Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

БОУ ДПО (ПК) «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Конспект

непосредственно организованной деятельности по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (интеграция) во второй младшей группе «Светлячки»

по теме: лепка «Одежда для Маши»

Воспитатели: Бычкова Клавдия Евгеньевна

Майраслова Светлана Николаевна

Учитель-дефектолог-Черняева Галина Владимировна.

г.Чебоксары

2018 г.

Программное содержание

Образовательные задачи:

- закреплять умение пер размещать изображения на листе;

- создание в картине яркого художественного образа птицы на основе восприятия разнообразных видов искусства (изобразительное, декоративно-прикладное, музыка, художественная литература);

- упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении;

- побуждать к созданию разнообразных образов, используя разные средства выразительности (цвет оперения; форма клюва, хвоста; украшение на голове);

- совершенствовать технику работы с кистью: в зависимости от характера линии всей кистью и только ее концом;

- закреплять умение рисовать гуашью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой);

- сочетать два вида техники рисования: печатанье, рисование концом кисти, закрепить навыки нетрадиционной техники их исполнения: тычки, печатки.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать психические процессы, наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов;

- развитие воображения, образного мышления, творческой самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, чувства прекрасного.

Воспитательные задачи:

- воспитывать доброжелательность;

- формирование информационной культуры, интереса к произведениям художественной литературы и изобразительного искусства;

- вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств;

- воспитание эстетических чувств, умения видеть красоту, стремления делать добро.

Материально-технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: мультимедийная презентация «Птица Счастья», аудио запись музыкальных фрагментов из балета И. Стравинского «Жар-Птица», «Голоса птиц», муляжи птиц, перья.

Раздаточный: колокольчик, шары, «волшебные» ящики, сундук, листы бумаги формата А4, А3, кисти №№ 3; 5, печатки из картофеля, салфетки, банки с водой, гуашь-гель, ватные палочки, карандаши.

Предварительная работа педагога:

- изучение и анализ литературы, подбор материала, изобразительных средств, аудио средств по теме «Птицы»;

Предварительная работа с детьми:

- чтение рассказов Г.Скребицкого, В.Чаплиной, В.Бианки, русских народных сказок, «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Айога», «Жар птица»;

- рассматривание птиц перелетных, зимующих;

- просмотр мультфильма «Иван Царевич и Птица Счастья», рассматривание иллюстраций балета И. Стравинского «Птица Счастья», репродукций сказочных птиц при этом обращая внимание на их оперения;

- логоритмика Е. и С. Железновых;

- наблюдение за птицами на прогулке;

- ознакомление с русскими народными декоративными игрушками;

- занятия по ознакомлению с окружающим (учитель-дефектолог) и развитию речи (учитель-логопед) по теме «Птицы»;

- декоративное рисование узоров на разных формах разными материалами;

- обследование игрушки, изображение птиц на картинке и настенных панно, дымковской игрушки; анализ приемов изображения художника (цвет, колорит и др.).

Словарная работа:

обогащать активный словарь детей:

существительными: «перо», «перышко», «облачко», «завитки», «линии»;

прилагательными: «длинная», «высокий», «низкий», «радостное», «бодрое», «грустное», «печальное», «выразительные», «плавные»;

глаголами: «разговаривать», «приносить», «кружиться», «махать», «терять».

Индивидуально-дифференцированный подход: с Ариной рисовать голову и туловище птицы с помощью печаток из картофеля; шею, два крыла и хвост приемом посильных действий «рука в руке».

Основные методы и приемы:

- прем организации детей – ритуал приветствия;

- использование натуры;

- рассматривание репродукций картин;

- рассматривание образцов детских рисунков;

- показ воспитателем приемов изображения;

- показ детских работ в конце занятия;

- показ жестом;

- беседа;

- указания;

- объяснения;

- использование моментов игр;

- похвала, поощрение, предвосхищение результатами деятельности.

Список литературы:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – Москва, «Мозаика-Синтез», 2010.

2. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». – Москва, «Карапуз-Дидактика», 2008.

Ход занятия:

Звоном маленького колокольчика воспитатель приглашает детей в группу и начинает занятие.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, поздороваемся с гостями.

Все: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.

(дети встают в круг, берутся за руки и повторяют за воспитателем).

Воспитатель: Мы стоим рука в руке (пожимают руки стоящих рядом участников),

Вместе мы – длинная лента (расходятся на возможную ширину круга).

Можем мы высокими быть (поднимают руки вверх и встают на цыпочки),

Можем низкими быть (отпускают руки и приседают).

Но один никто не будет (пожимают руки стоящих рядом детей):

И Лиза здесь, и Даша здесь, и Сережа здесь, и Арина здесь. Все здесь.

Игра «Волшебные ящики»

(На столах выставлены ящики для ощупывания (в каждом перо птицы).

Воспитатель:  Ребята посмотрите на столах «Волшебные ящики». (включается музыкальное сопровждение). Что же лежит в них? Подойдите к столу и выберите ящик. Просуньте руки о определите что в ящике?

(Дети просовывают руки в рукава и на ощупь определяют находящийся внутри предмет.) Что у тебя? у тебя? у тебя?

(Опрашиваются все дети. После ответов воспитатель достает из ящика перо.)

Воспитатель: Что это?

Дети: Перо.

Воспитатель: Предлагаю назвать этот предмет ласково.

Дети: Перышко.

Воспитатель: Удивительные перышки! Красивые! У всех разные! У кого какого цвета?

(Дети называют).

Воспитатель: Интересно, это чье перышко?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Да, перо удивительной, сказочной, волшебной птицы. Не так давно, мы читали сказку про облачко, которое обрело счастье, превратилось в птицу! Помните, сказку про облачко, превратившееся в Птицу Счастья. Как Вы думаете, что такое счастье?

(Ответы детей).

Воспитатель: Потерянное перо, как опавший лист, а увидишь его на тропе, непременно наклонишься и поднимешь весточку от удивительной птицы. Крутишь в пальцах, а оно пылает, то синим, то зеленым, то фиолетовым цветом. Предлагаю положить перышки в сундук.

Воспитатель: Люди, как то Облачко, хотят ощутить счастье. С древних времен они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. Каждый мечтал встретить ее, она навещала тех, где любили друг друга, заботились о других, работали с душой и не отказывали в помощи бедным и больным. Многие герои в поисках Птицы Счастья отправлялись в далекие края, проходили через испытания.

Хотели бы Вы увидеть Птицу Счастья? Поймать ее? А Вам предлагаю сегодня встретиться с Птицей Счастья. Каким образом мы ее увидим? Для этого у нас имеются волшебные кисти, которые нам в этом помогут. Художники, музыканты так же не раз обращались к этому прекрасному образу «Птицы Счастья».


 

Слайд 1.

Воспитатель: Об этом следующая загадка:

 

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем

Кто это? (Слайд 2).

(При правильном ответе появляется её изображение).

(Ответы детей).

Воспитатель: У многих народов есть предания о волшебной птице с необыкновенными золотыми перьями. В русских сказках - это Жар-птица (Слайд 3).

Воспитатель: Ее название указывает на связь с огнем. Жар - это и угли в печи и знойная пора лета (Слайд 4).

Воспитатель: Питается жар-птица золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие (Слайд 5).

Воспитатель: Финист (Феникс) – бессмертная птица Счастья и вечной молодости. Это птица с перьями огненно-красного и золотого цветов, быстрая как свет или молния (Слайд 6).

Воспитатель: Образ жар-птицы в восточных странах также присутствует (Слайд 7).

 

 

Воспитатель: В городецкой росписи образ жар-птицы выглядит по-особенному (Слайд 8).

Воспитатель: На какую реальную птицу похожа Жар-птица? (Слайд 9).

Воспитатель: Иллюстрация из сказки П.Ершова «Конек-горбунок». Главный герой сказки, который сумел поймать Жар-птицу – Иван (Слайд 10).


 

Воспитатель: Жар-птица в изображении художника Ивана Билибина (Слайд 11).

Воспитатель: Жар-птица в изображении художника Константина Андрианова (Слайд 12).
 

Воспитатель: Образ Жар-птицы в декоративно-прикладном творчестве (Слайды 13-14).

 

Воспитатель:  Ребята, образы сказочных птиц имеют сходства? Чем они похожи друг на друга? Чем отличаются? (Слайд 15). 

(Дать детям возможность высказать своё мнение).

Знаете ли вы, что великие композиторы также изображали образ волшебной птицы в музыке. Так, композитор И. Стравинский, образ сказочной птицы передал в балете «Жар-птица». Предлагаю прослушать его. (Дать детям возможность послушать музыкальный фрагмент из балета И. Стравинского) (Слайд 16). 

Воспитатель: А музыка, по характеру какая? Радостная или грустная? По темпу, какая? Медленная или быстрая? (Дети с закрытыми глазами слушают музыку. В этот момент выставляются деревья с сидящими на ветках птицами)

(Дать детям возможность высказать своё мнение).

Воспитатель: Посмотрите, какие птицы к нам прилетели. (на елке муляжи птиц).

(Дети рассматривают).

Воспитатель: Почему мы можем всех их назвать птицами?

Дети: Птицы умеют летать, у них есть крылья, и тело покрыто пером.

Воспитатель: Назовите части тела птиц. Обводите их пальцем.

Дети: Голова, грудь, шея, туловище, крылья, лапки, хвост, перья, оперение.

Воспитатель: Какие части тела позволяют им летать?

Дети: Летают они, потому что у них есть крылья.

Воспитатель: Птица Счастья – птица. У Птицы Счастья, как у настоящих птиц есть….

Дети: тело, голова, хвост, лапки.

Физкультминутка с перьями (Педагог раздает перья).

Воспитатель: Предлагаю поиграть с перышками, которые потеряли наши птицы. (Предложить детям выбрать разноцветные перышки из сундука).

Птицы крыльями махали,

Пух и перышки теряли (ритмично поднимают и опускают

руки, держа в одной перо).

Перья в воздухе кружились (кружатся, руки вытянуты в стороны,

перо в руке),

На ладошки к нам ложились (кладут перо себе на ладонь),

С ними весело играли (дуют на перышки, сдувая их с ладоней).

С ручек дружненько сдували. (Положить перышки на ветки ели).

Воспитатель: Сейчас мы будем учиться рисовать Птицу Счастья. Нужно рисовать крупно на весь лист. Нарисуем овал для туловища и треугольники для крыльев. На рисунках Птица Счастья изображается с размашистыми крыльями. Нарисуем большой красивый хвост. Нарисуем лапы птицы. Теперь можно нарисовать шею, голову, клюв Птицы Счастья. На голове нарисуем глаз и небольшой хохолок на макушке (Слайд 17).
 

 

Птица Счастья – большая, яркая, необыкновенно красивая, нарядная. Выбираем для нее яркие, теплые, красивые краски. Желтый и оранжевый, красный, розовый цвета кажутся еще ярче, если рядом наложить синий, серый или черный. Тычками раскрашиваем голову, шею, туловище Птицы Счастья. Концом кисти раскрашиваем два крыла. Снизу длинные завитки (хвост).

(объясняя методику рисования, педагог одновременно показывает на доске как  это нужно делать.)

Воспитатель: Предлагаю обрисовать контур сказочной птицы на листе, рисовать хвост в воздухе.

Самостоятельная работа детей за столами  (под музыкальное сопровождение). Индивидуальная работа педагога с детьми: помощь в подборе цветовых сочетаний, технике работы гуашью. Гуашь набирать только на волосиках кисточки. Рисовать концом кисти тонкие линии не спеша, тогда рисунок получится красивым. Лишнюю краску убирать об край баночки.

В конце занятия устроить выставку рисунков. Рассмотреть все рисунки.

Воспитатель: Предлагаю полюбоваться всеми рисунками, отметить их красоту и неповторимость. У каждого получилась своя птица, не похожая на других. Каждый из вас нарисовал свою Птицу Счастья. И сейчас Птица Счастья в ваших руках.

Предлагаю выбрать самую сказочную птицу, самую веселую, самую красивую, самую яркую птицу.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось? Что вам запомнилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, мы с вами сегодня обрели настоящую собственную Птицу Счастья и она обязательно принесет в наш дом радость, улыбку.

Воспитатель: За что ты себя сегодня можешь похвалить? (Ответы детей, после каждого ответа дети аплодируют себе и друг другу).

Воспитатель: Если стараться и очень хотеть, то счастье обязательно придет в ваш дом и семью. Давайте тихонечко, чтобы не спугнуть волшебную птицу, пожелаем друг другу счастья!).

(Дети желают счастье друг другу).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.