Обзор ФГОС третьего поколения и его влияние на преподавание предметов естественно - научного цикла

6
0
Материал опубликован 28 February
Обзор ФГОС третьего поколения и его влияние на преподавание предметов естественно - научного цикла


Современное образование в России претерпевает значительные изменения, направленные на повышение качества и доступности знаний для всех обучающихся. Одним из ключевых факторов, способствующих этим изменениям, является внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения. Эти стандарты представляют собой новую парадигму в образовательной системе, ориентированную на формирование у обучающихся не только предметных знаний, но и универсальных учебных действий, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося мира.

Обзор ФГОС третьего поколения и его влияние на естественные науки

Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования". 


ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) – уникальный нормативно-методический документ, регламентирующий порядок обучения учеников в школах в рамках среднего основного образования. Он гарантирует получение всеми гражданами качественного образования.

Действие ФГОСа распространяется на все общеобразовательные заведения страны независимо от их местоположения, статуса и престижа. Его миссия – сделать качественную подготовку доступной для каждого ребенка, предоставить ему комфортные условия для обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это ключевой документ, определяющий основные принципы и составляющие системы образования в России. Он является руководством для создания учебных программ, планирования учебного процесса и оценки качества образования. Этот комплекс мер направлен на совершенствование системы обучения, адаптацию ее к требованиям современного мира и формирование компетентностей у выпускников.

Основной принцип данной системы регламентов заключается в концентрации на обучающемся, где главная цель заключается во всеобщем развитии каждого обучающегося, развитии его способностей, творческих и иных возможностей, индивидуальных черт.

В состав федеральных стандартов входят и следующие принципы.

Принцип системности предполагает организацию обучения на основе последовательного изучения различных дисциплин и формирования у обучающихся комплексных знаний и умений.

Принцип преемственности обеспечивает плавный переход между ступенями образования, гарантирует целостность и непрерывность траектории ученика.

Система стандартов предусматривает дифференциацию образования в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, учитывая потребности различных категорий учащихся – с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, детей, которые нуждаются в коррекции.

Еще одним важным элементом является компетентностный подход. Он предполагает формирование у обучающихся не только теоретического набора, но и универсальных действий, навыков и компетенций, которые позволят им успешно адаптироваться в современном обществе, быть готовыми к профессиональной деятельности и личностному росту.
Особенности ФГОС третьего поколения

В системе общего и среднего образования основной школы новый ФГОС был акцентирован на точность в отношении предметных областей и глубины погружения в каждый предмет, индивидуальные особенности учащегося, развитие мыслительных процессов и практических навыков, личностное развитие школьников.

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.

Для обеспечения процесса обучения качественными ресурсами

Создан портал «Единое содержание общего образования» (ссылка: https://edsoo.ru/), на котором представлены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования; примерные рабочие программы по учебным предметам; универсальные кодификаторы; конструктор рабочих программ и методические видеоуроки.

Изменения и новшества в преподавании

Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. 

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты:

интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию.

Появление нового понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;

владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление.

Естественно-научная грамотность

Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками и

формирование следующих компетенций:

научно объяснять явления;

понимать особенности естественно-научного исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Формирование естественнонаучной грамотности учащихся будет успешным при следующих условиях:

1. Интегративности, непрерывности и преемственности в формировании естественнонаучной грамотности на всех этапах общего образования.

2. Реализации взаимосвязанных направлений:

- межпредметная и метапредметная интеграция, интеграция урочной и внеурочной деятельности с целью углубления естественнонаучных знаний учащихся и формирования соответствующих убеждений;

- организация межпредметного взаимодействия путем создания межпредметных модулей, тесного взаимодействия учителей, активного применения межпредметных технологий.

Изменения и новшества в преподавании химии, биологии и географии В рамках реализации ФГОС третьего поколения произошли значительные изменения в преподавании химии, биологии и географии, что обуславливает необходимость адаптации образовательного процесса к новым требованиям. Эти изменения затрагивают как содержание курса, так и методы и формы обучения, а также оценивание достижений учащихся. Биология Расширили круг тем, рассматриваемых в курсе биологии. В содержание раздела «Общая биология» введены, например, темы «Клеточная биология» и «Биотехнология и синтетическая биология». География Например: в изучение вопросов о мировом транспорте добавлен элемент содержания «Роль разных видов транспорта в современном мире», что способствует более глубокому освоению материала программы и достижению предметных результатов. Химия В химии усиливают связь с другими науками через введение дополнительных понятий, например, с физикой (изотопы, радиоактивность, идеальный газ), с биологией (метаболизм, гормоны, ферменты), с географией (топливо, ресурсы, горные породы). 

Современный курс естественных наук становится более ориентированным на интеграцию знаний, что позволяет связать теоретические аспекты с практическим применением. Учебные планы включают разделы, посвященные современным технологиям и экологии, подчеркивая важность устойчивого развития и охраны окружающей среды. В рамках учебного процесса акцент ставится на исследовательскую деятельность учащихся, позволяющую осваивать понятия через практические эксперименты и проекты.

Оценивание результатов обучения также претерпело изменения согласно современным стандартам. ФГОС вводит множественные формы контроля знаний, что позволяет более объективно оценить достижения каждого ученика. Проверка знаний осуществляется не только через традиционные тесты и контрольные работы, но и через проекты, исследования и творческие задания.

Система оценивания должна носить обучающий характер и содействовать развитию учащихся, а не только фиксировать их конечные результаты. Эту задачу необходимо реализовывать через активное сотрудничество между учителем и учениками.

Также важно учитывать, что внедрение ФГОС третьего поколения невозможно без повышения квалификации педагогов. Формирование у педагогов активной позиции в обучении, они становятся не только наставниками, но и проводниками в мир знаний, помогают развивать любознательность и стремление к исследованиям у школьников. Важным вопросом остается и подготовка учителей к освоению новых технологий, что обеспечит успешное внедрение методик в практику. Ключевую роль в этом процессе играют курсы повышения квалификации и обмен опытом между педагогами.

Важно помнить, что изменения - это постоянный процесс, в котором важно учитывать как достижения, так и выявленные проблемы, оставляя пространство для инноваций и внедрения новых идей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.