12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лапина Лариса Геннадьевна797
7

Обучение портретной характеристике на основе живописного портрета в контексте творческой речедеятельности школьников

Обучение портретной характеристике на основе живописного портрета в контексте творческой речедеятельности школьников


Лапина Лариса Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3 «Пеликан» города Бердска Новосибирской области


Аннотация. В статье представлены основные положения методической системы обучения портретной характеристике, в приложении приводится сокращённый вариант презентации по данной теме. С диагностической результативностью работы по методической системе можно ознакомиться в опубликованной статье «Всероссийский конкурс педагогического мастерства».

Обоснованность актуальности использования данной системы обучения

Языковое образование на современном этапе ориентировано на речевое развитие учащихся и приобщение их к национальной культуре.

Человек - культура - язык - текст. Эта взаимосвязь понятий характеризует сферу современного языкового образования, усиливается не только культуроносная, но и личностноформируемая направленность при обучении русскому языку.

При этом в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» особо подчеркивается, что «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Данное положение «Концепции» даёт возможность поставить в центр внимания саму личность человека, его индивидуальность, способности, внутренний мир, который находит отражение в его внешнем облике.

В соответствии с программными требованиями по развитию связной речи учащихся обучающиеся должны овладеть важным коммуникативным умением описывать внешность человека, рисовать его словесный портрет, с которым мы часто встречаемся в публицистике и беллетристике. Это умение имеет и практическую значимость, так как в повседневной жизни нам часто приходится в той или иной степени характеризовать человека, его поведение и манеры, отражённые во внешнем облике. Для описательного типа речи важно как умение понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир, так и умение выразить личное отношение к человеку.

Вместе с тем опыт педагогической практики свидетельствует о трудностях, с которыми сталкиваются обучающиеся при написании портретной характеристики. Даже ученикам старших классов сложно описать внешность человека, характеризовать родных, знакомых, друзей.

Учитывая особенности описательного типа речи и некоторые трудности в создании портретной характеристики, целесообразно организовать обучение созданию портретной характеристики на основе картины-портрета.

Аргументированность использования данных инновационных преобразований

Живописный портрет обладает особенно сильным воспитательным, психологическим и культуроведческим потенциалом.

Портретная живопись способна развить эмоциональную культуру и чуткость людей, способствует формированию умения чувствовать, понимать другого человека, что на современном этапе эмоциональной общественной глухоты особенно актуально.

Психологи считают, что зрительный образ очень информативен и наиболее соотнесен со словом, понятием. Восприятие живописного портрета способствует развитию образного, абстрактного и логического типов мышления, оказывает положительное воздействие на личностное, речевое, творческое развитие школьников.

Картина-портрет – это готовая, осмысленная и обобщённая живописцем портретная характеристика. Это позволяет ученикам прочитать язык живописи и перевести его на язык слова, выразить своё понимание изображённого с помощью словесного искусства.

Культуроведческий потенциал портретного жанра особенно мощный. Живописный портрет тесно связан не только с внутренним миром человека, с его духовной жизнью, но и с особенностями культуры отражённой эпохи. Портрет, созданный на фоне окружающей обстановки, раскрывает сферу духовных интересов человека, знакомит с культурой жизни его времени, развивает личность ученика, формирует культуроведческую компетенцию обучающихся. Живописный портрет духоносен.

Цели и задачи использования данной технологии

Цель данной работы по живописному портрету – формирование культуроведческой и коммуникативной компетенций, развитие творческого, критического мышления обучающихся средствами живописи. Поставленная цель определяет и задачи:

1.Формирование коммуникативных умений посредством живописного портрета

2.Примение культуроведческого подхода к обучению родному языку с целью актуализации фундаментальных (фоновых) знаний (сведений, принадлежащих общему языковому сознанию и известных всем членам нации) о культуре своего народа средствами живописи.

3.Обогащение лексического словаря и грамматического строя речи обучающихся путем овладения словами с культурным компонентом, искусствоведческой и портретной лексикой.

4.Формирование умения учащихся создавать собственное речевое высказывание по картине в жанре портретной характеристики.


Обучение портретной характеристике на основе живописного портрета

«Одна из сложнейших задач портрета - выявить через внешность человека психологическое содержание личности, внутреннюю жизнь человеческой души», так как «портрет всегда воспринимается вместе с поведением, поступками, мыслями, окружающей обстановкой».(Н.С. Болотнова).

Данная система обучения портретной характеристике позволяет применить культуроведческий подход в обучении родному языку, реализует общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, позволяет использовать дифференцированный подход и принцип вариативности, предусматривает проведение систематической работы по картине на уроках развития речи для учащихся 5-9 классов.

Система обучения портретной характеристике по картине - портрету соответствует всем требованиям учебной программы по развитию связной речи и осуществляется поэтапно: а) подготовительный этап (5-6 класс); б)основной этап (7 класс); в)продвинутый этап (8-9 класс).

Данная поэтапная методическая система обучения осуществляется на основе живописного портрета с привлечением искусствоведческого текста и с использованием инновационных технологий.

Искусство художника – портретиста позволяет обучающимся стать свидетелями культурной жизни разных времен, исторических эпох, искусствоведческий текст, который интерпретирует живописный портрет, может быть образцом для создания портретной характеристики, а инновационная деятельность предоставляет ученику возможность активно проявить свои творческие способности.

Данная модель обучения портретной характеристике позволяет осуществить взаимосвязь культуры, языка и личности.

Содержание и основные этапы методической системы представлены в таблице.

Содержание и основные этапы методической системы работы по картине в процессе обучения портретной характеристике

Различные

аспекты работы

Основные этапы


5-6 класс

7 класс

8-9 класс


подготовительный

основной

продвинутый

1.Портретная характеристика: базовые компоненты (микротемы).




Визуальный портрет

(описание-акцентирование определённых внешних черт, раскрывающих настроение, мысли, чувства героя

Поведенческий портрет (описание особенностей взгляда, манеры держаться, мимики, позы, характерных жестов); речевой портрет; динамика времени в портрете

Психологическая характеристика (внутренний мир, душевный склад, круг духовных и культурных интересов)

2.Искусствоведческий текст

Знакомство с различной искусствоведческой литературой: книги по истории искусства, монографии о жизни и творческом пути художника, альбомы репродукций со вступительной статьей и комментариями

При подготовке к высказыванию по живописному портрету искусствоведческий текст анализируется как вариант портретной характеристики

Текстовая деятельность

Сочинение-рассказ с элементами портретной характеристики на основе ролевой игры

Сочинение

сравнительного характера по картине-портрету(групповой портрет)

Сочинение в жанре портретного очерка


Сочинение в жанре портретного очерка с элементами эссе;

сочинение в жанре портретной зарисовки с элементами эссе

4. Инновационные

технологии

(ведущий тип)

Игровая технология

Проектная технология (элементы)

Проектная технология


Технология концептуального анализа

Практикум

( фрагмент примерной портретной характеристики по картине П.Д. Корина «Александр Невский»)

***

«Холодно было в Москве, тревожно. До нашего дома на Малой Пироговской долетало и эхо Сталинградской битвы, и артобстрелы блокадного Ленинграда, не отпускала боль за поруганный Новгород,» - вспоминала жена художника П.Д. Корина. Вот в такие суровые дни конца 1942 года в полутёмной мастерской, куда едва проникал солнечный свет, и писал мастер портрет Александра Невского. В 1242 году князь-герой разбил ливонских рыцарей на Чудском озере. Спустя ровно 700 лет великий полководец прошлого словно снова встал в строй, чтобы снова одолеть врага.

Как на краю земли стоит Александр Невский на берегу Волхова. Огромная фигура героя картины возвышается над золотыми куполами Софийского собора, над самим Новгородом, над величественными водами Волхова и закрывает собой почти всё небо. Обеими руками крепко и уверенно сжимает Невский рукоять тяжёлого литого меча. А собой,как щитом, готов князь защитить и землю русскую, и русичей, и веру православную. Так во весь свой гигантский рост поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками и весь народ русский.

Громадная копия картины-портрета, выполненная группой бойцов, штурмовавших Великий Новгород, была установлена в грозные военные годы у въезда в город. Монолитная фигура Невского, будто кованная из стали, словно вросла в землю. Во всем облике князя чувствуется невероятная сила и мощь. «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом и погибнут,» - словно говорит князь. Такой Александр Невский, как и такой народ, просто не может не победить.




Список литературы

1. Грабарь И.Э. «История русского искусства». Т.7.- М., 1961.

2. Ходякова Л.А. «Живопись на уроках русского языка».-М., Издательство Флинт – Наука, 2000 г.

3. Справочные материалы о художниках. Книжное коллекционное издание. Серия «50 Художников. Шедевры русской живописи». Издательство «Де Агостини» на www. deaqostini.ru

4. Образовательные ресурсы сети Интернет:

Этимологический словарь М. Фасмера http://fasmerbook.com

Страницы русской истории в живописи: картинная галерея Александра Петрова http://art- rus.narod.ru

Коллекция «Мировая художественная культура». Российский общеобразовательный портал http://artclassicdu.ru

Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru



Презентация
ODP / 5.3 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.