Урок математики в 4 классе по теме «Расчетные задачи»

12
6
Материал опубликован 14 December в группе



ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 1.94 Мб
РАБОЧИЙ ЛИСТ 1DOCX / 135.14 Кб
РАБОЧИЙ ЛИСТ 2DOCX / 139.33 Кб


Предметные знания и умения и метапредметные действия:

-сравнивать высоту гор, их длину, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

-фиксировать полученные результаты в графическом виде: схема, таблица;

-планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

-понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебнойзадачи;

-выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений.

Математика:

Метапредметные действия:

-устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (протяжённость гор);

-применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

-читать, интерпретировать графически представленную ин формацию (таблицу, диаграмму);

-представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

-осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.

Предметные знания и умения:

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;

-выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно;

-вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления;

-использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий;

-решать текстовые задачи в 1—3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;

-решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью;

-классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленным одному-двум признакам;

-извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных объектах окружающего мира;

-заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;

-составлять модель текстовой задачи, числовое выражение;

-конструировать ход решения математической задачи.


Ход урока:

(При входе дети получают рабочие листы разного цвета. Рассаживаются за парты в произвольном порядке).

-Сегодняшний урок начнем с ребуса.

СЛАЙД 1.

d1734147128.JPG

-Какое слово получилось?  (Горы)

СЛАЙД 2.


j1734147138.JPG

-Сделайте предложение, какое отношение имеют горы к такому предмету, как математика?

(Свободные высказывания учащихся)

-А кто из вас знает, какой праздник отмечается 16 декабря?

Оказывается, 16 декабря отмечается праздник, который называется «День покорения вершин». Это праздник не только альпинистов и скалолазов - покорителей вершин в буквальном смысле этого слова. Это праздник всех, кто стремится к новым вершинам личностного и карьерного роста, не опускает руки на пути к цели.

- Что такое вершина?

Вершина — это многозначное слово. Вершина — это верхняя, самая высокая часть чего-либо (обычно дерева или холма). В математике вершина — это точка, в которой сходятся две кривые, две прямые либо два ребра. В переносном смысле вершина может означать высшую степень, ступень чего-либо. Например, вершина творческой деятельности или вершина славы. 

Итак, сегодня на уроке математики мы отправимся покорять трудную вершину.  А сможете ли вы добраться до этой вершины, зависит от вашей слаженной работы.

Покорять гору вы будете в составе одной из групп. У каждой группы будет свой руководитель. Кто при входе получил рабочий лист красного цвета, работает с Ольгой Константиновной, кто синего цвета - со мной. В ходе урока вам предстоит с таблицами самооценки всех выполненных заданий. Двигаться группы будут разными маршрутами, но в конце урока группы должны встретиться на вершине горы.

(На доске размещается изображение горы и фигуры альпинистов, которые будут двигаться вверх по горе)

Но сначала давайте узнаем, какую гору вам предстоит сегодня «покорить». Начнем традиционно с устного счета. В качестве разминки предлагается решить примеры на порядок действий, а затем расшифровать слово.

Найдите в рабочем листе задание № 1. Выполните вычисления. Впишите в таблицу над числами соответствующую букву. У вас должно получиться слово.

(64 : 8 + 24) : 4 +47=     Е

7 • 8 + 24 : 3 =               Р

(63 : 9 • 3 + 4) : 5 =       Э

9 • 7 – 60 – 3 =              С

100 – 81 : 9 • 5 =           Е

 (45 + 9) : 9 • 7 =           В

45 : 5 + 4 • 9 =               Т








5

42

55

64

55

0

45

Ответ:

Э

в

е

р

е

с

т

5

42

55

64

55

0

45

(Во время устного счета разгадывают слово Эверест. Слово размещается на доске)

Оцените свою работу на данном этапе урока в «Таблице самооценки» от 1 до 3 баллов. Если все примеры были решены верно-3 балла, допущена 1- 2 ошибки- 2 балла, 3 и более ошибок- 1 балл.

(Рефлексия)

-Что вам известно про Эверест?

СЛАЙД 3.


t1734147157.JPG

Гора Эверест имеет еще одно название - Джомолунгма. Джомолунгма — это тибетское название, а Эверест — европейское, английское. Это самая высокая вершина нашей планеты, относящаяся к горной системе Гималаев. Она находится на границе Непала и китайского Тибета.

(На доске размещается слово Джомолунгма)

На южном склоне горы снег не задерживается и соскальзывает вниз — настолько крутые там скалы. Ледники, покрывающие основную часть горы, доходят до пятикилометровой высоты.

Чтобы добраться до самой высокой точки Эвереста, вам надо будет сделать 2 подъема. А чтобы совершить подъем, группам предстоит выполнить несколько заданий. При каждом подъеме фигурки альпинистов будут двигаться вверх.

Объединитесь в группы по цвету рабочих листов.

(Двигательная активности)

(Работа в группах- решение задачи, спланированных с учетом дифференциации обучения)

1 группа.

-Кто знает, какую высоту имеет Эверест? Решите задачу, и вы узнаете эту информацию.

(Решают задачу самостоятельно, затем идет обсуждение в группе)

Задача № 1.

Самая большая высота Крымских гор 1545 метров. Уральские горы на 349 метров выше Крымских, но ниже Карпатских на 769 метров, которые ниже горы Эльбрус на 2970 метров.. Высота Эвереста на 3215 метров выше Эльбруса. Определите высоту горы Эверест.

Решение:

1554+349=1894 м Уральские

1894+769=2663 м Карпатские

2663+2970=5633 м Эльбрус

5633+3215=8848 м Эверест

(На доске размещается карточка с указанием высоты горы)

У Эвереста два пика:

— Северный, высотой 8848 метров над уровнем моря, в Тибете;

— Южный, высотой 8760 метров, со стороны Непала.

-Как вы думаете, за сколько дней можно подняться на Эверест?

Решите следующую задачу, и вы узнаете, сколько дней и часов вам понадобиться, чтобы взобраться на эту гору.

Задача № 2.

Альпинисты отправились на подъем Эвереста 4 августа и оказались на пике горы 22 сентября. Сколько дней и сколько часов длился подъем?

Решение:

50 дней* 24=1200 часов.

Вы решили 2 задачи, связанные с величинами. Оцените свою работу на данном этапе урока. Если вы самостоятельно и без ошибок решили 2 задачи, поставьте себе 3 балла, если решили задачи, но допустили ошибки в вычислениях- 2 балла, если решили самостоятельно только 1 задачу- 1 балл.

(Рефлексия) 

В среднем, при хорошей погоде, грамотной подготовке и отсутствии других препятствий восхождение на вершину Эвереста занимает от 40 до 60 дней. Начинающим покорителям стоит закладывать ещё месяц-полтора на предварительный тренинг. По достижении цели у альпинистов есть 20 минут, чтобы осмотреться и восхититься собой, после чего придётся начинать путь вниз. Это обусловлено крайне низким и потому опасным для здоровья содержанием кислорода в воздухе на такой высоте.

Как вы поняли, альпинистам, готовым подняться высоко в горы, надо уметь правильно дышать. Предлагаю вам разучить упражнение на дыхание, которое называется «Метель». Упражнение можно выполнять стоя или сидя. Спина прямая.  Делаем вдох носом, затем медленно и плавно выдыхаем ртом, произнося поочередно звуки «с-с-с», «ш-ш-ш»,  «с-с-с», «ш-ш-ш»,  пока воздух полностью не выйдет из легких. Повторять упражнение надо 4-5 раз.

Ну что, мы сделали небольшой привал, а сейчас продолжаем движение дальше. Нам осталось сделать еще один подъем.

Гималаи – самые высокие горы мира. Здесь находится 14 восьмитысячников — вершин высотой более 8000 м над уровнем моря. Самая высокая из них- Джомолунгма (Эверест). Всего в Гималаях насчитывается 109 вершин.

-Кто запомнил ее высоту? (8848 метров)          

Задача № 3.

Перед вами таблица, в которую внесены одни из самых высоких вершин Гималаев.

Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы:

-Назовите самую низкую вершину. Определите, на сколько ее высота ниже Эвереста.

-Расположите горные вершины в порядке увеличения высоты.

-Какая горная вершина была покорена первой?

-А какая последней?

-Расположите названия вершин в порядке их покорения.

Вершина

Высота (м)

Год покорения

А).Аннапурна

8091

1950

Б).Манаслу

8156

1956

В) Канченджанга

8586

1955

Г) Шиша Пангма

8012

1964

Д) Лхоцзе

8516

1956

Е) Дхаупагири

8167

1960

Ж) Джомолунгма

8848

1953

З) Макалу

8463

1955

И) Чо-Ойю

8201

1954

К) НангаПарбат

8126

1953

Ответы:

-Назовите самую низкую вершину: Шиша Пангма. Определите, на сколько ее высота ниже Эвереста: 8848-8012=836 метров.

-Расположите горные вершины в порядке увеличения высоты: Г), А), К), Б),  Е), И), З),  Д), В), Ж.

-Какая горная вершина была покорена первой: Аннапурна

-А какая последней: Шиша Пангма

-Расположите названия вершин в порядке их покорения: А), Ж), К), И), В), З), Д), Б), Е), Г)

Оцените свою работу на данном этапе урока. Если верно ответили на все вопросы, поставьте себе 3 балла, если допустили 1 -2 ошибки- 2 балла, если допущено 3 и более ошибок- 1 балл.

(Если останется время, можно предложить детям самостоятельно составить задачи, используя данные таблицы).

Подсчитайте общее количество баллов за все выполненные задания. Если вы получили 9 баллов- ставите в листе самооценки отметку «5», если 7-8 баллов- отметку «4», если 5-6 баллов- отметку «3».

(Рефлексия).

2 группа

-Вспомните, какие горные системы мы с вами изучили на окружающем мире? (Саяны и Алтайские горы, Кавказские горы, Уральские горы).

- Какие горы самые высокие?

Самые высокие горные системы России расположены в Кавказском регионе.Самая высокая точка России и всей Европы — Эльбрус (5642 м).

-А известна ли вам протяженность этих гор?

В ходе решения задачи вы познакомитесь с этой информацией.

Задача № 1.

Протяжённость Кавказских гор с севера на юг составляет 1100 км, а с запада на восток — 180 км. Протяжённость Гималаев с запада на восток составляет 2900 км. Общая протяжённость Гималаев с севера на юг — более 2400 км. Протяженность каких гор больше и на сколько километров?

Решение:

2400-1100=1300 км- на столько длина Гималаев с севера на юг больше длины Кавказских гор

2900-180=2720 км- на столько длина Гималаев с запада на восток больше длины Кавказских гор.

-Для восхождения на Эверест необходимо сделать несколько привалов. Для чего нужны эти привалы?

Привалы нужны, чтобы организм человека постепенно акклиматизировался (привык) к жизни в условиях нехватки кислорода. Часто такие остановки делаются длительностью 1–2 дня на каждую тысячу метров подъёма. При этом, поднявшись на определённую высоту, на ночёвку группа возвращается на более низкую отметку, поскольку ночевать на максимальной за день высоте очень опасно для здоровья.

Представьте, что вы добрались до места привала. Положите голову на парту, закройте глаза. Вы высоко в горах. Вокруг - тишина, покой. Вы вдыхаете чистый горный воздух и чувствуете себя превосходно. Но вы чувствуете, что устали от долгого пути. Вы хотите расслабиться и отдохнуть. Вы чувствуете, что ваши ноги и руки отяжелели. Вы ложитесь на траву, согретую солнцем, и отдыхаете. Вы осматриваетесь вокруг и видите траву, яркие цветы, слышите жужжание пчел, перелетающих с цветка на цветок. Вы ощущаете под собой мягкую траву, чувствуете тишину и покой на этом лугу. Вы слышите приглушенный звон колокола деревенской церкви, а может быть это плещется горный ручей, звеня как колокольчик. Теперь наступило время помечтать о чем-то приятном и светлом. Вам хорошо и спокойно. Вы отдохнули и набрались сил. Вздохните полной грудью и откройте глаза. Вы готовы к продолжению пути.

Задача № 2. Сделайте чертеж и решите следующую задачу.

Альпинисты поднимаются в гору Эверест. До привала они должны пройти 875м. Они уже прошли 385метров. Какой путь длиннее: который они прошли или который остался пройти? На сколько метров?

Решение:

875 - 385 = 490 метров- оставшийся путь.

490 - 385 = 105 метров.

Оцените свою работу на данном этапе урока. Если вы самостоятельно решили 2 задачи, связанные с величинами – ставите 3 балла. Если решили задачи, но допустили ошибки в вычислениях- 2 балла, если решили самостоятельно только 1 задачу- 1 балл.

(Рефлексия) 

-Перечислите названия самых высоких гор тех горных систем, которые мы изучали на уроках окружающего мира.   Как они называются?

Давайте вспомним высоту данных гор. Для этого вам надо выполнить следующее задание.

Задача № 3.

Прочитайте информацию. Внесите данные в диаграмму на основании этих данных.

Уральские горы. Высочайшая гора: Народная. Высота вершины: 1895 метров.1929 год — год первого восхождения на гору Народную.

Гималаи. Величайшая вершина: Джомолунгма (Эверест). Высота вершины: 8848 метров.29 мая 1953 года состоялось первое покорение Эвереста.

Горы Алтай. Высочайшая вершина: Белуха. Высота вершины: 4506 метров.1914 год — год первого восхождения на гору Белуха. Его совершили братья Михаил и Борис Троновы.

Кавказские горы. Высочайшая вершина: Эльбрус. Высота вершины: 5642 метра.1829 год — год первого покорения Эльбруса.

Внесите данные в таблицу:

Название горы

Год покорения









-Назовите самую высокую гору.

-Назовите самую низкую гору.

-Сравните высоту Эвереста и горы Народной.

-Какую гору покорили раньше всего?

Ответы:

Назовите самую высокую гору: Эверест.

-Назовите самую низкую гору: Народная.

-Сравните высоту Эвереста и горы Народной: 8848-1895=6953 м

-Какую гору покорили раньше всего: Эльбрус

Название горы

Год покорения

Народная

1929 год

Эверест

29 мая 1953 года

Белуха

1914 год

Эльбрус

1829 год

Оцените свою работу на данном этапе урока. Если верно ответили на все вопросы, поставьте себе 3 балла, если допустили 1 -2 ошибки- 2 балла, если допущено 3 и более ошибок- 1 балл.

(Если останется время, можно предложить детям самостоятельно составить задачи, используя данные таблицы)

Подсчитайте общее количество баллов за все выполненные задания. Если вы получили 9 баллов- ставите в листе самооценки отметку «5», если 7-8 баллов- отметку «4», если 5-6 баллов- отметку «3».

(Рефлексия).

Ну что, ребята, наше путешествие в горы заканчивается. Поделитесь своим мнением об уроке. Расскажите, что новое узнали? С какими сложностями встретились?

У вас на партах лежат флажки зеленого цвета. Подойдите к доске и определите свое положение на данный момент на «Горе  успеха».

Кто сегодня оказался на вершине горы- вы большие молодцы, постарайтесь удержать эту высоту и дальше. Остальным не стоит расстраиваться. Как сказал когда-то Владимир Высоцкий: «И в мире нет таких вершин, что покорить нельзя».

СЛАЙД 4.


m1734147211.JPG

Не останавливайтесь на достигнутом. Очередной успех способен дать силы для покорения новых вершин!

СЛАЙД 5.


n1734147223.JPG

Источники картинок:

https://otvet.imgsmail.ru/download/875a8375f91de049494d6073098e8a2f_509dd776cbf7ddb6afa97901b80782ab.jpg

https://65.edubish.kg/wp-content/uploads/sites/28/2022/04/uspeh-1500x936.jpg

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4340862/pub_646274c156e6b51c6724da6d_64627b95b1dfdc18e39c2b50/scale_1200


Комментарии

Благодарю за качественную помощь коллегам,Светлана Валерьевна!

14 December

Спасибо, Марина Юрьевна. Рада, что разработка урока вызвала интерес.

14 December

Светлана Валерьевна, спасибо за полезный методический материал!

14 December

Елена Алексеевна, благодарю за приятные комментарии!

14 December

Спасибо за качественный образовательный ресурс!

14 December

Виктория Владиславовна, спасибо за приятные слова. В понедельник планирую провести данный урок вместе с наставляемым педагогом. Надеюсь, все у нас получится!

14 December