Рабочая программа по русскому языку «Обучение грамоте» (1 класс)

2
1
Материал опубликован 11 December 2019

 

Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район»

Сл. Аграфеновка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Аграфеновская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ Аграфеновская СОШ»)

 

 

«Согласовано»

Руководитель РМО Овечко Т. В

.

_________________ подпись

 

Протокол № _______

 

от « » августа 2018 г.

Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению педагогическим

советом

 

Протокол № _____

 

от «___» _________2018 г.

 

«Утверждено»

 

Приказ №______

 

от «___» _________2018 г.

 

Директор Будникова Н.Б.

 

_________________ подпись

 

Рабочая программа

По русскому языку(обучение письму)

Уровень общего образования -начальное общее; класс-1 класс

Количество часов:165 ч(115 ч. – обучение грамоте(письмо), 50 ч. – русский язык

Учитель: Сидоренко Л.Н.


 

Программа разработана на основе учебной программы курса «Русский язык»для 1 классов общеобразовательных учреждений авторов-В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого и пособия «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: «Просвещение», 2016

 

 

 

2018-2019 учебный год

 

Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

примерной программы начального общего образования

авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого,«Русский язык» (УМК«Школа России ». Сборник программ. . Начальная школа/, 2016 г)

требованиями ООП НОО МБОУ «Аграфеновская СОШ»

Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Аграфеновская СОШ»

Цель изучения предмета «Русский язык» в начальной школе:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

развитиеречи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

освоениепервоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

овладениеумениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Цель изучения курса «Русский язык» для обучаемых 1 класса – открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. И от того, насколько психологически и методически продуманно будут сделаны первые шаги учителя и учащихся в этом направлении, в значительной мере зависит формирование у детей отношения к русскому языку и процессу его изучения, успешность в усвоении грамматики и орфографии родного языка, общее, собственно лингвистическое и речевое развитие каждого ребенка.

Открытие языка как предмета изучения обозначает постепенный «перевод», а точнее, дополнение интуитивного владения словом, характерного для детей, осмысленным отношением к нему. Ребенку постепенно открывается понимание того, как живет слово: образуется, изменяется, сочетается с другими словами, в чем смысл и назначение интонации, когда и почему возникает расхождение произношения и написания и т. д.

Интуитивное владение словом и осознание детьми основополагающих факторов родного языка, дополняя друг друга, являются одними из ведущих условий не только речевого развития, обогащения мотивов и содержания языковой практики ребенка, но и духовно-эмоционального и интеллектуального развития растущего человека.

Слово как самостоятельное явление впервые приобретает для детского сознания свою материальность при обучении чтению и письму в букварный период. Но только на уроках русского языка ставятся и целенаправленно решаются учебные задачи, основа и цель которых – анализ и осознание первоклассниками таких ведущих единиц языка, как предложение, слово, звуки и буквы, закрепление в сознании детей звукового и буквенного образа слова.

Практически ученики уже работали с предложением, словом, звукобуквенным и слоговым его анализом в букварный период.

При введении русского языка как учебного предмета речь идет не только о систематизации знаний учащихся, полученных ими в букварный период, но и о принципиально новых целях, формах и содержании работы.

Так, если в области фонетики и графики в букварный период задача по преимуществу состояла в том, чтобы, развивая фонематический слух детей, научить их читать, то есть переводить слово написанное в слово звучащее, то на уроках русского языка задача (опять-таки по преимуществу) принципиально другая. Она состоит в том, чтобы научить детей переводить слово звучащее в слово написанное. Меняются приоритеты, направленность анализа и обобщений, способы организации языкового материала (работа со звучащим словом становится главной). В результате этого значительно преобразуются содержание, уровень знаний и аналитических умений первоклассников в области фонетики и графики русского языка.

Работа со словом на уроках русского языка, кроме анализа его лексического содержания и употребления в речи, имеет целью:

показать детям отношение двух реальностей: окружающего мира (предметов, их действий и признаков) и слова, способного отразить этот мир во всем его многообразии;

представить учащимся слово как предмет изучения, пробудить интерес детей к анализу различных его сторон и узнаванию закономерностей, по которым оно живет.

Одна из задач работы над словом в 1 классе – подготовить учащихся к изучению в последующих классах начальной школы различных лексико-грамматических категорий слов русского языка (частей речи).

Особое место на уроках русского языка в 1 классе занимает знакомство с основными признаками предложения. В процессе анализа составленных или готовых текстов важно подвести первоклассников к пониманию того, что:

предложение высказывается с определенной целью – сообщение, побуждение к действию, постановка вопроса – и может произноситься с различной интонацией;

в устной речи именно интонация придает законченность мысли, высказанной в предложении;

в письменной речи интонация передается специальными знаками, которые называются знаками препинания.

Программа ориентирована:

на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе;

на освоение детьми первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, о его лексико-грамматическом и синтаксическом строе;

на знакомство с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания, с особенностями двух форм речи – устной и письменной;

осознание (различение) детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;

поддержание и развитие чувства языка, свойственного детям;

овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.

Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых для ее выполнения познавательных действий и выбор соответствующих учебных средств, установление последовательности учебной работы и распределение ее во времени.

Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.


 

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Образовательной программы основного общего образования 1-4 классов (ФГОС) МБОУ «Аграфеновская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год.

Данная программа рассчитана на 1 год – 1 класс. Общее число учебных часов в 1 классе -165ч(115 ч. – обучение грамоте(письмо), 50 ч. – русский язык,5ч в неделю). Именно на такое число часов рассчитана данная программа и соответствует календарному учебному графику на 2018 – 2019 учебный год МБОУ «Аграфеновская СОШ» и Учебному плану (недельный) на 2018 – 2019 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа будет выполнена. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.


 

Раздел 2. Содержание учебного предмета.

Фонетика и графика (27 ч)

Звуки речи и слово. Звуки гласные и согласные. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

Обозначение буквами е, е, ю, я двух звуков в начале слова: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Звук [й’] и буква й.

Мягкие и твердые согласные; обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (ь), буквами е, е, ю, я.

Произношение согласных перед звуком [и].

Только мягкие согласные звуки [й’], [ч’], [щ’].

Только твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель и т. д.

Деление слов на слоги.

Перенос слов.

Ударение.

Согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости и глухости.

Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными (общее знакомство).

Слово (11 ч)

Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имя собственное.

Слова, близкие по смыслу; слова, противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоциональная окраска слова.

Синтаксис и пунктуация (10 ч)

Предложение, его смысловая и интонационная законченность.

Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске. Интонация; предложения восклицательные и невосклицательные. Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и на письме (знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак).

Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.

Чистописание

Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце 1 класса (после изучения всех букв алфавита) один урок в неделю. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В 1 классе это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.

На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д.

Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.

 

Раздел 3. Планируемые результаты

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

положительного отношения к урокам русского языка;

уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

интереса к языковой и речевой деятельности;

представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующихрегулятивных УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;

высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД :

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;

преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД::

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;

представление о значимости языка и речи в жизни людей;

представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

практические умения работать с языковыми единицами;

представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

представление о правилах речевого этикета;

адаптация к языковой и речевой деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

составлять текст из набора предложений;

выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;

различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.

Обучающийся получит возможность научиться:

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

определять тему и главную мысль текста;

соотносить заголовок и содержание текста;

составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

составлять текст по его началу и по его концу;

составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;

различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

обозначать ударение в слове;

правильно называть буквы русского алфавита;

называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;

определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

наблюдать над образованием звуков речи;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;

обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;

располагать заданные слова в алфавитном порядке;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник);

определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать слово как единство звучания и значения;

осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;

различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);

на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;

иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;

подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Синтаксис

Обучающийся научится:

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);

писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

устанавливать связь слов в предложении;

сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

раздельное написание слов в предложении;

написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, именах собственных;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

б) безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типавода, трава, зима, стрела);

писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);

применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.

Предметные результаты изучения курса «Русский язык» в 1 классе

В результате изучения русского языка в 1 классе ученик получит возможность научиться видеть и различать :

виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;

способ оформления предложений на письме;

смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

звук [й’] и букву й;

о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса;

гласные ударные и безударные;

согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме;

согласные только твердые, согласные только мягкие;

согласные, парные по звонкости и глухости;

соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;

соблюдения орфоэпических норм;

оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного употребления прописной буквы в начале предложения;

деления слов на слоги и для переноса;

определения ударного слога в слове;

использования прописной буквы в именах собственных;

написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;

обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

правильного написания слов типа пень, яма;

правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;

правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;

письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;

устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.


 

Раздел 4. Тематическое планирование.

Название раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1

Обучение грамоте и письму

115ч


 


 


 

 

Ориентироваться в учебнике.Находить нужную главу.

Прогнозироватьсодержание раздела.Объяснять название произведения.Читать вслух плавно по слогам и целыми словами;передаватьинтонационно название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики героев произведения.Передаватьхарактер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определятьглавную мысль; соотносить главную мысль с содержанием.Составлять план пересказа прочитанного.Читать стихи наизусть.Оценивать себя.

Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи.

Ориентироваться в первой учебной тетради.

Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте,демонстрировать правильное положение ручки при письме.

Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма.

Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи.

Обводить предметы по контуру.

Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи.

Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки.

Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы бук

 

 


 


 


 

Приложение к рабочей программе .


 

Календарно-тематическое планирование.

 

1. Обучение чтению

п/п

Тема урока

Дата план

Дата факт

Добукварный период (14 ч)

1

«Азбука» — первая учебная книга.

 

 

2

Речь устная и письменная. Предложение.

 

 

3

Слово и предложение.

 

 

4

Слово и слог.

 

 

5

Ударение.

 

 

6

Звуки в окружающем мире и в речи.

 

 

7

Звуки в словах.

 

 

8

Слог-слияние.

 

 

9

Повторение и обобщение пройденного материала.

 

 

10

Гласный звук [а], буквы А, а.

 

 

11

Гласный звук [о], буквы О, о.

 

 

12

Гласный звук [и], буквы И, и.

 

 

13

Гласный звук [ы], буква ы.

 

 

14

Гласный звук [у], буквы У, у.

 

 

Букварный период (53 ч)

15

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

 

 

16

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

 

 

17

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

 

 

21

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

 

 

22

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

 

 

23

Гласные буквы Е, е.

 

 

24

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

 

 

25

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

 

 

26

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м(закрепление).

 

 

27

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

 

 

28

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з (закрепление).

 

 

29

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

 

 

30

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

 

 

31

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление).

 

 

32

Гласные буквы Я, я.

 

 

33

Гласные буквы Я, я (закрепление).

 

 

34

Гласные буквы Я, я (обобщение).

 

 

35

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

 

 

36

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

 

 

37

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

 

 

38

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление).

 

 

39

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

 

 

40

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков (закрепление).

 

 

41

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

 

 

42

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши (закрепление).

 

 

43

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

 

 

44

Сопоставление звуков [ж] и [ш].

 

 

45

Гласные буквы Ё, ё.

 

 

46

Гласные буквы Ё, ё (закрепление).

 

 

47

Звук [j], буквы Й, й.

 

 

48

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

 

 

49

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х (закрепление).

 

 

50

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х (обобщение).

 

 

51

Гласные буквы Ю, ю.

 

 

52

Гласные буквы Ю, ю (закрепление).

 

 

53

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

 

 

54

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление).

 

 

55

Гласный звук [э], буквы Э, э.

 

 

56

Гласный звук [э], буквы Э, э (закрепление).

 

 

57

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

 

 

58

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ (закрепление).

 

 

59

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

 

 

60

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д д

 

 

61

Согласные звуки [д], [д’], буквы Дд

 

 

62

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

 

 

63

Русский алфавит.

 

 

64

Русский алфавит (закрепление).

 

 

65

С. Маршак «Как хорошо уметь читать».

 

 

66

В. Берестов «Читалочка».

 

 

67

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

 

 

68

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р» (продолжение).

 

 

69

Одна у человека мать; одна и родина.

К. Ушинский. «Наше Отечество».

 

 

70

Одна у человека мать; одна и родина.

К. Ушинский. «Наше Отечество» (продолжение).

 

 

71

История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские.

 

 

72

История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские (продолжение).

 

 

73

В. Крупин. Первый букварь.

 

 

74

В. Крупин. Первый букварь (продолжение).

 

 

75

А.С. Пушкин. Сказки.

 

 

76

А.С. Пушкин. Сказки (продолжение).

 

 

77

А.С. Пушкин. Сказки (обобщение).

 

 

78

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

 

 

79

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (продолжение).

 

 

80

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (обобщение).

 

 

81

К.Д. Ушинский Рассказы для детей.

 

 

82

К.Д. Ушинский Рассказы для детей (продолжение).

 

 

83

К.И. Чуковский. «Телефон».

 

 

84

К.И. Чуковский. «Телефон» (продолжение).

 

 

85

К.И. Чуковский. «Путаница».

 

 

86

В.В. Бианки «Первая охота».

 

 

87

С.Я. Маршак «Угомон». «Дважды два».

 

 

88

М.М. Пришвин. «Предмайское утро». «Глоток молока».

 

 

89

А. Барто «Помощница». «Зайка». «Игра в слова».

 

 

90

Весёлые стихи С. Михалкова, Б. Заходера. В. Берестова.

 

 

91

Проект: «Живая Азбука».

 

 

92

Наши достижения. Планируемые результаты изучения.

 

 


 

2. Обучение письму

п/п

Тема урока

Дата план

Дата факт

Добукварный период (11 ч)

1

Пропись — первая учебная тетрадь.

 

 

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

 

 

3

Письмо овалов и полуовалов.

 

 

4

Рисование бордюров.

 

 

5

Письмо длинных прямых наклонных линий.

 

 

6

Письмо наклонных длинных линий с закруглением внизу.

 

 

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево).

 

 

8

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.

 

 

9

Письмо коротких и длинных наклонных линий.

 

 

10

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

 

 

11

Письмо коротких и длинных линий.

 

 

 

Букварный период (73 ч)

 

 

12

Строчная и заглавная буквы А, а.

 

 

13

Строчная и заглавная буквы О, о.

 

 

14

Строчная буква и.

 

 

15

Заглавная буква И.

 

 

16

Строчная буква ы.

 

 

17

Строчная и заглавная буквы У, у.

 

 

18

Строчная и заглавная буквы Н, н.

 

 

19

Строчная и заглавная буквы С, с.

 

 

20

Строчная и заглавная буквы С, с (закрепление).

 

 

21

Строчная и заглавная буквы К, к.

 

 

22

Строчная и заглавная буквы Т, т.

 

 

23

Строчная и заглавная буквы Т, т.Закрепление.

 

 

24

Строчная и заглавная буквы Л, л.

 

 

25

Повторение и закрепление изученного.

 

 

26

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

 

 

27

Строчная и заглавная буквы В, в.

 

 

28

Строчная и заглавная буквы Е, е.

 

 

29

Строчная и заглавная буквы П, п

 

 

30

Строчная и заглавная буквы П, п. (закрепление).

 

 

31

Строчная и заглавная буквы М, м.

 

 

32

Строчная и заглавная буквы М, м (закрепление).

 

 

33

Строчная и заглавная буквы З, з.

 

 

34

Строчная и заглавная буквы З, з (закрепление).

 

 

35

Строчная и заглавная буквы З, з. (повторение и обобщение).

 

 

36

Строчная и заглавная буквы Б, б.

 

 

37

Строчная и заглавная буквы Б, б (закрепление).

 

 

38

Строчная и заглавная буквы Б,б (повторение и обобщение).

 

 

39

Строчная и заглавная буквы Д, д.

 

 

40

Строчная и заглавная буквы Д, д (закрепление).

 

 

41

Строчная и заглавная буквы Д, д (повторение и обобщение).

 

 

42

Строчная и заглавная буквы Я, я.

 

 

43

Строчная и заглавная буквы Я, я (закрепление).

 

 

44

Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо слогов.

 

 

45

Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо предложений.

 

 

46

Строчная и заглавная буквы Г, г.

 

 

47

Строчная и заглавная буквы Г, г (закрепление).

 

 

48

Строчная буква ч.

 

 

49

Заглавная буква Ч.

 

 

50

Буква ь.

 

 

51

Буква ь (закрепление).

 

 

52

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

 

 

53

Строчная и заглавная буквы Ш, ш (закрепление).

 

 

54

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

 

 

55

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

 

 

56

Строчная и заглавная буквы Ж, ж (закрепление).

 

 

57

Строчная буква ё.

 

 

58

Строчная буква ё (закрепление).

 

 

59

Заглавная буква Ё.

 

 

60

Строчная и заглавная буквы Й, й.

 

 

61

Строчная и заглавная буквы Х, х.

 

 

62

Строчная и заглавная буквы Х, х (закрепление).

 

 

63

Строчная и заглавная буквы Х, х (повторение и обобщение).

 

 

64

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

 

 

65

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

 

 

66

Строчная и заглавная буквы Ю, ю (закрепление).

 

 

67

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

 

 

68

Строчная и заглавная буквы Ц, ц (закрепление).

 

 

69

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

 

 

70

Строчная и заглавная буквы Э, э.

 

 

71

Строчная и заглавная буквы Э, э (закрепление).

 

 

72

Строчная буква щ.

 

 

 

73

Строчная буква щ. Сочетания ща, щу.

 

 

74

Заглавная буква Щ.

 

 

75

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

 

 

76

Строчные буквы ь, ъ.

 

 

 

77

Письмо изученных букв, слогов.

 

 

78

Письмо изученных букв, элементов изученных букв.

 

 

79

Письмо изученных букв, слогов. Письмо

элементов изученных букв.

 

 

80

Письмо изученных букв, слогов. Письмо

элементов изученных букв.

 

 

Послебукварный период (35 ч)

81

Оформление предложений в тексте.

 

 

82

Оформление предложений в тексте (закрепление).

 

 

83

Оформление предложений в тексте (повторение и обобщение).

 

 

84

Правописание сочетаний жи-ши.

 

 

85

Правописание сочетаний ча-ща.

 

 

86

Правописание сочетаний чу-щу.

 

 

87

Правописание сочетаний чу-щу (закрепление).

 

 

88

Правописание чк, чн, нщ.

 

 

89

Правописание чк, чн, нщ (закрепление).

 

 

90

Ударение.

 

 

91

Ударение (закрепление).

 

 

92

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

 

 

 

93

Слова, отвечающие на вопросы кто? что? (продолжение).

 

 

94

Слова, отвечающие на вопросы кто? что? (закрепление).

 

 

95

Слова, отвечающие на вопросы кто? что? (повторение и обобщение).

 

 

96

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?

 

 

97

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? (продолжение).

 

 

98

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? (закрепление).

 

 

99

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? (повторение и обобщение).

 

 

100

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?

 

 

101

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? (продолжение).

 

 

102

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? (закрепление).

 

 

103

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? (повторение и обобщение).

 

 

104

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие?

 

 

105

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? (закрепление).

 

 

106

Правописание безударных гласных в корне слова.

 

 

107

Правописание безударных гласных в корне слова (закрепление).

 

 

108

Правописание безударных гласных в корне слова. (повторение и обобщение).

 

 

109

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

 

 

110

Правописание звонких и глухих согласных на конце слов (закрепление).

 

 

111

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова (повторение и обобщение).

 

 

112

Заглавная буква в именах собственных.

 

 

113

Заглавная буква в именах собственных (закрепление).

 

 

114

Словарный диктант.

 

 

115

Закрепление изученного.

 

 


 

3. Русский язык (систематический курс)


 

п/п

Тема урока

Дата план

Дата факт

Наша речь (2 ч)

1

Наша речь.

 

 

2

Устная и письменная речь.

 

 

Текст, предложение, диалог (3 ч)

3

Текст (общее представление).

 

 

4

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

 

 

5

Диалог.

 

 

Слова, слова, слова … (4 ч)

6

Слово.

 

 

7

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

 

 

8

«Вежливые слова».

 

 

9

Слова однозначные и многозначные

Слова, близкие и противоположные по значению.

 

 

Слово и слог. Ударение (6 ч)

10

Слог как минимальная произносительная единица.

 

 

11

Деление слов на слоги.

 

 

12

Перенос слов.

 

 

13

Правила переноса слов.

 

 

14

Ударение.

 

 

15

Способы выделения ударения.

 

 

Звуки и буквы (34 ч)

16

Звуки и буквы.

 

 

17

Звуки и буквы (закрепление).

 

 

18

Русский алфавит, или Азбука.

 

 

19

Русский алфавит, или Азбука (закрепление).

 

 

20

Гласные звуки.

 

 

21

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

 

 

22

Слова с буквой э.

 

 

23

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

 

 

24

Особенности проверяемых и проверочных слов.

 

 

25

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

 

 

26

Правописание гласных в ударных и безударных слогах (закрепление).

 

 

27

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

 

 

28

Согласные звуки.

 

 

29

Слова с удвоенными согласными.

 

 

30

Буквы Й и И.

 

 

31

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

 

 

32

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

 

 

33

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости (закрепление).

 

 

34

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

 

 

35

Перенос слов с мягким знаком.

 

 

36

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

 

 

37

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

 

 

38

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова (закрепление).

 

 

39

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

 

 

40

Парные глухие и звонкие согласные звуки (закрепление).

 

 

41

Правописание парных звонких и глухих звуков на конце слов.

 

 

42

Шипящие согласные звуки.

 

 

43

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

 

 

44

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

 

 

45

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

 

 

46

Проверочный диктант.

 

 

47

Заглавная буква в словах.

 

 

48

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов.

 

 

49

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

 

 

50

Повторение и обобщение изученного материала.

 

 


 


 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

13 December 2019