12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ситкова Елена Викторовна69
учитель начальных классов
Россия, Карелия респ., Олонецкий район,поселок Ильинский
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Окружающий мир

3 класс

УМК «Школа России »

Тема урока: «В царстве грибов»

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

1. Содействовать формированию у учащихся представления о грибах как отдельном царстве природы, обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов, как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.

2. Формировать умения строить доказательства, развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез);

3. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать о наличии царства грибов;

- знать строение гриба;

- находить и перечислять части гриба;

- знать съедобные и несъедобные грибы;

- различать грибы-двойники;

- знать грибы, занесённые в Красную книгу.

Метапредметные:

- сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки;

- сравнивать свои выводы с текстом учебника;

- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;

- проверять правильность выполнения задания;

- формулировать правила сбора грибов;

- сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами

в учебнике;

- работать в паре;

- создавать модель гриба.

Личностные:

- осознавать значение грибов для леса;

- осознавать важность правильного сбора грибов;

- осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых

видов грибов.



Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран,

- презентация «В царстве грибов»,

-план исследования «Признаки растений и животных»,

-учебник «Окружающий мир» 3 класс,

-картинки с рисунками грибов,

-макеты грибов,

Технологии: Проблемная, технология критического мышления, информационная.

Ход урока.

I.Организационный этап

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок.

Тихо девочки за парту сели, тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

А что такое природа? ( Природа-это всё, что нас окружает, но не сделано нашими руками.)

Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

Какие признаки живой природы вам известны? ( Питается, дышит, растёт, даёт потомство, умирает.)

Мы знаем что все объекты живой природы ученые – биологи выделяют в царства : растений, животных. Существуют признаки, по которым распределяют растения и животных. Давайте их вспомним. Давайте сравним два этих царства, в соответствии с планом

План исследования:

Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.

Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?

Могут ли передвигаться самостоятельно?

Какие условия нужны для роста и развития?

-Что мы уже узнали о растениях?

Дети: Растения питаются растворенными минеральными солями.

Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.

Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

-А что мы знаем о животных?

Дети. Животные имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.Не могут вырабатывать питательные вещества сами. Могут жить и развиваться в различных условиях.

-Что у меня в руках? (корзинка)

-Почему корзинка появляется на нашем уроке?( Пойдем в лес)

-Как вы думаете, что у меня в корзинке? (грибы)

-Отгадаем загадку и узнаем что у меня в корзинке:

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы. (Гриб)

Игра « Угадай гриб» ( Дети достают гриб из закрытой корзины и называют его)

-О чем сегодня будем говорить на уроке?

-Правильно, сегодня мы будем говорить о грибов! К какому царству отнесем грибы? – это будет главный наш вопрос.


III.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

- Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями. Мы будем исследовать грибы по плану, по которому сравнивали царства растений и царства животных. Но вначале давайте вспомним, что мы уже знаем о грибах. Из каких частей состоит гриб? Откройте учебник на стр.112 и прочитайте о строение гриба, подпишите в паре части гриба.( Гриб состоит из шляпки, ножки, грибницы. Дети подписывают части гриба, в парах проверяют. )

-А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей? (грибница). Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7)   В шляпке созревают споры, которые разносятся ветром, попадают в землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке передвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы.

-А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки? Пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок, и трубчатые – похожа на губку.

- Следующий вопрос на который мы должны найти ответ: Чем могут питаться грибы? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества? Откроем учебник с 112. и прочитаем.

- Как же питаются грибы?( Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями, поглощает питательные вещества из находящихся в почве мертвых останков растений и животных)

- Могут грибы производить для себя питательные вещества?( нет)

- Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но может тогда они животные?

- Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички.

- Можно ли сказать, что грибы – это животные?

(Грибы питаются солями из почвы, как растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться.)

- Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство.

- Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю.

Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (Влага, тепло, питательная среда.

- А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития?(растения)

- А нужен свет грибам? (Да.)

-Для чего растениям нужен свет? ( Под действием света растения вырабатывают питательные вещества.)

-А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений? (Они не вырабатывают питательные вещества сами.)

-Теперь давайте сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы?(Грибы не могут сами вырабатывать питательные вещества.

-Питаются останками живых существ, солями из почвы.

- Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.

-Самостоятельно не могут передвигаться)

Существует целая наука, которая изучает грибы. Она называется «Микология». Микос- гриб, логос-наука. «Микология-наука о грибах»

Физкультминутка( см.видео)

Взаимосвязь грибов с деревьями.

Вспомните, где любят расти грибы? (под деревьями, на пнях, во мху.)

А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие. (просмотр видео)

Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?

- Давайте все вместе проведём маленькое исследование, чтобы подтвердить наши предположения.

Тема исследования: Почему деревьям плохо без грибов?

- Как вы думаете, грибы помогают расти деревьям? Это наша гипотеза.

Гипотеза: Предположим, что грибы помогают расти деревьям.

Цели: Выяснить, что же связывает деревья и грибы друг с другом.

Результаты исследования:

- Что получают грибы от деревьев?

1. Грибы получают от дерева питательные вещества.

- А давайте теперь предположим, что же деревья получают от грибов?

- А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)

2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.

- А как связана грибница и корни деревьев? (Срастается)

- А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?

3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.

- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?

4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.

- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев.

- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?

Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.

- Проведя исследование, мы сделали открытие, и узнали, как связаны между собой грибы и деревья.

Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз

Группы грибов.

- Всего существует около ста тысяч грибов, из них 300 видов съедобные, но широко известны только несколько десятков. Грибы бывают съедобные и ядовитые .

Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки.

Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать! Работа в группах.

1.Съедобные грибы с.114

2.Ядовитые грибы с.114

3.Грибы – карлики

Грибы - карлики

Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Если плесень рассмотреть под микроскопом, видно, что она имеет такое же строение: плодовое тело и грибницу. Но у плесени нет шляпки. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей. На свете есть еще и дрожжевые грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия. Так же есть кефирные грибки , которые сквашивают молоко,

- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

Значение грибов в природе и жизни человека. Правила сбора грибов.

Как человек использует грибы? (Ответы детей)
- Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов .Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством.

 А  чтобы  не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов!  Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы. (работа в парах)

                   Правила сбора грибов.

Выбери верные правила

Собирай только знакомые грибы.


Не разрывай мох и листву вокруг гриба.


Грибы лучше срезать ножом


Нельзя собирать старые грибы.


Нельзя собирать грибы возле дорог.


Ходить за грибами можно только с родителями.

Те грибы, которые ты не взял, можно сбивать палкой, ногой


Можно собирать все красивые грибы


Собирать грибы можно в любом месте.


Из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.

- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)

- Эти грибы нуждаются в особой охране.

VI. Этап подведения итогов учебного занятия

Учитель. Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?

Дети. Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их аккуратно.

Некоторые грибы помогают растениям впитывать из почвы воду и соли.

Грибами питаются многие животные.

Некоторые грибы помогают готовить пищу.

Грибы разрушают остатки живых организмов и способствуют образованию перегноя.

Есть грибы-лекарства


V. Этап информации о домашнем занятии (слайд)

Учебник: с.40-43.

(по выбору)

- Составить кроссворд на тему: «Грибы»

-Подготовить рассказ «Любимые грибы нашей семьи».

Сделать к нему рисунок.

VI.Этап рефлексии

- Кому было интересно на уроке?

- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.

- А что вы уже знали раньше?

- Что понравилось делать?

- Что было трудно?

На столе перед вами лежат сигнальные карточки.

- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленую карточку, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красную.

Я научился

На уроке мне было …

Я узнал..



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.