Урок окружающего мира в 3 классе на тему «В царстве грибов»
Описание урока/занятия | ||
Предмет | Окружающий мир | |
Класс | 3 | |
Тема | В царстве грибов | |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Герасева Ирина Дмитриевна, учитель начальных классов | |
Образовательное учреждение | МОУ «Демиховский лицей» | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Время реализации урока: 30 минут в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Zoom . | ||
Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе. | ||
Задачи: Обучающие: - познакомить обучающихся со строением грибов, значением в природе; - познакомить с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной; Развивающие: - развивать умение работать с учебником, выделять главную мысль, обобщать; - развивать активную речь учащихся; Воспитывающие: - воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе; - воспитывать навыки бережного отношения к природе родного края. | ||
Планируемые результаты | Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Предметные: Знать строение грибов; уметь различать съедобные и несъедобные грибы; уметь объяснять значение грибов в природе и применять в жизни людей; уметь правильно собирать грибы. Метапредметные: Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные УУД Уметь использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |
Ресурсы, оборудование и материалы учебник «Окружающий мир» 3 класс ч.1 Плешаков А.А.; рабочая тетрадь 3 класс ч.1 Плешаков А.А.; мультимедийная презентация. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие | Деятельность | Деятельность | Формы | Универсальные |
I. Этап мотивации к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Что мы будем делать с вами, Что б природе стать друзьями? Что б природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать Научитесь наблюдать. Только вместе, только дружно Изучать природу нужно! (СЛАЙД 1) | Проверяют свою готовность | Фронтальная | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
II. Актуализация знаний | Беседа по разделу | Ребята, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. Какие звуки вы слышите? -Молодцы! Мы с вами отправляемся в лес на природу. (СЛАЙД 2) -Но для начала посмотрите на картинки. Есть что-то общее между ними? (СЛАЙД 3) -А живые организмы какими признаками обладают? -Что же мы отнесем к первой группе и как ее назовем? -Что отнесем ко второй группе и как ее назовем? -Какое название дали учёные–биологи этим группам? (СЛАЙД 4) | -Звуки леса. -Они все живые -Дышат, питаются. -Береза, ромашка, одуванчик – группа РАСТЕНИЯ. -Заяц, медведь, лиса – группа ЖИВОТНЫЕ. -Учёные - биологи назвали их царствами: царства растений и царства животных. | Фронтальная | Познавательные: Уметь использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
III. Выявление места затруднения | Беседа | -Ребята, а что ещё встречается в лесу? -К какому царству вы отнесете ягоды? (СЛАЙД 5) -А грибы можно отнести к этому царству? Почему? - Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы? Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство. Значит, оставшиеся картинки мы отнесем к третьей группе – царство грибов. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (СЛАЙД 6) Какие цели мы поставим перед собой на уроке?. (СЛАЙД 7) Чему мы должны научиться? Молодцы! А все ли из вас знают значение грибов в природе и жизни людей? Все ли знают, как необходимо собирать грибы, чтобы не навредить им? | -Ягоды, грибы -К царству РАСТЕНИЯ -Нет, нельзя. Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков. Их можно отнести к царству грибов. -В царстве грибов. - Узнать строение грибов. -Научиться различать грибы. -Нет, надо узнать значение грибов в природе. -Нет, нужно научиться правильно собирать грибы | Фронтальная | Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Презентация | Отлично! А теперь отгадайте загадки. Вот лесок березовый. В шляпке здесь не розовой. В шляпке бурой, светлой С длинной ножкой и заметный. (СЛАЙД 8) Посмотрите все направо. Этот лес красив. Дубрава. А живет здесь главный гном. Шляпа темная на нем Гриб отважный, смелый И зовется… (СЛАЙД 9) Вас в осинник привела, Гриб другой вам назвала. В шляпке ярко-красной. Рви. Он не опасный. (СЛАЙД 10) Какой можно сделать вывод о местах, в которых растут грибы? -Ребята, сейчас мы узнаем о строении гриба. Откройте учебник на странице 112. Давайте прочитаем текст, и отметим части гриба в рабочей тетради на с.65. Даю вам на работу 3 минуты. Проверим, как вы выполнили задание. Назовите части гриба (СЛАЙД 11). Что такое грибница? (СЛАЙД 12) Какую роль она выполняет? -Какую пользу приносят грибы деревьям? Какую ещё пользу приносят грибы? Отлично! Найдите ошибку в этой схеме. (СЛАЙД 13) Молодцы! Какую из поставленных целей мы решили? | Подберезовик Белый Подосиновик Каждый гриб растет в определенном месте Обучающиеся читают и рассматривают иллюстрацию. Отмечают части гриба в задании №1 в рабочей тетради. Шляпка, ножка, грибница Подземная часть гриба -Всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями, поглощает питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. -Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. -Ими питаются многие животные. -Поменять местами шляпку и грибницу -Узнали строение гриба. | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания |
| Физкультминутка | Теперь мы немного подвигаемся. Встаньте рядом с компьютерами и слушайте, какие выполняем движения. Утром дети в лес пошли И в лесу грибы нашли Наклонялись, собирали По дороге растеряли. | Шаги с высоким подниманием ног, размеренное приседание, наклоны вперёд, ритмичное разведение рук в стороны. | Фронтальная | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров |
V. Реализация построенного проекта | Работа по материалам учебника | Итак, строение мы рассмотрели, а теперь давайте узнаем, на какие группы делятся грибы (СЛАЙД 15). А на какие группы можно разделить эти грибы? Назовите номера грибов по группам. В нашей стране встречается около 300 видов съедобных грибов, хотя широко известно всего несколько десятков. Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому детям собирать грибы можно только со взрослыми, которые хорошо разбираются в грибах. Давайте разделимся на группы. На с.114 в учебнике вы прочитаете сходства и различия грибов. Первая группа рассмотрит грибы под цифрой 1, вторая группа под цифрой 2, третья группа под цифрой 3. Через 2 минуты мы определим, какие грибы можно складывать в корзину, а какие нельзя. Проверяем! (СЛАЙД 17) -Чем отличаются эти грибы? Первая группа? - Молодцы! Вторая группа? -Отлично! Третья группа? -Молодцы! Теперь вы знаете, как отличить грибы, которые похожи друг на друга! Они называются двойниками. В народе желчный гриб, ложноопенок и поганку называют ложными грибами. Хоть царство грибов и огромное, но есть грибы, которых становится меньше. Они занесены в Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Посмотрите их (СЛАЙД 18-19). -Что интересного вы увидели? А еще, ребята, есть грибы, которые не видны, но они очень полезны для людей. Посмотрите, дрожжевые грибы помогают испечь хлеб, кефирные грибы – получить кисломолочные продукты, а пенициллиновые грибы – вылечить от заболеваний. Итак, какую из поставленных целей мы решили? Мы выяснили, что грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям. Расскажу вам один случай из жизни. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса у нее развилась рвота, началось расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Это было отравление. К счастью, родители успели промыть желудок. Дать активированный уголь и вызвать скорую помощь. – Назовите признаки отравления грибами. – Что нужно предпринять при отравлении грибами? -Молодцы! Вы научились оказывать первую помощь при отравлении. - А сейчас проверим, умеете ли вы собирать грибы так, чтобы они не исчезли с лица Земли. Давайте ознакомимся с правилами сбора грибов (с. 121). Отлично! Теперь вы знаете, как собирать грибы, чтобы они не исчезли с лица земли. Посмотрите внимательно! Я вам покажу небольшой опыт! (Тарелка, окрашенная вода, губка). Ребята, те грибы, которые растут у дороги и в зоне промышленных предприятий впитывают из земли всю грязь, словно эта губка. Посмотрите, какая она стала? - Где можно собирать грибы? | Съедобные и несъедобные. 2, 3 – несъедобные; 1, 4 – съедобные Обучающиеся рассматривают в группах грибы. Ответы детей - У белого гриба шляпка снизу белая или желтая, у желчного гриба – розовая. - У опенка на ножке кольцо, у ложноопенка кольца нет. -У шампиньона шляпка снизу розовая или фиолетовая, у бледной поганки белая, внизу есть рваный мешочек. Учащиеся рассматривают и читают названия грибов из Красной книги. Эти грибы необычной формы, яркого цвета. Рассматривают иллюстрации. Узнали, на какие группы делятся грибы. Слушают учителя 1. Расстройство кишечника 2. Обильное слюнотечение. 3. Рвота. 1. Немедленно вызвать врача. 2. Промыть желудок. 3. Выпить активированный уголь. Обучающиеся знакомятся с правилами сбора грибов на с. 121 учебника -Грязная - В лесу. В экологически чистых местах. | Фронтальная Работа | Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; высказывать свое предположение. Коммуникативные Уметь слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе Познавательные Уметь использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, находить ответы на вопросы в тексте. |
| Физкультминутка-релаксация | - Сейчас закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день. | Слушают учителя | Фронтальная | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров |
VI. Первичное осмысление и закрепление изученного | Обобщить полученные на уроке сведения. | Ребята, давайте проверим, как вы усвоили полученные знания на уроке. Я предлагаю вам участие в викторине «Загадки Старичка-Боровичка». Когда вы правильно ответите на все вопросы, картинка будет полностью раскрашена. 1. Дополни пословицу: «Мухомор красен, да для здоровья…» а) прекрасен б) опасен в) вреден 2. Какой из этих грибов является несъедобным? а) груздь б) шампиньон в)ложнодождевик обыкновенный 3. Как называется подземная часть гриба? а) шляпка б) ножка в) грибница 4. какой из этих грибов занесен в Красную книгу? а) опёнок б) белый гриб в) паутинник фиолетовый 5. Какой гриб называют «царём грибов»? а) рыжик б) боровик в) груздь 8. Назовите самый ядовитый гриб а) мухомор б) бледная поганка в) желчный гриб 9. Какие грибы можно выращивать на грядках? а) мухоморы б) дождевики в) шампиньоны 10. Что всасывают грибы из земли? а) углекислый газ б) воду и минеральные соли в) крахмал 11. Почему нельзя собирать старые грибы? а) они содержат соли б)они содержат минеральные вещества в) они содержат яд Молодцы! Вы все отлично справились с заданием Старичка-Боровичка. Наша иллюстрация полностью раскрашена. | Фронтальная. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; определяют свое эмоциональное состояние. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя | |
VII. Включение в систему знаний. Рефлексия | определить свое эмоциональное состояние на уроке | Итак, ребята, чему же мы с вами научились? Какие цели ставили в начале урока? Покажите мне ядовитый мухомор, если что-то из цели урока осталось нерешенным для вас, непонятным. Покажите съедобный белый гриб, если все понятно. - Что полезного узнали на уроке? - Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес? -Сегодня на уроке отличились…. (выставление отметок) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Индивидуальная | Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя |
VIII. Домашнее задание | | Выполните задание на с.66-67 в рабочей тетради. Все желающие могут решить кроссворд, ссылку на кроссворд я дам в школьном портале. | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник. | | |
Перминова Елена Федоровна