Обучение и воспитание с применением ИКТ- технологий в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства

10
0
Материал опубликован 24 March 2022 в группе
«Обучение и воспитание с применением ИКТ- технологий в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства»

Бычкова Елена Анатольевна учитель изобразительного искусства

МБОУ»СОШ№24»  г.Братск, Иркутская область

Аннотация : В статье рассматривается использования ИКТ- технологий на уроках изобразительного искусства. Представлены ЭОР , электронные пособия, электронные энциклопедии. Методы и типы презентаций.

«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»

 К.Д. Ушинский

Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные воспитательные и образовательные возможности. Оно не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям, основываться на ИКТ " технология -как средство" художественно-творческого развития. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки изобразительного искусства, открывает новые возможности. Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка? Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является  ИКТ - технологии. Использования компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства очевидны. Одним из очевидных достоинств урока с применение ИКТ на уроках изобразительного искусства является усиление наглядности. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», спокойно впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, которая вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер. Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. С помощью компьютерных технологий можно знакомить с любой темой урока, показывать видеофрагменты, фотографии, широко использовать показ репродукций картин художников, посещать крупнейшие музеи, выполнять задания с помощи специальных программ используя графический редактор “Paint”,с помощью Pover Point делать проекты, презентации, погружаться в пространство и время. Все дети, включая самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. Большим подспорьем в работе учителя является наличие в классе интерактивной доски. Можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами . Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для учителя при объяснении нового материала в форме увлекательной игры. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их к работе у доски. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. На интерактивной доске можно рисовать настоящие картины. Дети очень быстро поняли, какие возможности предлагает им интерактивная доска. Какому ребенку не понравится рисовать пальцем, когда он к тому же остается абсолютно чистым?! И не надо ждать пока высохнет краска. На своих уроках использую мультимедийные презентации и слайд -фильмы, при изучении тем по изобразительному искусству по программе. Знакомство с творчеством художников, изучении жанров изобразительного искусства, ДПИ, законов композиции. Компьютерные презентации — эффективный метод представления и изучения любого материала, При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает ее особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели, процессы.
Типы презентаций:
Со сценарием. Являются совершенным средством представления информации для учебной аудитории. Материал в такой презентации, как правило, хорошо организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить безупречную презентацию.

Интерактивные. В таких презентациях реализована возможность выбирать, как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому. С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные "экскурсии'' по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете.

Самовыполняющиеся. Законченные информационные продукты. Можно адресовать самовыполняющуюся презентацию аудитории, если поместить ее на сайт, дискету, компакт - или видеокассету и использовать для самостоятельного изучения школьником в ходе урока или дома.
Обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и обучаемому и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным.

Методы использования мультимедийных презентаций:

Формы и место использования мультимедийной презентации на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

При закреплении новой темы
Для проверки знаний Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану

Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами - стоит включить видеозаставки экспериментов или мультфильмы при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией.

В своей работе использую готовые ЭОР для объяснения нового материала, контрольные задания, лекции об отдельных картинах, программный продукт ОМС- плеер, каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. ИКТ делает занятия яркими, эмоционально насыщенными, значительно экономит время. Особенно это важно на уроках искусства, где основной метод преподавания - наглядный. Конечно, не все школы могут похвастаться современным материально - техническим оснащением, но если есть хоть малейшая возможность применения ИКТ, используйте ее, и вы увидите "плюсы" данной работы.

ИКТ для учителя искусства:
1.происходит охват всех учащихся деятельностью, в которой практические навыки работы на компьютере переплетаются с приобретением знаний;

2.
задействованы видео и аудио каналы получения информации;

3.
проводиться работа по готовым электронным пособиям;

4.
учащиеся сами могут составлять тесты, в том числе опираясь на образцы;

5.
учащиеся учатся готовить эстетически оформленные материалы для выступлений;

6.
действовать можно с индивидуальной скоростью.

Домашнее задание тоже может содержать ИКТ, это доклады, рефераты, сообщения, презентации и проекты. Ребята могут попробовать себя, работая в разных программах: Power Point, Photoshop, Paint. Учащиеся с большим удовольствием выполняют такого рода задания.

ЭОР для учителя искусства:

1.модули "Каргопольская игрушка","Предметы декоративно-прикладного искусства" и тд. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000012e-1000-4ddd-48a8-5900469b3dfb/i02_14_15_01.swf) - применяю как объяснительно-иллюстративный метод;

2.модули "Лесной пейзаж", "Дорисуй симметричный узор" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000125-1000-4ddd-5543-2b00469b3d4d/index.htm - применяю как практический репродуктивный метод;

3.модули Кроссворд", "Тест", "Чья картина", http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000012d-1000-4ddd-6a02-0300469b3de3/6.swf - контролирующий репродуктивный метод;

4. модули портала Learning apps.org , являюсь автором некоторых заданий) - контролирующий репродуктивный метод, по данному конструктору дети могут составить задания сами;

5.модуль-конструктор "Птицы" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000681-1000-4ddd-7be7-2e0047553197/index.htm метод проблемного изложения материала;

6.модуль "Раскрась игрушку" - http://files.school-collection.edu. - частично-поисковый метод;

7.модуль "Деревянная матрёшка" - http://files.school-collection.edu. - исследовательский

Электронные пособия:

1. «Шедевры русской живописи»;


2.«Эрмитаж. Искусство западной Европы»;

3.«Художественная энциклопедия зарубежного искусства»;

4."Великие чудеса света"

5."Частная жизнь шедевра";

6."Мировые сокровища культуры";

7."Сила искусства";

8."Мировое сокровище культуры";

9."Величайшие шедевры мировой культуры";


10."Художественные музеи мира"

Электронные энциклопедии:

1.CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
2.Энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж», «Московский Кремль»,

3.«Исторический музей и другие;

Заключение: Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства позволяют мне, как учителю, моделировать различные задания с включением интерактивных методик. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках является необходимым условием для современного образовательного процесса, одной из новых форм преподавания, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. Компьютер – это, один из самых удобных педагогических инструментов, который намного облегчает образовательный процесс и способствующий достижению цели урока.

Список литературы:

1. Новые педагогические и информационные технологии  в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001

2.Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5


3.Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994

4.Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5

5.Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.
6.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

Использованы интернет ресурсы.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации