Статья «Обучение младших школьников русскому языку средствами субъективизации на примере изучения темы "Слово и его значимые части"»

1
0
Материал опубликован 19 October 2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ковернинская средняя школа №1»









Обучение младших школьников  русскому языку

средствами субъективизации  на примере изучения темы

«Слово и его значимые части»








Выполнила:

Лебедева Наталья Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории














Расскажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я пойму.

Позволь мне сделать самому -  и я научусь.

Конфуций

Маленький человечек с букетом цветов первый раз идет в школу. На его лице счастливая улыбка, в его глазах радостное, волнующее ожидание. Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Как развить у него интерес к учебе? Эти вопросы, наверное, не раз задавал себе каждый учитель. Ребенок, отправляясь в школу, ждет чего-то нового, радостного для себя, надеется на успех и одобрение учителей. И эти ожидания должны оправдаться.

Как известно, у детей есть любимые предметы и не очень. Не все любят писать, при этом красиво выводить букву за буквой, выполнять упражнения, заучивать правила. А уж применить правило на практике бывает и вовсе затруднительно. Часто русский язык ученики относят к числу нелюбимых предметов. И напрасно.

«Русский язык – явление необычайно загадочное, постоянно меняющееся, заставляющее думать…» Так писал лингвист М.В.Панов более двадцати лет назад, но то же можно повторить и сегодня.

Как же учить русскому языку, чтобы дети почувствовали, что действительно им открывается «явление необычайно загадочное…», чтобы, изучая язык, они учились думать, самостоятельно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками? Как лучше учить детей устной и письменной речи? Как помочь пишущему ребёнку научиться избегать ошибок? Подобные вопросы уже давно задают себе многие учителя. При этом время делает такие вопросы всё более и более актуальными.

В курсе русского языка есть такие темы, которые вызывают трудность в усвоении, что приводит к ошибочному написанию слов, к неправильному выполнению заданий. Одной из таких тем является изучение морфемного состава слова. Тема «Состава слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудна она потому, что успешное усвоение понятий морфем предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их, чтобы делать самостоятельно и осознанно выводы и обобщения.

Предпосылки формирования грамматического мышления закладываются ещё в раннем детстве. Пик словообразовательной активности приходится на возраст 5 - 7 лет. Именно в этот период у ребёнка просыпается интерес к форме слова, к эксперименту над словом. Кроме того, к действиям над словами его вынуждает появившаяся способность дифференцировать слова как названия предметов, признаков, действий, что позволяет описать ситуацию не одним словом, а несколькими. Выделяя в структуре слова морфемы, ребёнок на интуитивном уровне чувствует значение этих элементов. Однако к моменту поступления в школу дети ещё не могут целенаправленно и осознанно выделить ту морфему, которая вносит дополнительное значение в слово.

Таким образом, обучение морфемике и словообразованию в начальной школе должно быть направлено на дальнейшее развитие словообразовательного компонента языковой способности.

Значение работы над морфемным составом слова состоит в том, что школьники овладевают способом раскрытия лексического значения слова, даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Поэтому одной из важных задач изучения морфемного состава слова является создание основы знаний, необходимых для формирования навыков правописания морфем слова, и прежде всего корня.

В настоящее время в различных УМК морфемный состав изучается в качестве самостоятельной темы во 2 классе. Первый класс рассматривается как пропедевтический, в 3 и 4 классах предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи.

Изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится не изолированно друг от друга, а во взаимодействии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.

Система работы над морфемным составом слова включает в себя 4 этапа. Первый этап — пропедевтические словообразовательные наблюдения. (1 класс)

Второй этап — знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении. (2 класс)

Третий этап — изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок. (2 класс)

Четвертый этап — углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, имени прилагательного и глагола; формирование навыков правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глагола. (3 - 4 классы)

На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и написанием.

Рассмотрим тему курса русского языка «Слово и его значимые части», изучаемую во 2 классе по УМК «Планета знаний». На изучение данной темы программой отводится 10 часов.

Целями изучения темы являются формирование понятия однокоренные слова, формирование понятий корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слова, наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением двух их существенных признаков: семантической общности (имеют что-то общее по смыслу) и структурной общности (наличие общего корня). Поэтому в процессе обучения нужно создать условия для осознания учащимися совокупности указанных признаков. Практически это означает развитие у школьников умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например, учащиеся сравнивают слова: малина, малинник, малиновое (варенье) — и устанавливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть, корень, что «роднит» однокоренные слова и объединяет их в одну группу слов.

Как же сложный процесс овладения русским языком на примере изучения темы «Слово и его значимые части» сделать интересным, увлекательным и очень эффективным?

В соответствии с ФГОС в начальной школе закладываются основы формирования учебной деятельности. На ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать цели, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Исходя из новых социальных запросов, важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Для достижения современных целей образования, необходимо искать и использовать новые педагогические технологии в работе с учащимися. Не первый год я работаю по методике обучения русскому языку средствами субъективизации. Автором этой методики является доктор педагогических наук Г.А.Бакулина.

Я выбрала эту методику не случайно, а в результате творческой переработки потока научной информации, который сегодня захлёстывает педагогическую печать. В погоне за педагогическими инновациями существует опасность «потерять» самого ученика, и тогда наши радостные надежды на успех могут превратиться в несбывшиеся ожидания. Из всего многообразия инновационных направлений я выбрала личностно-ориентированное по двум основным причинам.

Во-первых, в условиях классно-урочной системы эта методика наиболее легко вписывается в образовательный процесс, не затрагивая содержание образования, предусмотренного ФГОС.

Во-вторых, методика предполагает, что каждое новое знание должно опираться на субъектный опыт ученика

Понятие субъективизация непосредственно связано с термином "субъект". Быть субъектом - значит быть творцом собственной биографии; инициировать и осуществлять практическую деятельность, общение, познание и другие виды специфической человеческой активности. Иначе говоря, важнейшим смыслом понятия "субъект" является его активное начало в человеке. Однако, как подчеркивает П.Я.Гальперин, человек является субъектом не всякого действия, а лишь целенаправленного, т.е. такого, которое "регулируется на основе образа ситуации, которой он сознательно управляет".

Новизна рассматриваемой методики преподавания русского языка в начальной школе, прежде всего, заключается в том, что в ее основу в качестве системообразующего фактора впервые кладется субъективизация, обеспечиваемая систематическим (на всех основных этапах урока) использованием антиципации (предвидения, предопределения учеником своих учебных действий) и способствующей становлению логического мышления системой интеллектуально-лингвистических упражнений, сочетаемых с повышенной речевой активностью школьников, а также за счет непосредственного участия обучаемых в планировании учебного процесса, в составлении учебных заданий, формулировании обобщений и выводов.

К числу новых принципов, которые наряду с общепринятыми кладутся в основу организации учебного процесса, относятся следующие:

Принцип опережающего отражения в сознании учащегося предстоящей ему учебной деятельности. Он заключается в специфической организации учебного процесса, использовании такого типа упражнений и заданий к ним, которые помогают школьнику предопределить и словесно сформулировать содержание и виды собственных учебных действий на основных структурных этапах урока.

Принцип комплексного воздействия на интеллект учащегося. Его реализация предполагает, что учитель во время учебно-воспитательной работы на уроке русского языка использует такие упражнения, в процессе применения которых у учащегося вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств.

Принцип обоснованного, аргументированного, доказательного ответа школьника. Он заключается в создании у учащегося установки с первых дней обучения в школе на полное, последовательное, доказательное освещение своего мнения в процессе выполнения им большинства заданий и упражнений по русскому языку.

Условием эффективной реализации трёх выше перечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся.

Взаимодействие указанных принципов субъективизации обеспечивается с помощью системы специально разработанных заданий и упражнений, направленных на углубленное владение учеником учебным материалом и одновременное развитие ряда его важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности. Благодаря этому, лингвистическое развитие учащихся происходит в тесной связи с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность обучения русскому языку.

Урок с применением методики обучения русскому языку средствами субъективизации развивается по определенному сценарию. Он требует от учителя предварительно продуманных, четко, грамотно сформулированных вопросов и заданий, а от учащихся - аргументированных, доказательных, развернутых ответов, преимущественно в виде текста-рассуждения, текста-умозаключения, текста-обоснования.

Следуя за учителем, выполняя его методические указания, ученик становится активным действующим лицом на уроке. Эта увлекательная поисковая деятельность, осуществляемая с помощью лексико-орфографических упражнений, новых подходов и приемов к традиционным учебным действиям, резко повышает интерес учащихся к учебному процессу в целом. Опыт ее применения показал, что она существенно поднимает интеллектуальный уровень учащихся, улучшает качество освоения русского языка, совершенствует орфографическую грамотность, развивает устную речь школьников.

Субъективизация процесса обучения русскому языку предполагает качественно новый уровень роли учащихся в организации и осуществлении учебной деятельности, предусматривающей их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. В соответствии с данной методикой учащимся передается часть функций учителя. В практическом плане это означает, что учащиеся сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на всех или отдельных его структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, в формулировании выводов и обобщений.

Достоинство рассматриваемой методики в ее основательном методическом оснащении и обеспечении преемственности между начальным и средним звеном общеобразовательной школы.

Для организации процесса обучения средствами субъективизации используются уроки с сохранением всех основных этапов: минутки чистописания, словарно-орфографической работы, изучения нового, закрепления изученного материала, физкультминутки и т. д. Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока, и вводится новый этап – мобилизующий.

Мобилизующий этап проводится сразу после организационной части и длится 3–4 мин, в течение которых решается несколько задач:

- обеспечивается высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность;

- в нетрадиционной форме повторяется ранее изученный учебный материал, необходимый для изучения новой темы;

- на его основе учащимися формулируется тема и цель урока.

Изменяется структура и методика проведения минутки чистописания. В структуре выделяется два этапа: подготовительный и исполнительный.

1-ый этап – нужно определить букву, которую учащиеся будут писать, 2-ой этап – письмо буквы или букв, соблюдая определённую закономерность.

В качестве примера рассмотрим методику проведения мобилизующего этапа и минутки чистописания во 2-ом классе при изучении темы «Родственные слова». На доске карточки со словами:

Сахар, сахарный, конфета, сахарница.

- Посмотрите внимательно на слова. Как вы думаете, какое слово лишнее? (Конфета) Карточку с этим словом убираю.

Почему сахарница так называется? Что значит сахарный? Что общего в значении данных слов? Есть ли у них общая часть? Есть ли какое-то сходство, родство между этими словами? Ориентируясь на высказывания, сформулируйте тему урока. ( Слова, которые имеют общую часть и общее значение).

- Кто помнит, а как называются такие слова? (Родственные).

- Называя каждую букву слова УРОК, сформулируйте цели предстоящей работы. (У – учиться…, Р – развивать…, О – объяснять, обобщать…, К – контролировать…)

- На минутке чистописания мы будем писать букву, которая находится в одном из данных родственных слов. В этом слове два слога. Эта буква обозначает в нём согласный непарный звонкий твёрдый звук. (Слово, состоящее из двух слогов – сахар, буква, которая обозначает согласный непарный звонкий твёрдый звук – буква р)

Определите закономерность, продолжите:

Рр Ррр Рррр…

ра рб рв рг…

(В первой строке сначала пишем заглавную буку Р, каждый раз маленькая буква р увеличивается на одну. Во второй строке к букве р добавляется по одной букве по алфавиту. Учащиеся пишут цепочки букв, соблюдая закономерность)

На следующем уроке по данной теме во время мобилизующего этапа урока предлагаю учащимся выполнить логическое упражнение, которое записываю на доске в следующем виде:

Червь, муха, паук, червяк, червячок, мухоловка, паучок.

- Прочитайте вслух написанные на доске слова. Разделите их на три группы по формуле 3 : 2 : 2. Ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему нашего урока. (В первой группе должно быть три слова - это червь, червяк, червячок, во второй два – муха, мухоловка, в третьей тоже два – паук, паучок. Слова каждой группы похожи по смыслу и имеют одинаковый корень, значит, тема сегодняшнего урока «Родственные слова»).

червь муха паук

червяк мухоловка паучок

червячок

На доске заранее прикрепляются карточки со словами:

- Повторить…

- Учиться…

-t1658387460aa.gif Познакомиться с .

- Ориентируясь на тему урока и опорные слова, записанные на доске, сформулируйте цели урока. (Повторить, какие слова называются родственными, учиться подбирать родственные слова, познакомиться с новым словарным словом).

- Работу над родственными словами продолжим на минутке чистописания. Мы будем писать букву, которая находится в одном из слов самой большой группы родственных слов, записанных на доске. Это слово состоит из одного слога. Буква, которую мы будем писать, обозначает в нём согласный парный глухой мягкий звук. (Слово из одного слога – червь, согласный парный глухой мягкий звук в этом слове – [ф ,], значит, мы будем писать букву в.)

- Определите и продолжите предложенную закономерность: чв евв рввв… (В каждом сочетании букв сначала записана буква слова червь, а затем буква в, с каждой следующей буквой количество букв в увеличивается на одну.)

От одного структурного этапа к другому учебная инициатива детей продолжает увеличиваться. На этапе словарно-орфографической работы на основе субъективизации обучения с помощью специально подобранных заданий учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит познакомиться.

Каждый прием знакомства с новым словом имеет свою специфику использования и несет определенную функциональную нагрузку.

Первый прием - поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторением изученного учебного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя.

Так, например, в ходе изучения темы «Слово и его значимые части» учащиеся знакомятся с рядом словарных слов: Россия, комар, город, деревня, отец. Работу можно построить следующим образом.

При знакомстве со словарным словом Россия выполняю на доске запись: Ржошсцсчищйя

- Внимательно посмотрите на эту запись. Мысленно зачеркните непарные согласные по твердости-мягкости, и вы узнаете слово, с которым познакомитесь на уроке. Какое это слово? (Россия)

Второй прием заключается в уменьшении количества конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово.

При знакомстве со словом комар учитель выполняет на доске запись предложения.

t1658387460ab.gif t1658387460ac.gift1658387460ad.gift1658387460ae.gift1658387460af.gif3 2 5 3 3

Жук - точильщик лакомится старой корой.

- Прочитайте предложение. Правильно выделив в словах корни и ориентируясь на подсказку, определите новое словарное слово. Расскажите, как вы это сделали. (В каждом слове нужно выделить корень. Из каждого корня нужно выписать букву, номер которой указан в подсказке. В слове жук корнем является всё слово, третья буква корня к … Это слово – комар).

Третий прием состоит в полном отсутствии указаний учителя, координирующих действия ученика.

- Словарное слово, с которым познакомимся на уроке, вы узнаете, если решите задачу этого хитрого прямоугольника. Какое это слово? Как вы его нашли?


р

и

б

ы


с

е

н

ь


ы

б

к

а


б

р

у

ч


о

ж

д

ь


(Сегодня я познакомлюсь со словом город. Для того чтобы его прочитать, я подставил первые буквы в словах, написанных в каждой строке, а затем соединил и прочитал эти буквы в первом столбике). Опираясь на слова в таблице и словарное слово, предлагаю детям придумать свои задания для дальнейшей работы.

Специфика четвертого приема заключается в применении для определения нового слова разнообразных шифров и кодов с конкретными указаниями учителя и без них. Вот пример такой работы.

- Сегодня вы познакомитесь с новым словом. Оно зашифровано с помощью чисел. Каждому числу соответствует определенная буква в соответствии с порядковым номером в алфавите (или любой другой шифр, придумать нетрудно). Какое слово зашифровано?

5, 6, 18, 6, 3, 15, 33 (деревня)

Систематическая работа с символами, кодами, шифрами позволяет формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта.

В пятом приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа и т. д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развивается объем и сосредоточенность внимания, оперативная память.

- Новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если правильно выполните мои задания и определите буквы искомого слова.

Первая буква является окончанием в слове яблоко.

Вторая – это последняя буква корня в слове листик.

Третья буква является безударной гласной в слове иней.

Четвертая буква представляет собой согласную в суффиксе слова храбрец.

(отец)

Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом: дети находят родовое понятие, существенные признаки предмета и самостоятельно составляют определение. Они подробно комментируют написание слова, записывают его в словарики. Этот структурный элемент словарной работы приучает младших школьников к самостоятельной интеллектуальной деятельности с новым словом. Далее оно вводится в активный словарь с помощью различных приёмов. Например, составления гнезда родственных слов, работа с фразеологическими оборотами.

Так при знакомстве со словарным словом комар можно задать вопрос:

- Что обозначает выражение «Комар носа не подточит»? (Выполнить работу очень хорошо).

Далее предлагаю послушать отрывок из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка и посчитать, сколько родственных слов к слову комар в нём встретится (составляется гнездо родственных слов).

Пропищал комарик медведю:

- Уходи, а то хуже будет. Я теперь не один Комар Комарович – длинный нос, а прилетели со мной и дедушка, Комарище – длинный носище, и младший брат, Комаришко – длинный носишко! Уходи, дядя!..

- Запишите эти слова, докажите, что они родственные, дополните цепочку своими словами. (Во время записи обращается внимание, что корни родственных слов пишутся одинаково).

Физкультминутка не делит урок на части. Она гармонично объединяет структурные этапы между собой в единое целое. Физические упражнения сочетаются с минимальными умственными действиями, связанными с темой урока. Подобные зарядки способствуют высокому физическому и эмоциональному подъёму, вызывают у учащихся желание активно продолжать работу на уроке.

Вот пример такой физкультминутки, которую я использовала в ходе изучения темы «Родственные слова».

- Комары летают и кусают. Если я назову родственное слово к слову летать, то девочки приседают, а мальчики поднимают руки вверх. Если называю родственное к слову кусать, то наоборот девочки поднимают руки вверх, а мальчики приседают. Примеры слов: улетел, откусил, укус, перелёт, залетел, кусает, летает, вылет и др.

Одно из направлений методики обучения русскому языку средствами субъективизации - новый подход к выполнению текстовых упражнений, которые применяются на этапе закрепления темы урока. Во время работы с текстами требуется соблюдение ряда условий:

1. Тексты должны иметь воспитывающее - познавательный характер.

2. Текст обычно представляется детям в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания. Учащиеся на основе анализа предложенного учителем исходного текста (деформированного, незаконченного и т. п.) и дополнительной записи (таблицы, схемы, справки) самостоятельно формулируют задание и восстанавливают или составляют текст. Это может быть:

- незаконченный текст с пропущенными в нем словами, словосочетаниями, предложениями, целыми абзацами;

- деформированный текст с переставленными предложениями (частями);

- текст с введенными в него словами, предложениями, абзацами, которые подлежат исключению по каким-либо признакам;

- текст, который следует дополнить определенными языковыми категориями.

Пример такой работы:

Учитель: Перед вами текст с пропущенными буквами и словами. Сформулируйте задание к этому упражнению, не забывая о теме урока.

В  з.лёной  тр.ве  прячется  t1658387460ag.gif .

Он  ждёт маму -t1658387460ag.gif . Счастливая t1658387460ag.gifсемейка отправилась д.мой.    

   t1658387460ah.gift1658387460ai.gif 

Слова для справок: гусеница, гусыня, гусята, гусеничный, гуськом, гусёнок, гусиный.

(Примерный вариант ответа детей: Надо списать текст, вставить пропущенные буквы и подходящие по смыслу родственные слова; написать продолжение рассказа с родственным словом)

3. Работа с текстом завершается выполнением дополнительных заданий поискового характера из разных разделов русского языка, составленных на материале написанного текста в нетрадиционной форме. Задания направляют действия учащихся, но не содержат конкретных указаний, способствуя тем самым углублению их языковой грамотности.

Определённая новизна просматривается и во время записи упражнения. Нередко учащиеся пишут в тетради не весь текст, а только его часть. Но какую именно часть – они определяют сами по указанным учителем ориентирам. Эти ориентиры должны быть связаны с изучаемой на уроке темой.

При изучении темы «Слово и его значимые части» предлагала такие ориентиры:

- Напишите ту часть текста, в каждом предложении которой есть родственные слова.

- Напишите ту часть текста, где в предложениях есть слова с приставками.

- Напишите ту часть текста, которая больше соответствует теме урока.

- Напишите текст, исключив предложения, в которых нет родственных слов.

Таким образом, на всех этапах урока средства субъективизации в корне меняют специфику и результаты выполнения упражнений. Всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес учащихся, активизирует мыслительную деятельность, усиливает положительный эмоциональный настрой ребёнка. Всё это влияет на качество обучения русскому языку.

Использование средств субъективизации формирует личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Личностные

- становление субъектной позиции: активное и осознанное участие на всех этапах урока и во внеурочной деятельности;

- повышение творческой активности в учебно-воспитательном процессе;

- развитие речемыслительных способностей.

Регулятивные

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (умение системно мыслить, рассуждать логически); аргументированная самооценка.

Познавательные

- умение аргументировано, доказательно высказывать свою точку зрения (ответ в виде текста-рассуждения или текста-умозаключения);

- умение работать с готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями;

- в сотрудничестве с учителем создавать простейшие знаково-символические модели.

Коммуникативные

- формулирование собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы; умение учитывать разные мнения;

- стремление к сотрудничеству.

Мои ученики всегда ждут уроки русского языка. Они научились грамотно выражать свои мысли, чётко формулировать высказывания, заметно повысилась орфографическая зоркость. Элементы этой методики я использую и на других уроках: литературном чтении, окружающем мире и математике. Могу сказать, что обучение средствами субъективизации даёт положительные результаты и хорошие прочные знания моим ученикам.

Уроки русского языка призваны осуществлять интеллектуальное развитие младших школьников. Возрастает роль самих учащихся в организации учебной деятельности. Используются такие приёмы и формы деятельности, которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами. Это, в свою очередь, возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.

Библиографический список

Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения» Москва, Педагогика, 1986г.

Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» Москва, 1999г.

Бакулина Г.А. « Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе» Киров, 2000г.

Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников» Москва. Просвещение, 1994г.

Занков Л.В. «Обучение и развитие» Москва, 1975г.

Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьников» Академия развития, 1999г.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.