Психологическая диагностика разных видов одаренности детей

5
0
Материал опубликован 11 February 2022

Занина Мария Валерьевна,

методист, МБОУ ДО ДМЦ», г. Краснодар

manhan_woman80@mail.ru, 8-918-370-61-53


Психологическая диагностика разных видов одаренности детей

Аннотация.

Одной из приоритетных задач современного российского образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном и воспитательном процессе. Выявление той или иной одаренности, таланта у ребенка имеет немаловажный факт для его физического, эмоционального, интеллектуального развития.


Ключевые слова: Одаренность, диагностика ребенка, выявление таланта, развитие ребенка, методика психодиагностики одаренности.


Одной из приоритетных задач современного российского образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном и воспитательном процессе. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Такие документы, как Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2021 года «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» (утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2010 г. № 271), Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Министерством образования и науки РФ от 14.12.2017), указывают на необходимость развития механизмов выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.

Актуальность работы с одаренными детьми связано

- с высокой динамикой жизни, увеличением информационных и эмоциональных нагрузок на человека;

- с проблемами в науке, экономике, технике, решение которых требует значительных интеллектуальных усилий;

- требованиями общества к профессионализму личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной.

Зачастую одаренными считают детей, которые сильно опережают в развитии большинства своих сверстников и уже показывают успехи в той или иной деятельности или вообще в обучении: например, это победы на олимпиадах и конкурсах, отличная успеваемость, рано оканчивают школу и т.д. Этими результатами восторгаются все, в том числе и образовательном учреждении.

Действительно, согласно многочисленным исследованиям в основном такие «победители» чаще получают блестящее образование, ученые степени и признание в своей области, чем их менее успешные ровесники. Но анализ отдельных людей выявил, что успешный человек во взрослой жизни не имел блестящих результатов в детстве. Иногда успех был связан не только с одаренностью ребенка, но и с его усидчивостью, трудолюбием ребенка, желание быть лучшим, стремление во внешнем признании ребенка, или даже его родителей или учителя, иногда это результат «натасканности» педагогом или родителями.

Современные исследователи отмечают увеличение категории одаренных детей, «среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей, – лидеры, и дети – «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах, – художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом [1]

Особое место в формировании и развитии такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми, обеспечение системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей.

Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации призвана обеспечить поддержку и развитие каждого ребенка, оказание ему помощи в личностном и профессиональном самоопределении, разработку и использование новых технологий обучения и воспитания.

Анализ сложившейся практики сопровождения одаренных детей показал, что достаточно часто она носит локальный, эпизодический характер (не считая специализированных образовательных организаций), серьезные трудности специалисты испытывают в подборе адекватного диагностического инструментария для выявления потенциала одаренных детей.

Важная цель психодиагностики одаренности заключается в определении психологических особенностей одаренных детей на каждом возрастном этапе и их особых требований к условиям обучения.

В связи с этим мы остановимся на рассмотрении разных видов диагностики, которые способствуют выявлению одаренных детей, на основе изучения интеллектуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей.

Такая диагностика будет помощью педагогам, родителям в выборе направленности для развития ребенка, его интеллектуальных, творческих или спортивных способностей.

Современным средством диагностики одаренности являются тесты. Выбор того или иного теста для обследования школьника зависит от задач тестирования. Результаты тестирования должны быть соотнесены с результатами наблюдения поведения ученика в классе, мнением родителей. При этом необходимо помнить о том, что результаты тестирования зависят от ситуации тестирования, мотивации ребенка и умения тестирующего установить контакт.

Еще одна сложность при проведении диагностики – ошибки, которые можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования. Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Г. Гилфорда, Т. Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Ф. Вильямса, Е. Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Выявление одаренности у детей – не одноразовая процедура, а длительный процесс. Поэтому необходимо учитывать, что одаренность может развиваться во времени, и тестирование периодически следует повторять.

Психодиагностика должна строиться с учетом следующих критериев:

1) комплексность — учет данных, полученных из разных диагностических источников субъективной и объективной информации (от учащихся, их родителей и педагогов, экспертов);

2) системность диагностического обследования и интерпретации его результатов (рассмотрение разносторонних показателей);

3) возрастной подход (учет особенностей возраста детей при выборе методов диагностики, постановке диагноза, даче рекомендаций);

4) выявление не только реальных способностей и достижений, но и потенциальных, и скрытых возможностей детей;

5) использование как количественного, так и качественного анализа данных;

6) лонгитюдный подход — обеспечение длительных (или повторных) обследований и преемственности их показателей;

7) экспертное оценивание продуктов творческой деятельности детей профессионалами;

8) метод портфолио, отражающий такие аспекты в деятельности учащегося, как способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения. [2]

Диагностика должна осуществляться квалифицированными психологами, педагогами-психологами. При необходимости следует привлекать педагогов высшей школы, специалистов в области диагностики для проведения с педагогами семинаров, круглых столов, индивидуальных консультаций по организации процедуры мониторинга и диагностики обучающихся.

Существует несколько видов одаренности.

Можно выделить [3]:

в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;

в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность;

в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

актуальную одаренность;

потенциальную одаренность.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

общую одаренность;

специальную одаренность.

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

раннюю одаренность;

позднюю одаренность.

Одаренность имеет два принципиально разных основных типа:

усваивающая «учебная» (быстрота умственной деятельности);

творческая.


Чтобы определить вид одаренности у ребенка, приводим ниже методики психодиагностики (таблица 1) с краткой аннотацией для разных видов одаренности, которые наиболее востребованы в образовательной практике.

Таблица 1

Наименование методики

Краткая характеристика

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Тест Амтхауэра

Возраст: от 10 лет.

Описание: тест Амтхауэра состоит из серии субтестов, направленных на выявление интеллектуальных особенностей. Время выполнения теста 40–45 мин. Может быть использован индивидуально и в группах.

Методика

экспресс-диагностики интеллектуальных способностей «МЭДИС»

(Е.И. Щебланова,

И.С. Аверина, Е.Н. Задорина)

Возраст: 6–7 лет.

Описание: методика предназначена для выявления уровня интеллектуальных способностей.

Разнообразие заданий позволяет охватить многие стороны интеллектуальной деятельности в минимальные промежутки времени. Тест может быть использован индивидуально и в группах по 5–10 чел. Общее время выполнения теста в среднем составляет 20 мин.

Матрицы Равена

Возраст: от 7 лет.

Описание: тест Равена позволяет оценить развитость визуального мышления. Время выполнения теста – 15–40 мин. Может быть использован индивидуально и в группах.

Школьный тест умственного развития (ШТУР).

Возраст: от 14 до 17 лет.

Описание: школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков. ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Общее время выполнения – 40–50 мин.

Тест «Нарисуй человека»

(Ф. Гудинаф)

Возраст: от 3 до 13 лет.

Описание: предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается.

Анкета для выявления интенсивности познавательной потребности (В.С. Юркевич)

Возраст: от 7 до 16 лет.

Описание: экспертное оценивание для родителей или педагога. Тест состоит из 5 вопросов, в каждом из которых 3 варианта ответа. Время выполнения 3–5 мин.

ОБЩАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Методика экспертных оценок

по определению одаренных детей (А.А. Лосева)

Возраст: от 6 лет.

Описание: методика разработана для экспертной оценки одаренности в разных сферах детей дошкольного и школьного возраста. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, педагогами разных предметов и т.д.. Тест состоит из 10 сфер, в которых ребенок может проявить свои таланты, и приведены их характеристики.

Тест-анкета для выявления специфических способностей (А. де Хаан, Г. Каф)

Возраст: 5–7 лет.

Описание: методика разработана для выявления специфических способностей детей 5–7 лет. В методике представлены критерии оценки способностей ребенка в девяти сферах, уровень развития которых оценивается по 5-балльной шкале. Оценку производят родители или воспитатели ребенка.

Анкета для родителей

(А.Н. Сизанов)

Возраст: от 7 лет.

Описание: анкета разработана для предварительной оценки степени одаренности и талантливости ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов.

Анкета заполняется родителями.

Карта одаренности (А.И. Савенков)

Возраст: от 7 до 11 лет.

Описание: методика предназначена для диагностики 10 видов одаренности у детей младшего школьного возраста.

Опросник заполняется родителями или педагогами. Обследование занимает 20–30 мин.

Вопросник для родителей

(И.П. Шизенко)

Возраст: от 7 лет.

Описание: методика разработана для предварительной оценки уровня развития и способностей в разных областях ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. По итогам опроса можно понять, в каких областях ребенок хорошо развит, а какие области «западают».

Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных детей

(Дж. Рензулли)

Возраст: от 11 лет.

Описание: шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащегося в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской области.

КРЕАТИВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Тест дивергентного (творческого) мышления

(Ф. Вильямс)

Возраст: от 6 до 17 лет.

Описание: рекомендуется применять для исследования творческой одаренности детей. Оптимальный размер группы – 15–35 чел., т.е. не более одного класса.

Время выполнения теста – 25 мин.

Тест креативности П. Торренса

Возраст: от 5 до 18 лет.

Описание: тесты Торренса предназначены для использования в целях исследования развития одаренности учащихся; индивидуализации обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организации в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях. Тест позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения; поиска и выявления детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Тест «Необычное использование»

Возраст: от 10 до 18 лет.

Описание: рекомендуется применять для исследования творческой одаренности детей. Оптимальный размер группы – 10–12 чел. Тест состоит из двух заданий. Время проведения теста – по 6 мин. на каждое задание.

Методика изучения детской креативности как черты личности ребенка (Р.В. Овчарова)

Возраст: 6–8 лет.

Описание: методика состоит из 8 субтестов: «Использование предметов», «Заключение», «Выражение», «Словесная ассоциация», «Составление изображения», «Эскизы», «Спрятанная форма», «Задачи со спичками». Время на каждое задание ограничено. Общее время на выполнение методики – 40–45 мин.

Тест личностных творческих характеристик

Возраст: от 11 лет.

Описание: опросник состоит из 50 утверждений. Рекомендуется проводить данный этап обследования для детей начиная с 5-го класса школы.

Форма проведения обследования − групповая. Время заполнения опросника – 20–30 мин., в зависимости от возраста детей.

Тест вербальной креативности

С. Медника (RAT)

Возраст: от 16 лет.

Описание: тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычной деятельности, ситуации. Время тестирования не нужно ограничивать.

Шкала Вильямса (опросник для родителей и учителей по оценке креативности ребенка)

Возраст: от 7 до 15 лет.

Описание: опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка − проводится индивидуально, время не ограничено.

Опросник для определения

уровня креативности

Возраст: от 11 лет.

Описание: опросник состоит из 15 утверждений, с которыми испытуемому необходимо согласиться или не согласиться. С помощью методики можно определить 3 уровня креативности: высокий, средний, низкий.

Опросник креативности Дж. Рензулли

Возраст: от 11 до 18 лет.

Описание: опросник является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени.

Опросник креативности − это объективный, состоящий из десяти пунктов список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 мин., в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.

Опросник

креативности

Дж. Джонсона

Возраст: от 11 лет.

Описание: методика предназначена для экспертного оценивания учителем, классным руководителем. В опроснике необходимо оценить степень развитости определенной характеристики креативности у учащегося.

ЛИДЕРСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Методика «Q-сортировка»

Возраст: от 11 лет.

Описание: методика направлена на выявление следующих критериев:

зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие «борьбы» – избегание «борьбы».

Опросник состоит из 60 утверждений, с которыми учащемуся необходимо согласиться или не согласиться.

Опросник «Уровень субъективного контроля»

Возраст: от 11 лет.

Описание: опросник направлен на выявление уровня общей интернальности, интернальности в области достижений, интернальности в области неудач, интернальности в семейных отношениях, интернальности в области производственных отношений, интернальности в области межличностных отношений, интернальности в области здоровья и болезни. Сама методика состоит из 44 утверждений.

«Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (В.В. Синявский,

В.А. Федорошин)

Возраст: от 11 лет.

Описание: методика состоит из 40 утверждений, с которыми учащемуся необходимо согласиться или не согласиться. Затем с помощью ключа подсчитывается сумма баллов.


Помимо приведенных выше диагностических методик для выявления некоторых видов одаренности может быть использованы психологические игры. Их можно использовать при выявлении лидерских и креативных способностей.

Мы считаем, что проведение диагностики детей поможет родителям, педагогам выбрать направление, где и как развивать способности ребенка, не причиняя ему физического, психологического вреда.

Выявление одаренных детей и их отбор должны служить лишь отправным пунктом психологического сопровождения процесса обучения. В этом случае одаренный учащийся может становиться активным субъектом собственного развития, осуществляемого во взаимодействии с окружением, а психодиагностика — одним из звеньев, обеспечивающих согласованность процесса обучения с индивидуальной траекторией развития одаренности, определение результативности обучения и оказание необходимой психолого-педагогической помощи в предупреждении и решении проблем одаренных учащихся.


Список использованной литературы


1. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире// Национальный психологический журнал. – 2010. – № 2. – С. 9.

2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: материалы из опыта работы / Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования. Составители: Михайленко Т.Н., Туницкая О.Ю.; под редакцией Афанасьевой Н.В. – Вологда: ВИРО, 2019. – 184 с.

3. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности / А.И. Грабовский // Педагогика. – 2003. – № 8. – С. 13.

4. Вихорева, О.А. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей / О.А. Вихорева // Дополнительное образование. – 2005.– № 5. – С. 39–41.

5. Губайдуллина, М. Выявление одаренности и творческих способностей детей / М. Губайдуллина // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 3. – С. 116–122.

6. Дворжецкая, Л.В. Выявление и развитие креативных способностей учащихся / Л.В. Дворжецкая // Завуч. – 2009. – № 8. – С. 78–80.

7. Нохрина, Н.А. Диалог педагога и психолога в диагностике одаренных детей / Н.А. Нохрина // Завуч. – 2009. – № 8. – С. 81–83.

8. Сергеева, Н.Г. Одаренные дети: проблемы диагностики / Н.Г. Сергеева // Завуч. – 2009. – № 8. – С. 84–86.

9.Фахретдинова, Ф. Формы и методы диагностики видов одаренности детей в школе / Ф. Фахретдинова // Педагогическая диагностика.– 2008. – № 3. – С. 57–68.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.