Статья «Особенности организации работы классного руководителя с родителями обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью»

2
0
Материал опубликован 30 October 2020 в группе

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 5» 

г. Курска 








«Особенности организации работы классного руководителя с родителями обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 




Учитель –  

Должикова Нелли Викторовна 






Курск 2020 

Появление ребёнка-инвалида в семье отражается на качестве жизни его родителей. Нарушаются социальные связи семьи. Часто один из родителей частично или полностью выключается из общественной жизни. В связи с этим появляется целый ряд психологических проблем, что зачастую ведёт к разрушению семьи.  

С самого начала обучения в школе-интернате мы стараемся, чтобы дети вместе с родителями могли как можно больше проявить себя в общественной жизни школы.   

Здесь, в школе-интернате, родители осознают, что их дети так же, как и другие могут учиться, активно участвовать в различных развлекательных, познавательных, развивающих мероприятиях, заниматься доступными видами спорта, проявлять свои творческие способности. 

Разнообразные формы воспитательной работы, организованные в школе-интернате, способствуют развитию жизненных компетенций у обучающихся:  

внеурочная деятельность, направленная на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности: «Весёлый карандаш», «В мире сказок», «Мир вокруг тебя», «Оздоровительная гимнастика» и др.; ежегодный фестиваль «Звездный дождь»; тематические выставки и конкурсы рисунков,  творческих работ, декоративно-прикладного искусства; праздники и развлекательные мероприятия; экскурсии и посещения культурно-досуговых центров; творческие проекты и др. 

Однако, нельзя передать функцию формирования социально адаптированного члена общества только школе. Семья – это тот институт, где происходит основная социализация ребенка, где он приобретает опыт взаимоотношений с другими людьми, усваивает образец общечеловеческих норм и правил, где закладываются первые представления об окружающем мире.  

Не умаляя значения школы, важно признать, что общество не создало другой ячейки в воспитательной системе, которая по силе эмоционально-нравственного воздействия на формирующуюся личность превзошла бы семейную.  

Школа не сможет заменить семью. Роль школы - поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих обучающихся.  

Сотрудничество школы и семьи начинается со знакомства -  изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.  

Необходимо посмотреть, как родители относятся к внутреннему миру своего ребенка, как воздействуют на него.  

Родители по-разному относятся к своему проблемному ребёнку. 

Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, не удовлетворён собой. 

Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы. 

Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. 

Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе. 

Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.  

Чтобы воспитательный потенциал семьи был продуктивно использован с целью формирования жизненных компетенций обучающихся, необходимо: 

разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию; 

пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний. 

  совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. 

Повышение педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка. 

В программу сотрудничества с семьёй в школе-интернате включаются не только родительские собрания, но и такие формы, как Малый Семейный Совет, мастер-классы, семейные просмотры, совместные внеклассные мероприятия, индивидуальные беседы, а также широко используются анкеты обратной связи, анкеты – помощники, анкеты- информаторы, домашнее визитирование, совместные праздники, индивидуальное консультирование, мастер-классы. 

Педагогически грамотная семья – это основа формирования жизненных компетенций обучающихся. Самой эффективной формой работы зарекомендовали себя Малые Семейные Советы, на которых родители не только слушают педпгога, но и имеют возможность поделиться свои позитивным или отрицательным опытом. В любом благом деле важна атмосфера сотрудничества. Сотрудничества всего педколлектива, сотрудничества педколлектива и родителей, сотрудничества каждого педагога с каждым учеником, сотрудничества обучающихся между собой. А обучение детей с интеллектуальными нарушениями  будет успешным только в тесном сотрудничестве семьи  и школы.  


Список использованной литературы: 


1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В.2007 год 

2. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений учащихся начальных классов вспомогательной школы и представлений о себе и своем социальном окружении. Дефектология. 1995.№2. С. 27-31. 

3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. М., 2007. 

4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119М.   




Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации