Урок окружающего мира в 3 классе на тему «В царстве грибов»
Окружающий мир
3 класс
УМК «Школа России »
Тема урока: «В царстве грибов»
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
1. Содействовать формированию у учащихся представления о грибах как отдельном царстве природы, обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов, как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
2. Формировать умения строить доказательства, развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез);
3. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать о наличии царства грибов;
- знать строение гриба;
- находить и перечислять части гриба;
- знать съедобные и несъедобные грибы;
- различать грибы-двойники;
- знать грибы, занесённые в Красную книгу.
Метапредметные:
- сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки;
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;
- проверять правильность выполнения задания;
- формулировать правила сбора грибов;
- сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами
в учебнике;
- работать в паре;
- создавать модель гриба.
Личностные:
- осознавать значение грибов для леса;
- осознавать важность правильного сбора грибов;
- осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых
видов грибов.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран,
- презентация «В царстве грибов»,
-план исследования «Признаки растений и животных»,
-учебник «Окружающий мир» 3 класс,
-картинки с рисунками грибов,
-макеты грибов,
Технологии: Проблемная, технология критического мышления, информационная.
Ход урока.
I.Организационный этап
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок.
Тихо девочки за парту сели, тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
А что такое природа? ( Природа-это всё, что нас окружает, но не сделано нашими руками.)
Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
Какие признаки живой природы вам известны? ( Питается, дышит, растёт, даёт потомство, умирает.)
Мы знаем что все объекты живой природы ученые – биологи выделяют в царства : растений, животных. Существуют признаки, по которым распределяют растения и животных. Давайте их вспомним. Давайте сравним два этих царства, в соответствии с планом
План исследования:
Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
Могут ли передвигаться самостоятельно?
Какие условия нужны для роста и развития?
-Что мы уже узнали о растениях?
Дети: Растения питаются растворенными минеральными солями.
Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.
Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.
-А что мы знаем о животных?
Дети. Животные имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.Не могут вырабатывать питательные вещества сами. Могут жить и развиваться в различных условиях.
-Что у меня в руках? (корзинка)
-Почему корзинка появляется на нашем уроке?( Пойдем в лес)
-Как вы думаете, что у меня в корзинке? (грибы)
-Отгадаем загадку и узнаем что у меня в корзинке:
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (Гриб)
Игра « Угадай гриб» ( Дети достают гриб из закрытой корзины и называют его)
-О чем сегодня будем говорить на уроке?
-Правильно, сегодня мы будем говорить о грибов! К какому царству отнесем грибы? – это будет главный наш вопрос.
III.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
- Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями. Мы будем исследовать грибы по плану, по которому сравнивали царства растений и царства животных. Но вначале давайте вспомним, что мы уже знаем о грибах. Из каких частей состоит гриб? Откройте учебник на стр.112 и прочитайте о строение гриба, подпишите в паре части гриба.( Гриб состоит из шляпки, ножки, грибницы. Дети подписывают части гриба, в парах проверяют. )
-А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей? (грибница). Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7) В шляпке созревают споры, которые разносятся ветром, попадают в землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке передвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы.
-А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки? Пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок, и трубчатые – похожа на губку.
- Следующий вопрос на который мы должны найти ответ: Чем могут питаться грибы? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества? Откроем учебник с 112. и прочитаем.
- Как же питаются грибы?( Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями, поглощает питательные вещества из находящихся в почве мертвых останков растений и животных)
- Могут грибы производить для себя питательные вещества?( нет)
- Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но может тогда они животные?
- Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички.
- Можно ли сказать, что грибы – это животные?
(Грибы питаются солями из почвы, как растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться.)
- Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство.
- Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю.
Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (Влага, тепло, питательная среда.
- А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития?(растения)
- А нужен свет грибам? (Да.)
-Для чего растениям нужен свет? ( Под действием света растения вырабатывают питательные вещества.)
-А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений? (Они не вырабатывают питательные вещества сами.)
-Теперь давайте сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы?(Грибы не могут сами вырабатывать питательные вещества.
-Питаются останками живых существ, солями из почвы.
- Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.
-Самостоятельно не могут передвигаться)
Существует целая наука, которая изучает грибы. Она называется «Микология». Микос- гриб, логос-наука. «Микология-наука о грибах»
Физкультминутка( см.видео)
Взаимосвязь грибов с деревьями.
Вспомните, где любят расти грибы? (под деревьями, на пнях, во мху.)
А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие. (просмотр видео)
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.
- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?
- Давайте все вместе проведём маленькое исследование, чтобы подтвердить наши предположения.
Тема исследования: Почему деревьям плохо без грибов?
- Как вы думаете, грибы помогают расти деревьям? Это наша гипотеза.
Гипотеза: Предположим, что грибы помогают расти деревьям.
Цели: Выяснить, что же связывает деревья и грибы друг с другом.
Результаты исследования:
- Что получают грибы от деревьев?
1. Грибы получают от дерева питательные вещества.
- А давайте теперь предположим, что же деревья получают от грибов?
- А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)
2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.
- А как связана грибница и корни деревьев? (Срастается)
- А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?
3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.
- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?
4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.
- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев.
- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?
Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.
- Проведя исследование, мы сделали открытие, и узнали, как связаны между собой грибы и деревья.
Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз
Группы грибов.
- Всего существует около ста тысяч грибов, из них 300 видов съедобные, но широко известны только несколько десятков. Грибы бывают съедобные и ядовитые .
Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки.
Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать! Работа в группах.
1.Съедобные грибы с.114
2.Ядовитые грибы с.114
3.Грибы – карлики
Грибы - карлики
Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Если плесень рассмотреть под микроскопом, видно, что она имеет такое же строение: плодовое тело и грибницу. Но у плесени нет шляпки. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей. На свете есть еще и дрожжевые грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия. Так же есть кефирные грибки , которые сквашивают молоко,
- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?
Значение грибов в природе и жизни человека. Правила сбора грибов.
Как человек использует грибы? (Ответы детей)
- Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов .Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством.
А чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов! Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы. (работа в парах)
Правила сбора грибов.
Выбери верные правила
Собирай только знакомые грибы. |
Не разрывай мох и листву вокруг гриба. |
Грибы лучше срезать ножом |
Нельзя собирать старые грибы. |
Нельзя собирать грибы возле дорог. |
Ходить за грибами можно только с родителями. |
Те грибы, которые ты не взял, можно сбивать палкой, ногой |
Можно собирать все красивые грибы |
Собирать грибы можно в любом месте. |
Из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.
- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)
- Эти грибы нуждаются в особой охране.
VI. Этап подведения итогов учебного занятия
Учитель. Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?
Дети. Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их аккуратно.
Некоторые грибы помогают растениям впитывать из почвы воду и соли.
Грибами питаются многие животные.
Некоторые грибы помогают готовить пищу.
Грибы разрушают остатки живых организмов и способствуют образованию перегноя.
Есть грибы-лекарства
V. Этап информации о домашнем занятии (слайд)
Учебник: с.40-43.
(по выбору)
- Составить кроссворд на тему: «Грибы»
-Подготовить рассказ «Любимые грибы нашей семьи».
Сделать к нему рисунок.
VI.Этап рефлексии
- Кому было интересно на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
- А что вы уже знали раньше?
- Что понравилось делать?
- Что было трудно?
На столе перед вами лежат сигнальные карточки.
- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленую карточку, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красную.
Я научился …
На уроке мне было …
Я узнал..