Онлайн урок информатики в 7 классе «Файлы и файловая система»

1
0
Материал опубликован 6 December 2020

Он-лайн урок информатики в 7 классе «Файлы и файловая система»

Автор разработки: Бянкина Олеся Сергеевна, учитель информатики, высшая категория

АННОТАЦИЯ

В связи со сложившимися обстоятельствами в нашей стране, обучение детей в школе перешло на дистанционный режим. В данной разработке представлен он-лайн урок по информатике для 7 класса «Файлы и файловая система», который можно провести как дистанционный. Занятие проходит в виде конференции на платформе zoom (ведется запись урока и выкладывается на Youtube канал учителя по прямой ссылке) и на сайте педагога с применением платформ Learning.org и Google.com.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОН-ЛАЙН УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА «ФАЙЛЫ И ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА»

Цель:

- деятельностная - создание условий для формирования понятий «полное имя файла», «иерархическая файловая структура», «логический диск», «путь к файлу»;

- содержательная - формирование понятия «файловая структура» через умение объяснять понятия «файл», «имя файла», «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла».

Задачи:

Обучающие:

- актуализировать знания о понятии «файл», «имя файла», «тип файла», «действия над файлами»;

- познакомить учащихся с понятиями: «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла»;

- проверить первичное понимание понятий.

Развивающие:

- развивать коммуникативные умения учащихся через работу на сайте учителя;

- развивать умение анализировать свою деятельность через представление своей работы на форме обратной связи.

Воспитывающие:

- развивать информационную культуру посредством коммуникационных технологий;

- воспитывать отношение к компьютеру, как инструменту информационной деятельности человека.

Планируемые образовательные результаты урока:

- Личностные - воспитание положительной мотивации к обучению, формирование интереса к изучению информатики.

- Метапредметные - умение сравнивать, анализировать полученную информацию, находить необходимую информацию в источниках, формирование навыка монологической и диалогической речи.

- Предметные - понимать понятия «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла».

УУД

Личностные УУД: 

- развитие познавательных интересов и учебных мотивов;

- умение находить ответ на вопрос;

- формирование границ собственного знания и незнания;

- формирование адекватной позитивной самооценки личности;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностно - моральный выбор.

Регулятивные УУД:

- принятие и сохранение учебной задачи;

- оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив;

- осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя.

Коммуникативные УУД:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование собственного мнения;

- использование речи для регуляции своего действия;

- владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

- формулирование собственного мнения.

Познавательные УУД:

- построение речевого высказывания;

- поиск разнообразных способов решения задач;

- осуществление поиска необходимой информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Оборудование и технические средства обучения:

Ноутбук или ПК;

мультимедийный проектор, экран.

Дидактические материалы:

Автор учебника: Информатика, 7 класс, авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».


п/п

Этапы занятия, продолжительность


Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

УУД

1.

Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: Создание ситуации включения в учебную деятельность.

(подключение к онлайн уроку на платформе ZOOM)

2 мин.

Создает ситуацию включения в учебную деятельность. Подключает детей к конференции (https://us04web.zoom.us/j/78048860197?pwd=em9oY204TEdvcWlKSHByTkFTazRVUT09)

На экране ребус. (демонстрация экрана)

Обучающимся необходимо отгадать слово (ключевое понятие урока) по картинке.

Загаданное слово «файл». Сформулируйте тему урока.

Учащиеся подключаются к конференции и отгадывают слово на картинке.

Угадывают слово «файл».

Формулируют тему урока.

Познавательные: построение речевого высказывания и осуществление синтеза как составления целого из частей.

Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.

Личностные: развитие познавательных интересов.

2

Актуализация знаний.

Цель:

- повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала;

- зафиксировать затруднение, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний.

2 мин.

Понятие «Файл» нам знакомо?

Вспомним, что мы о нем знаем. Ответим на вопросы: как создается файл? Какой может быть файл? Кто присваивает имя файлу? Что можно делать с файлами?

(Приложение 1 – интерфейс конференции)

Да.


Учащиеся активно отвечают на вопросы, поднимая руку в Эмоциях.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения поставленной задачи.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: внесение необходимых корректив.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

3

Просмотр презентации по новой теме

Цель:

- открыть новые знания

10 мин.

Демонстрация презентации с сайта (http://boss40.ru/?page_id=181)

(Приложение 2)

Рассказ учителя.

-Все файловые структуры делятся на два типа: простые (линейные) и иерархические (многоуровневые). При линейной файловой структуре в корневом каталоге устройства внешней памяти просто хранится последовательность некоторых файлов. Они не разделены на каталоги. То есть такую структуру можно представить в виде простого списка файлов. Линейная структура используется для хранения небольшого количества файлов.

Когда на одном устройстве внешней памяти содержится много файлов, например, десятки или даже сотни тысяч, для того, чтобы их сохранить более удобным образом, требуется более сложная система. В этом случае используется иерархическая файловая структура. Она получила такое название от слова «иерархия» и означает расположение частей системы по уровням от высшего к низшему.

Высший уровень этой системы-корневой каталог. Он содержит файлы и директории 1-го уровня, которые в свою очередь так же будут содержать файлы и поддиректории 2-го уровня и т. д. Эту структуру графически можно изобразить в виде дерева.

-Чтобы выполнить какие-то действия с файлом, нужно указать путь к нему на запоминающем устройстве.

Вопросы устно:

1.Что такое «путь к файлу»?

2.Опишите его последовательность.

3.Что такое «полное имя файла»?

5. Какие вы знаете операции над файлами?

Записывают тему урока и формулируют цель (узнать, что такое файловые структуры и их разновидности, полное имя файла и из чего оно состоит, рассмотреть операции над файлами.

Научиться находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе)

Смотрят презентацию.

Слайд 1.



Слайд 2. Делают записи в тетради


Слайд 3. Делают записи в тетради



Слайд 4.



Слайд 5.



Слайд 6.



Слайд 7.



Слайд 8. Делают записи в тетради


Отвечают устно на вопросы

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- выделение информации из текстов;

- самостоятельное создание способов решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

- умение работать в команде;

- умение с кратко и точно выражать свои мысли.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Личностные: умение оценивать свои действия, находить ответ на вопрос.

4

Выполнение заданий

Цель: закрепить новый материал, выполняя практические задания.

5 мин.

Учащимся предлагается выполнить 4 задания по новой теме, которые приведены на сайте (http://boss40.ru/?page_id=181)

1) устно - выбрать имена допустимые файлов и объяснить почему.

2) устно – определите тип файла по его иконке.

3) письменно – запишите полные имена файлов, представленных на картинке.

4) письменно – решите задачу в тетради. Нужно подробно объяснить про корневой каталог и продемонстрировать корневой каталог на своем компьютере учителю.

Смотрят задания.

1 и 2 задание выполняют устно, поднимая руку в Эмоциях в конференции.

Активно отвечают на вопросы и слушают отвечающего.

3 и 4 задания выполняют в тетрадях, рассуждая и внимательно слушая того, кто отвечает.

Познавательные:

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные:

- контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

Личностные: умение оценивать свои действия, находить ответ на вопрос.

5

Самостоятельная работа, инструктаж

Цель:

- закрепление и применение полученных знаний,

- развитие творческих способностей.

- расширение и углубление изучаемого материала.

1 мин.

Учащимся предлагается 3 задания. (http://boss40.ru/?page_id=181)

1) нужно рассмотреть картинку и ответить на 3 вопроса;

2) нужно восстановить полное имя файла и записать ответ в виде набора букв по обрывкам;

3) записать полные имена всех файлов представленных на картинке.

После выполнения 3 заданий в тетради учащиеся переходят на сайте по форме обратной связи (https://docs.google.com/forms/d/191wuqAGG6HZZA3eU7bxT0Lzb0bkhoqKR1q2ivANRens/edit) и заполняют ее.

Учащиеся слушают, уточняют детали, фиксируют полученную информацию.

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

построение монологического высказывания.

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные:

развитие познавательных интересов и учебных мотивов

7

Подведение итогов

(рефлексия)

Цель: определение результатов работы, фиксирование успехов и затруднений у учащихся

Учитель в конце урока заходит на форму обратной связи, проверяет ответы учащихся и читает Рефлексию урока в сформированном Excel файле. Выставляет оценки в журнал.

Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу на уроке. Заполняют форму своими ответами. Заполняют Рефлексию. (приложение 3)

Познавательные:

построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения; понимание возможности различных позиций других людей.

Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя

Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки личности, самоуважения и самопринятия.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса. Взаимодействуя с учениками в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов; привлекает к работе всех учеников (даже кто не смог выйти в он-лайн – может работать дистанционно); обсуждает все высказывания. Ведь любое научное знание (понятие) возникает как коллективное мнение ученых-профессионалов и в этом смысле, затем становится общепринятым, подлежащим усвоению в школе.

В данном уроке используется технология индивидуально-групповой работы. Работая в группе, ученики выполняют как групповую работу (на конференции он-лайн), так и индивидуальную (выполняют задания и заполняют форму обратной связи). 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

Российское образование – федеральный портал –

http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=061100

Сайт «образование и культура», стандарты дистанционного образования http://tempus.kstu.kz/ucheb_plat_moodle.html

Юрков А.В. Обзор отечественных систем дистанционного обучения. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», 2003, № 1.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации