12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Татьяна489
Учитель математики первой квалификационной категории, классный руководитель 8б класса
Россия, Ульяновская обл., г.Новоульяновск
Материал размещён в группе «Математика - это интересно!»
1

Статья «Организация исследовательской деятельности учащихся 5-7 классов посредством метода проектов»

 В.Т. Вершинина,

Учитель математики

МОУ Новоульяновская СШ №1

(Ульяновская область)


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.

«Заинтересованность школьников в собственной исследовательской работе усиливается наглядностью результатов своего труда, а также успехом выступления на конференции или конкурсе. И задача педагога – довести юного исследователя до такого успеха, дать ему мощный стимул для дальнейшего творческого развития».

А.В. Хуторский

 По словам Г. М. Янюшкиной «Активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства». [4]

Этому учебному периоду соответствует возрастной период с 11 по 13 лет. Этот возраст А. С Белкин относит к подростковому детству [1].

Для этого возраста характерны:

· Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;

· Возрастание способности ребенка противостоять отрицательным воздействиям среды при сохранении главных защитных функций за семьёй и школой, в сочетании со склонностью к подчинению к негативному влиянию;

· Появляется потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе,

· Потребность во взрослом обращении,

· стремление проявить самостоятельность

· Стремление приобрести глубокие знания в области познавательного интереса

· Осознанная потребность в развитии своих интеллектуальных возможностей

· Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности.

Социальный статус подростка мало чем отличается от младшего школьника: он ученик, он ответственный человек. Самое главное, что может давать семья подростку, также, как и младшему школьнику, - помогать осваивать предъявляемые к нему требования в общественной и учебной деятельности. Однако психологически этот возраст очень противоречив [2]. Определяющим развитие ребёнка в этом возрасте служит уверенность в понимании его взрослыми, главным образом семьёй. Если для подростка родители и учителя остаются авторитетными, он защищён от отрицательного влияния среды.

Влияние среды на подростка обычно связано с его потребностью в самоутверждении. Подростки очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Процесс самоутверждения может идти различными путями, но главный канал - «играние ролей», причём именно тех, на которые подросток претендует. Из них более характерны: «умный», «сильный, смелый, волевой», «активист», «талантливый», «увлечённый», «надёжный друг верный товарищ» и т. д. Возможны и другие, отрицательные роли: «шут», «оппозиционер», «неподдающийся» и т. д. - эти школьники демонстрируют своё негативное отношение к учителям, к нормам класса, учёбе [1].

В этом возрасте круг интересов и склонностей расширяется. Известно, что кризис подросткового возраста протекает, обычно, значительно легче, если у школьников в этот период возникает относительные постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей «ненасыщаемостью»: Чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми они становятся. Таковыми, например, являются познавательные интересы [2].

У большинства подростков возникает потребность в активной познавательной деятельности. Если у младших школьников отношение к учебным предметам зависит от отношения к учителю, то в подростковом возрасте появляется интерес к содержанию предмета, привлекает умение педагога его излагать, способность создавать ситуацию успеха.

Итак, подросток вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память, воображение, мышление. Мышление подростка приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям. Подросток становится способным к умственным экспериментам, к мысленному решению задач, в этом возрасте формируется умение размышлять логически об абстрактных, проблемах, мысленно учитывать и соотносить одновременно несколько признаков и характеристик объекта на основе каких-то предположений. Важной особенностью сознания школьников этого возраста является также потребность в доказательствах.

Таким образом, получаем, что подростки психологически готовы к исследовательской деятельности.

В то же время в педагогической науке накоплен богатый опыт изучения и формирования исследовательской и проектно-исследовательской деятельности подростков [4].

Проектно-исследовательская деятельность учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы №1 города Новоульяновска была организована на внеурочной деятельности.

В начале сентября на первых уроках математики с учащимися 5-7 классов были проведены мотивационные занятия в игровой форме, после чего все желающие были приглашены на первое занятие внеурочной деятельности.

Групповая работа ребят «Туннель»

Как уже было сказано наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи является первым требованием к использованию метода проектов, а успех ученика в исследовательской деятельности определяется его подготовкой к этому процессу. Поэтому в организации проектно-исследовательской деятельности школьников был предусмотрен подготовительный этап, состоящий из нескольких занятий по специально подготовленной книге «Наглядная геометрия» [3]. Целью организации занятий на этом этапе было не только преподнесение школьникам азов геометрии, но вместе с тем и развитие у обучаемых таких необходимых для работы над проектом, качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить, выражать собственное мнение, преодолевать страх перед ошибкой, умение конкретизировать задание, ставить промежуточные цели, самостоятельно выбирать направление своего исследования. Для развития этих качеств, мной была разработана серия заданий.

Например, на развитие творческого мышления школьников были предусмотрены следующие задания: нарисовать лабиринт с помощью перспективы, изготовить модели многогранников.

Для формирования у учащихся умения конкретизировать задание, ставить промежуточные цели, выбирать пути исследования были предложены учебные задания, предполагающие множество путей решения, например, изобразите туннель или выпуклость и впадины. К многим домашним заданиям учащиеся готовили его цели и план.

Следующим этапом организации исследовательской деятельности учащихся был этап постановки и обсуждения проблемы. Работа учащихся была организована следующим образом. Обучаемым были представлены презентации, содержащие различные виды головоломок: танграм, пентамино.

Цель презентаций - подвести учащихся к постановке и обсуждению проблемных вопросов. Эти вопросы в ходе дальнейшего обсуждения трансформировались в проблемы, личностно-значимые для каждого обучаемого и определившие индивидуальные траектории в их дальнейшей проектно-исследовательской деятельности.

Таким образом, организовывая проектно-исследовательскую деятельность учащихся, школьники в начале исследования не выбирали тему проекта из предложенного списка, а подходили к выбору вопроса для изучения. Далее планируя поиск ответа на выбранный вопрос, ученик под моим руководством выбирал или формулировал тему. Задачей на этом этапе была подобрать материал и разработать содержание исследований.

Так как исследовательская деятельность требует составления плана в организации проектной работы учащихся, проводилось ещё одно занятие- консультация. На этом занятии школьники выполняли следующее задание: упорядочить действия из представленного списка, вставляя недостающие и убирая лишние шаги. В итоге был составлен следующий план: поставить цель исследования; сформулировать гипотезу; наметить задачи; собрать и обработать информацию; проверить гипотезу на практике; подвести итоги, сделать выводы, сопоставить их с гипотезой; представить выводы для обсуждения в группе; скорректировать полученные результаты; оформить работу в виде реферата, сделать презентации; публично представить работу.

Презентация работы «Танграм»

Презентация работы «Пентамино»

 

 

Мой опыт организации исследовательской деятельности учащихся посредством метода проектов показал возможность применения его уже в 5 - 7 классах.

ЛИТЕРАТУРА

 Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики /М.: Академия, 2001. -85 с.

 Костарёвой Е. Н., Прядеина В. П. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие,М.: Академия 2007. -102 с.

Шарыгин И.Ф. , Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия. 5-6 класс». М.: Дрофа, 2015

Янюшкина, Г. М. Исследовательская деятельность как необходимое условие развития и социализации школьников / Г. М. Янюшкина, Л. А. Переведенцева // Оптимизация образовательного процесса в школе и вузе с использованием современных образовательных технологий : Мат. Всерос. Науч.-практ. Конф. 4-5 дек. 2008 г. – Ш., Шадр. Гос. Пед. Ин-та, 2008. - c/ 116 - 120.

Опубликовано в группе «Математика - это интересно!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.