
|
|
79 |
Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (продолжение). |
|
|
80 |
Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (обобщение). |
|
|
81 |
К.Д. Ушинский Рассказы для детей. |
|
|
82 |
К.Д. Ушинский Рассказы для детей (продолжение). |
|
|
83 |
К.И. Чуковский. «Телефон». |
|
|
84 |
К.И. Чуковский. «Телефон» (продолжение). |
|
|
85 |
К.И. Чуковский. «Путаница». |
|
|
86 |
В.В. Бианки «Первая охота». |
|
|
87 |
С.Я. Маршак «Угомон». «Дважды два». |
|
|
88 |
М.М. Пришвин. «Предмайское утро». «Глоток молока». |
|
|
89 |
А. Барто «Помощница». «Зайка». «Игра в слова». |
|
|
90 |
Весёлые стихи С. Михалкова, Б. Заходера. В. Берестова. |
|
|
91 |
Проект: «Живая Азбука». |
|
|
92 |
Наши достижения. Планируемые результаты изучения. |
|
|
2. Обучение письму
№ п/п |
Тема урока |
Дата план |
Дата факт |
Добукварный период (11 ч) |
|||
1 |
Пропись — первая учебная тетрадь. |
|
|
2 |
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. |
|
|
3 |
Письмо овалов и полуовалов. |
|
|
4 |
Рисование бордюров. |
|
|
5 |
Письмо длинных прямых наклонных линий. |
|
|
6 |
Письмо наклонных длинных линий с закруглением внизу. |
|
|
7 |
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). |
|
|
8 |
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. |
|
|
9 |
Письмо коротких и длинных наклонных линий. |
|
|
10 |
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. |
|
|
11 |
Письмо коротких и длинных линий. |
|
|
|
Букварный период (73 ч) |
|
|
12 |
Строчная и заглавная буквы А, а. |
|
|
13 |
Строчная и заглавная буквы О, о. |
|
|
14 |
Строчная буква и. |
|
|
15 |
Заглавная буква И. |
|
|
16 |
Строчная буква ы. |
|
|
17 |
Строчная и заглавная буквы У, у. |
|
|
18 |
Строчная и заглавная буквы Н, н. |
|
|
19 |
Строчная и заглавная буквы С, с. |
|
|
20 |
Строчная и заглавная буквы С, с (закрепление). |
|
|
21 |
Строчная и заглавная буквы К, к. |
|
|
22 |
Строчная и заглавная буквы Т, т. |
|
|
23 |
Строчная и заглавная буквы Т, т.Закрепление. |
|
|
24 |
Строчная и заглавная буквы Л, л. |
|
|
25 |
Повторение и закрепление изученного. |
|
|
26 |
Строчная буква р. Заглавная буква Р. |
|
|
27 |
Строчная и заглавная буквы В, в. |
|
|
28 |
Строчная и заглавная буквы Е, е. |
|
|
29 |
Строчная и заглавная буквы П, п |
|
|
30 |
Строчная и заглавная буквы П, п. (закрепление). |
|
|
31 |
Строчная и заглавная буквы М, м. |
|
|
32 |
Строчная и заглавная буквы М, м (закрепление). |
|
|
33 |
Строчная и заглавная буквы З, з. |
|
|
34 |
Строчная и заглавная буквы З, з (закрепление). |
|
|
35 |
Строчная и заглавная буквы З, з. (повторение и обобщение). |
|
|
36 |
Строчная и заглавная буквы Б, б. |
|
|
37 |
Строчная и заглавная буквы Б, б (закрепление). |
|
|
38 |
Строчная и заглавная буквы Б,б (повторение и обобщение). |
|
|
39 |
Строчная и заглавная буквы Д, д. |
|
|
40 |
Строчная и заглавная буквы Д, д (закрепление). |
|
|
41 |
Строчная и заглавная буквы Д, д (повторение и обобщение). |
|
|
42 |
Строчная и заглавная буквы Я, я. |
|
|
43 |
Строчная и заглавная буквы Я, я (закрепление). |
|
|
44 |
Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо слогов. |
|
|
45 |
Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо предложений. |
|
|
46 |
Строчная и заглавная буквы Г, г. |
|
|
47 |
Строчная и заглавная буквы Г, г (закрепление). |
|
|
48 |
Строчная буква ч. |
|
|
49 |
Заглавная буква Ч. |
|
|
50 |
Буква ь. |
|
|
51 |
Буква ь (закрепление). |
|
|
52 |
Строчная и заглавная буквы Ш, ш. |
|
|
53 |
Строчная и заглавная буквы Ш, ш (закрепление). |
|
|
54 |
Письмо слогов и слов с изученными буквами. |
|
|
55 |
Строчная и заглавная буквы Ж, ж. |
|
|
56 |
Строчная и заглавная буквы Ж, ж (закрепление). |
|
|
57 |
Строчная буква ё. |
|
|
58 |
Строчная буква ё (закрепление). |
|
|
59 |
Заглавная буква Ё. |
|
|
60 |
Строчная и заглавная буквы Й, й. |
|
|
61 |
Строчная и заглавная буквы Х, х. |
|
|
62 |
Строчная и заглавная буквы Х, х (закрепление). |
|
|
63 |
Строчная и заглавная буквы Х, х (повторение и обобщение). |
|
|
64 |
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. |
|
|
65 |
Строчная и заглавная буквы Ю, ю. |
|
|
66 |
Строчная и заглавная буквы Ю, ю (закрепление). |
|
|
67 |
Строчная и заглавная буквы Ц, ц. |
|
|
68 |
Строчная и заглавная буквы Ц, ц (закрепление). |
|
|
69 |
Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. |
|
|
70 |
Строчная и заглавная буквы Э, э. |
|
|
71 |
Строчная и заглавная буквы Э, э (закрепление). |
|
|
72 |
Строчная буква щ.
|
|
|
73 |
Строчная буква щ. Сочетания ща, щу. |
|
|
74 |
Заглавная буква Щ. |
|
|
75 |
Строчная и заглавная буквы Ф, ф. |
|
|
76 |
Строчные буквы ь, ъ.
|
|
|
77 |
Письмо изученных букв, слогов. |
|
|
78 |
Письмо изученных букв, элементов изученных букв. |
|
|
79 |
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. |
|
|
80 |
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. |
|
|
Послебукварный период (35 ч) |
|||
81 |
Оформление предложений в тексте. |
|
|
82 |
Оформление предложений в тексте (закрепление). |
|
|
83 |
Оформление предложений в тексте (повторение и обобщение). |
|
|
84 |
Правописание сочетаний жи-ши. |
|
|
85 |
Правописание сочетаний ча-ща. |
|
|
86 |
Правописание сочетаний чу-щу. |
|
|
87 |
Правописание сочетаний чу-щу (закрепление). |
|
|
88 |
Правописание чк, чн, нщ. |
|
|
89 |
Правописание чк, чн, нщ (закрепление). |
|
|
90 |
Ударение. |
|
|
91 |
Ударение (закрепление). |
|
|
92 |
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
|
|
|
93 |
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? (продолжение). |
|
|
94 |
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? (закрепление). |
|
|
95 |
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? (повторение и обобщение). |
|
|
96 |
Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? |
|
|
97 |
Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? (продолжение). |
|
|
98 |
Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? (закрепление). |
|
|
99 |
Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? (повторение и обобщение). |
|
|
100 |
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? |
|
|
101 |
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? (продолжение). |
|
|
102 |
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? (закрепление). |
|
|
103 |
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? (повторение и обобщение). |
|
|
104 |
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? |
|
|
105 |
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? (закрепление). |
|
|
106 |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
|
|
107 |
Правописание безударных гласных в корне слова (закрепление). |
|
|
108 |
Правописание безударных гласных в корне слова. (повторение и обобщение). |
|
|
109 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
|
|
110 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слов (закрепление). |
|
|
111 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова (повторение и обобщение). |
|
|
112 |
Заглавная буква в именах собственных. |
|
|
113 |
Заглавная буква в именах собственных (закрепление). |
|
|
114 |
Словарный диктант. |
|
|
115 |
Закрепление изученного. |
|
|
3. Русский язык (систематический курс)
№ п/п |
Тема урока |
Дата план |
Дата факт |
Наша речь (2 ч) |
|||
1 |
Наша речь. |
|
|
2 |
Устная и письменная речь. |
|
|
Текст, предложение, диалог (3 ч) |
|||
3 |
Текст (общее представление). |
|
|
4 |
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. |
|
|
5 |
Диалог. |
|
|
Слова, слова, слова … (4 ч) |
|||
6 |
Слово. |
|
|
7 |
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. |
|
|
8 |
«Вежливые слова». |
|
|
9 |
Слова однозначные и многозначные Слова, близкие и противоположные по значению. |
|
|
Слово и слог. Ударение (6 ч) |
|||
10 |
Слог как минимальная произносительная единица. |
|
|
11 |
Деление слов на слоги. |
|
|
12 |
Перенос слов. |
|
|
13 |
Правила переноса слов. |
|
|
14 |
Ударение. |
|
|
15 |
Способы выделения ударения. |
|
|
Звуки и буквы (34 ч) |
|||
16 |
Звуки и буквы. |
|
|
17 |
Звуки и буквы (закрепление). |
|
|
18 |
Русский алфавит, или Азбука. |
|
|
19 |
Русский алфавит, или Азбука (закрепление). |
|
|
20 |
Гласные звуки. |
|
|
21 |
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. |
|
|
22 |
Слова с буквой э. |
|
|
23 |
Обозначение ударного гласного буквой на письме. |
|
|
24 |
Особенности проверяемых и проверочных слов. |
|
|
25 |
Правописание гласных в ударных и безударных слогах. |
|
|
26 |
Правописание гласных в ударных и безударных слогах (закрепление). |
|
|
27 |
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. |
|
|
28 |
Согласные звуки. |
|
|
29 |
Слова с удвоенными согласными. |
|
|
30 |
Буквы Й и И. |
|
|
31 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
|
|
32 |
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. |
|
|
33 |
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости (закрепление). |
|
|
34 |
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. |
|
|
35 |
Перенос слов с мягким знаком. |
|
|
36 |
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. |
|
|
37 |
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. |
|
|
38 |
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова (закрепление). |
|
|
39 |
Парные глухие и звонкие согласные звуки. |
|
|
40 |
Парные глухие и звонкие согласные звуки (закрепление). |
|
|
41 |
Правописание парных звонких и глухих звуков на конце слов. |
|
|
42 |
Шипящие согласные звуки. |
|
|
43 |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. |
|
|
44 |
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. |
|
|
45 |
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ. |
|
|
46 |
Проверочный диктант. |
|
|
47 |
Заглавная буква в словах. |
|
|
48 |
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов. |
|
|
49 |
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). |
|
|
50 |
Повторение и обобщение изученного материала. |
|
|
Перминова Елена Федоровна