Выступление «Обучение слабослышащих детей сюжетно-ролевым играм»
Обучение слабослышащих детей сюжетно-ролевым играм
Автор:
воспитатель
Ивановская Е.Н.
Игра - одно из важнейших средств полноценного и всестороннего развития личности ребёнка с недостатками слуха. В процессе подготовки и проведения игр используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач:
- развивать речь детей
- развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей
- расширять активный словарь
- развивать моторику
- расширять представление детей об окружающем мире
- способствовать формированию навыков общения.
Игра как часть учебно-воспитательного процесса оказывает большое влияние на развитие психических процессов, формирование его личности. В значительной мере под влиянием игровой деятельности происходит у детей более глубокое осознание окружающей действительности, развитие творческого воображения, формирование волевых качеств личности.
Общение детей в процессе сюжетно-ролевых игр способствует развитию их речи.
Воспитателю труднее всего обучать детей сюжетно-ролевым играм, которые, как известно, представляют наибольшую ценность для их всестороннего развития и являются ведущей деятельностью в коррекционно-развивающей работе.
Обучение этому виду игра предполагает расширение опыта детей, развитие воображения, выработку игровых умений, формирование игровых действий и навыков речевого общения. Эта работа очень сложна, особенно если учесть, что осуществлять её приходится в условиях ограниченного речевого общения.
Речевой материал нужно подбирать в соответствии с программными требованиями по развитию речи детей, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, состояния его устной речи.
В младших классах проводятся сюжетно-ролевые игры: «У врача», «В столовой», «В спальне», «В библиотеке», «В магазине», «В гостях», «В кинотеатре», «На почте», «В автобусе», «В парикмахерской», «День рождения» и другие.
Воспитывается умение пользоваться необходимой фразеологией в процессе игр, умение культурно себя вести в общественных местах: попросить книгу, сказать, какую книгу прочитали, что понравилось; узнать в магазине, сколько стоит нужная вещь, попросить показать её; поздороваться с гостями, общаться за столом и т. д.
Сложность руководства игрой усугубляется тем, что при обучении детей конкретным играм необходимо позаботиться и об общем развитии самих детей. Умение играть возникает у ребёнка не спонтанно, а под воздействием обучения, которое у слабослышащих детей не ограничивается формированием игровых действий, выработкой игровых умений и навыков.
Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром, с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями. Обучение детей игровой деятельности нужно строить с учётом её особенностей, закономерностей её развития, опираясь на реальные возможности детей — их способность к подражанию, развивающуюся наблюдательность, интерес ко всему новому, любознательность, активность и т. д.
На первых этапах необходимо обучать детей игровым действиям, формировать игровые компоненты. По мере того как ребенок овладевает способами игрового изображения действительности, нужно предоставлять ему творческую самостоятельность, инициативу, возможность выбора игры.
Следует обучать детей переносу действий с одного предмета на другой, переименованию предметов, используемых в игре, обучать действиям с переименованными предметами в соответствии с их новым игровым названием, формировать речевое общение детей.
В ходе игры создаются особо благоприятные условия для общения детей (распределение ролей, обсуждение и планирование игровых действий, обозначение условных предметов, ведение бесед по ходу игры), для формирования механизмов обобщающей и регулирующей функции слова.
По мере обучения речи дети овладевают значениями слов, у них меняется отношение к слову, появляется возможность понимать его на столько, что оно начинает определять собой действия детей. Сама игра толкает детей к овладению всё более сложными формами речи. Благодаря игре у детей развивается речевое мышление.
В условиях игры создаются такие ситуации, которые позволяют обогащать речевой запас детей и расширять значения слов.
Играя с детьми, педагог включает в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживает в ребёнке, становится его собственностью, ребёнок начинает его употреблять спонтанно.
Игры слабослышащих детей нуждаются в повседневном руководстве, которое предусматривает обучение детей игровой деятельности, формированию у них творческого отношения к действительности, умения творчески отразить окружающий мир.
В младшем школьном возрасте игра является ведущей деятельностью, в процессе которой создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка.
Игра — это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения детей. Хорошо организованная игра благотворно влияет на развитие памяти, внимания; создаёт прекрасную ситуацию для развития речи слабослышащего ребёнка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях.
Игры должны быть интересными, ориентированными как на развлечения, так и на развитие детей.
Игра является источником различных видов творческой деятельности детей, действенным средством развития воображения, способствует развитию творческого восприятия, слуха, речи и отображения детьми действительности. Полноценного развития игра детей достигает лишь тогда, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все её основные компоненты.
Остановимся на содержании и методике проведения сюжетно-ролевых игр со слабослышащими детьми.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель игры:
1. Учить детей соблюдать ролевые отношения и действовать согласно взятой на себя роли.
2. Совершенствовать умение детей общаться друг с другом.
3. Учить детей сопровождать свои действия соответствующими фразами.
Оборудование: кукольный уголок.
Подготовительный этап.
Наблюдение за действиями взрослых, когда они моют посуду или полы, стирают, готовят, общаются между собой.
Беседа с рассматриванием иллюстраций, в ходе которой дети получают необходимую информацию.
Серия дидактических игр «Одень куклу», «Куклы пришли с прогулки», «Купание кукол», «Стирка» и т.д.
Ход игры.
1. Распределение ролей.
- Ребята, будем играть в семью.
- Кто хочет быть мамой?
- Кто хочет быть папой?
- Кто хочет быть дочкой?
2. Игра
Мама: Маша:
- Маша, просыпайся, уже утро. - Доброе утро!
- Маша, иди умойся, почисть - Мама, я почистила зубы,застел постель. зубы иумылась и
застелила постель.
- Есть хочешь? - Да. я хочу есть.
- Позови папу, будем завтракать.- Папа, пойдём завтракать.
-Вот каша. - Спасибо.
- Как вам каша? (Каша нравится?) - Вкусная каша. Спасибо.
Папа: - Мне тоже нравится каша.
Мама: - Я рада. Маша: - Папа, я хочу гулять.
Папа: - Одевайся, пойдём гулять.
Маша: - Мама,ты пойдешь гулять?
Мама: - Нет, я буду мыть посуду. (В другой раз. У меня есть ещё дела).
3. Итог игры.
В учебно-воспитательной работе, проводимой со слабослышащими детьми, сюжетно-ролевым, речевым и дидактическим играм должно быть уделено особое внимание. Игры должны быть не эпизодическим явлением в жизни детей, а неотъемлемой её частью.