Обзор некоторых методов обучения географии учащихся с умственной отсталостью

2
0
Материал опубликован 19 April 2023

Обзор некоторых методов обучения географии учащихся с умственной отсталостью

Ю.С. Савельева

В настоящее время в общеобразовательной школе обучаются ребята с умственной отсталостью. И у учителя возникает множество вопросов о том, как учить особенных ребят, какие методы и приемы обучения будут наиболее эффективными, как доступно подать учебный материал, соответствующий современным научным данным.

В соответствии с учебной программой, школьники с умственной отсталостью изучают природные условия родной страны, родного края; знакомятся с особенностями ведения хозяйства страны, богатством природных ресурсов и их рациональным использованием. На уроках географии учитель должен воспитать у учащихся бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Изучение учебного материала для более полного его освоения обязательно должно сопровождаться практическими заданиями, участием в общественно полезных делах (участие в работе по формированию клумб и уходу за ними, высадка деревьев, изготовление наглядных пособий по предмету).

Практические работы занимают особое место в преподавании географии, в том числе и у ребят с ОВЗ. С помощью практических работ формируются новые знания, навыки новых видов деятельности, развивается самостоятельность.

У ребят с умственной отсталостью в результате изучения курса географии должны быть сформированы:

- географические представления (образы географических объектов);

- географические понятия.

При формировании географических представлений и понятий у учащихся с умственной отсталостью обязательным условием является наблюдение за предметами и явлениями, работа с наглядными пособиями.

Формируя представления и понятия у умственно отсталого ребенка, учитель должен помнить, что количество слов учителя, должно быть достаточно ограничено, чтобы внимание учеников не рассеивалось.

Пространственное воображение у таких учащихся отсутствует, поэтому работа по формированию пространственных представлений ведется на всех годах обучения.

Проблемы, возникающие при преподавании географии у умственно отсталых детей: мало развитое умение связно выражать свои мысли, бедность словарного запаса.

В учебной работе с особенными детьми очень помогает их личный опыт. Например, представления о размерах и форме Земли, о рельефе отдаленных местностей легче сформировать, если их личный опыт достаточно богат. Обогатить личный опыт учеников можно разнообразными экскурсиями и наблюдениями за природой.

Учебная программа по географии соответствует принципу: от менее знакомого к более знакомому, от простого к сложному, от более знакомой местности к более знакомой.

Обучая детей с умственной отсталостью, необходимо помнить, что требования к уровню знаний таких учащихся зависят от их общего развития и личных возможностей.

Уже давно установлено, что обучение детей с умственной отсталостью является эффективным, только когда активно применяются и сочетаются друг с другом все методы обучения: словесные, в большей степени практические и наглядные.

Методы и приемы в работе с умственно отсталыми детьми выбираются из числа методов, применяемых в общеобразовательной школе.

Наиболее эффективными приемами обучения умственно отсталых школьников считают приемы: сравнение, обобщение, разделение объектов на группы. Их можно использовать на уроках разных типов.

Однако, существуют особенности применения выше названых методов и приемов. Например, нельзя в работе с умственно отсталыми детьми ограничиться однократным сообщением материала. Необходимо многократное повторение информации в различных формулировках с обязательной организацией самостоятельной работы учащихся. При этом необходимо учитывать их индивидуальные возможности.

При обучении географии умственно отсталых детей обязательно использование наглядных пособий, поскольку словесные описания объектов и явлений ничего не дадут. Образ предмета не будет сформирован. При этом важно помнить, что дети с умственной отсталостью могут воспринимать меньшее количество объектов окружающего мира. Общая картина мира ими воспринимается более плоско, упрощенно. Демонстрация реальных объектов или наглядных пособий по определенной теме позволяют сформировать у ребенка четкое представление об объекте.

Географические наблюдения позволяют развить более устойчивое внимание у умственно отсталых детей. Во время работы учитель должен подбирать такие вопросы, на которые дети смогут ответить, которые способствуют установлению устойчивого внимания детей. В ходе беседы дети должны выделить главное.

Поскольку проводить наблюдения каждый урок географии не представляется возможным, широко распространено использование изображений географических объектов и явлений: картин, фотографий, рисунков, презентаций. Изображения позволяют познакомить учеников с отдельными деталями или целым комплексом явлений с изображением характерных черт.

Демонстрация изображения географических объектов позволяют сформировать у особенного ребенка общегеографических понятий.

В отличие от географических карт фотографические изображения (их комплекс в презентации), дают конкретное представление о реальных географических явлениях и объектах.

Работая с изображениями географических объектов, учитель должен побуждать учащихся к высказываниям, описанию демонстрируемого изображения, путем системы наводящих вопросов. Также следует помнить, что зачастую дети лишь описывают то, что видят, не объясняя причинно-следственных связей. Для того, чтобы умственно отсталый ребенок смог объяснить причинно-следственную связь, причина происхождения изучаемого явления должна быть четко видна ребенку. При этом зрительный ряд не должен быть перегружен, чтобы внимание школьника было устойчивым. Чтобы изображения вызывали интерес ребенка, они демонстрируются по факту использования. Если продемонстрировать изображение заранее, оно или будет отвлекать школьника, или при последующем изучении не будет привлекать его внимание, поскольку он его уже видел.

Ряд методистов предлагает работать с изображениями географических объектов по заранее определенному плану, который демонстрируется детям перед беседой на доске или индивидуальных карточках. Далее проводится описательная беседа с учащимися. Перед началом беседы необходимо дать время детям на рассматривание изображения, более детального знакомства с ним.

Конечно, в учебнике имеются иллюстрации по теме урока, однако предлагаемые учителем изображения имеют дополнительное значение.

По результатам беседы детям можно предложить самостоятельно составить краткий рассказ по сюжету изучаемого изображения. Такой вид деятельности способствует формированию аналитической деятельности умственно отсталых детей.

Большое значение имеет индивидуальная работа учащихся, например, для изучения тех или иных объектов и явлений разумно предложить самим создать ряд рисунков или иллюстраций. Важно помнить, что нельзя перегружать урок избытком информации.

Географические картины, фотографии и другие изображения – это дополнение в работе с географической картой. Работа с изображениями становится географической, когда она связана с картой (дети могут показать на карте место, которое предложено на изображении).

Более полное погружение детей с умственной отсталостью в изучении географии можно организовать, используя объемные пособия, поскольку они больше напоминают реальные объекты. Такие пособия могут быть уже готовыми (в школе их, как правило, весьма ограниченное количество), или выполненными в ходе совместной работы детей и учителя.

Совместно можно изготовить макеты: природные зоны, колодец, река, холм, овраг, равнина, остров, полуостров.

Изготавливают макеты из влажного песка, пластилина и др.

В работе с детьми возможно рисование, учитель выполняет рисунки на доске, дети в тетради. При этом учитель оказывает посильную помощь детям в рисовании. Рисунки должны быть предельно просты. Можно рисование в цвете.

Когда объекты невозможно показать в действительности, разумно продемонстрировать детям учебный фильм. Особенности показа учебного фильма детям с умственной отсталостью: 1) в нем должно быть минимальное количество сопровождающего дикторского текста и музыки (слова диктора мешают воспринимать детям зрительные образы, как и самостоятельное чтение надписей к тексту); 2) продолжительность фильма не должна быть более 20 – 25 минут; 3) можно вообще отключить звук и комментировать фильм учителю; 4) в фильме лучше демонстрировать лишь те объекты, которые находятся в движении; 5) предварительное разъяснение содержания, объяснение трудных слов для учащихся. Статичные объекты методисты рекомендуют демонстрировать в презентации, а не в фильме. Это обусловлено тем, что внимание учеников легко рассеивается, они могут отвлечься от изучаемого объекта. Лучше просматривать учебный фильм на обобщающих уроках после изучения темы. По ходу просмотра фильма обязательно его обсуждение по четко спланированным заранее вопросам. Однако, демонстрация фильмов учащимся с ОВЗ менее эффективна, чем учащимся общеобразовательной школы.

Как правило, дети с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в пространственной ориентации по карте, усвоении географической номенклатуры. Специалисты отмечают, что эффективно применять словесные описания учащимися изучаемых на карте объектов. Словесное описание учитель может подкрепить фото материалами. Важно отметить, что карты, по которым работают умственно отсталые школьники, должны быть более упрощенными и крупнее их масштаб.

Вышеперечисленные методы не являются единственными при работе с умственно отсталыми учащимися, но позволяют эффективно достигать поставленных учителем целей и задач урока.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации